Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Системы многоканального звука

Пути повышения качества звуковоспроизведения

На протяжении всего развития техники звукозаписи и звуковоспроизведения все усилия разработчиков аппаратуры были направлены на повышение качества звуковоспроизведения Идет непрерывный процесс совершенствования как технологии записи (например, внедрение технологии DMM фирмы «Тельдек» для изготовления виниловых пластинок), так и всех элементов и узлов аудиотракта, начиная от микрофона и кончая громкоговорителем Сюда же можно отнести разработку и стандартизацию оптимальных характеристик предыскажений записи и воспроизведения; выбор оптимальных режимов записи' уровня записи, скорости движения носителя, тока подмагничивания, способа подмагничивания (обычное, динамическое адаптивное, динамическое безынерционное и др); разработку всевозможных шу-моподавителей' пороговых, динамических, компандерных, подавителей импульсных помех для проигрывателей грампластинок. Это и всевозможная обработка сигналов при записи звукорежиссерами и при воспроизведении с помощью встроенных в аппаратуру устройств

В зависимости от изменяемого параметра полезного сигнала различают обработку по спектру (частотная обработка), по уровням (динамическая обработка), шумоподавление и спецэффекты

Частотную обработку производят с помощью корректоров (многоканальных эквалайзеров и τ п.), динамическую — с помощью ручных и автоматических регуляторов уровня, спецэффекты — с помощью ревербераторов, линий задержки, гармонайзеров и других устройств, шумы снижают шумоподавителями

Недостатки CD-проигрывателей и способы их устранения



Когда эйфория по поводу CD прошла, ведущие фирмы, каждая по-своему, взялись за устранение основных недостатков проигрывателей (ограниченный диапазон частот сверху, повышенные искажения малого сигнала, низкий реальный динамический диапазон)

Alpha (Denon) — процессор, который математически восстанавливает младшие разряды и увеличивает общую разрядность ЦАПа до 20.

ANMS (Advanced Noise Strapping) (Denon) — ЦАП с 8х передискретизацией. Недостаток: в результате наложения эффекта может приводить к различным аномалиям, вплоть до щелчков и искажений.

Bitstream (Marantz, Sherwood) — цифровой фильтр с 96х передискретизацией.

Burr-Brown (NAD) — 20-битовый сигма-дельта ЦАП для обеспечения линейности малого сигнала.

D.R.I.V.E. (Dynamic Resolution Intensive Vector Enhancement) (Kenwood)— метод восстановления сигнала, обеспечивающий искусственное повышение разрядности, эквивалентное 20 битам, улучшает качество при низких уровнях сигнала (8х).

HDCD (High Definition Compatible Digital) — система кодирования американской фирмы Pacific Micronics. Аналоговый сигнал подвергается обработке с более высокой частотой дискретизации. Затем основная часть информации кодируется обычным методом РСМ, а остальная часть, уточняющая мелкие детали и максимальные пики, кодируется в младших битах отсчетов (LSB), которые, как правило, не используются.

Hybrid Pulse (Sony) — импульсный ЦАП (8х), отличающийся пониженной чувствительностью к уровню фона собственного источника питания, хорошо воспроизводит ВЧ-со-ставляющие сигнала.

Lambda Super Liner Converter (Denon) — специальная схема, которая служит для линеарезации выходного аналогового сигнала вблизи перехода через ноль (подавляет искажения центральной отсечки).

Legato Link (Pioneer) — система преобразования сигналов, обеспечивающая приближение к естественному характеру высших гармоник с частотами более 20 кГц, которые были потеряны при записи CD (384x).

MASH (Multistage Noise-Shaping) (NTT — Япония) — одноразрядный преобразователь, широко используется в CD-проигрывателях Technics и NAD. В основе преобразователя лежит дельта-сигма модуляция, формирует непрерывный аналоговый сигнал, руководствуясь всего одним разрядом, который указывает на изменение его амплитуды относительно предыдущего значения. Если это «единица», то амплитуда увеличивается на определенную величину, а если «нуль», то на такую же величину уменьшается. В результате 16-разрядные выборки, поступающие с декодера блока коррекции ошибок, преобразуются в широтно-модулированный импульсный сигнал (ШИМ), частота следования импульсов которого составляет от нескольких мегагерц до нескольких десятков мегагерц. В этом случае шумы преобразования отодвигаются по оси частот настолько далеко, что подавить их не составляет особого труда даже простым аналоговым ФНЧ.

