Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Художественно-образная система крестьянского жилища

В народном сознании дом олицетворял собой окружающий мир. Если мир воспринимался целостным, то и дом был цело­стнымансамблем, если мир был логически обоснован, то и дом строился по этому образу. В его устройстве отражалиськосмологические представлениячеловека. Противопоставление «своего» (обжитого, челове­ческого) и «чужого» (враждебного, связанного с нечистой силой) выразилось в идее оберегающей силы дома. С другой стороны, человек ощущал себя не просто частью мира и при­роды, а центром (но не «царем»); и в жилище главным смы­словым и композиционным центром был именно человек (антропоцентризм). Более того, представления о доме как о близком, живом существе составилиантропоморфный ас­пект егосемантики. Эстетические принципы организации русского крестьянского жилища соответствовалиэстетиче­ским представлениям народа.

Все эти идеи и представления нашли свое воплощение в художественных образах системы архитектурного декора. Таким образом, архитектурный декор выражал миропони­мание человека, выделял конструкцию сооружения и вы­полнял эстетическую функцию.

Крестьянская изба представляла собой целостную структуру, ансамбль, где каждый элемент и каждая вещь бы­ли органически связаны с целым и включены в общую иерар­хию. Эта иерархия отражалась как во внешнем, так и во внут­реннем пространстве избы, как в вертикальной, так и в гори­зонтальной ее структуре. Основа вертикальной структуры -троичность: крыша (а внутри - потолок) символизировала небо и связывала дом с небесами. В древнем жилище еще не было потолка, и два ската огромной высокой крыши пред­ставлялись небосклоном; кроме того, из слухового окна под крышей на фронтоне лился основной поток света. Естествен­но, что снаружи декор фронтона - верхней части дома - изо­билует солярной символикой. Образ коня, венчающего кры­шу, связан со светом, солнцем, с языческим богом Перуном, повелителем молнии и грома. Вдоль скатов крыши на фрон­тоне шли фигурные доски- прнчелины - прикрывающие торцы слег от гниения. Их несложный геометрический орна­мент символизировал воду, а точнее, запасы воды на небесах - «хляби небесные». По поднебесью катилось солнце: оно изображалось на так называемых полотенцах - резных дос­ках, свисающих с правого и левого ската крыши и под конь­ком. На нижних полотенцах вырезалось восходящее и закат­ное солнце, а под коньком - полуденное. Окно-светелка на фронтоне также оформлялось солярной символикой. Его кон­структивные детали - курицы - делались в виде силуэтов птиц (быстрота полета птицы связывалась с быстротой света). Потоки, которые поддерживались курицами, часто заверша­лись стилизованными головами змеев-драконов (этот образ одновременно связан со стихией воздуха (огненный змей) и воды и относится в языческой мифологии к чистым силам).



Средняя часть троичной структуры - жилое, человече­ское пространство. Если верх избы символизировал ее связь с небом, то в образной структуре средней части — человече­ского пространства - главным было соотношение дома и его обитателей с окружающей средой, с миром природы. Особое развитие эта идея получила с распространением красных окон. «Свое» пространство внутри избы противопоставлялось внешнему, полному таинственных и недобрых сил. Окна и двери воспринимались как лазейки для этих сил и должны были быть надежно защищены декором охранно-магического свойства. Большей частью это относилось к окнам, а не к дверям, поскольку железный замок двери или железный то­пор под порогом, по народным представлениям, не могли ми­новать никакие злые силы. С другой стороны, окна связывали дом с окружающим миром, были источником света, который поэтически представлялся как связь с природой. Эти поэтиче­ские воззрения отразились в солярной символике наличников снаружи дома и в их уборе вышитыми полотенцами изнутри. Распространение конструкции крыши на стропилах вызвало появление нового функционально-декоративного элемента -лобовой доски (широкой горизонтальной доски, прикрываю­щей место стыка сруба и фронтона, зашитого вертикальными досками). Эта доска на фасаде как бы определяла границу земного и небесного мира. Она покрываласьглухой резьбой.Образы этой резьбы - зооморфные, растительные - выражали природу, окружающий человека мир. Образы лобовой доски взаимодействовали с солярной символикой наличников и как бы привлекали в дом свет, а значит благополучие, плодоро­дие, богатство. Сохранившиеся памятники Русского Севера явились образцом древнего жилища, в котором преобладали вертикальные ритмы и была воплощена идея взаимодействия с небом. Декор северных домов лаконичен и сосредоточен в верхней части постройки, в нем преобладает солярная симво­лика. Яркий пример другого, более позднего жилища, с пре­обладанием горизонтальных ритмов, нацеленных на взаимо­действие с окружающим миром, людьми - дома средней по­лосы и Поволжья. Декор домов Поволжья, с обилием глухой резьбы, представлял собой образцы воплощения древних мо­тивов народного искусства, стилистических приемов корабельной резьбы и заимствований из классической каменной архитектуры.

