Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Как ограничивается торговая наценка?

Фактически торговые сети устанавливают свои цены: и ФАС, и другие органы не могут этому противодействовать, поскольку никакого требования к торговой наценке не существует (за исключениемсоциально-значимых товаров и то в исключительных случаях). Государство не устанавливает предел допустимого уровня цен при продаже, считая это нерыночными методами. Правила наценки на социально-значимые товары доказывают, что государство неохотно вмешивается в рынок даже тогда, когда должно исполнять свои функции социальной защиты наименее обеспеченных групп граждан.

Однако предложения о введении такой наценки периодически вносятся в Государственную Думу. Так, еще в 2011 году КПРФ выступала с предложением установить предельные значения торговых наценок для оптовиков в размере 10% от отпускной цены производителя продовольственных товаров и для розницы в объемах не более 15% от цены оптовиков. В 2014 году в связи с ростом цен это предложение повторно было передано в Государственную Думу, но в феврале этого года было отклонено. Государство продолжает бездействовать, более того, включает ритейлеров, у которых рентабельность бизнеса выше любого промышленного предприятия, в список предприятий, которым может быть оказана государственная поддержка.

Очевидно, что вопросы ценообразования и механизма государственного регулирования должны носить комплексный характер: государству стоит выступать не последней инстанцией, редактирующей стихию рынка, а ответственно планировать политику с тем, чтобы политические решения (вроде таргетирования инфляции и свободного плавания рубля) не приводили к последствиям, негативно влияющим на состояние экономики.



Причины российских ценовых лихорадок в собственной политике государства. В либеральной российской модели уничтожаются классические способы государственного регулирования, подменяясь малоэффективным ручным управлением.

Импортозамещение

Под импортозамещением понимается замещение импорта товарами, произведенными отечественными производителями, то есть внутри страны. Для России главным инструментом реализации политики импортозамещения должно стать субсидирование производства внутри страны в условиях существенного экономического спада и чрезмерной импортной зависимости. Применение тарифных и нетарифных механизмов является недостаточным инструментом, Россия ограничена в его применении правилами ВТО. Проведенная девальвация выступила естественным барьером для импортных товаров. Актуальность необходимости проведения в стране программы импортозамещения была очевидна экспертному сообществу давно: об этом ярко свидетельствовали показатели доли импортных товаров в потреблении, которые по ряду отраслей превысили 80%. Для российского руководства необходимость самообеспечения стала очевидной с начала экономической и политической изоляции страны. После установления санкций импортозамещение стало использоваться и как ответный механизм на западные санкции в показательных целях, и как робкая попытка суверенизации российской экономики. В силу этих обстоятельств сохраняются высокие риски срыва реального импортозамещения через:

· подмену импортозамещения импортосмещением, когда вместо отечественного производства произходит диверсификация торговых партнеров, торговые потоки идут в сторону Востока и Латинской Америки, а собственный уровень производства по-прежнему не удовлетворяет потребности страны;

· намеренный отказ от импортозамещения под предлогом причин и обстоятельств. К примеру, из-задефицита ресурсов (финансовых, трудовых, ресурсных, производственных), отсутствия реальной политической воли, под предлогом того, что импортозамещение приведет к снижению выхода продукции и замедлению производства вследствие утраты преимуществ от разделения труда. Фактор политической воли выступает решающим в осуществлении импортозамещения в России;

· противоречия политики импортозамещения с обязательствами, взятыми Россией на себя при вступлении в ВТО. В частности, это снижение ввозных пошлин, сокращение субсидирования сельского хозяйства, объемы которого строго лимитированы уровнем, существенно ниже того, который необходим для проведения кампании импортозамещения в отечественном агропромышленном секторе.

Однако отказ от или срыв программы импортозамещения грозит стране следующими негативными последствиями:

· сохранением за Россией статуса сырьевой державы с чрезмерной импортной зависимостью, с доминированием в экспорте топливно-энергетического сырья и продукции низкой переработки. Это именно та стратегия, которая последовательно реализовывалась в России с 1991 года и открыто была объявлена в Послании Президента 2003 года;

· при сохранении санкций растут угрозы национальной безопасности в виде дефицитов товаров и технологий, которые могут быть созданы в рамках непосредственного запрета, так и через косвенные инструменты. К примеру, отключение от SWIFT, запрет использования доллара, отказ от страхования морских перевозок и др.;

· ухудшение качества товаров на российском рынке из-за подмены импортозамещения импортосмещением, когда европейские товары будут заменены уступающим по качеству китайскими, индийскими и другими. Это негативно способно повлиять на уровень жизни, на здоровье российских граждан;

· сохранение импортной зависимости при низком курсе рубля и его высокой волатильности повышает риски инфляции с девальвационной природой, ухудшая уровень жизни чрез сокращение потребления среди российских граждан из-за растущих цен и снижающихся доходов.

