Интеграционные процессы и постсоветские республики Социально-экономическое развитие России в 2015 гг.
Сулакшин С. С. Кравченко Л. И. Дёгтев А. С.
Авторы: Степан Степанович Сулакшин — Генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор
Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии
Дёгтев Андрей Сергеевич — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие с 2008 года в экономике России явления экономисты именовали различными способами. Шли дискуссии о кризисе 2008 года, стагнации и рецессии. Либеральная школа представляет негативные экономические итоги 2014 года как результат политики санкционного давления. Однако экономическая динамика 2013 года уже демонстрировала вступление России в состояние стагнации. В 2015 году МВФ, Всемирный Банк и российские финансово-экономические ведомства сошлись во мнении, что экономику России ждет спад. Затем последовали рассуждения на тему, что страна развивается лучше, чем ожидалось.
Однако что же происходит в 2015 году — стагнация, рецессия, результат санкций и кратковременное сдерживание экономического роста или иные процессы? Ответам на данные вопросы посвящено исследование, мониторирующее социально-экономическую динамику в стране на примере ряда отраслей экономики.
Главная цель исследования — диагностировать состояние российской экономики в 2015 г. Для этого решались следующие исследовательские задачи:
· анализ экономической динамики 2014 года;
· мониторинг ожиданий развития страны в текущем году;
· диагностика социально-экономического развития страны в 2015 году.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ 2014 ГОДА
Предыдущий год заканчивался для страны стагнацией и предвестием перемен. Тогда Президент открыто объявлял о том, что нужны структурные реформы, экономисты ждали, что свершится долгожданная перестройка, средства из ФНБ направят в экономику, ЦБ начнет смягчать денежно-кредитную политику (ранее в сентябре 2013 года он перешел на ключевую ставку в 5,5%, которая была ниже ставки рефинансирования). Экономисты предчувствовали кризис и ждали оперативного реагирования властей, хотя правительство продолжало давать прогнозы о росте ВВП, благосостоянии граждан, стабильности рубля. Оправдались только мрачные ожидания: экономика стала вползать в затяжной кризис, нестабильность к концу года стала нормой, введенные против страны санкции начинают комплексно воздействовать на все сферы жизнеустройства.
Россия в системе международно-экономических отношений в 2014 году
2014 год стал периодом смены основных стратегических партнеров, что сопровождалось охлаждением отношений с Западом в результате введенных против России санкций, заключением новых контрактов с Китаем и подписанием договора об организации Евразийского экономического союза.
Санкции
Ограничительные меры в отношении России действовали и ранее: так, поправка Джексона-Веника была отменена только в конце 2012 года, но сохранялся Список Магнитского. В 2014 году был введен комплекс санкций, предусматривающих ограничение поставок технологий двойного назначения, запрет доступа к рынку внешних займов, отмену контрактов и последовательный вывод иностранных активов из страны, закрытие иностранных предприятий и сокращение производства. Побочными элементами противостояния стали ослабление рубля и снижение цены на энергоресурсы, являющиеся главной статьей бюджетных доходов. Негативно на рынок повлияли угрозы — потенциальные санкции: отключения страны от SWIFT по примеру Ирана, угроза ухода с российского рынка платежных систем Visa и Mastercard (реализовано в отношении Крымских банков). Несмотря на риторику о неэффективности введенных против страны санкций, очевидно, что против России развязана настоящая экономическая война, ставшая возможной вследствие чрезвычайной экономической открытости. За долгие годы Россия попала в ловушку долларовой экономики, создав условия, благоприятные только для развития нефтегазовой отрасли, подсадила население на импортную иглу и свернула собственную обрабатывающую промышленность. Из последних инициатив по заимствованию чуждых практик у стран с отличными моделями относится вступление в ВТО и переход на плавающий курс рубля. Ограничительная политика ЦБ вытолкнула российский корпоративный сектор на внешний рынок заимствования, в результате чего финансовые санкции оказались столь эффективными. Именно собственная политика российских властей по снижению суверенности российской экономики превратила санкции в эффективный инструмент давления на Россию. Будущий год несет большие риски, сценарий отмены санкций маловероятен, единственная надежда — это мобилизационная экономическая политика с новыми кадрами в ЦБ, в финансовых и экономических ведомствах. Придет ли она?
Издание EU observer оценило предполагаемые потери России от европейских санкций в 2014 году в ?23 млрд, или 1,5% ВВП, в ?75 млрд, или 4,4% ВВП, в 2015 году. Журнал TheEconomist дал наиболее радикальные прогнозы о потерях России в размере $1 трлн: по расчетам издания ущерб российским компаниям достигнет ?744 млрд.
