Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Характеристики человека в различные возрастные периоды.

 

Младенчество (от рождения до двух лет). На первых этапах происходит развитие тех процессов, которые обеспечивают контакт человека с внешней средой через наглядные образы. Сразу после рождения у ребен­ка более развитой оказывается кожная чувствительность, дос­таточно высоко развита вкусовая и обонятельная чувствитель­ность. Развитие зрения и слуха происходит постепенно в тече­ние всего периода младенчества.

После 6-ти месяцев жизни у ребенка появляются элементы настоящего речевого общения. В конце первого-начале второго года жизни происходит пе­реход к периоду первоначального овладения языком. Потреб­ность в речевом общении становится одной из жизненных пот­ребностей ребенка.

Развитие мышления проходит в этом возрасте несколько ста­дий: обобщение, развитие речи, сравнение.

К концу второго года жизни память ребенка достигает уров­ня развития, обеспечивающего дальнейший рост всех психи­ческих процессов.

В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие толь­ко непроизвольного внимания. Зачатки произвольного внима­ния обычно начинают проявляться к концу первого-началу второго года жизни ребенка.

Развитие эмоциональной сферы ребенка является важней­шим фактором связи его с окружающим миром. Появление комплекса оживления свидетельствует о завершении кризиса новорожденного и начале развития социальных эмоций. На втором году жизни у малыша, в силу различных причин и обстоятельств, начинается активное проявление отрицатель­ных эмоций, в том числе и эмоций страха.

Формирование мотивационной сферы происходит таким об­разом: ребенок этого возраста испытывает не только базовые физиологические потребности – в пище, питье, тепле и т. п., но и ярко выраженные потребности в безопаснос­ти, в общении, в новых впечатлениях. Депривация этих потребностей создает реальную угрозу как психическому, так и физическому здоровью детей, а впослед­ствии может сказаться и на успешности их социальной адап­тации.



Формирование «Я-концепции» у ребенка на самом раннем этапе его развития происходит под влиянием общения со взрослыми. Первые два месяца жизни у ребенка нет грани между собой и миром. Затем появляется осознание своего тела (в 3-8 месяцев). Подражание окружающим людям и изучение норм поведе­ния начинается с 6 месяцев. Внешний «Я-образ» (узнавание себя в зеркале, на фотогра­фии) формируется с 8 месяцев.

Около двух лет у ребенка появляются «собственничество» (распространение понятия «Я» на то, что ему принадлежит) и элементы саморегуляции (самоинструктирование, самопоощрение, самопорицание).

Основная линия развития поведения ребенка в раннем воз­расте представляет собой последовательное движение от менее дифференцированных движений, характерных для первой по­ловины первого года жизни, через интенсивное освоение свое­го собственного тела к достаточно высоко дифференцирован­ной предметной деятельности, становлению речи и интенси­фикации общения со взрослым на втором году жизни.

Ведущим фактором развития ребен­ка является общение со взрослыми.

В дошкольном возрасте (период от двух до шести лет) происхо­дит бурное развитие всех познавательных психических процессов. На первом этапе этого возрастного периода преобладает разви­тие психических процессов, связанных с приобретением инди­видом чувственного опыта. К этой категории психических поз­навательных процессов относятся ощущение и восприятие.

Высшие психические процессы развиваются следующим об­разом. Речь у ребенка в этом возрасте развивается особенно бурно. К концу шестого года жизни дети обычно полностью осваива­ют фонетику языка, их активный словарь составляет 2-3 ты­сячи слов. Развивается наглядно-действенное мышление. Воображение в своем развитии переходит из непроизвольного в произволь­ное.

Основным фактором развития всех психических познава­тельных процессов в этом возрасте является игра, которая в процессе развития ребенка изменяется по содержанию от предметно-манипуляционной до сюжетно-ролевой.

Можно выделить основные направления в развитии эмо­циональной сферы дошкольника: усложняются содержание эмоциональной сферы; формируется общий эмоциональный фон психичес­кой жизни ребенка; становится иной экспрессивная сторона эмоций и чувств ребенка-дошкольника: ребенок усваивает «язык» чувств.

