Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Формирование и развитие личности.

Задание на 02.02.2016 для группы ИС-244 по дициплине Психология

1. Изучить лекционный материал по теме: Личность человека: структура и развитие.

2. Сделать презентацию по теме лекции.

3. Для работы использовать программу Power Point.

4. При работе соблюдать следующие требования:

КАК ПОДГОТОВИТЬ презентацию

Текстовая информация

  • размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст);
  • цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;
  • тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;
  • курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.

Графическая информация

  • рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;
  • желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;
  • цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;
  • иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;
  • если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.

Анимация

Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.



Звук

  • звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;
  • необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным;
  • если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации.

Единое стилевое оформление

  • стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;
  • не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;
  • оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;
  • все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле;

Содержание и расположение информационных блоков на слайде

  • информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);
  • рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда;
  • желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;
  • ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;
  • информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки — слева направо;
  • наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда;
  • логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.

Теоретический материал по теме:

Человек представляет собой сложную биосоциальную систему, которая подчиняется трем программам развития: биологической, психологической и социальной .

Когда речь идет о биологической форме развития, то человека называют индивидом, то есть носителем человеческих качеств, а с социальной точки зрения человек – это личность, которая находится в определенных отношениях с другими людьми. Таким образом, индивид – это потенциально человек, появляясь на свет как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становится личностью. Сущность природы человеческой личности и особенности своей личности каждый человек постигает в течение всей жизни, расширяя представление об окружающем мире и о себе самом. В социологии и психологии личность определяется как совокупность качеств человека, приобретаемых им в социокультурной среде и процессе совместной деятельности и общения. Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде ( А. В. Петровский).

Личность имеет социальную сущность, сознательно индивид занимает определенное положение в обществе и выполняет исторически определенную роль.

Б. Г. Ананьев определил личность как «общественный индивид, объект и субъект исторического процесса». Ученый подчеркивал, что личность всегда конкретно- исторична, она является продуктом «эпохи и жизни страны», «современным участником событий», которые составляют вехи истории общества и ее собственного пути развития. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека и его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качестве познавательных процессов (восприятия, памяти и др.), в способностях и т. д. (А. Н. Леонтьев).

Структура личности (К. Платонов):

1. Направленность – избирательное отношение к действительности. Это сфера интересов, потребностей, установок человека. Эта подструктура формируется путем воспитания и может быть названа социально обусловленной подструктурой.

2. Опыт – объединяет знания, умения, навыки и привычки, приобретаемые в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, генетически обусловленных свойств личности.

3. Форма отражения – объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые можно развить через упражнения.

4. Биопсихическая подструктура – свойства темперамента. Сюда же входят половые и возрастные свойства личности и ее патологические изменения. Современные психологи дополняют данную систему еще одним компонентом:

5. Система управления – самосознание, самооценка, самоконтроль и коррекция поведения человека. Самовоздействие – сознательное стремление к изменению нежелательного или к формированию желательного состояния собственной личности (желать плюс прилагать определенные усилия).

Формирование и развитие личности.

Основные качества и свойства человека как личности формируются в процессе его индивидуального жизненного развития. Этот процесс называется онтогенезом. Онтогенез осуществляется в определенных условиях и его протекание определяет действие разнообразных факторов. Личность – это единство биологического и социального. Основу социальной подструктуры личности составляет единство и взаимосвязь социального опыта и направленности личности. Данная подструктура формируется в процессе социализации.

Социализация личности. Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, в ходе которого в определенных социальных условиях человек этот опыт преобразует в собственные ориентиры и ценности, избирательно вводит в свое поведение нормы, принятые в обществе или группе. Социализацию необходимо рассматривать вместе с индивидуализацией. Приобщаясь к различным сферам жизни общества, социализируясь, личность вместе с тем «приобретает все большую самостоятельность, относительную автономность, формирует ее собственный образ жизни и собственный внутренний мир» (Б. Ф. Ломов).

Социальный опыт – все особенности психики личности, связанные с фактом ее принадлежности к определенным общностям и с обусловленной этим программой предписанного извне поведения.

Социальные роли – это многообразные права и обязанности личности, вытекающие из ее социального положения и предписанные ей обществом в целом или конкретной общностью.

Социальные нормы представляют собой правила или модели поведения, санкционированные социальными группами, и ожидаемые в реальном поведении от состоящих в этих группах лиц.

