Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

РАБОТА С ПОЖАРНЫМИ РУКАВАМИ, СТВОЛАМИ, РУКАВНОЙ АРМАТУРОЙ И ПРИНАДЛЕЖНОСТЯМИ

При постановке пожарного автомобиля в боевой расчет, на занятиях, после пожара рукава укладываются

на автомобиль "гармошкой", двойными и одинарными скатками и наматываются на заднюю рукавную катушку.

Рукава укладываются "гармошкой" и в пачки двумя пожарными по команде: "Рукава в пачки ("гармошки") - уложить". Их складывают "гармошкой" по длине ящика пожарного автомобиля, затем перевязывают двумя ремешками.

При прокладке рукавных линий пожарные берут из ящиков рукава, уложенные в пачки и "гармошки", и переносят их в руках, подмышкой, в специальных заплечных ранцах, на лямке.

Для укладки рукавов в автомобиль пожарные скатывают их в двойную или одинарную скатки, переносят в руках, на груди, с помощью специальных приспособлений и укладывают в ящики автомобиля соединительными головками наружу и закрепляют ремнями.

На заднюю' рукавную катушку рукава наматываются тремя пожарными.

По команде "Рукава на заднюю рукавную катушку - намотать" водитель закрепляет конец рукава с соединительной головкой на шпульке катушки, освобождает фиксатор шпульки и двумя руками удерживает рукав в натянутом положении; .пожарные № 1 и 2 берутся правой и левой рукой за диски шпульки, вращают ее против часовой стрелки и наматывают ровными рядами шесть рукавов А, соединенных между собой. Чтобы рукав не размотался, верхний конец его шофер закладывает под соседний виток и закрепляет фиксатор шпульки. Пожарные № 1 и 2 надевают чехол на шпульку и подвешивают рукавную катушку на кронштейнах к автомобилю.

Укладка и снятие разветвления производятся одним пожарным. Пожарный укладывает разветвление в специальное гнездо ящика автомобиля, закрепляет его с помощью хомутика с замком. Для снятия разветвления пожарный отстегивает замок на хомутике, вынимает разветвление из гнезда и переносит его в правой (левой) руке за ручку.




Прокладка рукавов из скаток, пачек и "гармошек". По команде "Рукав (рукава) из скатки (скаток) - проложить" пожарный наклоняется и берет скатку правой рукой за концы рукавов у соединительных головок, а левой-с противоположной стороны. Выпрямляется, поднимая скатку, держит ее предплечьем правой руки, согнутой в лотке. Переносит тяжесть тела на правую ногу, заносит скатку вправо - назад, делает резкий широкий выпад (шаг) левой ногой вперед, передавая на нее тяжесть тела, резко выбрасывает скатку вытянутыми руками вперед, не выпуская концов рукава с соединительными головками из правой руки (рис. 4). Перед концом раскатки рукава делает резкий рывок правой рукой назад. Кладет одну соединительную головку на землю и, держа в правой руке вторую, бежит в сторону прокладки рукава, раскатывая его полностью, кладет соединительную головку на землю.

 

 

Рис. 4. Прокладка рукава из скатки

При прокладке рукавов из пачек пожарный расстегивает ремешки, берет верхний конец рукава у соединительной головки и бежит в сторону прокладки, развертывая рукав (рукава) до конца, кладет соединительную головку на землю и становится лицом к ней.

Прокладка рукавной линии из "гармошек", уложенных на автомобиле, производится расчетом - один человек на рукав. По команде: "Рукавную линию из "гармошки" на три рукава - проложить". Пожарный № 1 берет конец верхнего рукава, прокладывает линию на заданное расстояние; пожарный № 2 берет соединительную головку второго рукава, пожарный № 3-третьего рукава, помогает прокладывать линию; водитель присоединяет рукавную линию к напорному патрубку насоса.

Рукавные линии по назначению делятся на магистральные и рабочие. Рукавная линия, идущая от насоса к разветвлению, называется магистральной, линия, идущая от разветвления к стволу, называется рабочей.

Прокладка магистральных рукавных линий из скаток. Состав расчета зависит от длины рукавной линии. Каждый пожарный без повторных движений прокладывает по два рукава. Исходное положение расчета - с правой стороны автонасоса в одну шеренгу.

