Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Рынок транспортных услуг: определение и сегментация

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Петербургский государственный университет путей сообщения»

__________________________________________________________________________________

Н. А. Журавлева

 

ЭКОНОМИКА РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Учебное пособие

 

 

Санкт-Петербург

ПГУПС

 
2013


Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Петербургский государственный университет путей сообщения»

__________________________________________________________________________________

 

 

Н. А. Журавлева

 

 

ЭКОНОМИКА РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

 

 

Учебное пособие

 

 

Санкт-Петербург

ПГУПС

 

2013


УДК

ББК

 

 

Р е ц е н з е н т ы :

доктор экон. наук, профессор кафедры

экономической теории и экономической политики

Санкт-Петербургского государственного

университета (СПбГУ)

В. М. Шавшуков;

канд. техн. наук, профессор, зав. кафедрой

«Менеджмент и маркетинг»

Петербургского государственного университета

путей сообщения(ПГУПС)

Н. К. Румянцев

 

Журавлева Н. А.

В 54 Экономика рынка транспортных услуг : учеб. пособие /

Н. А. Журавлева. – СПб. : Петербургский государственный универ-

ситет путей сообщения, 2013. – 78 с.

 

ISBN 978-5-7641-0490-4

 

Дана общая конфигурация транспортного рынка: его организация, структура, уровни конкуренции. Рассмотрена нормативно-регуляторная база рынка железнодорожных перевозок, в том числе статус и поведение субъектов рынка. Описаны этапы реформирования железнодорожного транспорта: цель и результаты реформы, перспективы дальнейших изменений на транспортном рынке. Дана экономическая характеристика деятельности транспортных организаций, система тарифообразования по различным видам перевозок. Рассмотрены проблемы привлечения инвестиций и варианты финансирования развития транспортного рынка.



Предназначено для студентов экономических специальностей, специалистов транспортно-логистической деятельности, работников экономических служб транспортных организаций.

 

УДК

ББК

 

ISBN 978-5-7641-0 9© Петербургский государственный

университет путей сообщения,

 
2013.

 

© Журавлева Н. А., 2013


Тема 1. ЭКОНОМИКА РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Объект и предмет изучения экономики рынка транспортных услуг

 

Объектом изучения экономики рынка транспортных услуг является сфера осуществления перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа всех видов транспорта, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, финансирования, страхования, логистического обслуживания и других работ (услуг), связанных с перевозками.

Рынок транспортных услуг как объект изучения является сложной производственно-экономической и социальной системой, встроенной в международное пространство обращения товаров и перемещения людей.

Являясь элементом мировой производственной инфраструктуры, рынок транспортных услуг обеспечивает мобильность,которая является одним из наиболее фундаментальных и важных характеристик экономической деятельности, так как она удовлетворяет основную потребность перехода от одного места к другому людей, грузов и технологий. Все экономики и регионы имеют разный уровень мобильности. Ограниченная способность к передвижению препятствует развитию, в то время как большая мобильность является катализатором развития.

Экономика рынка транспортных услугдолжна ответить на три основных вопроса:

1. Какие транспортные услугиследует оказывать и в каком количестве? – т. е. определить объем, структуру и виды транспортных услуг по каждому виду транспорта (сегментация рынка).

2. Кто должен оказывать транспортные услуги, какого качества должны быть эти услуги, какие для этого потребуютсяресурсы, с помощью каких технологий будут оказываться транспортные услуги? – т. е. определить виды транспортных компаний, источники ресурсов (материальных, финансовых, трудовых) и технологию процесса оказания транспортной услуги для каждого вида транспорта (производители транспортных услуг).

3. Для кого требуется оказывать транспортные услуги и как они распределяются между потребителями?

Каждый рынок имеет свою собственную структуру и делится на определенное количество секторов.

Предметом изучения экономики рынка транспортных услуг является модель взаимодействия участников рынка перевозок, в том числе механизмов взаимодействия с государством, бизнесом, обществом и пользователями транспортных услуг и развития конкуренции.

1.2 Определение и содержание транспортной услуги

И транспортных операций

Базовым понятием транспортного рынка является понятие транспорта и продукции перевозки. Транспорт обеспечивает перемещение вещественного продукта из сферы производства в сферу потребления, т. е. он продолжает процесс производства в процессе обращения. Издержки по перемещению продукции из пунктов производства в пункты ее потребления относятся к издержкам обращения, его транспортным составляющим и включаются в конечную цену потребления. Поэтому в ценовой конкуренции товаров транспортный фактор играет значительную роль.