В интерьере жилого пространства, как среднего яруса троичной структуры, архитектурного декора почти не было. Исключение составляли жилища Урала и Сибири, где в ин­терьере активно использовалась роспись. Роль декора в об­разном строе избы переходит к предметно-художественному ансамблю (убранству жилья тканями, предметам декоратив­но-прикладного искусства, предметам обстановки). Образы архитектурного декора повторяются в декоре предметов, что объединяет жилище в ансамбль. Основу ансамбля интерьера избы составляла горизонтальная иерархия пространства. Композиционным центром интерьера был красный угол («божий», «святой» угол). Здесь «обитал» Бог, собиралась вместе вся семья, происходили торжественные события , (свадьба, похороны). Здесь помещался стол (стол в доме вос­принимался как престол в церкви). В противоположность красному углу, печь была древним языческим центром жи­лища, а запечное и подпечное пространство - обиталищем домового. В вертикальной структуре интерьера особое значе­ние придавалось полу и потолку, как границам с обиталищем злых духов (подпольем и чердаком). Важное смысловое зна­чение имеламатица - поперечный брус, поддерживающий доски потолка, как основной конструктивный элемент дома. Она символически делила пространство избы: пройдя под ней, человек попадал как бы из прихожей в парадное поме­щение. Подполье в троичной структуре избы, по представле­ниям крестьян, — подземный мир, полный таинственных ду­хов и нечистой силы - не получил закрепления в образах ар­хитектурного декора, вероятно, из нежелания привлечь не­чистую силу в жилище.

Таким образом, художественно-образная система жи­лища не просто отражала представление крестьянина о ми­роустройстве, но и была способом образно-художественного освоения мира, так же, как народное ис­кусство в целом.

Хоромы

Исторические источники о хоромном зодчестве

Слово «хоромы» в древности означало жилой дом («хоромъ», «хоромина»), а позже - большой жилой дом богатого владельца. Следовательно, хоромы, как и изба, представляли собой тип жилища, деревянный или наполовину деревянный, в отличие от каменных палат.

Сведения о хоромах содержатся в археологических, письменных и графических источниках, фольклоре, древ­нерусской живописи. Археологические раскопки в Новго­роде, Киеве и некоторых других русских городах дают представление о планировке и конструкции древнерусских хором. В Новгороде были найдены сооружения сложной конфигурации, состоящие из пристроенных друг к другу клетей. Эти сооружения располагались внутри огромных по своей площади усадеб, окруженных со всех сторон часто­колом. Жилые и хозяйственные постройки усадьбы были соединены бревенчатыми дорожками. Археологи утвер­ждают, что хоромы могли иметь 2-3 этажа.

Среди письменных источников для нас особо инте­ресны летописи и записки иностранных путешественников, оставивших свои свидетельства об облике древнерусских городов, дворцах и хоромах, а также отечественные описа­ния хором ХУ-ХУН веков.

Графические источники - в основном книжные ми­ниатюры - сохранили внешний облик хором, каменных па­лат и дворцов. По ним мы можем представить внешний об­лик этих сооружений, относящихся к ХУ-ХУП векам.

Былины дают наиболее образное описание внешнего облика, внутренней структуры, декоративного убранства и функционирования помещений хором. Именно по ним мы можем частично воссоздать художественно-образную сис­тему этого вида сооружений. В былинах запечатлен образ хором ХУ-ХУН веков, но специалисты, основываясь на устойчивости традиций деревянного зодчества, предполага­ют, что в них может содержаться описание и более древних построек.

По всем источникам, наиболее полное представление о хоромном зодчестве мы можем получить, рассмотрев хо­ромы Строгановых в Сольвычегодске и деревянный дворец в селе Коломенском под Москвой.

Хоромы могли иметь каменные нижние и деревянные верхние этажи (см. реконструкции псковских хором, сде­ланные Ю. П. Спегальским).