По команде: "Разветвление (назвать место его. установки), магистральную линию на четыре рукава из скаток - марш" пожарные подбегают к ящикам кузова автомобиля и берут по две скатки. Пожарный № 2 кладет один рукав на землю, а второй раскатывает, присоединяет соединительную головку к патрубку насоса. Затем берет с земли вторую скатку, раскатывает ее, соединяет рукава между собой, прокладывает линию из двух рукавов, присоединяет головку второго рукава к соловке рукава, проложенного пожарным № 1.

Пожарный № 1 бежит с рукавами и разветвлением в сторону прокладки линии, останавливается примерно там, где пожарный № 2 закончил прокладку, раскатывает один рукав, а затем второй, соединяют их между собой, присоединяет разветвление, прокладывает линию к месту установки разветвления.

Прокладка ответвленных рукавных линий из скаток. От каждой соединительной головки разветвления прокладывается линия одним пожарным.

Расчет построен у разветвления. По команде "Ответвленные линии из скаток к зданию - марш" пожарные берут по две скатки рукавов и прокладывают линии от разветвления к позициям стволов, пожарный № 1 - от правой соединительной, пожарный № 2-от средней, пожарный № 3-от левой головки. Выйдя на позицию. докладывают: "Первый ствол - готов" и т. д.

Прокладка рукавной линии с задней рукавной катушки и рукавного автомобиля. Для выполнения упражнения подготовить автонасос, на задней рукавной катушке которого намотаны учебные рукава. Отделение построить в одну шеренгу, правым флангом против правого колеса рукавной катушки пожарного автомобиля. В процессе выполнения упражнения отделение передвигается к позициям ствола. Расчет назначается в составе водителя и двух пожарных.

При прокладке рукавной линии первым способом по команде "Ствол (указать позицию), линию с задней катушки - марш" расчет подбегает к рукавной катушке;

пожарный № 1 освобождает фиксатор на раме, в это время пожарный № 2 снимает чехол. Затем оба пожарных, держась одной рукой за трубчатые ручки (№ 1 - правой, № 2-левой), другой рукой поворачивают рукоятки (на двух кронштейнах) на себя, опускают катушки на землю, поддерживая руками за ручки, и прокладывают рукавную линию до позиции ствола. Пожарный № 1, создав необходимый запас рукава, присоединяет ствол, выходит на указанную командиром позицию и докладывает о готовности ствола. Пожарный № 2 работает подствольщиком.

Водитель в момент снятия рукавной катушки освобождает соединительную головку верхнего рукава, и присоединяют ее к напорному патрубку насоса.

Второй способ применяется в случае прокладки рукавной линии от места пожара к водоисточнику. Пожарный № 1 освобождает соединительную головку верхнего рукава, присоединяет ее к стволу, сматывает с катушки необходимый запас рукава и выходит на указанную командиром позицию.

Пожарный № 2 в это время снимает чехол, становится левой ногой на нижнюю заднюю подножку (ступеньку) с левой стороны автомобиля, правой ногой - на кронштейн, левой рукой берется за верхний поручень, а правой - за обод фланца боковины шпульки, подает команду водителю "Марш", который на малой скорости ведет автомобиль к водоисточнику.

Пожарный № 2 тормозит правой рукой вращение шпульки и после остановки автомобиля вместе с водителем снимает катушку и присоединяет рукав к напорному патрубку насоса.

Прокладка магистральной рукавной линии с рукавного автомобиля выполняется водителем и пожарным. По команде "Магистральную рукавную линию с рукавного автомобиля к водоему -марш" водитель готовит рукавный автомобиль для движения к водоему. Пожарный открывает задний отсек кузова автомобиля, вынимает часть рукава, кладет его на землю. Затем становится на откидную площадку, подает команду (сигнал) водителю "Марш", наблюдает за прокладыванием рукавной линии. При необходимости подает сигнал водителю о замедлении и ускорении движения автомобиля. Водитель на малой скорости ведет автомобиль к водоисточнику или к пожару. Аналогичным способом могут быть проложены две параллельные магистральные рукавные линии.


Соединение и разъединение головок. По команде "Рукава соединить" пожарный берет концы рукавов с головками, подносит их к коленям и поворачивает до полного соединения (рис. 5, а).

 

Рис. 5 . а)

Винтовые головки соединяются следующим образом:

пожарный берет конец рукава с головкой и зажимает ее коленями, затем обеими руками берет накидную гайку второго рукава и соединяет обе головки между собой.

