Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Творческая индивидуальность А. Тарковского

  1. Духовные поиски лирического героя. Личность автора в стихах.
  2. Время и пространство в лирике А. Тарковского.
  3. Своеобразие поэтики.
  4. Традиция отечественной поэзии в лирике А. Тарковского.

 

Литература

  1. Тарковский А. Стихотворения. – М., 1974.
  2. Тарковский А. Зимний день. Стихотворения. – М., 1980.
  3. Тарковский А. «Я полон надежди веры в будущее русской поэзии». // Вопросы литературы. – 1979. - № 6. – С. 196-213.
  4. Тарковский А. Держава книги. // Альманах библиофила. М., - 1979. – Вып. 7. – С. 6-25.
  5. Алигер М. Судьба поэта. // Тропинка во ржи. – М., 1980. – С. 45-53.
  6. Дадашидзе И. Под сенью волшебных гор // Дружба народов. – 1979. - № 10. – С.257.
  7. Иванова Н. «Я ветвь меньшая от ствола России» // Литературная Грузия. – 1976. - № 11. – С. 88-90.
  8. Рунин Б. Власть слова. // Вопросы литературы. – 1967. - № 5. – С. 118-131.
  9. Тарковский о Тарковском // Культура и жизнь. – 1979. - № 10. – С. 21-23.
  10. Урбан А. Наедине с историей // Возвышение человека. – Л., 1968. – С.146-153.
  11. Хворошан А. Энергия преодоления. Заметки о философской лирике // Литературное обозрение. – 1980 - № 3. – С.24-29.

 

Поэзия Н. Рубцова

  1. Особенности мировидения лирического героя.
  2. Лики Родины. Мотив «Россия, Русь! Храни себя, храни».
  3. Традиции русской классики в поэзии Н. Рубцова.

 

Литература

  1. Рубцов Н. Избранная лирика. – Вологда, 1974.
  2. Рубцов Н. Подорожники. – М., 1975.
  3. Рубцов Н. Стихотворения (1953-1971). – М., 1977.
  4. Акаткин В. В поисках главного слова // Вопросы литературы. – 1974. - № 3. – С.39-62.
  5. Дементьев В. Предвечернее Н.Рубцова // Москва. – 1973. - № 3. – С.208-215. Или: Дар Севера – М., 1973. – С.246-278.
  6. Дементьев В. Николай Рубцов. // Грани стиха. – М., 1979. – С.144-157.
  7. Викулов С. Его подснежники. // Наш современник. – 1981. - № 12. – С.146-157.
  8. Иоффе С. Николай Рубцов. Живут стихи. Этюды о поэтах. – Иркутск, 1979. – С. 279-286.
  9. Истогина А. Душа моя чиста… // Волга. – 1980. - № 10. – С. 172-179.
  10. Кожинов В. Николай Рубцов. Заметки о жизни и творчестве поэта. – М., 1976.
  11. Лавлинский Л. О «тихой»лирике // Не оставляя линии огня. – М., 1975. – С. 79-99.
  12. Ланщиков А. Поэт и природа (Памяти Николая Рубцова). // Многообразие искусства. – М., 1974. – С. 142-150.
  13. Михайлов А. Магия «простых» слов. О стихотворении Н. Рубцова «Тихая моя Родина» // Поэзия. Альманах, 1976. – Вып. 17. – С. 163-167.
  14. Наполова Т. «Все земные святыни и узы…» // Волга. – 1977. - № 5. – С.170-176.
  15. Селезнев Ю. «Перед дорогою большою»… // Молодая гвардия. – 1977. - № 5. – С. 197-309.
  16. Пикач. А. «Я люблю судьбу свою… » О поэзии Н. Рубцова. // Вопросы литературы. – 1977. - № 9. – С.92-126.
  17. Оботуров В. Сочетая прекрасное и вечное (О лирике Николая Рубцова) // Степень родства. – М., 1977. – С. 148-168.
  18. Шайтанов И. В согласии и споре. - // Литературная учеба. – 1979. - № 2. – С. 133-142.