Минфин России оценивает ущерб непосредственно от санкций в размере $40 млрд -недополучения притока западного капитала, и $90–100 млрд. в год от снижения объемов экспорта из-за падения цен на нефть на 30%. Наибольший удар по российской экономике наносят европейские санкции из-за более сильной связи с европейской банковской системой, высоким торговым оборотом, включая сотрудничество в сфере покупки технологий, представительством европейских компаний на российском рынке. Запрет на поставку оборудования может привести к снижению добычи нефти на 5–10%, то есть и пропорциональному сокращению доходов.
Итак, средний убыток Европы от российского эмбарго составит примерно ?5–7 млрд, общая сумма потерь от санкций в 8 раз выше — около ?40–50 млрд (или $49–61 млрд). Оценка подрыва российской экономики не столь однозначна: российское руководство называет сумму существенно ниже той, которую дают европейские аналитики. По данным российского руководства ущерб для России от внешних факторов составляет приблизительно $140 млрд. В действительности для российской экономики эта сумма должна стать больше, поскольку в результате введения санкций и неэффективной политики российских органов власти и институтов в стране произошли следующие события, приведшие к экономическим потерям:
· рост оттока капитала до $130 млрд., из них на период после введения санкций пришлось около $96 млрд.;
· девальвация национальной валюты в некоторые периоды до двух раз;
· закрытие рынка внешних кредитов при сжатии российского кредитного рынка;
· сокращение нефтегазовых доходов в долларовом выражении;
· закрытие иностранных компаний, вывод иностранных активов;
· рост инфляции сверх 10%;
· сокращение доходов населения;
· банковский кризис, спровоцированный ужесточением денежно-кредитной политики ЦБ и массовым оттоком вкладов физических лиц из-за девальвации и др.
Интеграционные процессы и постсоветские республики
На фоне резкого обострения отношений с Западом Россия в мае этого года подписывает договор о создании Евразийского экономического союза на компромиссных условиях: в договоре не значатся пункты, на которых до санкций настаивала российская сторона. Так, главы Белоруссии и Казахстана добились исключения из договора пунктов, которые могли поставить под сомнение незыблемость их суверенитета. Все положения, связанные с вопросами охраны границ, общего гражданства, внешней политики, системы обороны и безопасности, а также здравоохранения, образования, науки, культуры, как не относящиеся к экономике, были исключены из финальной версии договора. Уступчивость российской стороны в данном вопросе объяснялась стремлением власти избежать полной политической и экономической изоляции, которая старательно организовывалась западными странами. Четыре постсоветских государства в текущем году сделали свой выбор в пользу направления интеграции: Украина и Молдавия подписали соглашение об ассоциации с ЕС, Киргизия и Армения присоединились к ЕАЭС. Крупнейшая геополитическая катастрофа России в этом году — это утрата в сфере экономического влияния Украины и Молдавии. Ассоциация этих республик с ЕС создает торговые барьеры, стимулирует постепенную переориентацию украинского и молдавского рынков на европейские товары.
Ориентация на Восток
Диверсификация российской экономики затронула только одну часть программы: это расширение числа стратегических партнеров. В мае на фоне санкций Россия заключила с Китаем газовый контракт на 30 лет. Условия контракта остались коммерческой тайной, однако по заявлению властей можно судить о тех чрезмерных преференциях, которые российская сторона предоставила Китаю. Так, президент России предложил обнулить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для месторождений, газ с которых будет поставляться в Китай. Строительство трубы будет реализовано за счет Газпрома, которому могут быть выделены на этот проект века средства Фонда национального благосостояния, которые по изначальной задумке должны были развивать промышленность. Закачка газа в Китай будет осуществляться по двум трубопроводам: Сила Сибири и Алтай, при этом общие объемы поставок по заявлению А.Миллера могут превысить объем экспорта в страны Европейского Союза. Поворот на Восток затягивает страну в новую стратегическую ловушку: юаневая зависимость, диктат ценовой политики Китаем, который является единственным потребителем газа в направлении по трубопроводам Алтай и Сила Сибири. Не исключено, что возросшие инфраструктурные затраты Газпрома объясняют отказ от строительства Южного потока. Не секрет, что после снижения цен на нефть потянется автоматически и снижение цен на газ. Предельно высока вероятность, что это радикально изменит финансовый баланс газового российско-китайскогоконтракта не в пользу России, вплоть до его даже проектной убыточности.
|