Если же головки соединяются двумя пожарными, то каждый из них берет головку в руки. Затем они становятся друг против друга, составляют головки (рис. 5,б) и, сжимая прокладки, поворачивают головки навстречу одна другой до полного соединения. Винтовые головки -смыкаются в том же порядке, с той лишь разницей, что пожарный, у которого в руках находится накидная гайка, навертывает ее по ходу часовой стрелки до отказа.

 

Рис. 5. б)

По команде "Рукава - разъединить" действия пожарных те же, что и при соединении, но. поворот головок производится в обратном направлении, а винтовых головок - против часовой стрелки, путем свертывания накидной гайки.

Присоединение ствола. По команде "Ствол - присоединить" пожарный, взявшись правой рукой за головку ствола, круговым движением правой руки снимает лямку с левого плеча через голову. Затем левой рукой берет головку рукава, присоединяет к ней ствол руками или уперев головку в бедро. Отсоединяется ствол в обратном порядке, после чего надевается на левое плечо.

Присоединение рукавов к разветвлению. По команде "Рукав к разветвлению - присоединить" пожарный прокладывает рукавную линию одним из указанных выше способов, правой рукой берет соединительную головку рукава и присоединяет к разветвлению, удерживая левой рукой разветвление.

Прокладка рукавной линии с рукавной катушки и рукавного автомобиля. Для выполнения упражнения подготовить автонасос, на рукавной катушке которого намотаны учебные рукава. Отделение построить в одну шеренгу, правым флангом против правого колеса рукавной катушки пожарного автомобиля. В процессе выполнения упражнения отделение передвигается к позиции ствола. Командир, проводящий занятие, находится перед" фронтом отделения, а затем передвигается с пожарными к позиции ствола. Он строит отделение, объявляет упражнение, называет расчет, правила выполнения упражнения, дает команду для выхода его на исходное положение и выполнения упражнения первым способом, следит за действиями пожарных, исправляет допускаемые ошибки.

После этого командир рассказывает правила выполнения упражнения вторым способом и отделение выполняет упражнение.

Расчет назначается в составе водителя и двух пожарных.

При прокладке рукавной линии первым способом по команде "Ствол (указать позицию), линию с рукавной катушки - марш" расчет подбегает к рукавной катушке, пожарный № 1 освобождает фиксатор свободного вращения катушки, в это время пожарный № 2 снимает чехол. Затем оба пожарных, держась одной рукой за дуги катушки (№ 1-правой, № 2-левой), другой рукой поворачивают рукоятки (на двух кронштейнах) на себя, опускают катушку на землю и прокладывают рукавную линию до позиции ствола. Пожарный № 1, создав необходимый запас рукава, присоединяет ствол, выходит на указанную командиром позицию и докладывает о готовности ствола. Пожарный № 2 работает подствольщиком.

Водитель в момент снятия рукавной катушки освобождает соединительную головку верхнего рукава и присоединяет ее к напорному патрубку насоса.

Второй способ применяется, в случае прокладки рукавной линии от места пожара к водоисточнику. Пожарный № 1 освобождает фиксатор свободного вращения катушки, берет соединительную головку верхнего рукава, присоединяет ее к стволу, сматывает с катушки необходимый запас рукава и выходит на указанную командиром позицию. Пожарный № 2 в это время снимает чехол, становится левой ногой на нижнюю заднюю подножку (ступеньку) с левой стороны автомобиля, правой ногой - на кронштейн, левой рукой берется за верхний поручень, а правой - за обод фланца боковины катушки, подает команду водителю "Марш", который на малой скорости ведет автомобиль к водоисточнику.

Пожарный № 2 тормозит правой рукой вращение катушки, и после остановки автомобиля вместе с водителем снимает катушку и присоединяет рукав к напорному патрубку насоса.

Прокладка магистральной рукавной линии с рукавного автомобиля выполняется водителем и пожарным. По команде "Магистральную рукавную линию с рукавного автомобиля к водоему - марш" водитель готовит рукавный автомобиль для движения к водоему. Пожарный открывает задний отсек кузова автомобиля, вынимает часть рукава, кладет его на землю. Затем становится на откидную площадку, подает команду водителю "Марш", наблюдает за прокладкой рукавной линии. При необходимости подает сигнал водителю о замедлении и ускорении движения автомобиля. Водитель на малой скорости ведет автомобиль к водоисточнику или к пожару. Аналогичным способом могут быть проложены две параллельные магистральные рукавные линии.