Транспорт относится к сфере материального производства: само движение транспорта, его перемещение и есть тот процесс производства, который оно создает (рис. 1). При этом перемещение является услугой и эта услуга специфична тем, что не поддается накоплению, а конечный результат (запасы перемещенных товаров) всегда в какой-то степени ограничен.

Рис. 1.1. Графическая модель Лапидуса «изменения цены и стоимости товара

в результате пространственного перемещения»

 

Законодательное определение услуги дается в статье 38 (п.5) НК РФ – «услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности».

В современном гражданском праве России услуги признаются в качестве одной из ведущих категорий в системе объектов гражданских прав и значение этой категории, особенно в системе рыночных отношений возрастает с каждым годом.

В отличие от других отраслей материального производства величина транспортной услуги не может быть оценена только объемными показателями. Такое понятие, как «количество перевезенных грузов» зависит, в том числе и от расстояния и от скорости перевозки. На практике объем услуги транспорта или результат перевозочной деятельности в стоимостной форме определяется как произведение выполненной работы и средней доходной ставки.

Осуществляя транспортные операции, перевозчики оказывают транспортные услуги, которые сами являются специфичным товаром торговли и служат предметом купли-продажи на транспортных рынках.

Таким образом, транспортная услуга является деятельностью хозяйствующего субъекта, направленной на изменение местонахождения людей или партий грузов и осуществляемая по предварительному согласию производителя услуги и его потребителя.

Рынок транспортных услуг: определение и сегментация

1.3.1 Характеристика транспортного рынка

Рынок представляет собой совокупность актов купли и продажи товаров и услуг между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), на основе спроса и предложения путем товарного и иного обмена с помощью рыночной инфраструктуры, включая банки, биржи, транспорт, связь.

Рынок транспортных услуг определен в ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» от 20 июля 1995 г. как «сфера осуществления перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, подсобно-вспомогательных и других видов работ (услуг), связанных с перевозками».

Рынок транспортных услуг составляют присутствующие на нем виды транспорта, взаимодействующие и конкурирующие друг с другом, предоставляющие пользователям транспортные услуги различного объема и качества, исходя из своих технико-экономических возможностей и особенностей, выраженных в их потребительных стоимостях.

Развитый рынок транспортных услуг включает в себя как производственные (услуги по перевозке грузов и пассажиров), так и непроизводственные услуги (услуги связи, по ремонту, лизинговые услуги, услуги по страхованию, юридические услуги, бытовые и культурные услуги). Фактически, следует говорить о рынке транспортно-логистических услуг.

Субъектами рынка железнодорожного транспорта являются потребители транспортных: владельцы груза и пассажиры, а также производители транспортных услуг: транспортные компании различных видов транспорта, ОАО «РЖД» – владелец инфраструктуры и сетевой перевозчик, операторы и (или) владельцы подвижного железнодорожного состава, экспедиторы, лизинговые компании, страховые компании, банки, консалтинговые, маркетинговые, аудиторские компании и т. п., которые предоставляют в совокупности весь спектр услуг, на которые может быть спрос в процессе перевозки грузов и пассажиров.

1.3.2 Общая сегментация рынка транспортно-логистических услуг

по перевозкам и сопутствующим транспортным услугам

В общем виде рынок транспортных услуг разделен на следующую иерархию сегментов:

· По типу назначения: перевозки; сопутствующие транспортные, в том числе, логистические услуги.

· По охвату территории: глобальный (мировой) рынок транспортных услуг: международные, региональные, национальные (внутренние) перевозки.

· По предмету транспортных операций: грузы, пассажиры, багаж.

· По видам транспорта: морской (водный), железнодорожный, авиа, трубопроводный, автомобильный.

· По транспортной характеристике товаров: сухой – навалочные (уголь, руда), насыпные (зерно, цемент, фосфаты), генеральные (штучные); наливной (нефть и продукты ее переработки, растительные масла, вино и др.).

· Периодичности: регулярных (линейных) грузопотоков массовых грузов или пассажиров и рынки нерегулярных разовых (чартерных) перевозок.

· По виду сообщения: прямое (одновидовое), последовательными перевозчиками: безперегрузочное (интермодальное), (смешанное – мультимодальное).

· По транспортно-технологической системе: пакетная, контейнерная, рефрижераторная, ролкерная, лихтеровозная (платформы) и пр.

· Перевозки на особых условиях режимных грузов: скоропортящиеся, опасные, тяжеловесные, негабаритные и пр.