Планировка и назначение помещений хором

Основой хоромного сооружения был тот же сруб. Самостроение состояло из многочисленных клетей, соединенных переходами и сенями. От крестьянского дома древнерусские хоромы отличались лишь размерами, ус­ложненностью планировки и украшениями. Хоромы - это прежде всего городское жилище. Археологические данные и описания хором в былинах и других письменных источ­никах позволяют сделать реконструкции внешнего облика архитектурного ансамбля хором. В былинах постоянно упоминается, что хоромы стоят на «широком» дворе, кото­рый окружен частоколом - «тыном булатным». Существо­вал так называемый чистый и хозяйственный двор. Архео­логические раскопки подтверждают, что размеры усадеб были действительно значительными. Бревенчатые срубы хоромного комплекса стояли на высоком подклете и были надстроены вышками, чердаками, теремами (терем - летнее помещение в основном на женской половине). Крыши вы­шек и теремов могли быть шатровыми, двухскатными, боч­кой и даже кубом (как видно из рисунков дворца в Коло­менском). Доминантой ансамбля была «повалуша» - высо­кая бревенчатая башня в 3-4 этажа. Ансамбль дополняли такие функционально-декоративные элементы как крыльца. Крыльцо могло быть «перенос» (с перилами). «Рундуки» - площадки под «всходами» (лестницами) -опирались на массивные резные столбы. Над парадным «красным» крыльцом возводились затейливые крыши и башенки.

Окна в хоромах были как волоковые, так и «косящатые». Красные окна могли быть слюдяными или даже «сте­кольчатыми», стекла «хрустальными» или «аглицкими». Полы преимущественно делали дощатыми, но иногда они мостились дубовыми брусками в виде кирпича, раскрашен­ными в шахматном порядке черным и зеленым цветом. В былинах также упоминаются полы, выложенные металли­ческими плитками: «Пол — середа одного серебра».

Помещения хором делились на «покоевые», «непокоевые» (парадные) и служебные. К парадным относились:

- «повалуша», являвшаяся парадным залом;

- «гридня» («гридница») - помещение для пиров кня­зя с дружиной;

- сени -которых в хоромах было много.Они могли быть передними и задними. Парадные сени выполняли ту же функцию, что ранее гридня. Здесь размещался и княже­ский престол;

- «горница» — помещение на верхних этажах («гор­ний» - высокий), предназначавшееся для торжественных обедов, свадеб и т.п.;

- «светлица» - комната с большими окнами во всех четырех стенах, встречавшаяся преимущественно на жен­ской половине.

- покоевые палаты - никогда не примыкали вплот­ную к парадным, они отделялись сенями и переходами. К покоевым относились:

- спальная палата» («ложня», «постельные хоромы»);

- «моленная» («крестовая»);

- скотница» - помещение для хранения казны;

- сенник» - летняя спальня, фигурировавшая, напри­мер, в свадебных обрядах.

В хоромах существовала особая «женская половина».

- служебные помещения:

- медуша» (в «Повести временных лет» упоминается «княжа медуша»);

- погреб;

- В подклете также находились кладовые, амбары, «мыльни», «стряпущие» (кухни).

Художественно- образная система хором

Свое происхождение хоромы ведут от древнего жилища, от крестьянского дома. Следовательно, в главных составляющих - в идейно-образном содержании, семанти­ке, ансамблевости - образные системы двух типов соору­жений едины. Но в художественном решении хором были, несомненно, и свои особенности. Сегодня почти не оста­лось наглядных образцов, чтобы воссоздать эту художест­венно-образную систему. Вот почему особую ценность приобретают материалы фольклора, и в частности былин, дающие образно-поэтическое описание хором, воссоздаю­щие именно их образный строй. Дополнить картину могут некоторые археологические находки деталей архитектуры и мебели хором.

Во внешнем облике древних хором, например, новго­родских, архитектурный декор сосредотачивался, в основ­ном, на верхней части сооружения. В хоромах прослежива­ется древний тип народного жилища, направленного в вы­соту и ориентированного на взаимодействие с небом. В бы­линах терема часто величаются «златоверхими», «распис­ными». Фигурные крыши, башенки, дымники были распи­саны травным и зооморфным орнаментом. Дымники, кроме того, украшались ажурной резьбой. Все это дополнялось резными причелинами. Волоковые окна ничем не выделялись. О наличниках косящатых окон древних хором свиде­тельств не сохранилось, но на рисунках Коломенского дворца были изображены резные наличники.

Внутреннее убранство хором отличалось большой пышностью. «Наряд» хором был плотничьим и «шатер-ным» (из тканей и мехов). Хоромы, как и изба, строились как модель мира, центром которого был человек. Пожалуй, самым наглядным и ярким примером является былинное описание хором Пленко, когда к нему приехал князь Вла­димир:

« .. в теремы ведет златоверхие.

И такому-то князь диву дивуется:

На небе солнце - и в тереме солнце,

На небе месяц - и в тереме месяц,

На небе звезды - и в тереме звезды,

На небе зори - и в тереме зори;

Все в тереме по небесному».3

Наряду с этим, в каждом помещении хором обяза­тельно выделялся смысловой центр - красный угол с ико­нами. В хоромах XVI- XVII веков кирпичные печи были облицованы изразцами (печи «муравленые»). В оформле­нии изразцов использовалисьзооморфные и раститель­ные мотивы. Можно предположить, что те же мотивы присутствовали и в росписи стен. Есть сведения, что стены и потолок обшивались дубовыми панелями филеночной конструкции, а квадраты филенок покрывались росписью или резьбой. Стены могли также обтягиваться сукном или мехами. В одной из былин в гридне у Чурилы «потолки по­крыты черными соболями», а стены - «седым бобром».