Подъем и прокладка рукавной линии в лестничной клетке. Для занятия необходимы учебные рукава в скатках, спасательные веревки, разветвление, стволы. Построить отделение в одну шеренгу фронтом к зданию на расстоянии 10-15 м от него;

на тренировочных занятиях - у пожарного автомобиля лицом к зданию. Объявить упражнения и цель занятия, привести примеры применения этих действий в условиях пожаров, объяснить, что прокладывать (поднимать) рукавные линии в лестничной клетке можно между лестничными маршами и по ним.

Назначить состав расчета, построить его на исходном положении, рассказать правила подъема и прокладки рукавной линии, обращая особое внимание на то, чтобы расчеты действовали четко, без переплетения рукавных линий, заломов, правильно закрепляли рукавную линию задержками, создавали бы необходимый запас рукава для маневрирования стволом на позиции. Затем приказать выполнить упражнение. При подъеме

рукавной линии в лестничной клетке с помощью спасательной веревки пожарный № 1 со стволом, спасательной веревкой и рукавной задержкой бегом поднимается на указанный этаж, предупреждает находящихся внизу: "Берегись" и, получив ответ "Есть, берегись", бросает спасательную веревку вниз, оставив один конец веревки у себя.

Пожарный № 2 раскатывает рукава, соединяет их между собой, привязывает к рукаву веревку и сообщает пожарному № 1 "Готово". Пожарный № 1 поднимает рукавную линию, оставляет необходимый запас рукава, закрепляет рукавную линию за конструкцию здания (вертикальная рукавная линия длиной свыше одного рукава закрепляется задержками под соединительными головками каждого рукава). Пожарный №2 во время подъема рукавной линии подтягивает ее на лестничную клетку.

При подъеме рукавной линии между маршами лестничной клетки вначале следует раскатать один или два рукава, взять один его конец и подняться на заданный этаж. Затем необходимо создать запас рукава, закрепить рукавную линию задержкой, присоединить ствол, занять исходную позицию и доложить о готовности ствола.

При прокладке рукавной линии по маршам лестничной клетки пожарный раскатывает один, затем второй рукав, присоединяет его к первому, берет правой (левой) рукой второй рукав у соединительной головки и прокладывает рукавную линию по маршам на указанный в команде этаж. Рукавная линия должна быть проложена ближе к стене. Пожарный создает необходимый запас рукава, присоединяет ствол к головке рукава и докладывает о готовности ствола.

Прокладка рукавной линии перебежкой, по-пластунски и на получетвереньках. Построить отделение у автонасоса, фронтом в сторону прокладки рукавных линий, объявить упражнение, объяснить в каких случаях приходится прокладывать рукавные линии перебежками, переползанием по-пластунски и на получетвереньках.

Кратко пояснить и показать правила коротких перебежек, переползания по-пластунски и передвижения на получетвереньках без рукавов.

Затем всем учащимся следует выполнить несколько раз каждый прием передвижения, показать и кратко объяснить правила прокладки рукавной линии перебежкой, назначить расчеты и выполнить несколько раз этот •прием. Отработать прокладку рукавных линий по-пластунски и на получетвереньках.

При прокладке рукавной линии перебежкой исходное положение пожарных - у конца рукавной линии, проложенной от автонасоса до границы, дальше которой обычным путем прокладывать рукавную линию нельзя; на земле находится необходимое количество рукавов в скатках; пожарный № 1 имеет ствол, надетый на левое плечо.

По команде "Ствол (указать позицию), линию (указать количество рукавов), перебежкой - марш." пожарные берут по одному рукаву в скатке, намечают путь движения, пожарный № 1 перебегает, используя укрытия, к месту работы, показывая своим движением направление прокладки рукавной линии. Принесенный рукав он оставляет в резерве на случай удлинения рукавной линии или замены рукава, вышедшего из строя. Пожарный № 2 присоединяет рукав к рукавной линии и прокладывает свою рукавную линию, используя укрытия, затем присоединяет ее к рукаву, проложенному пожарным № 3.