Ценностные ориентиры – субъективное практическое отношение личности к социальным нормам; система ценностей, влияющих на мотивацию личности: концепция истины и справедливости, свободы и ответственности, смысла жизни, добра и зла и т. д. На основе социального опыта вырабатываются умения, навыки, знания и привычки человека. Если характер человека содержит ответ на вопрос «Что он будет делать в той или иной ситуации?», то социальный опыт даст ответ «Как он поступит в определенной ситуации».

Направленность личности – это тоже категория больше социальная, чем генетически определенная. Направленность определяет доминирующую продолжительное время ту или иную ценность, которая ложиться в основу мотивации поведения человека. Ради этой ценности (основного мотива) человек готов отказаться от многих привлекательных и желаемых альтернатив. Развитие личности предполагает самовыражение и самовоздействие.

Самовыражение – возможность заложенного в личности свободно проявиться, принять осязаемые формы. Каждый человек проходит свой путь личностного становления. Чтобы понять личность, надо изучить ее психологию, особенности воли, характера, способности.

Развитие личности

В отечественной возрастной и педагогической психологии широкое распространение получила мысль Л. С. Выгодского о «зоне ближайшего развития», положенная в основу концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка: движущей силой умственного развития ребенка является обучение, но только такое, которое «забегает» вперед, создает «зону ближайшего развития», происходит на «пределе» познавательных возможностей ребенка, определяет его умственное развитие на «завтрашний день».

«Зона ближайшего развития» показывает, что может выполнить ребенок с небольшой помощью взрослого, отражает потенциал его обучаемости, воспитуемости и развитости. Обученность, воспитанность и развитость на данный момент времени является «уровнем актуального развития» ребенка. Таким образом «зона ближайшего развития», показывает «расстояние» между уровнем актуального развития и потенциального развития.

Деятельность и развитие личности А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и другие в своих исследованиях показали, что психическое развитие личности зависит от ведущей деятельности, которую выполняет человек на определенных возрастных этапах. Именно эта деятельность детерминирует изменение в психике личности. Так, в период от рождения до года ведущим видом деятельности ребенка является эмоциональное общение со взрослыми, в процессе которого он должен освоить нормы человеческих отношений.

На этапе от 1 – 3 лет главным для ребенка является предметная деятельность (деятельность с предметами) и усвоение вместе с этим общественно выработанных способов этой деятельности.

В период от 3 до 7 лет основной вид деятельности ребенка – игра (моделирование социальных ситуаций), в процессе которой ведущей стороной социализации является освоение социальных ролей.

Далее до 11 лет приоритетным выступает учебно-познавательная деятельность, с одной стороны, а с другой – освоение знаний и развитие интеллектуальной сферы предстают как основные направления развития личности на этой стадии. Подростковый период (11 – 14) в большей степени связан с общением со сверстниками и освоением социальных норм взаимоотношений между людьми.

До 18 лет на этапе самоопределения вновь на передний план выходит учебно-профессиональная деятельность, а развитие личности идет в направлении освоения ею профессиональными знаниями, умениями и навыками.

В период от 18 до 25 лет в процессе профессионального обучения и трудовой деятельности человек овладевает профессионально-трудовыми умениями, осваивает социальные отношения уже на новом уровне в трудовом коллективе, в производственных отношениях.

На этапе «человеческой зрелости» главным по прежнему выступает труд, однако не менее важным становится общение в кругу семьи и передача опыта детям. Ведущей стороной социализации является здесь освоение и воспроизводство трудового опыта и норм общения.

Разные процессы развития могут начинаться, продолжаться, происходить и заканчиваться в разные моменты жизни; разные люди развиваются крайне неодинаково; развитие в разных сферах жизнедеятельности детерминируется множественными факторами, которые не сводятся к одной единственной системе влияния; человеческая индивидуальность не только продукт, но и субъект своего собственного развития. Чтобы понять его жизненный путь, необходимо учитывать множество ситуаций и кризисов, случайных жизненных событий, а также способов, которыми сама личность с ними справляется.

Задание на 05.02.2016 для группы ИС-244 по дициплине Психология

Практическая работа №2: Психика, познание, самопознание.