 



Поэзия И. Бродского

1. Природа творческой индивидуальности и поэтическая судьба.

2. Лирический герой и реальность.

3. Время и пространство в поэзии И. Бродского.

4. Русский язык и слово И. Бродского.

5. Поэтические традиции и «новое измерение» И. Бродского.

 

Литература

1. Бродский И. Часть речи. Избранные стихи.1962-1989. - М., 1990; Он же. Стихотворения. - Таллин, 1991; Он же. Бог сохраняет все. Стихи. - М., 1992; Он же. Избранные стихотворения. 1957-1992. - М.; - Мюнхен, 1992; Он же. Сочинения: В 7. - СПб., 1997. Т. 1-3. Он же. Нобелевская лекция // Книжное обозрение. – 1988. – 10 июня. – С. 8-9.

2. Глэд Джон Беседы в изгнании. Русское литературное зарубежье. - М., 1991. – С. 122-131.

3. Лотман М. , Лотман Ю. Между вещью и пустотой / из наблюдений над поэтикой сб. И. Бродского «Урания» // Уч. зап. Тарт. ун-та. – 1990. – Вып. – 883. Труды по русской и славянской филологии. – С. 170-187.

4. Вайль П., Генис А. В окрестностях И. Бродского // Литературное обозрение. – 1990. - № 8. – С. 23-29.

5. Кублановский Ю. Поэзия нового измерения // Новый мир. – 1991. - № 2. – С. 242-246.

6. Полухина В. Поэтический автопортрет Бродского // Звезда. – 1992. - № 5-6. – С. 186-192.

7. Лазарук Р. На смерть Жукова И. Бродского и «Снегирь» Державина // Русская литература. – 1995. - №2. – С. 241-247.

8. Памяти И. Бродского // Литературное обозрение. – 1996. - № 3.

9. Лосев Л. Реальность зазеркалья. Венеция И. Бродского // Иностранная литература. – 1996. - № 5. – С. 224-237.

10. Рейн Е. Мой экземпляр «Урании» // Знамя. – 1996. - № 10. – С. 147-154.

11. И. Бродский Неизданное в России // Звезда. – 1997. - № 1.

12. Кузнецов С. Распадающаяся амальгама / О поэтике Бродского // Вопросы литературы. – 1997. – Май-июнь. – С. 24-49.

 

Драматургия «новой волны» : Л. Петрушевская, Н. Садур

 

  1. Перестроечные процесс в судьбе театра. Пути развития драматургии второй половины 1980 - 1990-е годов.
  2. «Ужесточение» нравственной проблематики в драматургии «новой волны»: тема «дна» в пьесах «новой волны».
  3. Проникновение в драматургию элементов театра абсурда Тема распада коммуникативных связей человека, стирание граней между реальностью и игрой, восприятие жизни как сумасшедшего дома, населенного людьми фантомами.

Литература

1.Альшиц Д.Н. Основы драматургии: Учебное пособие для студентов университетов и институтов культуры и искусства. 3-е изд., расширенное и дополненное / Д.Н.Альшиц. - С-Пб., 2004.

2.Гончарова-Грабовская С.Я. Комедия в русской драматургии конца ХХ – начала ХХI века: Учебное пособие / С.Я.Гончарова-Грабовская. - М., 2007.

3.Граник Г.Г. Драматурги, драматургия, театр / Г.Г.Граник. - М., 2001.

4.Громова М.И. Русская драматургия конца ХХ – начала ХХI века / М.И.Громова. - М., 2007.

 

5.Заславский Г. «Бумажная» драматургия: авангард, арьергард или андеграунд современного театра? / Г.Заславский // Знамя. – 1999. - № 9.

6.Буслакова Т.П. Как создается литературный образ в драме / Т.П. Буслакова. - М., 2005.

7.Заславский Г. «Бумажная» драматургия: авангард, арьергард или андеграунд современного театра? / Г.Заславский // Знамя. – 1999. - № 9.

8.Канунникова И. Русская драматургия ХХ века: Учебное пособие / И.Канунникова. - М., 2003.