Остальные пожарные перебегают по направлению, указанному пожарным № 1, и выполняют те же приемы. По окончании прокладки рукавной линии пожарный № 1 (ствольщик) присоединяет ствол и докладывает о готовности его. После этого пожарные № 2 и 3 остаются у места работы со стволом. Один из них работает подстволыциком, другой наблюдает за рукавами и при необходимости заменяет рукава, вышедшие из строя, а также работает подстволыциком или ствольщиком,.

При прокладке рукавной линии переползанием по-пластунски исходное положение пожарных расчетов у границы пораженной зоны на расстоянии 5-7 м друг от друга.

По команде "Ствол (указать позицию), линию (указать количество рукавов), по-пластунски - марш" пожарные берут по одному рукаву в скатке, раскатывают их и намечают путь движения, пункты остановки. Каждый берет левой рукой конец раскатанного рукава, перекидывает его через голову на правое плечо так, что

бы он находился на спине, ложится на землю и начинает движение по-пластунски.

При прокладке рукавной линии переползанием на получетвереньках пожарные -действуют так же, как при прокладке рукавной линии переползанием по-пластунски.


Скатывание рукавов в одинарную и двойную скатки. По команде "Рукав в одинарную скатку - скатать" пожарный берет соединительную головку, накладывает ее на поверхность рукава и, продвигаясь вперед, скатывает его (рис. 6).

 

 

Рис. 6. Скатывание рукава в одинарную скатку

 

Скатывание рукавов в двойную скатку производится двумя пожарными по команде: "Рукав в двойную скатку - скатать". Рукав сгибается по длине пополам так, чтобы верхняя половина -его была короче примерно на цмвав м нижней. Скатывается рукав от места перегиба одним пожарным по правилам одинарной скатки, а второй пожарный выравнивает рукав и натягивает его, двигаясь назад.

Укладка рукавов в пачки и уборка их восьмеркой. Рукава укладываются в пачки двумя пожарными по команде: "Рукава в пачку - уложить". Их складывают "гармошкой" по длине ящика пожарного автомобиля, затем перевязывают двумя ремешками.

Уборка рукавов "восьмеркой" производится одним пожарным по команде "Рукав восьмеркой" -убрать". Пожарный берет в правую (левую) руку соединительную головку и, расставив руки несколько больше ширины плеч, опускает вниз сначала левую (правую) руку, подхватывая рукав снизу, а затем правую (левую) (рис. 7) и т. д. При уборке рукава "восьмеркой" пожарный продвигается вперед, не перетаскивая рукав по земле, если же рукав


 

 

Рис. 7. Уборка рукавов восьмёркой.

 

мокрый, убрать его помогает второй пожарный, выпуская воду из рукава. Поднесенный рукав к автомобилю кладется на землю, соединительная головка, которая была в руке, вынимается из середины рукава и кладется на рукав.

 

Уборка замороженных рукавов. По команде "Замороженные рукава - убрать" пожарные сначала отогревают головки горячей водой или паром, разъединяют их, .после этого отогревают места сгибов и складывают рукава "гармошкой".. Разъединение соединительных головок с внутренним зацеплением можно произвести постукиванием деревянным молотком по замороженной головке с последующим разъединением ее при помощи ключей.

Замена резиновых прокладок в соединительных головках. По команде "Прокладки- заменить" обучаемые вынимают пальцами правой руки прокладки из соединительных головок и обеими руками заменяют их другими.

Подъем сухой рукавной линий по пожарным лестницам. Состав расчета для подъема по выдвижной лестнице - два пожарных.

По команде: "Ствол по выдвижной лестнице на крышу (в окно 3-го этажа) - марш" пожарный № 1 прокладывает рукав к лестнице, присоединяет ствол к головке рукава, перекидывает ствол с рукавом через левое плечо, рукав, идущий вниз, пожарный пропускает с правой стороны или между ног, поднимается вверх по лестнице на крышу или в окно, создает запас рукава, закрепляет рукавную линию задержкой за карниз или другую конструкцию здания и докладывает о готовности ствола. Пожарный № 2 во время подъема по лестнице пожарного № 1 держат лестницу.

