Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Список утверждений для определения ситуативной тревожности

 

  1. Я спокоен.
  2. Мне ничто не угрожает.
  3. Я нахожусь в напряжении.
  4. Я испытываю сожаление.
  5. Я чувствую себя свободно.
  6. Я расстроен.
  7. Меня волнуют возможные неудачи.
  8. Я чувствую себя отдохнувшим.
  9. Я встревожен.
  10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.
  11. Я уверен в себе.
  12. Я нервничаю.
  13. Я не нахожу себе места.
  14. Я взвинчен.
  15. Я не чувствую скованности, напряжения.
  16. Я доволен.
  17. Я озабочен.
  18. Я слишком возбужден и мне не по себе.
  19. Мне радостно.
  20. Мне приятно.

 

Список утверждений для определения личностной тревожности

 

  1. Я испытываю удовольствие.
  2. Я очень быстро устаю.
  3. Я легко могу заплакать.
  4. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие.
  5. Бывает, что я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения.
  6. Я чувствую себя бодрым человеком.
  7. Я спокоен, хладнокровен и собран.
  8. Ожидание трудностей очень тревожит меня.
  9. Я слишком переживаю из-за пустяков.
  10. Я бываю вполне счастлив.
  11. Я принимаю все слишком близко к сердцу.
  12. Мне не хватает уверенности в себе.
  13. Я чувствую себя в безопасности.
  14. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.
  15. У меня бывает хандра, тоска.
  16. Я бываю доволен.
  17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.
  18. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть.
  19. Я уравновешенный человек.
  20. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.

 

Результат. Ситуативная тревожность (СТ) рассчитывается по формуле: СТ=(сумма баллов по утверждениям 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18 – сумма баллов по утверждениям 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20) + 35.

Личностная тревожность (ЛТ) рассчитывается по формуле: ЛТ=(сумма баллов по утверждениям 2 ,3, 4, 5, 8, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20 – сумма баллов по утверждениям 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19) + 35.



Если ЛТ или СТ до 30 баллов, то тревожность оценивается как низкая, 31-45 – средняя (умеренная), 46 баллов и больше – высокая.

Вывод. Запишите в протоколе заключение о выраженности личностной и ситуативной тревожности испытуемого.

 

 

Работа №2. Самооценка эмпатии.

 

Эмпатия (греч. «empatheia» - сопереживание) – сопереживание и сочувствие эмоциональным состояниям другого субъекта. Это феномен социально-психологического происхождения, возникающий при взаимодействии людей, человека с животными, при восприятии произведений искусства. Развитая эмпатия – один из важнейших факторов успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению, в частности в психологии и медицине.

Ход работы. Испытуемому предлагают ознакомиться со списком утверждений, на которые он должен ответить «да» или «нет». В протоколе рядом с номером утверждения ставится знак «+», если ответ положительный или «-», если он отрицательный.

 

Список утверждений для самооценки эмпатии

  1. Меня огорчает, когда я вижу, что кто-то чувствует себя одиноко.
  2. Люди преувеличивают восприимчивость животных и их способность чувствовать.
  3. Мне неприятно, когда люди открыто проявляют свои чувства.
  4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они всегда себя жалеют.
  5. Я тоже начинаю нервничать, если кто-то нервничает рядом со мной.
  6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.
  7. Я принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей или подруг.
  8. Иногда песни о любви очень трогают меня.
  9. Я очень волнуюсь, если нужно сообщить людям неприятные для них новости.
  10. Люди, окружающие меня, сильно влияют на мое настроение.
  11. Большинство иностранцев, которых я встречал, казались мне холодными и неэмоциональными.
  12. Мне больше нравятся профессии, требующие общения с людьми.
  13. Я не слишком расстраиваюсь, если мои друзья или подруги действуют неверно.
  14. Мне нравится видеть, как люди принимают подарки.
  15. Одинокие люди часто недоброжелательны.
  16. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.
  17. Слушая некоторые мелодии, я чувствую себя счастливым.
  18. Когда я читаю какой-нибудь роман, я так переживаю, как будто все это происходит на самом деле.
  19. Я всегда сержусь, если вижу, что с кем-нибудь плохо обращаются.
  20. Меня не очень беспокоит даже то, что некоторые люди вокруг меня заплачут.
  21. Если мои подруги или друзья начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
  22. Когда я бываю в кино, меня удивляет, почему многие зрители всерьез принимают фильмы, плачут и вздыхают.
  23. Чужой смех меня не заражает, люди часто смеются вообще бессмысленно.
  24. Когда я принимаю решение, чувства других людей меня не волнуют.
  25. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.
  26. Мне тяжело видеть, если люди часто расстраиваются даже из-за пустяков.
  27. Я расстраиваюсь при виде страданий животных.
  28. Довольно глупо переживать о том, что происходит в книгах.
  29. Беспомощность старых людей меня угнетает.
  30. Чужие слезы вызывают у меня скорее раздражение, чем сочувствие.
  31. Мне нравится переживать за судьбу героев кинофильмов.
  32. Иногда я замечаю, что могу отнестись равнодушно к волнениям окружающих.
  33. Мне кажется, что маленькие дети чаще всего плачут без всяких причин.