В дошкольном возрасте развитие мотивационной сферы идет в направлении структуризации мотивов и формирования новых потребностей и установок.

Происходящие изменения потребностей в общении про­текают в атмосфере коренной перестройки взаимоотноше­ний ребенка с окружающими людьми. Зарождение потреб­ности в автономии, признании и уважении проявляется в реакциях негативизма и упрямства. Достаточное удовлет­ворение этих потребностей на этом этапе способствует даль­нейшему формированию у ребенка глобального чувства са­моуважения – одной из фундаментальных потребностей че­ловека.

В развитии «Я-концепции» дошкольника первичное осозна­ние себя ребенком становится сложной и относительно устой­чивой системой его самовосприятия: ребенок осознает особен­ности своего тела, свои физические возможности, идентифи­цирует себя с определенным полом, воспринимает себя членом социальной группы.

Развитыми личностными образованиями ребенка в дош­кольный период являются ранние проявления у него эмпатии и самоконтроля, которые, в свою очередь, во многом определяют морально-нравственную ориентацию и поведение ребенка на данном этапе возрастного развития.

Развитие поведения ребенка в этом возрасте можно разделить на два этапа. Приблизительно до четырех лет это преимущест­венно предметная деятельность ребенка, содержанием которой является познание физических свойств предметного мира и со­вершенствование своей моторики. После четырех лет ведущей деятельностью ребенка постепенно становится сюжетно-ролевая игра, в процессе которой дети осваивают основные социальные роли.

Овладение языком позволяет ребенку не только эффективно общаться с окружающими, но и произвольно управлять своим поведением. Общение детей в этом возрасте постепенно каче­ственно изменяется: если преимущественно до трех лет дети в основном общаются со взрослыми и игнорируют других де­тей, то после трех лет количество контактов с детьми быстро возрастает и к 5-6 годам эти контакты завершаются образова­нием групп – детских игровых объединений с непостоянным, преимущественно однополым составом. В деятельности и об­щении детей становятся все более заметными индивидуальные и половые различия.

Следует отметить, что ведущими факторами развития ребен­ка являются общение со взрослыми и со сверстниками, игра как специфический вид деятельности для данного возраста.

Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста (период 6-11 лет)является пере­ход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это, прежде всего, выражается в более произ­вольном протекании большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в фор­мировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи.

Развитие эмоциональной сферы ребенка в возрасте от 6 до 11 лет напрямую связано с переменой его образа жизни и расширением круга общения – он начинает учиться в школе. По-прежнему продолжается бурное развитие и совершенствование «эмоцио­нального языка» ребенка. Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на все яркое, необычное, красочное. В младшем школьном возрасте обычно наблюдается значи­тельное снижение эмоциональной возбудимости – возрастает умение ребенка владеть своими чувствами. В этот возрастной период у ребенка активно развиваются со­циальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответствен­ности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопе­реживанию.

Развитие общения со сверстниками знаменует собой новую стадию эмоционального развития ребенка, характеризующую­ся появлением у него способности к эмоциональной децентрации. Но при этом ребенок младшего школьного возраста нахо­дится в большей эмоциональной зависимости от учителя и дру­гих значимых взрослых.

В системе мотивов, побуждающих младших школьников к учебной деятельности, выделяются два вида мотивов: позна­вательные и социальные мотивы. Познавательные мотивы по­рождаются самой учебной деятельностью и непосредственно связаны с содержанием и процессом учения. Среди социальных мотивов можно выделить такие мотивы, как статусный мотив «быть учеником» (характерный только для первого года обуче­ния в школе), мотив хорошей отметки, мотив утверждения себя в классном коллективе, стремление к превосходству и призна­нию сверстниками.

Этот возраст характеризуется бурным развитием потребнос­ти в двигательной активности.

Развитие «Я-концепции» характеризуется тем, что у детей в начале среднего детства имеется ожидание и устремленность на самоактулизацию своей личности. Основная цель развития «Я-концепции» заключается в том, чтобы помочь ребенку самому стать для се­бя источником поддержки, мотивации и поощрения.