P.E.M.D.D. (Pulse Edge Modulation Differential Linearity Errorless D/A Converter) (JVC) — однобитовый ЦАП (8х), используемый во всех моделях фирмы, кроме самых дешевых.

Pro-Bit (YAMAHA).

XRCD (extended Resolution Compact Disc) (JVC, 1996 г.) — компакт-диск с повышенным разрешением. Исходный аналоговый сигнал оцифровывается с помощью 20-разрядного суперкодера К2, который при 128-кратной передискретизации обеспечивает динамический диапазон в 108 дБ, уровень КНИ —96 дБ, существенное снижение искажений сигнала при низких уровнях. Преобразование в обычный CD-формат 16 бит/44,1 кГц происходит непосредственно при изготовлении диска-мастера. При этом заложенные улучшения можно получить на любом проигрывателе.

Из всего многообразия ЦАП в проигрывателях сегодня вне конкуренции однобитные ЦАП (многобитные ЦАП имеют повышенные искажения). Преобразование происходит на частоте, в сотни раз превышающей частоту дискретизации. В процессе преобразования анализируется не сама абсолютная амплитуда сигнала, а направление ее изменения: «1» соответствует увеличение сигнала, «0» — его уменьшению. Нулевой уровень кодируется чередующимися «0» и «1». С выхода ЦАПа сигнал поступает на ФНЧ (часто совмещающий функции буферного усилителя) и через выходной буферный усилитель — на выходные гнезда проигрывателя. Уровень сигнала около 2 В. Активное внедрение новых форматов SACD и DVD-audio (24 бита, 192 кГц) породило проблему восстановления старых мастер-записей с повышением качества до уровня нового формата. Для этого разработан процесс прецизионного ремастеринга с преобразованием потока данных из 16 бит/44,1 кГц в 24 бит/88,2 кГц. Новая технология Digital remaster processing обеспечивает повышенное качество звуковоспроизведения и более чистый и реалистичный звук. Если полоса частот звука, записанного на обычный компакт-диск, не может превысить 22,05 кГц (в соответствии с теоремой Котельникова), то на SACD она достигает почти 100 кГц. При этом динамический диапазон записи возрастает с 96 до 120... 140 дБ! Качество звучания не уступает лучшим виниловым проигрывателям.

Возможное влияние слушателя:

♦ изменение акустической среды,

♦ коррекция АЧХ усилителя (регулятором тембра, эквалайзером),

♦ коррекция АЧХ громкоговорителя (с помощью аттенюаторов кроссовера, если таковые имеются).

Широкое внедрение эквалайзеров (особенно на гираторах), электронных и цифровых регуляторов громкости и тембра, электронных коммутаторов, различных шумоподавителей с внесением каждым устройством специфических искажений только увеличило тракт записи-воспроизведения и ухудшило достоверность, музыкальность и комфортность звучания. Чтобы сделать вывод о допустимости использования гираторных эквалайзеров в высококачественной звукозаписи, достаточно обработать им сигнал типа «меандр». Возникающий при этом «звон» красноречиво говорит сам за себя.

Системы многоканального звука

По сравнению с монофоническим воспроизведением, пространственное разнесение КИЗ в стереофонической системе уменьшает их взаимное частотно-зависимое маскирующее действие, что способствует улучшению условий более правильного восприятия тембров музыкальных инструментов и голосов.

Однако, несмотря на явное преимущество, двухканальному стереофоническому воспроизведению звука присущи следующие недостатки:

♦ слабая локализация звуков по глубине (плоская стереопанорама с углом, ограниченным направлением на АС);

♦ недостаточное ощущение «атмосферы зала»;

♦ появление «провала» по центру при неоптимальном разносе АС;

♦ ограниченная зона стереоэффекта заставляет слушателя быть буквально привязанным к «точке» пространства.

Особенно сильно ощущаются недостатки обычного стерео при использовании громкоговорителей, имеющих узкую диаграмму направленности (например, 35АС), в которых ощущается жесткая привязка звука к АС. Воспроизведение звуков с разных направлений имеет большое значение не только как факт их пространственного расположения, оно создает у слушателя ощущение звучащего объема (трехмерного звукового поля), способствует улучшению в помещении прослушивания реверберационного процесса.

Исследованиями и расчетами установлено, что максимальное количество раздельно воспринимаемых направлений птах на источники звука в условиях естественного слушания составляет 92 [4].

Коэффициент пространственности θ стереофонической системы — отношение числа раздельно переданных ею направлений и (слуховых пеленгов) к общему числу раздельно воспринимаемых человеком направлений nmax:






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.