 

Результат. Каждый ответ оценивается в 1 балл, если он совпадает с ключом (табл.3.1). Выраженность эмпатии (Э) подсчитывается по формуле: Э=сумма баллов х 1,8 + 20.

 

Табл.3.1. Ключ к тесту самооценки эмпатических способностей

Номера утверждений со знаком «+» 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31
Номера утверждений со знаком «-» 2, 3, 4, 6, 11, 13, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33

Если результат составляет от 20 до 30 баллов, то эмпатия оценивается как низкая, 31-45 – средняя (умеренная), 46 баллов и более – высокая.

Вывод. Запишите в протоколе заключение о степени выраженности эмпатии.

 

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Инструкция.Выберите один или несколько правильных ответов.

 

1. Биологическая потребность - это

1) субъективное переживание своего состояния, потребностей и возможности их удовлетворения, которое сопровождается генерализованным возбуждением головного мозга и эффекторной сомато-вегетативно-эндокринной реакцией организма

2) отклонение того или иного показателя внутренней среды организма от уровня, определяющего нормальный метаболизм

3) совокупность нервных процессов, происходящих в высших отделах ЦНС и обеспечивающих индивидуальное поведение человека

4) вызванное потребностью эмоционально окрашенное возбуждение, которое обеспечивает организацию поведения, направленного ее удовлетворение

5) особый вид мозговой деятельности, обеспечивающий целенаправленное использование знаний, полученных в процессе индивидуального развития

 

2. основные группы биологических потребностей

1) пищевые

2) половые

3) оборонительные

4) все выше названные

 

3. общественными нормами морали предопределяются

1) социальные

2) пищевые

3) половые

4) оборонительные

5) все выше названные

потребности

 

4. биологическая мотивация - это

1) субъективное переживание своего состояния, потребностей и возможности их удовлетворения, которое сопровождается генерализованным возбуждением головного мозга и эффекторной сомато-вегетативно-эндокринной реакцией организма

2) отклонение того или иного показателя внутренней среды организма от уровня, определяющего нормальный метаболизм

3) вызванное потребностью эмоционально окрашенное возбуждение, которое обеспечивает организацию поведения, направленного ее удовлетворение

4) особый вид мозговой деятельности, обеспечивающий целенаправленное использование знаний, полученных в процессе индивидуального развития

 

5. основные свойства мотивационного состояния

1) химическая специфичность

2) корково-подкорковая интеграция

3) пейсмекерная роль гипоталамических нервных центров

4) ослабление сознательного контроля

 

6. Инициативные мотивациогенные центры расположены

1) в коре головного мозга

2) в таламусе

3) в гипоталамусе

4) в среднем мозге

5) в продолговатом мозге

 

7. эмоции - это

1) субъективное переживание своего состояния, потребностей и возможности их удовлетворения, которое сопровождается генерализованным возбуждением головного мозга и эффекторной сомато-вегетативно-эндокринной реакцией организма