9.Красильникова Е. Драматургия русского авангардизма (1960 -1990 годы) / Е.Красильникова. - Пенза, 1999.

10.Пави П. Словарь театра (пер. с фр.) / П.Пави. - М., 1991.

11.Поляков М.Я. О театре: поэтика, семиотика, теория драмы / М.Я.Поляков. - М., 2000.

12.Явчуновский Я.И. Драма на новом рубеже: Драматургия 70-х и 80-х годов: кофликты и герои / Я.И.Явчуновский. - Саратов. 1989.

 

 

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
  Посещение практ. занятий Ответы на теоретические вопросы на семинарах Участие в коллоквиумах по отдельным темам Выполнение индивидуальных домашних заданий    

3. Задания, обеспечивающие достижение студентом комплексной цели модуля

Реферат

Тематика

1. Жанрово-стилевое своеобразие драматургии 1960-1980-х гг. (А. Арбузов, В. Розов, М. Шатров, А. Вампилов, Л. Петрушевская и др.).

2. Творческий путь В. Высоцкого: проблемно-тематический и жанровый диапазон.

3. Образ времени в поэзии В. Высоцкого.

4. Образ лирического героя в творчестве Н. Рубцова.

5. Особенности поэтического мира А. Тарковского.

6. Особенности конфликта в пьесе А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске»

7. Проблематика и поэтика в пьсе Н. Садур «Уличенная ласточка».

8. Целостный анализ одного из поэтических сборников Е. Евтушенко.

9. Поэтическая личность А. Кушнера.

3.1.2. Цель и задачи выполнения творческого задания - представить основные методологические принципы и методические приемы исследования данной области истории литературы;

3.1.3. Описание

Собрать необходимый литературный и критический материал ( в соответствии с темой творческого задания), произвести систематизацию и анализ художественных текстов и критики в заданном ключе. Представить в работе самостоятельный анализ литературного текста. Проанализировать особенности поэтики.

 

3.1.4. Требования к выполнению реферата (см. методические рекомендации)

Работа должна содержать самостоятельный анализ нескольких литературных и литературно-критических источников, на примере которых будет раскрываться заявленная тема. Их необходимо указать в конце реферата, в разделе «Список использованной литературы». Освещение выбранной темы должно быть конкретным, подтвержденным цитатами. При цитировании ссылки на источник обязательны.

Освещение выбранной темы должно быть научным, конкретным, подтвержденным цитатами. При цитировании ссылки на источник обязательны.

Отчет представляется в виде реферата объемом 10 страниц.

3.1.5. Критерии оценки творческого задания

В процессе работы над творческим заданием студент должен продемонстрировать способность ориентироваться в литературоведческом и литературно-критическом материале, но при этом вырабатывать собственный взгляд на проблему. Основные критерии – самостоятельность, научность, глубина погружения в проблему

 

ФОРМЫ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ

Основные формы рубежного контроля – контрольная работа и собеседование с письменной фиксацией ответов.

Вопросы рубежного контроля к разделам модуля 1

 

1. Идейно-художественное своеобразие и характер символики романа Ф. Сологуба «Мелкий бес».

2. Какие социально-политические, культурно-исторические факторы оказали влияние на формирование художественной системы модернизма?

3.Идейно-художественное своеобразие романа А. Белого «Петербург». История создания.

4.Миф о Петербурге и способы его воплощения в тексте романа А. Белого «Петербург», характер символики.

5.Семантическая структура романа А. Белого «Петербург».

6.Художественное новаторство в романе А. Белого «Петербург».

7.Горький и Ницше. Полемика с христианской моралью, сострадательным гуманизмом.

8.Тема борьбы с мещанством в творчестве М. Горького.

9.Какими чертами характеризуется русский модернизм?

10. Поэтика символистского романа: «Мелкий бес».

11. Образ Передонова: «маленький человек» в русской классике и в романе Ф. Сологуба.

12.Творческие искания М. Горького до 1917 г. Горький и Ницше.