Итак, необходимость осуществления реальной и комплексной программы развития российской промышленности очевидны. При этом точечные и поверхностные преобразования не смогут содействовать суверенизации страны и трансформации ее в несырьевое государство. Но каковы необходимые объемы финансовых ресурсов и сроки импортозамещения?

Первая модель расчета

Общая сумма дополнительной произведенной продукции в стране должна составить 17,564 трлн рублей (рис. 14). Именно столько составил годовой объем импорта в 2014 г.


Рис. 14. Стоимость реального импортозамещения в отраслевом разрезе (расчет на основе данных ФТС)

Для сельского хозяйства срок выхода на уровень самообеспечения составит 3–4 года при полном объеме финансирования. Для машиностроения в среднем 5–7 лет с учетом необходимости профессиональной подготовки кадров. Объем продукции, которую нужно произвести в сельском хозяйстве составляет 2,4 трлн рублей, в машиностроении — 8,36 трлн, а в продукции химической промышленности — 2,85 трлн. Производство товаров на данную сумму увеличит объем производимого ВВП в стране на 17%. Однако это минимальная оценка, которая не учитывает необходимости создания производственных мощностей, кадров, вложений в оборотный капитал.

Вторая модель расчета

Для наращивания производства по секторам объем инвестиций в основной капитал должен вырасти пропорционально доле импорта в потреблении. Иными словами, при данной гипотезе совокупный объем вложения в производственные мощности минимум должен составить 3,078 трлн рублей (рис. 15), то есть инвестиции должны вырасти минимум на 65% от текущих, это не учитывая степень износа основных фондов. Однако при необходимости обновления основного капитала совокупный объем инвестиций составит 3,9 трлн рублей. Это минимальный объем инвестиций, необходимый для организации производства. При расчете не принимались во внимание объем оборотного капитала, затраты на оплату труда и прочее.


Рис. 15. Цена импортозамещения: инвестиции в основной капитал сектора обрабатывающая промышленность (по данным Росстата)

В расчете исключен вариант достаточности дозагрузки действующих производственных мощностей. Расчет на загрузку без инвестиций в основной капитал не оправдан, так как всех потребностей страны не обеспечит. Например, даже если загрузить все производственные мощности по производству сельскохозяйственных тракторов, которые используются только на 19,3% (2013 г.), объем производства сможет удовлетворить только 45% потребностей и это с учетом, что потребности будут на текущем уровне, хотя они будут значительно возрастать в результате масштабного импортозамещения во всех отраслях.

Эти приближенные расчеты показывают, что для реализации импортозамещения необходимые огромные финансовые ресурсы. Однако выделены ли они? Ответим на этот вопрос через расчет реальных объемов импортозамещения по производству конкретных сельскохозяйственных товаров.

Производство яиц. При расчете конкретных параметров были использованы количественные объемы импорта товаров в 2013 году (до санкций). Таким образом, в расчете не учитывался текущий уровень производства, а рассчитывался только дополнительный. Объем яиц, необходимых для удовлетворения российских потребностей, может обеспечить только увеличение птиц на 5,69 млн несушек. В случае закупки птиц за границей стоимость наращивания производственных фондов (живой птицы) составит $20,6 млн. Срок организации птицефермы составит 6–12 месяцев. Особую проблему представляет поиск опытных сотрудников для птицефермы. Общая численность требуемого персонала может составить 22–33,5 тысячи человек. Для профессиональной подготовки потребуется 1,5–2 года. Таким образом, период полного импортозамещения может занять 2 года. Минимальная стоимость программы выхода по производству на уровень самообеспечения при текущем уровне потребностей составляет 1,275 млрд рублей.

Рыба. Приблизительный расчет показывает, что выйти на воспроизводство рыбы можно минимум за три года (таков срок созревания рыбы) при закупке мальков весом 85,6 тыс тонн на сумму 94,15 млн долларов. Однако общая площадь акватории при этом должна составить 3,4 млн га. Минимальная сумма программы таким образом достигает 5,83 млрд руб.

Молочная отрасль

Молоко. Требуемые объемы производства молока можно обеспечить при увеличении численности поголовья КРС до 73 тысяч. Стоимость такого поголовья скота составит $220,64 млн. Для производства молока необходимо также специальное оборудование на сумму (при организации ферм в 400 голов) $21,8 млн.