2) особый вид мозговой деятельности, обеспечивающий целенаправленное использование знаний, полученных в процессе индивидуального развития

3) отклонение того или иного показателя внутренней среды организма от уровня, определяющего нормальный метаболизм

4) вызванное потребностью эмоционально окрашенное возбуждение, которое обеспечивает организацию поведения, направленного ее удовлетворение

 

8. основные функции эмоций

1) отражательная

2) приспособительная

3) побудительная

4) подкрепляющая

5) переключательная

6) коммуникативная

7) все выше названные

 

 

9. Согласно периферической теории У. Джеймса и Г. Ланге эмоции обусловлены

1) поступающими в мозг сигналами о функциональных и органических изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах

2) наличием эмоциогенных зон в мозге

3) интегративной реакцией организма

4) изменением функциональной активности ЦНС

5) изменением функциональной активности взаимодействующих эндокринной и нервной систем

 

10. существование особых эмоциогенных зон в ЦНС предполагает

1) системная

2) центральная

3) периферическая

4) корковая

5) гуморальная

группа теорий возникновения эмоции

 

11. эмоции как интегративную реакцию организма рассматривает

1) системная

2) центральная

3) периферическая

4) корковая

5) гуморальная

группа теорий возникновения эмоции

 

12. основные стадии эмоционального стресса

1) стадия тревоги

2) стадия резистентности

3) стадия истощения

4) все выше названые стадии

 

13. мобилизацией защитных сил организма характеризуется

1) стадия тревоги

2) стадия резистентности

3) стадия истощения

 

14. повышением устойчивости организма к неблагоприятным факторам характеризуется

1) стадия тревоги

2) стадия резистентности

3) стадия истощения

 

15. психической дезаптацией характеризуется

1) стадия тревоги

2) стадия резистентности

3) стадия истощения

 

16. основные группы теорий сна

1) нервные

2) гуморальные

3) нейрогуморальные

4) информационные

5) все выше названые теории

 

17. Согласно нервным теориям сон является результатом

1) изменения функциональной активности взаимодействующих эндокринной и нервной систем

2) активации специфического центра, расположенного в гипоталамусе

3) накопления в мозговой ткани гипнотоксинов

4) тормозного процесса в коре, возникающего вследствие переутомления нервных центров

5) торможения, которое возникает при отсутствии поступления афферентных возбуждений в кору головного мозга

 

18. Согласно гуморальным теориям сон является результатом

1) изменения функциональной активности взаимодействующих эндокринной и нервной систем

2) активации специфического центра, расположенного в гипоталамусе

3) накопления в мозговой ткани гипнотоксинов

4) тормозного процесса в коре, возникающего вследствие переутомления нервных центров

5) торможения, которое возникает при отсутствии поступления афферентных возбуждений в кору головного мозга

 

19. Согласно нейрогуморальным теориям сон является результатом

1) изменения функциональной активности взаимодействующих эндокринной и нервной систем

2) активации специфического центра, расположенного в гипоталамусе

3) накопления в мозговой ткани гипнотоксинов

4) тормозного процесса в коре, возникающего вследствие переутомления нервных центров

5) торможения, которое возникает при отсутствии поступления афферентных возбуждений в кору головного мозга

 

20. сон считается средством преобразования накопленной за день информации в

1) нервной теории

2) гуморальной теории

3) нейрогуморальной теории

4) информационной теории

 

21. основные виды физиологического сна

1) нарколепсия

2) летаргия

3) сомнамбулизм

4) ежесуточный

5) сезонный

 

22. фазы сна в зависимости от соотношения силы раздражителя и величины условнорефлекторной реакции

1) уравнительная

2) парадоксальная

3) ультрапарадоксальная

4) наркотическая

5) тормозная

6) дремота

7) поверхностный сон

8) глубокий сон

 

23. виды сна в зависимости от особенностей биоэлектрической активности мозга

1) медленный

2) быстрый

3) дремота

4) поверхностный

5) глубокий

 

24. фазы медленноволнового сна

1) REM-фаза

2) дремота

3) поверхностный сон

4) глубокий сон

5) парадоксальная фаза

 