Общая совокупность всех видов транспортных услуг (грузо- и пассажироперевозки, экспедирование, складские и управленческие услуги) в сфере транспорта общего пользования представляет собой услуги, выполняемые и потребляемые в соответствии с договорами (контрактами), заключенными между производителями этих услуг (перевозчиками, транспортными агентами и транспортными экспедиторами) и потребителями (пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями).

1.3.3 Сегментация по видам транспорта

Железнодорожный транспорт–вид наземного транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров колесными транспортными средствами по рельсовым путям. Имеет особое стратегическое значение для России, являясь связующим звеном единой экономической системы, обеспечивающей стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.

Железные дороги являются наиболее рентабельным видом транспорта для перевозок вагонных партий грузов навалом – каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции – на дальние расстояния.

Автомобильный транспорт осуществляет перемещение (перевозку) грузов и людей автомобилями (преимущественно на короткие и средние расстояния). Инфраструктура состоит из сетей автодорог, гаражей и автобаз, авторемонтных мастерских и заводов, автозаправочных станций; подвижного состава (грузовые автомобили, автобусы, легковые частные машины).Основные сферы всё более расширяющегося целесообразного применения автотранспорта – развоз и подвоз грузов к магистральным видам транспорта, перевозки промышленных и сельскохозяйственных грузов на короткие расстояния, внутригородские перевозки, перевозки грузов для торговли и строительства. Это рентабельный вид транспорта для перевозки на небольшие расстояния. Во многих случаях автотранспортные тарифы конкурентно сопоставимы с тарифами железных дорог, но при этом грузовики обычно обеспечивают более высокую оперативность оказываемых услуг.

Водный транспорт – вид транспортa, перевозящего грузы и / или пассажиров по водным путям сообщения, как естественным (океаны, моря, реки, озера), так и искусственным (каналы, водохранилища). Основным транспортным средством является судно. По типу используемых акваторий подразделяется на речной и морской транспорт. Инфраструктурой водного транспорта служат порты (морские и речные); для пассажиров – морские и речные вокзалы.

Водный транспорт отличается высокой провозной способностью и низкой себестоимостью перевозок; кроме того, он позволяет перевозить почти любые крупногабаритные грузы. Водный транспорт жизненно важен там, где невозможны сухопутные перевозки: между континентами, островами, а также в слабоосвоенных районах. При этом, скорость движения на водном транспорте относительно невысока, и он нередко подвержен влиянию погоды.

Воздушный транспорт–вид транспорта, осуществляющей перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты с помощью авиационной техники. Занимает значительный сегмент в перевозке пассажиров на дальние расстояния и в труднодоступные районы. Инфраструктура воздушного транспорта состоит из сети авиапредприятий (с парком воздушных судов), аэропортов (с системой аэропортовых сооружений и средствами механизации, навигации, связи и управления воздушным движением), а также учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт авиационной техники.

Хотя тарифы грузовых авиаперевозок гораздо выше железнодорожных или автомобильных, транспортировка по воздуху оказывается идеальной в тех случаях, когда основное значение имеют скорость или необходимость перевозки в отдаленные регионы.

Трубопроводный транспорт. Трубопроводы – специфическое средство транспортировки нефти, газа и химических продуктов от мест их происхождения к рынкам. Транспортировка нефтепродуктов по нефтепроводам обходится дешевле, чем по железной дороге, но несколько дороже, чем по воде. Большинство трубопроводов используются владельцами для транспортировки их собственных продуктов.

Интермодальные перевозки – от inter- между и model- вид, форма – последовательная перевозка груза несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или транспортном средстве без перегрузки самого груза при переходе на другой вид транспорта. Или по определению UNCTAD (United Nation Conference on Trade and Development) «интермодальной является перевозка грузов несколькими видами транспорта, когда один из перевозчиков организует всю доставку от одного пункта отправления через один или более пунктов перевалки до пункта назначения и в зависимости от распределения ответственности за перевозку, выдает различные виды транспортных документов».

Мультимодальные перевозки – от multi- много, и model- вид, форма – перевозка, связанная с совместным технологическим использованием нескольких (многих) разновидностей технических модулей (транспортных средств), принадлежащим различным видам транспорта. Или по определению UNCTAD (United Nation Conference on Trade and Development) «мультимодальной является перевозка грузов несколькими видами транспорта, когда лицо, организующее перевозку, несет за неё ответственность на всем пути следования независимо от числа участвующих видов транспорта, при этом оформляется единый транспортный документ».






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.