13.Концепция человека в творчестве А.Куприна (по повестям “Молох”, “Поединок”, рас. “Гранатовый браслет”).

13. Особенности поэтики в повести А.Куприна “Молох».

14. Система персонажей в повести А.Куприна “Поединок.

15. Бунин и революция: «Окаянные дни»

16. Своеобразие позиции А. Блока в отношении к проблеме революции.

17. Быт пореформенной России в рассказах И. Бунина.

18. Глубинный лиризм ранней прозы И. Бунина.

19. Новый тип повествования в рассказе «Деревня».

20. Бунин и революция: «Окаянные дни»

21. Особенности композиции в «Несвоевременных мыслях» М. Горького.

22. Проблематика в «Несвоевременных мыслях» М. Горького.

24. Философско-эстетические принципы и гражданские позиции М. Горького в

публицистике /”Несвоевременные мысли”/ и автобиографической трилогии.

25.Своеобразие позиции А. Блока в отношении к проблеме революции.

 

Критерии оценки.

Время ответа – 2 академических часа. Вопросы требуют развернутого ответа, который должен быть основан на знании как литературного, так и научного и литературно-критического материала, содержать не менее 50 слов. Оценивается каждый развернутый ответ в 2 балла. Максимальное количество баллов за ответы на вопросы – 50 (каждый положительный ответ оценивается в 2 балла). Получившему «не зачтено» студенту необходимо заново освоить материал модуля.

 

Не зачтено Зачтено
0 –29 балла 30 - 50

 

Вопросы рубежного контроля к разделам модуля 2

1.Философия, история и теория русского символизма.

2.Теория и история акмеизма.

3.Теория и история русского футуризма. Широкое и узкое понимание футуризма.

4.Дореволюционное творчество А. Ахматовой: мировосприятие, образ героини, своеобразие психологизма.

5.Образ Музы и тема вдохновения в лирике А. Ахматовой.

6.«Вещизм» и своеобразие психологизма в лирике А. Ахматовой.

7.Связь поэтического стиля Ахматовой с традициями русской поэзии 19 в. и поэтические искания начала 20 в.

8.Лирика А. Ахматовой советской эпохи.

9.Поэмы А. Ахматовой: поэтическое содержание и форма («Реквием», «Поэма без героя» - по выбору).

10. О. Мандельштам: характеристика творческой индивидуальности. Анализ основных поэтических сборников.

11.В. Маяковский и футуризм. Лирика дореволюционного периода.

12.Поэзия Маяковского в период революции и советской эпохи. Сатира.

13.Идейно-художественное своеобразие поэмы В. Маяковского «Облако в

штанах».

14.Образ автора в послереволюционном творчестве. В. Маяковского.

15.Идея «социального» заказа. Установка на «литературу факта» в

послереволюционном творчестве. В. Маяковского.

16.Творческий путь С. Есенина. Основные поэтические сборники. Темы, мотивы,

образы лирики. Лики лирического героя. Эстетика в «Ключах Марии».

17.Лиро-эпос С. Есенина, разновидности жанра. «Анна Снегина» и «Черный

человек». Итоговый характер произведений.

18.Интимная лирика 1920-х гг. М. Цветаевой.

19.Фольклорная основа поэм «Царь-Девица», «Переулочки», «Егорушка», «Молодец».

20.Поэмы М. Цветаевой периода эмиграции: «Поэмы Горы», «Поэма конца», «Поэма Лестницы».

18. Поэзия М. Цветаевой. Ранние сборники. Лирика сборника «Лебединый стан». Особенности поэтики. Проза о революционной России.

19. Неоклассическая тенденция в поэзии В. Ходасевича.

20. Своеобразие творческой позиции М. Волошина.

21. Импрессионистическая стилевая тенденция в поэзии К. Бальмонта.

22. Космогоническая картина мира в поэзии К. Бальмонта.