Тест «Моя самооценка»

Цель: изучение самооценки

Инструкция: внимательно посмотри на перечень положительных и отрицательных качеств, отметь те качества, которыми, по твоему мнению, ты обладаешь

«положительные качества» «отрицательные качества»

Аккуратность Обидчивость

Жизнерадостность Злопамятность

Настойчивость Капризность

Вдумчивость Мнительность

Принципиальность Грубость

Терпеливость Трусость

Заботливость Завистливость

Искренность Нерешительность

Обаяние Беспечность

Увлекаемость Мстительность

Трудолюбие Ленивость

Ответственность Неряшливость

Обработка данных: подсчитайте свои ответы по положительным и отрицательным качествам. Сравни с «ключом» и узнаешь, какая у тебя самооценка

ключ Виды самооценки Количество «+» качеств Количество «-» качеств
Заниженная 1 - 4 8 - 11
Адекватная 5 –7 5 – 7
Завышенная 8 - 11 1 - 4

Тест «Уровень самооценки»

Цель: выявление уровня самооценки

Инструкция: по каждому утверждению вырази своё отношение к ним в баллах:

4 балла – очень часто, 3 балла – часто, 2 балла – иногда, 1 балл – редко, 0 баллов - никогда

 

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня 17.Мне не с кем поделиться своими мыслями

2.Постоянно чувствую свою ответственность по работе 18. Многие неправильного мнения обо мне

3. Люди не интересуются моими достижениями 19. Я беспокоюсь о своём будущем

4. Я уверен, что почти все воспринимают легче, чем я 20. Люди ждут от меня очень многого

5. Я чувствую, что многие не понимают меня 21. Я обладаю меньшей инициативой

6. Я беспокоюсь за своё психическое состояние 22. Я не чувствую себя в безопасности

7. Меня волнует мысль, как люди относятся ко мне 23. Я боюсь выглядеть глупцом

8.Внешний вид других куда лучше, чем мой24. Многие меня ненавидят

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми 25. Я чувствую себя скованным

10. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной 26. Я часто допускаю ошибки

11. Как жаль, что я не умею говорить, как следует с людьми 27. Я слегка смущаюсь

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе 28. Как жаль, что я не так общителен

13. Мне кажется, что со мной должна случиться неприятность 29. Я слишком скромен

14. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись чаще 30. Я часто волнуюсь понапрасну

15. Я думаю о том, чего ждёт от меня общественность 31. Моя жизнь бесполезна

16. В спорах я высказываюсь только тогда, 32. Я чувствую себя неловко, когда

когда уверен в своей правоте вхожу в комнату, где уже сидят люди

Обработка данных: Подсчитай количество баллов. Узнай свой уровень самооценки:

0 – 25 баллов – высокий уровень – означает, что человек, как правило, не отягощен комплексом неполноценности, он редко реагирует на замечания, склонен переоценивать себя

26 – 45 баллов – средний уровень – человек редко страдает от комплекса неполноценности, и лишь время от времени старается подладиться под мнение других

46 – 120 баллов – низкий уровень – сигнализирует о том, что человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается считаться всегда с мнением других, и часто страдает от комплекса неполноценности

Примечание: по результатам двух тестов сделай вывод о своей самооценке, и данные занеси в психологический портрет

II. ☼ Практические задания

1. Какая форма поведения животных проявляется в следующих примерах?

А. Дельфины быстро обучаются. Так они научились ловить пищу на лету, аккуратно брать её с тарелочки. Дельфины позволяли запрягать себя в упряжку, чтобы возить плотик с человеком.

Б. Молодые бобры были выращены вдали от родителей и ничего не могли от них перенять. Когда бобры выросли, им положили в клетку строительный материал. Они немедленно построили плотину по всем правилам, хотя никогда не видели не только плотины, но и реки.

2. К какой группе психических явлений – психическим процессам, психическим состояниям, психическим свойствам – относится каждое явление, описанное ниже? /поясни/

А. Учитель математики не раз обращал внимание на то, что некоторые ребята с большим трудом усваивают материал непосредственно после уроков физкультуры и значительно лучше, если урокам математики предшествует другая учебная деятельность.

Б. Аня К. всегда прямо и откровенно осуждала своих товарищей за недобросовестное отношение к учебной работе

В. Рассматривая картину Врубеля «Демон и Тамара», человек непроизвольно вспоминает образы лермонтовских героев.

Г. Витя П. регулярно посещает кружок авиамоделистов и придумывает оригинальные авиамодели

«Д» 3. Предложи советы по развитию адекватной самооценки

III.

Рефлексия

Закончи фразу: «У профессионала должна быть адекватная самооценка, т.к. …………………………………………….….……………………………………………….….……………………………………………………………………………………………..»

Сделайте вывод по работе:






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.