Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

НАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ПОЖАРНО-СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ (ПСП).

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

”Гражданин СССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность» - записано в статье 61 Конституции СССР. Выполняя свой патриотический и гражданский долг, советские люди проявляют самоотверженность и героизм при спасании людей и тушении пожаров.

В настоящее время на вооружении пожарной охраны имеются новые образцы пожарной техники и пожарно-технического оборудования. Улучшились тактико-технические характеристики автомобилей, усовершенствованы изолирующие противогазы и приборы пожарно-технического оборудования.

Существующие современные способы и приемы тушения пожаров с применением разнообразной пожарной техники требуют от личного состава пожарной охраны исключительного мастерства и физической подготовки.

В проекте "Основных направлений экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года" сказано о необходимости повышения массовости физкультуры и спорта, расширения физкультурной и спортивной работы и улучшения ее организации, укрепления материальной базы спортивных организаций. Это положение в полной мере касается и работников пожарной охраны. Систематические и правильно организованные занятия по пожарно-строевой подготовке в значительной степени помогают выработать у личного состава эти качества.

В соответствии с этими положениями настоящее пособие издается в целях оказания помощи всему начальствующему составу пожарных частей и подразделений для воспитания и обучения личного состава приемам работы с пожарно-техническим оборудованием и пожарной техникой в их практической работе.



Раздел I написан В. А. Бушминым, В. И. Плехановым, А, В. Сафроновым; разделы II и HI-В. А. Бушминым.

 

 

Работа с пожарными рукавами, стволами, рукавной арматурой и принадлежностями____________________________________________________________13

 

Установка пожарных автомобилей на водоисточник________________________________26

 

Работа со спасательной веревкой________________________________________________43

 

 

РАЗДЕЛ I. ПОЖАРНО-СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА ПОЖАРНЫХ И ОТДЕЛЕНИЙ

НАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ПОЖАРНО-СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ (ПСП).

Пожарно-строевая подготовка обеспечивает сознательное и умелое выполнение наиболее рациональных и эффективных приемов действий с пожарной техникой, оборудованием и является одним из важнейших видов боевой подготовки личного состава пожарной охраны, направленных на повышение боеготовности пожарных подразделений.

Обучение пожарно-строевой подготовке состоит из первоначальной, боевой и политической подготовки. Задача первоначальной подготовки состоит в том, чтобы привить бойцам основные навыки в работе с пожарным вооружением и научить их выполнять свои обязанности по табелю боевого расчета и на службе в карауле в соответствии с требованиями уставов, наставлений и инструкций.

На основании расписания занятий, которое составляет начальник части, занятия планируются с учетом подготовленности личного состава, наличия пожарно-технического вооружения в части и средств пожаротушения на объекте, особенностей охраняемого объекта, района обслуживания.

Темы программы первоначальной подготовки распределяют начальники караулов. Для проведения занятий по индивидуальному изучению пожарной техники и приемов работы с ней разрешается привлекать командиров отделений и пожарных-отличников, имеющих навыки проведения занятий.

- В период обучения пожарные выезжают на пожары, но не допускаются к работам на высотах, в сильно задымленных помещениях и непосредственно в районе очага пожара.

- По окончании первоначальной подготовки от обучавшихся принимаются зачеты по пройденной программе и технике безопасности комиссией, назначенной начальником части.

Результаты зачетов оформляются актом, и на основании этого акта начальник части -издает приказ о допуске к работе лиц, прошедших первоначальную подготовку.

Боевая и политическая подготовка обеспечивает высокую сознательность всего личного состава и постоянную боеготовность частей пожарной охраны. Основными задачами боевой подготовки личного состава ПЧ являются:

непрерывное совершенствование знаний и практических навыков по предупреждению пожаров и их тушению, бдительному несению службы и эксплуатации пожарной техники;

тренировка четкости и слаженности работы отделений и караулов, правильное использование ими пожарной техники для тушения пожаров в любых условиях.

В соответствии с программой подготовки составляются учебные планы распределения времени на каждый год и расписание занятий на каждый месяц с указанием конкретной учебной цели: научить, тренировать и принять зачет.