Подъем сухой рукавной линий на крышу (в окна верхних этажей) с помощью спасательной веревки. Для выполнения упражнения пожарные № 1 и 2 построены в одну шеренгу; у ног лежат два рукава, ствол и спасательная веревка. По команде <Ствол на крышу (в окно 3-го этажа), линию веревкой - марш" пожарный № 1 со спасательной веревкой и рукавной задержкой бегом поднимается на крышу (указанный этаж), предупреждает пожарного № 2 словом: "Берегись" и, получив ответ: "Есть берегись", бросает спасательную веревку вниз, оставив конец у себя. Пожарный № 2 раскатывает рукава, соединяет их между собой, присоединяет ствол и вяжет узел для подъема рукава и ствола. Затем сообщает пожарному № 1: "Готово". Пожарный № 1 поднимает рукавную линию веревкой, оставляя необходимый запас рукава, закрепляет его за конструкцию здания (вертикальная линия длиной свыше одного рукава закрепляется задержками под соединительными головками каждого рукава). Пожарный № 2 помогает поднимать рукавную линию.

Прокладка и подъем рукавной линии в домах повышенной этажности. Расчет из четырех пожарных построен у автоцистерны, находящейся в 10 м от 12-этажного жилого дома.

По команде "Ствол Б 12-й этаж, разветвление - на лестничную клетку 11-го этажа, магистральную линию спасательными веревками - марш" пожарный № 1 берет ствол и рукав Б, спасательную веревку, рукавную задержку; пожарный № 2-разветвление, спасательную веревку, рукавную задержку. Оба поднимаются на лифте (бегом по лестнице) на лестничную клетку 11-го этажа, связывают две веревки между собой (способами, применяемыми при закреплении спасательных веревок за конструкцию при самоспасании), открывают окно и сбрасывают один конец веревки на землю. Затем поднимают рукавную линию Л с земли до. 11-го этажа, закрепляют рукавной задержкой, устанавливают разветвление, присоединяют к нему рукава Л, прокладывают рукав Б до исходной позиции ствола. Пожарный № 1 работает стволом, № 2 - подствольщиком и на разветвлении.

Пожарные № 3 и № 4 берут по скатке рукавов Л, прокладывают рукавную линию от автоцистерны к зданию/ привязывают конец спасательной веревки к рука ву, помогают прокладывать рукавную линию до 11-п

•этажа, пожарный № 3 поднимается на лестничную клетку 6-го этажа,, где через окно закрепляет нижней рукав задержкой за конструкцию здания.

Опускание вниз мокрой рукавной линии и уборки. По команде "Рукавную линию- убрать" или "Отбой" во всех случаях, кроме зимнего времени, пожарные разъединяют рукава между собой, от соединяют их от разветвления и от насоса, поднимаю! один конец рукава, перебирая руками весь рукав от одной головки до другой, выливают из него воду и скатывают.

Опускание мокрой рукавной линии по пожарным лестницам. По команде "Рукавную - линию по выдвижной лестнице - убрать" ствольщик снимает задержку с рукавной линии, перекидывает ствол с., рукавом через плечо, переходит на выдвижную лестницу и с рукавной линией опускается вниз.

Опускание - мокрой рукавной линии при помощи спасательной веревки. По команде "Ствол веревкой вниз - марш" ствольщик при помощи спасательной веревки вяжет узел, надевает его на рукав и ствол, предупреждает пожарного внизу словом: "Берегись" и, получив ответ: "Есть берегись", открепляет и опускает рукавную линию со стволом вниз (рис. 8). Пожарный № 2 помогает опускать рукав, развязывает узел, отсоединяет ствол и убирает рукав в одинарную скатку или "восьмеркой".

Сбрасывание рукавной линии. По команде "Ствол вниз - марш" ствольщик открепляет рукав, перебирая его руками (рис. 9), опускает ствол до земли, сбрасывает рукав вниз.

Уборка рукавов в зимнее время при низких температурах. Расчет состоит из пожарных (по одному пожарному на рукав) и водителя.

По команде "Рукава в одинарные скатки -• скатать" водитель снижает давление на чнасосе до слива воды из рукавов. Пожарные в первую очередь отсоединяют рукав, проложенный ближе -к месту пожара, быстро скатывают его в одинарную скатку. Затем, от места пожара к насосу отсоединяют остальные рукава, скатывают и убирают в автомобиль.

Наращивание действующей рукавной линии. Состав расчета - два пожарных. Исходное положение: пожарный № 1 работает со стволом, пожарный № 2-подстволыциком.


 

 

Рис. 8. Опускание рукавной линии с помощью спасательной верёвки


Рис. 9. Сбрасывание рукавной линии.