Сыр. Потребности сыра в наименьшей степени обеспечиваются российским производством. Для изготовления необходимого объема сыра требуется учредить около 7308 предприятий (с годовой мощностью 60 тыс кг). Стоимость оборудования составит 3,12 млрд рублей. Объем необходимого молока (в расчете 9 литров на 1 кг сыра) может быть произведен при увеличении поголовья скота до 415,9 тыс коров, что составит приблизительно $1,257 млрд и оборудование на $124,4 млн.

Масло сливочное. Для удовлетворения потребностей в сливочном масле необходимо открыть около 50 линий по производству, примерная стоимость чего составит 25 млн рублей. Объем необходимого молока может быть увеличен только за счет роста поголовья скота до 380,3 тыс коров на сумму 1,15 млрд долларов и оборудования для производства молока на113,8 млн долларов.

Итак, на развитие молочной отрасли (молоко, сыр, масло) минимум необходимо 207,1537 млрд рублей, в то время как Государственная программа развития сельского хозяйства предусматривает 58,5 млрд руб. на два ближайшие года. То есть совокупная потребность инвестиций в течение двух лет почти в 4 раза меньше запланированного.

Мясная отрасль

Свинина: по производству свинины Россия сможет за 2 года выйти на уровень удовлетворения потребностей в мясе только при условии, что в текущем году будет закуплена партия свиней для производства потомства в размере 1,19 млн голов, что в сумме составит около $643,5 млн. Для этого потребуется организация минимум 2200 ферм с инвестициями в основной капитал в сумме 3,64 млрд рублей.

Мясо птицы: для удовлетворения нужд страны в мясе птицы потребуется около 6 месяцев при увеличении голов несушек до 1,17 млн штук, которые выведут потомство в количестве 300 цыплят в год. Стоимость закупки кур составит $4,328 млн, оборудования в виде инкубаторов — 132,6 млн руб. Этот параметр не учитывает еще того фактора, что яйца для производства потомства являются также импортными, следовательно требуется разработка собственных систем по разведению живой птицы, а это дополнительные объемы инвестирования.

Мясо крупного рогатого скота: на достаточный объем производства мяса в стране можно выйти не ранее чем через 2 года, при условии, что в текущем году будет закуплен минимальный объем голов мясных пород для воспроизводства потомства (с момента рождения продолжительность выращивания берется за 15 месяцев), который составит 1,87 млн голов стоимостью $5,656 млрд.

Только по трем категориям мясной продукции объем необходимого финансирования составляет 394,6 млрд рублей, в то время как в Государственной программе «Развитие мясного скотоводства»2013—2020 гг. выделено 76,54 млрд рублей, из них с 2015 по 2020 гг 64,9 млрд рублей, плюс племенное дело 77,3 млрд руб. Таким образом, запланированных объемов финансовых средств явно недостаточно даже для импортозамещения в нескольких направлениях.

Ткани (одежда.) По производству ткани Россия должна выйти на новые производственные мощности: объем производимой шерсти должен составить 10, 9 тонн, ткани из шерстяной пряжи — 4,1 млн м2, ткани из синтетических и искусственных волокон- 364,6 млрд м2. К примеру, для удовлетворения только потребностей в шерсти и шерстяной ткани необходимо увеличить стадо овец и баранов на 2,2 млн голов. При единовременном приобретении стада сумма инвестиций составит около $ 2,1 млрд, в случае постепенного наращивания стада за 5 лет можно выйти на воспроизводство шерсти. Аналогичный расчет должен быть произведен в таких стратегических для российской экономики областях, как сельское хозяйство, фармацевтическая промышленность, текстильное производство, машиностроение и станкостроение.

Масштабы предполагаемого производства с целью импортозамещения должны быть колоссальными. Но что делает правительство? Какие меры направлены на проведение кампании по импортозамещению?

Антикризисный план ориентирован на спасение банковского сектора. Предложено докапитализировать банки на сумму 1 трлнруб, предоставить гарантии под кредиты на сумму 30 млрд руб. В отношении импортозамещения в плане предлагается выделить 20 млрд рублей (всего) на субсидирование процентной ставки по кредитам — той самой ставки, которую при прежнем уровне в 5,5% можно было бы рационально субсидировать. Все остальные меры в сфере импортозамещения носят характер организационных и правовых изменений, не предусматривая финансирования сельского хозяйства и промышленности. На сельское хозяйство предположительно в 2015 году может быть выделено 50 млрд рублей.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.