 

Критерии оценки. Время ответа – 2 академических часа. Вопросы требуют развернутого ответа, который должен быть основан на знании как литературного, так и научного и литературно-критического материала, содержать не менее 50 слов. Оценивается каждый развернутый ответ в 2 балла. Максимальное количество баллов за ответы на вопросы – 44 (каждый положительный ответ оценивается в 2 балла). Получившему «не зачтено» студенту необходимо заново освоить материал модуля.

Не зачтено Зачтено
0 –29 балла 30 - 44

Вопросы рубежного контроля к разделам модуля 3

 

1.Проблема поиска нового героя времени в прозе 1920-х-1930-х гг.(на примере нескольких произведений по выбору).

2.Конкретно-историческая и философская проблематика романа А. Платонова «Чевенгур».. Образ главного героя.

3.Мастерство М. Шолохова-романиста.

4.Образ Григория Мелехова. Отечественные литературоведы о трагической сущности Г. Мелехова.

5.Личность и история в идейно-художественной системе эпопеи «Тихий Дон». Мастерство диалога.

6. Человек и природа в ранних рассказах А. Платонова

7.Образ Назара Чагатаева в повести А. Платонова «Джан»

8. Мифологические аллюзии в повести «Джан» А. Платонова.

9.«Закатный» роман М. Булгакова: идейно-художественное своеобразие, система персонажей

10. Евангельские главы романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

11. Концепция детства в прозе А. Платонова.

12. Жанрово-композиционное своеобразие романа «Мастер и Маргарита».

13. Своеобразие проблематики малой прозы А. Платонова 1930-х гг.

14. Поэтика романа В. Набокова «Приглашение на казнь»

15. Концепция героя в романе В. Набокова «Приглашение на казнь»

16. Своеобразие проблематики Булгакова-комедиографа.

17. Изображение гражданской войны в драмах М. Булгакова.

18. Фольклорное начало в романе «Тихий Дон»

19. Эпопейное и романное начала в «Тихом Доне»

20. Антутопический код в пьесе М. Булгакова «Адам и Ева»

21. Концепция героя в фантастических произведениях А. Платонова

22. Сатирическое начало в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

 

Критерии оценки. Время ответа – 2 академических часа. Вопросы требуют развернутого ответа, который должен быть основан на знании как литературного, так и научного и литературно-критического материала, содержать не менее 50 слов. Оценивается каждый развернутый ответ в 2 балла. Максимальное количество баллов за ответы на вопросы – 44 (каждый положительный ответ оценивается в 2 балла). Получившему «не зачтено» студенту необходимо заново освоить материал модуля.

Не зачтено Зачтено
0 –29 балла 30 - 44

Вопросы рубежного контроля к разделам модуля 4

1. Роман Л. Леонова «Русский лес». Творческая история романа. Смысл названия,

тема исторических судеб народа, русской науки и культуры.

2. Образы Вихрова и Грацианского. Полемика вокруг романа «Русский лес».

3.«Многослойное» построение романа «Русский лес», мастерство

психологического портрета, роль реалистической детали и символики.

4.Авторская позиция и функция авторских отступлений в романе В. Астафьева

«Царь-рыба»

5.Семантика названия в романе В. Астафьева «Царь-рыба»

6.Эволюция военной темы в творчестве В. Быкова.

7. Традиции русской классической литературы в творчестве В. Астафьева.

8. Роль мифа в конструкции романа В. Астафьева «Царь-рыба»

9. Концепция героя в повести В. Быкова «Карьер»

10. Повесть В. Быкова «Знак беды» в контексте творчества писателя.

11. Своеобразие жанра «Архипелага ГУЛАГ» А. Солженицына.

12. Принципы изображения характеров и конфликтов в романе «В круге первом»

А. Солженицына.

13. Христианские мотивы в «Архипелаге ГУЛАГ» А. Солженицына.

14.Особенности стиля рассказов Т. Толстой.

15. Автор и персонажи в рассказах Т. Толстой.

 

Критерии оценки. Время ответа – 2 академических часа. Вопросы требуют развернутого ответа, который должен быть основан на знании как литературного, так и научного и литературно-критического материала, содержать не менее 50 слов. Оценивается каждый развернутый ответ в 3 балла. Максимальное количество баллов за ответы на вопросы – 45 (каждый положительный ответ оценивается в 3 балла). Получившему «не зачтено» студенту необходимо заново освоить материал модуля.

