Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Результаты исследования, диагностика.

Работа по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений в целостном развитии ребенка-дошкольника.

Для обследования уровня развития элементарных математических представлений детей моей группы, использовались следующие методы контроля:

· анализ деятельности детей на занятиях;

· анализ деятельности детей в процессе дидактических игр;

· анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности;

· сводная таблица данных

Группа Группа предшкольной подготовки 2013-2014г. Группа предшкольной подготовки 2014-2015г.
Количество и счет % %
Величина % %
Форма/геометрические фигуры % %
Ориентировка в пространстве % %
Ориентировка во времени % %

 

Учителем разрабатывался системный комплекс занятий, связанных с формированием элементарных математических представлений у детей 5- 7 летнего возраста с использованием дидактических игр. Затем проводились занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр в течение учебного года.

В конце учебного года анализировались результаты проведенной работы, проводились обобщения, математическая обработка полученных результатов.

Педагогическое исследование: Взяла своих детей (9 человек – 2013-2014 уч.г., 6 человек – 2014-2015 уч.г.), посещающих группу предшкольной подготовки старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось с целью выявления уровня развития каждого ребёнка. В качестве основного метода исследования использовалась диагностика математического развития, которая проводилась с использованием наблюдения и беседы.В качестве критериев оценки уровня математического развития использовалась десятибалльная система.8-10 баллов - ребёнок оперирует свойствами объектов, обнаруживает зависимости и изменения в группах объектов в процессе группировки, сравнения; считает предметы в пределах 10 и в обратном порядке. Устанавливает связи увеличения (уменьшения) количества, чисел, размеров предметов по длине, толщине, высоте, и т.д. Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действия в иной обстановке.4-7 баллов - ребёнок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам. Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру. Считает в пределе 3-7. Самостоятельно осуществляет действия, ведущие к изменению количества, числа, величины. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.1-3 балла - ребёнок различает предметы по отдельным свойствам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности. Пользуется числами в пределах 2-5, допускает ошибки. Выполняет игровые практические действия в определенной последовательности; связи между действиями (что сначала, что потом) не устанавливает.

Результаты исследования:



Уч.год

8-10 баллов - высокий уровень

4-7 баллов – уровень выше среднего

1-3 балла – средний уровень

Уч.год

8-10 баллов - высокий уровень

4-7 баллов – уровень выше среднего

1-3 балла – средний уровень

Выводы 1. Исследование показало, что использование дидактических игр на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей, что подтвердило нашу гипотезу.2. Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом нашего дальнейшего исследования.

3. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.

4. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.

Определение уровня тревожности детей группы предшкольной подготовки после использования дидактических игр

Уч.год

Уч.год

Вывод:Из диаграмм видно, что со временем уровень тревожности у детей группы предшкольной подготовки снижается. Учитель в работе с детьми использует игры на преодоление тревожности, т.к. игра помогает им повысить свою самооценку, поверить в собственные силы и возможности. В игре ребенок учится управлять ситуацией, а также учится осознавать и оценивать свое поведение со стороны. Игра способствует повышению самооценки, помогает в овладении способам снятия мышечного и эмоционального напряжения, помогает адаптироваться к социому.

Практические рекомендации

1. Продолжить дальнейшую работу по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры.

2. Постоянно пополнять копилку дидактических игр.3. Целенаправленное развитие элементарных математических представлений должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода.

Заключение

Целью исследования было изучение проблемы использования дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Для ее достижения мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, рассмотрели и проанализировали особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников, провели исследование по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с использованием дидактических игр.

Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике дидактических игр, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Чтобы ребенок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

Мастерство учителя в том, чтобы возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы дошкольников в процессе обучения, в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности дошкольников разнообразными, творческими, продуктивными. Роль учителя в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование деятельности.

Обучая маленьких детей с использованием игровых приемов, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению.

В ходе исследования нами была подтверждена гипотеза о том, что применение дидактических игр способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.

Литература

1. Асмолов А.Г. "Психология личности".- М.: Просвещение 1990г

2. Веракса,Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений. / Н.С.Веракса. // Дошк. воспитание, 1996, № 5.

3. Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.

4. Водопьянов,Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н.Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.

5. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И.Матусик. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1983.

6. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:Просвещение, 1991.

7. Дьяченко,О.М., Агаева, Е.Л. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 1991.

8. Ерофеева,Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.

9. 3вонкин А. "Малыш и математика, непохожая на математику". Знание и сила, 1985г. стр. 41-44.

10. Житомирский,В. Г., Шеврин, Л. Н. Геометрия для малышей. - М.: 1996.

11. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". - Л.: 1990г. стр.47-62.

12. Каразану,В.Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст). / В.Н.Каразану. // Дошк. воспитание, 2000, № 5.

13. Колесникова Е.В. Математика для детей 6—7 лет: Учебно-методичес-кое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати». 3-е изд., дополн. и перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 96 с. (Математические ступеньки).

14. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 10». Издание 2-е, дополненное и переработанное. Творческий центр, М.2009г.

15. Корнеева,Г. А., Мусеибова, Т. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста». - М.,2000.

16. Корнеева,Г. А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников. /Г.А. Корнеева. // Вопр. психологии, 1998, № 2.

17. Козлова В.А. Дидактические игры по математике для дошкольников. В 3-х книгах + методика Серия: Дошкольное воспитание и обучение. М., 1996г.

18. Леушина,А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1994.

19. Менджерицкая,Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред.Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982г.

20. Метлина,А.С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных матем. представлений). Пособие для воспитателя дети. сада. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985.

21. Метлина,А.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение, 1984.

22. Непомнящая Н.Н. "Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики)".- М.: Педагогика 1983г. стр.7-15.

23. Сербина,Е.В. Математика для малышей. – М.: Просвещение, 1982.

24. Смоленцева,А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. – М.:Просвещение, 1987.

25. Столяр,А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. –М.: Просвещение, 1988.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.