По команде "Линию 1-го ствола А одним (двумя) рукавом - нарастить" пожарный № 2 бежит к автонасосу, берет один (два) рукав, возвращается к позиции ствола, прокладывает рукав. После команды "Воду остановить" пожарный № 1 отсоединяет ствол, присоединяет его к головке принесенного рукава и продвигается вперед, меняя позицию ствола, пожарный № 2 присоединяет принесенный рукав к" рукавной линии, расправляет его и докладывает о готовности. Командир дает команду "Воду - дать".

Замена поврежденных рукавов в действующей рукавной линии. Поврежденные рукава в рукавной линии заменяются двумя пожарными. По команде "Поврежденный рукав - заменить" один пожарный бежит к автонасосу, берет рукав в скатке и 'раскатывает его параллельно действующей рукавной линии, водитель останавливает подачу воды, второй пожарный подбегает к поврежденному рукаву, отсоединяет его от рукавной линии, а затем оба присоединяют к ней принесенный рукав: один пожарный докладывает командиру о готовности, водитель пускает. воду. При замене поврежденного рукава на морозе подачу воды в рукавную линию не прекращать, а только уменьшить давление на насосе.

С целью уменьшения поливания воды на руки пожарных вначале отсоединить ближнюю от насоса головку поврежденного рукава, а затем - дальнюю. Присоединение принесенного раскатанного рукава производится в обратном порядке, вначале производится присоединение к рукаву, проложенному от пожара, а затем - от насоса.

Ремонт поврежденных рукавов рукавными зажимами. В зависимости от величины отверстия в поврежденном рукаве могут быть использованы универсальный ленточный или корсетный зажимы. Способ применения зажимов не требует продолжительного времени на его изучение; достаточно показать пожарным, как накладывается зажим, а затем заставить пожарного один-два раза выполнить этот прием, при этом рукав должен находиться под давлением воды.

Работа с действующими стволами из различных положений. Обучение ствольщиков необходимо начинать со смыкания головок, примыкания ствола, прокладывания магистральных и ответвленных рукавных линий на местности при боевом развертывании. Затем нужно научить ствольщиков прокладывать рукавные линии со стволами в лестничных клетках, по стационарным, выдвижным и штурмовым лестницам с использованием спасательных веревок в подвалах, этажах, чердаках и крышах с расчетом необходимого количества рукавов, закреплением рукавных линий задержками, выбором позиций для работы со стволами.

После этого следует научить ствольщиков действовать стволами с водой из различных положений (стоя, с колена, лежа) с различными спрысками. Первые упражнения надо выполнять со стволами Б с последующим переходом на стволы А, подавая воду через колонку, а затем через автонасос, доводя давление до 7- 9 МПа (7-9 ат).

В процессе занятий необходимо обратить внимание на взаимодействие ствольщиков и подстволыщиков, на ведение борьбы с излишне проливаемой водой. С этой целью нужно давать инструкции ствольщика как действовать в различных условиях пожара (при сильных морозах, при наличии горючей пыли, кислот, угля, в подвалах, на чердаках и т. д.).

Во время занятий со ствольщиками и подствольщиками желательно одновременно тренировать пожарных, работающих у разветвления и колонки, водителя - у насоса. Обучение ствольщиков необходимо проводить не только на занятиях, но и в боевой обстановке на пожаре. Командир после пожара может разобрать действия пожарных, отмечая положительные и отрицательные стороны их работы.

Лучшим методом обучения и тренировки является практическое исполнение ствольщиками упражнений вначале на местности, а затем на высоте и в дыму. Для этого можно подобрать большое количество упражнений, вырабатывающих у ствольщиков смелость, инициативу, находчивость и другие качества, от которых во многом зависит успех тушения пожара.

В качестве примера приведем упражнение для работы ствольщика со стволами из различных положений.

Упражнение, Работа со стволом PC-70 из различных положений: стоя, с колена, лежа - с мишени. Работа со стволами КР-Б с выдвижной лестницы и сидя на подоконнике, создание различных струй.

Пожарный №1 с рукавной линией, закрепленной задержкой за подоконник, и стволом КР-Б сидит "верхом" на подоконнике 2-го этажа. Пожарный № 2 со стволом А стоит, на земле в 10- 12 м от автомобиля. Пожарный № 3 с рукавной линией, закрепленной задержкой за подоконник и стволом РСК находится (закреплен карабином) на выдвижной лестнице или автолестнице у окна третьего этажа. Подствольщики - на земле у рукавных линий. Пожарный № 4 стоит у разветвления, пожарный № 5 - у колонки, водитель - у насоса.