Предусмотренные программой темы разбиваются на упражнения, упражнения - на отдельные элементы, а элементы - на приемы.

Под упражнением понимается сознательное, многократное выполнение определенных движений' в целом, с целью овладения умениями и навыками при работе с пожарной техникой и оборудованием.

Цель упражнений - научить каждого бойца применять теоретические знания на практике. Различным упражнениям по пожарно-строевой подготовке Присущи свои особенности, свойственна своя методика. Однако существуют общие требования к организации упражнений, соблюдение которых делает любое упражнение достаточно эффективным:

сознательность обучаемых: прежде всего необходимо понять, какое теоретическое положение лежит в основе данного упражнения, с какой целью' выполняется то или иное действие, почему делают так, а не иначе;

целеустремленность обучаемых, направленная к твердому овладению навыком, стремление добиться хороших результатов;

устойчивое внимание обучаемых в процессе выполнения упражнений. Нередко причинами допускаемых ошибок при выполнении приемов являются неустойчивость внимания, рассеянность пожарных;

систематичность упражнений, их строгая последовательность. Упражнения следует располагать в такой последовательности, при которой степень самостоятельности обучаемого постоянно возрастала бы, а его действия становились каждый раз более сложными;

постоянная повторяемость упражнений. Важно периодически повторять упражнения с целью предупреждения забывания приобретенного навыка. Необходимо, чтобы пожарный одновременно с усвоением новых навыков продолжал упражняться и в старых, ранее усвоенных, каждый новый навык должен включаться в систему уже накопленных навыков;

правильное распределение упражнений по времени: не следует каждое упражнение делать слишком длительным, лучше его повторять несколько раз, сочетая с другими видами упражнений. При выносе на одно занятие нескольких упражнений надо определить время, в течение которого будет выполняться каждое упражнение.

Таким образом, выполнение упражнений не сводится к механическому выполнению работы. Начальнику караула (руководителю занятия) следует учитывать особенности психического состояния и свойств каждого пожарного (темперамент, характер, волю и т. д.) и на этой основе осуществлять принцип индивидуального подхода.

Прием - это техника работы, т. е. способ, которым целесообразно выполнить то или иное действие;

Основные методы обучения по ПСП. На занятиях по пожарно-строевой подготовке в пожарных подразделениях. используются разнообразные методы в зависимости от цели занятий, состава занимающихся, характера занятий и условий их проведения.

Так, например, для сообщения новых знаний используются методы: рассказ, объяснение, работа над книгой, метод демонстрации или показ. Показ выполнения практических приемов сопровождается пояснениями, при этом применяют методы целостного обучения и обучения по частям.

При обучении приемам с пожарной техникой и оборудованием основным методом является метод целостного обучения, когда пожарный осваивает упражнение, выполняя его в целом виде. В содержание метода обучения в целом входит не только практическое выполнение изучаемого упражнения (например, сматывание спасательной веревки в клубок), но и объяснение, показ изучаемого движения, а также практическое руководство начальника караула (командира отделения) действиями караула, отделения, пожарного. Метод целостного обучения предполагает изменение условий выполнения упражнения в целом, переключения внимания занимающегося с одной части движения (действий) на другую по мере овладения приемом выполнения. Метод обучения по частям применяется при обучении сложным упражнениям. Он состоит в том, что сначала изучаются определенные части упражнения, а затем по мере их освоения движение изучается в целом (например, подъем по штурмовой лестнице в окно 4-го этажа). Сложность этого упражнения не позволяет сразу обучать упражнению в целом, поэтому требуется упражнение по возможности упростить, выделить в нем главную часть, которой следует овладеть в первую очередь.

При формировании у личного состава умений и навыков кроме метода упражнений используется метод практической работы (обучение в составе отделения и караула), рассчитанный на подготовку личного состава караула, отделения к практической деятельности.

Тренировка организуется после того, как личный состав усвоил определенный объем знаний, умений и навыков.

Практические работы в составе боевого расчета призваны не только углубить знания, усовершенствовать умения и навыки, но и создать благоприятные условия для развития у каждого номера боевого расчета активности, инициативы и взаимосвязи при работе в составе отделения и караула.