Поведенческие особенности ребенка определяются переме­ной образа жизни в связи с поступлением в школу. Ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. На­ряду с учебой дети вместе со взрослыми участвуют также и в трудовой деятельности. Достаточно много времени они за­няты и игрой.

Следует отметить, что важнейшим фактором развития в этом возрастном периоде является поступление в школу и связанное с этим расширение сфер деятельности и общения.

В подростковом и юношеском возрасте (период от 11 до 19 лет) происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности.

Наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдается в интеллектуальной сфере.

В этот период происходит формирование навыков логическо­го мышления, а затем и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способ­ности подростков и формируется индивидуальный стиль дея­тельности, который находит свое выражение в стиле мышления.

Следует отметить, что в старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы делаются более совершен­ными и гибкими, причем развитие средств познания очень час­то опережает собственно личностное развитие.

Развитие эмоциональной сферы протекает бурно. Для подрост­кового возраста (от 11 до 14 лет) характерны резкая смена наст­роений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсив­ность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте наблюдается наличие «подросткового комплекса», ко­торый демонстрирует перепады настроения подростков, по­рой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно.

Общий рост личности подростка, расширение круга его ин­тересов, развитие самосознания, новый опыт общения со свер­стниками – все это ведет к интенсивному росту социально цен­ных побуждений и переживаний, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т. д.

При переходе от подросткового к юношескому возрасту са­мопознание теряет эмоциональную напряженность и сущест­вует на спокойном эмоциональном фоне.

Для эмоциональной жизни юности характерно не только пе­реживание предметных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), но и формирование у молодых людей чувств обобщенных (чувство прекрасного, чувство тра­гического, чувство юмора и т. д.). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие уста­новки личности.

В возрасте от 11 до 19 лет происходят коренные преобразова­ния в строении мотивационной сферы подростка. Она приобре­тает иерархический характер, мотивы становятся не непосред­ственно действующими, а возникающими на основе сознатель­но принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого влечения.

В мотивационной структуре процесса общения происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения с родите­лями, учителями, первостепенную значимость приобретают от­ношения со сверстниками, ярко проявляется потребность в принадлежности какой-нибудь группе.

Существенные преобразования происходят в характере мо­тивации учебно-познавательной деятельности подростков.

Подростковый период очень важен в развитии «Я-концеп­ции», формировании самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспита­ния и в целом развития личности.

В этот период у молодых людей активно формируется само­сознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более разви­ваются способности проникновения в свой внутренний мир.

Подросток начинает осознавать свою особенность и неповто­римость. В его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских на внутрен­ние). Таким образом, постепенно у подростка формируется своя «Я-концепция», которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

Актуализируется стремление подростка к осво­бождению от опеки со стороны взрослых, что в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки.

В связи с половым созреванием у молодых людей появляется влечение к противоположному полу, которое у юношей и деву­шек проявляется качественно по-разному.

Следует отметить, что ведущими факторами развития в этом возрасте становятся общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности.

Развитие высших психических процессов, или интеллектуальных харак­теристик, продолжается на протяжении всего периода ранней взрослости (20-40 лет). Следует отме­тить, что интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней взрослости, проходит в тесном взаимодействии с фор­мированием или трансформацией его личности, а также в зна­чительной степени носит индивидуально обусловленный ха­рактер, т. е. взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и до­биваться высот профессионального мастерства и творчества.

В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций: эмоции родительских отношений, которые включают: радость от общения с ребенком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительность к пот­ребностям ребенка, чувство интереса к ребенку и восхищение им. Одной из характеристик материнства и материнской любви является эмоциональная доступность, готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание, под­держку, одобрение. В целом эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна.

Молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит пе­ред необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей и выбор профессионального пути. Именно эти события требуют принятия особенных решений, в русле которых поддерживают­ся, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгля­ды, формируются новые мотивы поведения.

