Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Психологическая характеристика возрастного периода

Закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности.

 

Знать:Закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности.

Уметь: применять знания по общей и профессиональной психологии при решении профессиональных педагогических задач

Цель:изучить закономерности психического развития человека от периода новорожденности до юношеского возраста. Научиться применять знания по психологии при решении педагогических задач

План:

1. Периодизация человека

2. Периодизация детей и подростков

-Новорождённость (от рожд.-2 мес)

- Младенчество (2 мес-1 год)

- Раннее детство (1-3 года)

- Дошкольный возраст 3-6(7) лет

- Младший шк. В-ст 6(7)-10(11) лет

- Подростковый возраст 10(11)-14(15)

- Юношеский возраст 14(15)-17(18) лет

3. Решение задач

Периодизации

В данной лекции Вам будут представлены некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации жизни человека:

Периодов

Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели

Грудной период — 1 месяц- 1 год

Раннее детство — 1-3 года

Первое детство — 4-7 лет

Второе детство

мальчики 8-12 лет

девочки 8-11 лет

Подростковый период

юноши 13-16 лет

девушки 12-15 лет

Юношеский период

юноши 17-23 год

девушки 16-21 лет

Зрелый возраст (1 период)

мужчины 24-35 лет

женщины 22-35 лет

Зрелый возраст (2 период)

мужчины 36-60 лет

женщины 36-55 лет

Преклонный возраст

мужчины 61-74 года

женщины 56-74 года

Старческий возраст — 75-90 лет

Долгожители — 90 лет и более.

 

Психологическая характеристика возрастного периода



 

возраст Социальная ситуация развития Ведущая дея-ть новообразования кризис
Новорождённость (от рожд.-2 мес) Все условия жизни ребенка сразу же социально опосредованы. Однако социальная ситуация должна установиться. Единство ребенка и матери должно появиться. То единство, которое существует с самого начала, идет со стороны матери, а со стороны ребенка, пока еще ничего нет Ест, спит Самое важное новообразование периода новорожденности - комплекс оживления. Комплекс оживления - это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированны. В комплексе зарождается координация движений. Промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни - кризис новорожденности. Акт рождения в известном смысле есть переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни. Это переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Вступают в действие другие виды физиологической регуляции поведения, и многие физиологические системы начинают функционировать заново. Психолог.смысл кризиса – без взрослого не выживет.
Младенчество (2 мес-1 год) Отношения с близким взрослым,где все потребности ребёнка будут удовлетворены взрослым. Непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым. Эмоциональный отношения, ходьба, появление первого слова., подражания. Кризис первого года жизни. Причина кризиса является противоречие между возросшими возможностями ребёнка и его местом в системе социальных отношений. Симптомы кризиса - негативизм и упрямствао ребёнка («Нет», «не буду», «не хочу», «дай»).
Раннее детство (1-3 года) Речевое общение Овладевание элементарными предметными действиями(предметно-орудийная дея-ть) Системное сознание, овладение речью, наглядное мышление, самосознание, осмысленное восприятие. Кризис трёх лет - кризис самостоятельности. В основе возникновения этого кризиса лежит противоречие двух тенденций, в равной мере определяющих жизнедеятельность и активность ребёнка. У девочек возникает интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность успешностью своей деятельности, например к конструировании. Остро реагируют на неудачи и неуспех.Ребёнок становится неуправляемым, легко впадает в гнев и ярость. Появляется позиция «Я сам».
Дошкольный возраст 3-6(7) лет Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Ведёт самостоятельную дея-ть по указаниям взрослого. Сюжетно-ролевая игра Возникновение первичных этических инстанций: "Что такое хорошо и что такое плохо", Возникновение произвольного поведения, личного сознания ,Наглядно образного мышления, формирование новых мотивов. Малый кризис 6-7 лет. ваЖнейшие симптомы такого кризиса - потеря непосредственности, кривляние. Ребёнок утрачивает прежние детские интересы, скрывает свои чувства и переживания от окружающих, оспаривает родительские просьбы или требования, стремиться не выглядеть и не быть «как маленький». Его основным новообразование является формирование мира внутренних переживаний.
Младший шк. В-ст 6(7)-10(11) лет Социальная роль ученика. В отношениях «ребёнок-близкий взрослый» и «ребёнок-социальный взрослый», «ученик-учитель». учебная Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация. Большой кризис. В кризисный период происходит рождение особой формы самосознания – чувства взрослости( «хочу быть и казаться взрослым»).
Подростковый возраст 10(11)-14(15) Переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, стремление приобщения к миру взрослых., ориентируясь на их нормы и ценности.Постребность общения со сверстниками. Общение со сверстниками   Возникновение представления о себе как "не о ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, потребность в самоутверждении, подчинение нормам коллективной жизни. Кризис 15 лет – формирование эго-идентичности, рождение индивидуального самосознания, кризис второго рождения Я.
Юношеский возраст 14(15)-17(18) лет На пороге вступления в самостоятельную жизнь, определение своего места в жизни Профессиональное самоопределение профессиональное самоопределение и мировоззрение. Кризис связан с проблемой становления человека как субъекта собственного развития. Симптомы кризиса: повышенная активность и возбудимость, которое делает юношу неразборчивым в выборе знакомств, побуждает ввязываться в рискованные предприятия. Отмечается появление депрессивного состояния, часто возникающим чувством печали, безнадежности, самоуничижения.

 

 

Задание 1.

Каким факторам развития придаёт первостепенное значение каждый учёный? Каково ваше мнение по поводу их высказываний?

А. З.Фрейд считал, что развитием личности человека движет сексуальный инстинкт и что через подавление его и формируется личность человека.

Б. Джон Локк сравнивал ребёнка с «чистой доской, на которой жизнь пишет свои узоры».

Задание 2.

Прочитайте пословицы.

1. Яблочко от яблони недалеко падает.

2. Умел дитя родить, умей научить.

3. Сын то мой, а ум него свой.

Значение каких факторов развития подчёркивается в этих пословицах? Оцените их правильность с точки зрения психологии.

Задание3 .

Прочитайте определения понятий.

1. Возраст - это то, сколько лет прожил человек.

2. Социальная ситуация развития - это условия жизни, в которых живёт ребёнок.

Какие ошибки и неточности допущены в данных определениях? Поясните свой ответ.

Задание 4.

Как связаны между собой возрастные кризисы, новообразования личности социальная ситуация развития?

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.