К организации этих занятий требуется тщательная подготовка. Она включает в себя определение конкретной цели работы, подготовку необходимых материалов, пожарно-технического вооружения, фронта деятельности руководителя занятия и обучаемых.

Урок (практическое занятие) представляет собой составную часть учебно-тренировочного процесса и рассчитан на то, чтобы пожарные под руководством начальника караула и командиров отделения в течение точно указанного времени (1 ч) произвели определенную работу.

Содержание урока определяется соответствующими учебными планами и программами. На уроках изучается новый материал, происходит закрепление изученного, развиваются и совершенствуются основные морально-волевые и физические качества пожарных, причем руководитель занятия проверяет и оценивает приобретенные ими знания, умения и навыки.

Урок должен решать не только образовательные, но и воспитательные задачи. Начальник караула (командир отделения) на уроке помимо совершенствования мастерства работы в условиях, приближенных к боевой обстановке, должен стремиться развивать у занимающихся решительность, смелость, находчивость, умение придти товарищу на выручку. Урок по пожарно-строевой подготовке может быть теоретическим - для получения основных знаний и практическим - для овладения техникой при работе с приборами и аппаратами и для принятия нормативов по пожарно-строевой подготовке.

Урок проводят по следующей схеме:

подготовительная часть (7-10 мин): построение отделения, караула, осмотр внешнего вида; объявление темы, цели, времени занятия и разминка;

основная часть (30-35 мин): обучение технике исполнения упражнений, практическое их выполнение;

заключительная часть - (3-5 мин): уборка пожарно-технического вооружения, разбор занятий. Общая продолжительность практического занятия 60 мин.

В отдельных частях схемы урока не названы воспитательные задачи, поскольку они являются общими для всего урока. Эти задачи должны разрешаться руководителем в органической связи с прохождением учебного материала. Предлагаемая схема урока является типовой и, как правило, все указанные части в ней соблюдаются.

В подготовительной части важно организовать отделение, караул и подготовить личный состав к наиболее успешному решению целей, стоящих перед уроком. В разминке содержатся упражнения умеренной интенсивности, но достаточной для того, чтобы решить поставленные задачи.

В основной части практического занятия решается главная задача - обучение технике выполнения упражнений, закрепление ранее усвоенных знаний, навыков и

совершенствование их. Одновременно с этим решается задача развития и совершенствования физических, морально-психологических качеств, а также слаженности работы в составе отделения и караула при отработке упражнений по боевому развертыванию.

В основную часть урока обычно включают не менее двух упражнений.

В заключительную часть урока входят приведение в боевое состояние оборудования и инвентаря, краткая оценка работы-караула (отделения).

В процессе планирования и организации занятий по пожарно-строевой подготовке начальник части должен учитывать методические принципы обучения: сознательность обучения, активность, наглядность, систематичность, прочность и последовательность обучения приемам работы с пожарно-техническим вооружением, имеющимся в части и гарнизоне пожарной охраны, степень подготовленности личного состава и особенности охраняемого района (объекта).

Взаимосвязь пожарно-строевой подготовки с другими дисциплинами. Пожарно-строевая подготовка, являясь практической дисциплиной в боевой подготовке пожарных, находится в тесной взаимосвязи с другими теоретическими дисциплинами: пожарной тактикой, пожарно-техническим вооружением, военно-физической подготовкой.

Пожарная тактика исследует процессы развития пожаров на различных объектах народного хозяйства, организацию тушения пожаров и принципы руководства боевой работой на пожарах, способы и приемы работы по спасанию людей и ликвидации горения.

Пожарно-техническое вооружение изучает назначение, устройство, технические характеристики пожарного оборудования, правила эксплуатации и техники безопасности при работе с ним.

Личный состав после изучения этих дисциплин отрабатывает приемы работы с оборудованием, добивается слаженности выполнения упражнений в составе караула.

Военно-физическая подготовка прививает строевые навыки, воспитывает физические качества, которые необходимы при организации занятий по пожарно-строевой подготовке в составе отделения и караула.

Пожарно-строевая подготовка на основе взаимосвязи с этими дисциплинами способствует подготовке высоко-

квалифицированных командиров, которые должны методически "правильно обучать личный состав пожарных частей, оснащенных современной пожарной техникой.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.