 

Не зачтено Зачтено
0 –29 балла 30 - 45

 

Вопросы рубежного контроля к разделам модуля 5

 

1. Проблема свободы в романе В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени».

2. Каков характер связи романа В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» с русской классикой?

3. Какова концепция героя в в романе В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени».

4.Что такое постмодернизм – литературное направление? Философия? Особое состояние общества?

5.Чем русский литературный постмодернизм отличается от западного?

6.Какова функция цитат в постмодернистском тексте?

7.На чем основывается искусство соц-арта?

8.Какой композиционный прием положен в основу рассказов В. Сорокина?

9.Какими приемами разрушаются стереотипы сознания в романах В. Пелевина?

10. Языковая специфика в произведениях В. Сорокина.

11.Общая характеристика постмодернизма как литературного направления (В.

Пелевин, В.Сорокин, В. Галковский и др.).

12. Особенности психологизма в прозе Л. Петрушевской.

13. Жестокий реализм Л. Петрушевской.

14. Традиции русской литературы в произведениях Л. Петрушевской.

15.Авторское начало и его роль в организации современного текста.

 

Критерии оценки. Время ответа – 2 академических часа. Вопросы требуют развернутого ответа, который должен быть основан на знании как литературного, так и научного и литературно-критического материала, содержать не менее 50 слов. Оценивается каждый развернутый ответ в 3 балла. Максимальное количество баллов за ответы на вопросы – 45 (каждый положительный ответ оценивается в 3 балла). Получившему «не зачтено» студенту необходимо заново освоить материал модуля.

Не зачтено Зачтено
0 –29 балла 30 - 45

 

Вопросы рубежного контроля к разделам модуля 6

 

1.Лирика Н. Рубцова, ее основные темы и мотивы, образ родины, природы, истории, художественно-стилевое разнообразие.

2. Родовое начало в лирике Рубцова («По вечерам»), образ современной России в контексте истории, Русь древняя и сегодняшняя.

3. Концепция «тихой», «смиренной» родины («Ночь на родине», «Огороды русские», «Чудный месяц плывет над рекою…»). Философия покоя в лирике Есенина и Рубцова.

4. Время и пространство в лирике А. Тарковского

5. Традиция отечественной поэзии в лирике А. Тарковского

6. Духовные поиски лирического героя А. Тарковского.

Личность автора в стихах.

7.«Зимний день» А. Тарковского: основные мотивы, художественно-стилевые

искания.

8.Философия судьбы и природы в стихах Н. Заболоцкого 40-х гг.

9.Поэтическое мастерство Н. Заболоцкого в поэме «Торжество Земледелия»

10.Поэзия И. Бродского: личностное переживание культуры, истории,

христианства, темы времени, особенности поэтики.

11.Тема времени как центральная у Бродского.

12.Книга как жанр в поэзии Бродского. Художественное единство и поэтика книг

(«Часть речи», «Остановка в пустыне», «Конец прекрасной эпохи», «Римские элегии», «Новые стансы к Августе», «Урания» и др.).

13.Особенности поэтики И. Бродского. Словесность в иерархии ценностей поэта.

14. Традиционное и новаторское в пьесах Л. Петрушевской.

15.Театр Нины Садур. Какие приемы она использует для создания своего

художественного мира?

 

Критерии оценки. Время ответа – 2 академических часа. Вопросы требуют развернутого ответа, который должен быть основан на знании как литературного, так и научного и литературно-критического материала, содержать не менее 50 слов. Оценивается каждый развернутый ответ в 3 балла. Максимальное количество баллов за ответы на вопросы – 45 (каждый положительный ответ оценивается в 3 балла). Получившему «не зачтено» студенту необходимо заново освоить материал модуля.

Не зачтено Зачтено
0 –29 балла 30 - 45

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВИДАМ УПРАВЛЯЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.