Желание заключить супружеский союз может быть обуслов­лено, по крайней мере, пятью основными мотивами. Это лю­бовь, духовная близость, материальный расчет, психологичес­кое соответствие и моральные соображения. Единство первых двух мотивов определяет тенденцию долгосрочного сохранения благополучных брачных отношений.

Наиболее значимыми мотивами выбора профессии являются практические соображения, родительские установки, желание реализовать свои способности, интерес к профессии, ее прес­тижность и ориентация на сложившуюся систему ценностей, которая может измениться с возрастом.

К 30-ти годам на смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные. На первый план выступают внешние факторы мотивации труда в виде заработной платы и материаль­ного поощрения. Человек реальнее оценивает свои возможности, корректирует свои жизненных цели и уровень притязаний.

Многие представления о себе, которые формируют «Я-кон­цепцию» в период взросления, продолжают обогащаться опы­том активного самопроявления: сексуального партнера, супру­га, родителя, профессионала, гражданина.

В период ранней взрослости поведение человека связано с освоением профессиональной деятельности и самосовершен­ствованием в ней, созданием собственной семьи, воспитанием детей, а также с проведением свободного времени и досуговой деятельностью, которая позволяет реализовать нереализован­ный потенциал личности.

Следует отметить, что ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста являются профессиональное самоопределе­ние и создание семьи.

У людей, достигших возраста средней взрослости (40-60 лет), отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это никак не отражается на функцио­нировании когнитивной сферы людей данного возрастного пе­риода, не снижает их работоспособность и позволяет сохранять трудовую и творческую активность.

Развитие отдельных способностей продолжается в течение всего среднего возраста, особенно в той их части, которая свя­зана с трудовой деятельностью и повседневной жизнью.

Особенности интеллектуального развития и показатели ин­теллектуальных возможностей во многом зависят от личност­ных особенностей человека, от его жизненных установок, пла­нов и жизненных ценностей.

Главная особенность этого возраста может быть определена как достижение мудрости (обладания обширными знаниями, умения оценивать события и информацию в более широком контексте и способности справ­ляться с неопределенностью).

Средний возраст может быть периодом расцвета применительно к семейной жизни человека, его карье­ре или творческим способностям, но при этом люди все чаще за­думываются о том, что они смертны и что их время уходит.

Труд становится важнейшим источником человеческих чувств. Те эмоции, которые играют в жизни обычно очень большую роль и существенно сказываются на общем эмоциональном состоя­нии, настроении человека, связаны с ходом его трудовой дея­тельности, ее успехом или неуспехом, ее удачами или неудачами.

Стресс играет определенную роль в развитии многих болез­ней среднего возраста. Поскольку средний возраст – это как раз то время, когда люди теряют своих супругов вследствие их смерти, развода или решения жить порознь и в их жизни про­исходят такие неприятные события, как досрочный выход на пенсию или болезни, то нетрудно понять, что этот период жизни обладает чрезвычайно высоким потенциалом для разви­тия стресса.

В зрелом возрасте люди часто испытывают депрессию и чувство одиночества.

Поведенческие особенности обусловлены тем, что в возрасте средней взрослости ведущим видом деятельности остается труд. К этому возрасту большинство людей накапливает доста­точно большой опыт в выбранной профессиональной деятель­ности, который позволяет компенсировать наступающие воз­растные изменения в организме. Отношения с супругом к это­му возрасту, как правило, определяются и стабилизируются, а на передний план выступают проблемы помощи, с одной стороны, вступающим в самостоятельную жизнь детям, с дру­гой – пожилым родителям. Основную часть свободного от ос­новной работы времени большинству людей приходится тра­тить на дополнительные заработки и обеспечение быта, поэто­му досуговую самореализацию могут позволить себе очень немногие.

Поколение 40-летних людей становится авторитетом как для тех, кто моложе, так и для тех, кто старше их по возрасту. Роди­тели ими уже не руководят, дети в них еще не сомневаются. Уверенность в своих силах позволяет им принимать ответствен­ные решения с такой легкостью, которая раньше была недос­тупна. Вот почему возрастную категорию 40-60-летних иначе называют поколением руководителей.