Команды для исполнения "Спрыск открыть". "Спрыск больше", "Спрыск меньше", "Компактную (распыленную, веерообразную) струю - дать", "Ствол - вправо (влево, вниз, вверх)", "Работать стоя (с колена, лежа)", "Спрыск закрыть".

При работе со стволом из положения, стоя ствольщик, выставляет левую ногу вперед и тяжесть тела распределяет на обе ноги. Ствол держит правой рукой (ладонью снизу, большим пальцем сверху - на рукаве) у головки, левой - у спрыска.

При работе со стволом из положения с колена ствольщик отставляет правую ногу назад и становится на правое колено, левую ногу, согнутую в колене, выставляет вперед на полную ступню. Ствол правой 'рукой прижат к правому боку, левой рукой пожарный держит ствол у спрыска..

При работе со стволом в положении лежа ствольщик ложится на живот, опирается на локти, ствол держит так же, как при работе стоя.

Для того чтобы направить струю вверх, нужно поднять ствол у спрыска кистью левой руки, вниз - опустить ствол у спрыска кистью левой руки; вправо и влево - отвести кисть левой руки вправо и влево с одновременным поворотом туловища. Подствольщики поддерживают рукавную линию, облегчая работу ствольщика. Для открывания и закрывания спрыска ствольщик движениями кисти левой руки, держащей ствол у спрыска, открывает или закрывает спрыск.

При работе с ручным стволом с автолестницы ствольщик закрепляется карабином за ступеньку, рукавную линию закрепляет рукавной задержкой за конструкцию здания или за ступеньку лестницы и действует стволом так же, как в положении стоя. При работе лафетным стволом с автолестницы ствольщик закрепляется карабином за ступеньку, закрепляет рукавную линию задержкой за ступеньку лестницы, работает стволом вверх и вниз.

При работе лафетным стволом, который должен перемещаться вдоль здания (по периметру); ствольщик управляет стволом с земли с помощью веревки, закрепленной за рычаг лафетного ствола.

Для работы с лафетным стволом, установленным в лифте автолестницы АЛ-45, рукав присоединяется к приемному патрубку лафетного ствола. Ствольщик управляет лафетным стволом, находясь в лифте.

 

Прокладка рукавной линии через препятствия, защита рукавных линий. Для проведения занятия нужно выбрать такой объект (местность), на котором имеются заборы, железнодорожные или трамвайные пути, канавы и другие препятствия.

Отделение построить у автонасоса, объявить упражнение и цель занятия, привести примеры прокладки рукавных линий через препятствия при тушении пожаров. Затем рассказать порядок выполнения упражнения, назначить боевой расчет, дать команду на боевое развертывание, остановить выполнение боевого развертывания у первого препятствия, встретившегося на пути прокладки рукавных линий, объяснить правила прокладки рукавной линии через препятствие и проложить ее. Перед каждым из остальных препятствий нужно останавливать отделение, объяснять и выполнять прокладку рукавных линий. Затем надо повторить все упражнение без остановок у каждого препятствия.

Нa тренировочном занятий особое внимание следует обратить на слаженность в действиях всех номеров боевого расчета.

Боевой расчет выполняет те же обязанности, что и при боевом развертывании с подачей ствола А. При прокладке через заборы нужно устанавливать к ним лестницы-палки, штурмовки и выдвижные лестницы. Рукава от заломов на заборах предохранять рукавными седлами или подсобным материалом. При прокладке рукавной линии через шоссейные дороги необходимо накладывать на рукавную линию 'рукавные мостки, расстояние между которыми должно быть равным ширине между колесами автомобилей. Рукавная линия через шоссейную дорогу прокладывается перпендикулярно к ней.

Через железнодорожные и трамвайные пути рукавную линию можно прокладывать поверх путей с остановкой движения транспорта и под рельсами путем устройства подкопов между шпалами.

Иногда применяется комбинация обоих способов. При этом сначала прокладывается рукавная линия поверх рельсов и в рукава подается вода, одновременно с этим несколько пожарных готовят подкоп под рельсами, прокладывают рукав для замены того, который

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.