Выделение окон как источника света, как связи с ми­ром, в хоромах прослеживается столь же четко, как и в кре­стьянском жилище. Однако в хоромах окна в интерьере акцентируются не менее значительно, чем в экстерьере.

3 Рыбников П. Н. Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. - М., тип. А. Семенова, 1861. Т. 1,45.

 

В былинах упоминаются и «белодубовые» оконницы, и се­ребряные наличники, и оконницы, обшитые мехом и сук­ном, с точеными золочеными столбиками по бокам.

Дополняла ансамбль интерьера хором деревянная ме­бель, которая была богаче по декору и разнообразнее по назначению, чем в крестьянском жилище. Еще в древности специфичными для хором предметами мебели были скамьи с резными спинками, кресла. Как и в избе, в любом поме­щении хором неизменно присутствовали и лавки (распис­ные или «исподернутые» узорчатыми тканями).

Обобщая вышесказанное, можно выделить следую­щие особенности художественно-образной системы хором:

а) тесное родство с художественно-образной систе­мой древнего крестьянского жилища;

б) стремление создать в художественном ансамбле интерьера образно-поэтическую модель реального видимо­го мира (солнце, звезды, месяц,' растения, животные);

в) образно-семантические функции «углов» избы пе­реходят в хоромах к

отдельным помещениям, в то же время в каждом по­мещении остается свой красный угол с иконами.

Хозяйственные постройки

К хозяйственным постройкам относились: овин, рига, гумно, амбар, мельница, баня.

На хозяйственном дворе или рядом с полем строи­лисьовины - срубные сооружения с печью для сушки сно­пов. Они не имели двери, а только лаз для подачи снопов внутрь. Во второй половине XIX века повсеместно овины вытесняются более совершенными постройками —рига­ми. Овин был известен с глубокой древности и имел куль­товое значение в язычестве.

Для обмолота зерна строилосьгумно, представляв­шее собой длинную вытянутую постройку с проемами или воротами для проезда. Она часто соединялась с овином или ригой.

Хранилось зерно и другие припасыв амбарах. Ряды амбаров, выстроенные за околицей или вдоль реки, состав­ляли неотъемлемую часть архитектурного ансамбля села. Амбары строились зажиточными людьми, иих архитектуре придавалось большое значение. Эти небольшие срубы мог­ли быть двухэтажными, иногда на сваях, крыша могла быть украшена причелинами.

С архитектурно- художественной точки зрения са­мыми яркими хозяйственными сооружениями были ветря­ныемельницы. Они были широко распространены еще в Древней Руси. По конструкции мельницы делились на столбовые и шатровые. Столбовые более характерны для Севера Европейской части. В основании некоторых север­ных мельниц - четырехстенная клеть, собранная «в режь». В ней находится толстый осевой столб, на котором разме­щается мельничный амбар. По ветру поворачивался весь амбар. В средней полосе, на юге и на западе Европейской части были распространены шатровые мельницы - величе­ственные восьмигранные сооружения с очень пологой шат­ровой крышей. При работе таких мельниц поворачивалась только верхняя часть с крышей. Особое распространение они получили в конце XIX века.

Крепости

В Древней Русигородом называлось поселение, окруженное тыном (стеной). Го­рода-крепости строились на Руси уже в IX веке. Вплоть до конца XV - начала XVI века крепости были преимущест­венно деревянными. На стратегических рубежах возводи­лись также «стоялые остроги», в которых постоянно никто не жил, но в военное время туда посылались гарнизоны. На подступах к городу, на высотах, ставили отдельные башни - «вежи» (от слова «ведать»). Деревянные крепости возво­дились не только вокруг городов, но и вокруг монастырей, с расчетом на военную оборону.

О древнерусских крепостях мы можем судить по ри­сункам художников-иностранцев XVII века (Олеария, Мейерберга, Герберштейна), по археологическим раскопкам и по некоторым сооружениям XVII века, сохранившимся в Сибири (Якутский острог, Климский острог, Бельский ост­рог, Братский острог).

Основным архитектурным элементом деревянных крепостей были рубленые башни, квадратные, шести- или восьмиугольные в плане, с шатровым покрытием. Образ шатровой башни, исполненный в народном сознании глу­бокого патриотического смысла, был привнесен народными мастерами в культовое зодчество, сначала деревянное, а потом и каменное.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.