Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Монополистическая конкуренция.

 

Монополистическая конкуренция – это ситуация, когда на рынке действует много небольших предприятий, производящих, однотипный, но дифференцированный товар, например, косметика, продукты питания, одежда и т.п. Задача каждой фирмы состоит в том, чтобы привлечь к себе покупателей, выделив свой товар среди множества подобных товаров, представив его как нечто уникальное. Это достигается с помощью все большей дифференциации товара, придания ему новых и новых качеств, особенностей (подчас мнимых). Примером может служить развитие сотовых телефонов. Огромное значение при этом играет реклама, призванная донести эти особенности до потребителя.

Таким образом, главную роль здесь играют неценовые методы конкуренции, а не цена. Покупатель, если ему понравился товар, будет и впредь покупать его, даже если цена на подобный товар другой фирмы снизилась. Например, если человек посетил стоматолога, и ему понравилось как его вылечили в этой фирме, то он и в дальнейшем скорее всего придет туда. Однако, если покупатель увидит, что товары других фирм сильно подешевели, а его любимый товар – нет, то у него может возникнуть желание попробовать и другие товары и убедиться, что они не хуже. Поэтому фирмы не должны злоупотреблять пристрастием покупателей к своим товарам, и проводить грамотную ценовую политику.

Барьеры для входа в отрасль новых фирм невысоки. Для создания новых предприятий не требуется огромного капитала и очень сложной технологии. Поэтому количество фирм в отрасли растет и достигает большого количества, обостряя внутриотраслевую конкуренцию и снижая норму прибыли. Из-за этого может начаться отток капитала в другие, менее насыщенные отрасли.



 

Тема 6. Капитал и прибыль фирмы в рыночной экономике

 

Основной и оборотный капитал.

 

Капитал фирмы делится на основной и оборотный.

Основной капитал – капитал, который многократно и целиком участвует в производстве, но его стоимость переносится на готовый продукт по частям (здания, сооружения, машины, оборудование, силовые установки). Часть стоимости основного капитала, которая переносится на стоимость готового продукта, называется амортизацией.

Пример: фирма закупила оборудование стоимостью 10 тыс.$, которое служит 10 лет. → амортизация за год составит 1000 $.

Оборотный капитал - это капитал, который участвует в производстве один раз и его стоимость полностью входит в стоимость готового продукта (сырье, вспомогательные материалы, топливо, электроэнергия).

Основной капитал подвергается физическому и моральному износу. Физический износ – это потеря основным капиталом своих полезных свойств в результате действия сил природы или времени. Моральный износ I рода – возникает в результате создания аналогичного, но более дешевого основного капитала. Моральный износ II рода - возникает в результате создания более качественного, экономически эффективного, прогрессивного основного капитала.

 

Издержки, их классификация.

 

Любая хозяйственная деятельность предполагает различные затраты, расходы, которые в экономике называются издержками. В самом общем виде издержки - это вся совокупность затрат фирмы, которые она осуществляет в процессе своей деятельности.

Виды издержек:

1. по сфере деятельности:

а) издержки производства – затраты, которые фирма несет при производстве продукции (затраты на приобретение ресурсов, оплату труда, налоги);

б) издержки обращения (торговли) – затраты торговых предприятий на содержание торговых помещений, оплату труда продавцов, рекламу, хранение товаров и т.п.

2. с точки зрения влияния объема производства фирмы на величину издержек:

В данном аспекте анализа издержек большую роль играет фактор времени. В краткосрочном периоде фирма может изменить лишь некоторые факторы производства (нанять работников, закупить дополнительное сырье материалы), а другие остаются неизменными (оборудование, новые здания). В долгосрочном периоде фирма имеет возможность изменять все факторы производства.

В краткосрочном периоде издержки подразделяются на постоянные и переменные.

а) Постоянные издержки - это затраты, которые НЕ изменяют своей величины с изменением объема выпускаемой продукции (затраты, связанные с эксплуатацией зданий, машин, оборудования (амортизация), некоторые виды налогов, напр. на имущество).

Б) Переменные издержки - это затраты, которые изменяются вместе с изменением объемов выпускаемой продукции (затраты на приобретение сырья, материалов, оплату электроэнергии, труда).

3. с точки зрения оценки эффективности предпринимательской деятельности:

а) общие (валовые) издержки – сумма постоянных и переменных издержек, т.е. все затраты, которое несет фирма на производство продукции. Величину общих издержек сопоставляют с общим доходом, полученным фирмой за соответствующий период. Если общий доход > общих издержек, то фирма имеет прибыль; если общий доход < общих издержек, то – убыток.

Общие издержки = постоянные издержки + переменные издержки

б) средние издержки – затраты на производство одной единицы продукции.

Средние издержки =

Величину средних общих издержек сопоставляют с рыночной ценой на аналогичную продукцию. Если средние издержки < рыночной цены, то фирма имеет прибыль от продажи единицы продукции и наоборот.

Рассчитывают также средние постоянные издержки = и

средние переменные издержки =

Любая фирма заинтересована в снижении издержек, т.к. это дает ей возможность увеличить прибыль. Основными направлениями снижения издержек производства являются: использование в производстве достижений НТП, совершенствование организации производства.

 

Прибыль.

Совокупность средств, полученных фирмой в результате своей деятельности за определенный период, называется общим доходом. Он включает в себя выручку от реализации продукции, доходы от сдачи имущества в аренду, доход по акциям и другим ценным бумагам, проценты по банковским вкладам и др.

Общая прибыль - разница между общим доходом и общими издержками.

Общая прибыль = общий доход – общие издержки

Если из общей прибыли вычесть налог на прибыль (в РФ он составляет 20%), то останется чистая прибыль, которая остается в распоряжении предприятий и может быть использована на его развитие, на выплату дивидендов акционерам, благотворительность и т.п.

Чистая прибыль = общая прибыль – налог на прибыль

Максимизация прибыли является целью каждого предприятия, основанного на частной собственности.

Пути увеличения прибыли:

1. выбор оптимального объема производства

2. ускорение оборота капитала

3. научно-технический прогресс

4. рациональная организация производства, минимизация потерь и другие факторы.

Подробно эти факторы будут рассмотрены на семинарском занятии.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.