Главной особенностью поздней взрослости (от 60-70 лет) и далее являет­ся процесс старения, который представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся опреде­ленными возрастными изменениями, проявляющимися, преж­де всего, в постепенном ослаблении деятельности организма.

В процессе старения когнитивной сферы большинство сен­сорных функций у человека существенно ухудшается. Те интел­лектуальные функции, которые зависят от скорости выполне­ния операций, обнаруживают спад в период поздней взрослос­ти. У людей, достигших этого возраста, увеличивается время реакции, замедляется обработка информации и снижается скорость когнитивных процессов. Основой памяти в старческом возрасте является логическая связь, мышление пожилых людей весьма развито. В период поздней взрослости формируются признаки мудрости.

Снижение познавательной деятельности у людей, достигших поздней взрослости, может быть обусловлено прямыми и кос­венными причинами. Прямые причины: болезнь Альцгеймера и сосудистые поражения мозга. Косвенные причины: общее ухудшение здоровья, низкий уровень образования, отсутствие мотивации к познавательной деятельности.

Динамика характеристик когнитивной сферы у лиц, достиг­ших этого возрастного периода, зависит в значительной степе­ни от субъективных факторов и в первую очередь от особеннос­тей личности конкретного человека.

Для периода поздней взрослости характерны специфичес­кие изменения в эмоциональной сфере: сильное нервное возбужде­ние со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. Появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чут­кости, погружению в себя и снижению способности справ­ляться со сложными ситуациями.

Пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно молодые, они думают о смерти час­то, но с поразительным спокойствием, боясь только, что про­цесс умирания будет длительным и болезненным.

Выход на пенсию изменяет положение и роль людей в обще­стве, оказывая влияние на развитие мотивационной сферы по­жилых людей. С каждым десятилетием происходит корректи­ровка целей, мотивов и потребностей. Человек, перешагнув­ший 60-летний рубеж и имеющий крепкое здоровье, во многом движим все еще теми же потребностями, что и в более молодом возрасте. Это потребности в самореализации, созидании и пе­редачи наследства (духовного и / или материального) следую­щему поколению, активном участии в жизни общества, ощуще­нии полезности и значимости для него.

После 70 лет на передний план выходит другая потребность – поддержка физического здоровья на приемлемом уровне. У че­ловека пропадает желание участвовать в общественной жизни, происходит сосредоточение интересов на своем внутреннем мире. В то же время интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью, т. е. к тому, что по-другому называют хобби, не ослабевает. Несмотря на то, что с возрастом проблемы со здоровьем усугубляются, человек и после достижения 90 лет может (и должен) продолжать проявлять интерес к жизни, на­ходить новые занятия, позволяющие использовать свои воз­можности наилучшим образом.

Особое значение в период поздней взрослости приобретают семейные отношения, которые дают человеку ощущение защи­щенности, стабильности и прочности, позволяют почувство­вать себя более устойчиво, во многом определяя радости, горес­ти и заботы пожилого человека.

Наиболее важными факторами, определяющими поведение человека на этом этапе жизни, являются: снижение психофи­зических возможностей, пол, тип личности, постепенный от­ход от активной социальной жизни (так называемое разобществление), материальное благосостояние, потеря близких лю­дей и одиночество, а также сознание приближающегося окончания жизни. Физический мир, с которым пожилые лю­ди взаимодействуют непосредственно, все более сужается. Субъективно все большую роль играют вещи, выполняющие вспомогательную роль, – очки, трость, зубные протезы, руч­ная тележка для перемещения тяжестей. У многих пожилых людей возрастает чувство опасности, подстерегающей везде. Степень социальной активности все больше снижается и у многих ограничивается семейным общением и общением с ближайшим окружением. Значительная часть пенсионеров оказывается в одиночестве. Преодолению одиночества и по­вышению материального достатка способствует продолжение профессиональной деятельности или иная работа. В пожилом возрасте резко возрастает религиозность. Не все пожилые люди живут тяжело, часть из них проживают «счастливую старость», которая зависит, прежде всего, от личных устано­вок человека.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.