25. основные виды ЭЭГ-волн

1) a

2) b

3) g

4) d

5) t

 

26. в состоянии активного бодрствования регистрируются

1) a

2) b

3) g

4) d

5) t

ЭЭГ-волны

 

27. для состояния покоя в темноте или с закрытыми глазами характерны

1) a

2) b

3) g

4) d

5) t

ЭЭГ-волны

 

28. при засыпании наблюдаются

1) a

2) b

3) g

4) d

5) t

ЭЭГ-волны

 

29. во время глубокого сна преобладают

1) a

2) b

3) g

4) d

5) t

ЭЭГ-волны

 

30. частотный диапазон a-волн

1) 0,5-3 Гц

2) 4-7 Гц

3) 8-13 Гц

4) 14-30 Гц

5) 40-50 Гц

 

31. частотный диапазон b-волн

1) 0,5-3 Гц

2) 4-7 Гц

3) 8-13 Гц

4) 14-30 Гц

5) 40-50 Гц

 

32. частотный диапазон d-волн

1) 0,5-3 Гц

2) 4-7 Гц

3) 8-13 Гц

4) 14-30 Гц

5) 40-50 Гц

 

33. частотный диапазон t-волн

1) 0,5-3 Гц

2) 4-7 Гц

3) 8-13 Гц

4) 14-30 Гц

5) 40-50 Гц

 

34. основные отличительные особенности ортодоксального (медленноволнового) сна

1) снижение двигательной активности

2) урежение частоты дыхания и пульса

3) повышение частоты дыхания и пульса

4) снижение артериального давления

5) повышение артериального давления

6) снижение температуры тела

7) быстрые движения глаз

8) подергивание конечностей и лицевой мускулатуры

 

35. основные отличительные особенности парадоксального (быстрого) сна

1) снижение двигательной активности

2) урежение частоты дыхания и пульса

3) повышение частоты дыхания и пульса

4) снижение артериального давления

5) повышение артериального давления

6) снижение температуры тела

7) быстрые движения глаз

8) подергивание конечностей и лицевой мускулатуры

 

 

Эталоны ответов

 

1 – 2. 2 – 4. 3 – 1. 4 – 1. 5 - 1, 2, 3. 6 – 3. 7 – 1. 8 – 7. 9 – 1. 10 – 2. 11 – 1. 12 – 4. 13 – 1. 14 – 2. 15 – 3. 16 – 5. 17 - 2, 4, 5. 18 – 3. 19 – 1. 20 – 4. 21 - 4, 5. 22 - 1, 2, 3, 4, 5. 23 - 1, 2. 24 - 2, 3, 4. 25 -1, 2, 4, 5. 26 – 2. 27 – 1. 28 – 5. 29 – 4. 30 – 3. 31 – 4. 32 – 1. 33 – 2. 34 - 1, 2, 4, 6. 35 - 3, 5, 7, 8.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

  1. Батуев, А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учебник для вузов / А. С. Батуев. – С.-Петербург: Питер, 2005. – 316 с.
  2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии / под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М.: Академия, 2005. – С. 279-284.
  3. Физиология. Основы и функциональные системы / под ред. К.В. Судакова. - М.: Медицина, 2000. - С.585-605, 669-687, 701-714.

 

Дополнительная литература

1. Бехтерев, В.М. Гипноз / В.М. Бехтерев. - Д.: Сталкер, 2000. - 384 c.

2. Дегтярев, В.П. Нормальная физиология [Электронный ресурс] / В.П. Дегтярев, С.М. Будылина. – Электрон. дан. – [Б.м.], 2006. – Режим доступа: http//www.medliter.ru. - Загл. с экрана.

3. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учебное пособие / под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – С.-Петербург: Питер, 2000. – 560 с.

4. Психофизиология: учебник для вузов / под ред. Ю.И. Александрова. – С.-Петербург: Питер, 2001. - 496 с.

5. Шульговский, В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии [Электронный ресурс] / В.В. Шульговский. – Электрон. дан. – [Б.м.], 2003. – Режим доступа: http//www.medliter.ru. - Загл. с экрана.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.