Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Психологический тест: Исследование самооценки личности.

Занятие 3

Самооценка. Роль самооценки в развитии личности

Цели:

1.Ознакомление с понятием «самооценка».

2.Определение собственной самооценки.

 

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, — ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. Относясь к ядру личности, она — важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. В качестве основного критерия оценивания выступает система смыслов личностных индивида.

Главные функции, выполняемые самооценкой:

1) регуляторная — на основе чего происходит решение задач личностного выбора;

2) защитная — обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека — степенью трудности целей, которые он себе ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным — возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и прочее.

Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личностей и достижений индивида.

В отечественной психологии показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач).



В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих достижений индивида и его личности.

Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции,самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностныхсмыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в

   Самооценка - элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, целей, которые человек перед собой ставит.

· Адекватнаясамооценкапозволяетчеловекуправильносоотноситьсвоисилысзадачамиразнойтрудностиистребованиямиокружающих. Способствует адекватному восприятию своей личности и своих поступков. Человек с нормальным уровнем самооценки в силах видеть свои положительные качества и подавлять отрицательные, работая над ними. Ему не составляет труда достигать поставленных целей, жить в гармонии с самим собой и просто получать удовольствие от жизни и быть счастливым.

· Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает ее мотивационную и эмоционально волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию.

· Человек с заниженной самооценкой часто не способен замечать в себе хорошее, ему с трудом удается реализовать свои планы и стремления. При малейших трудностях у него опускаются руки, подвернувшиеся для самореализации возможности остаются упущенными. Как следствие, человека охватывает необоснованный комплекс вины, наступает разочарование в жизни, ощущение собственной никчемности. Данные факторы могут привести к затяжной депрессии и плачевным результатам, поэтому очень важно начать бороться с низким уровнем самооценки. Стоить отметить, что повышение самооценки не сиюминутное дело, а тяжкий труд, требующий много волевых усилий и времени. К этой проблеме нужно подходить с огромным желанием и максимальной серьезностью, чтобы результаты оказались действительно впечатляющими.

   Самооценка складывается, во-первых, под влиянием тех оценок, которые дают человеку другие люди. Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, он оценивается окружающими. Пренебрежение к такого рода «внешней» оценке редко бывает искренним, человек так или иначе ее учитывает. Во-вторых, самооценка формируется в результате сопоставления образа реального «Я» (каким человек видит сам себя) с образом идеального «Я» (каким человек желал бы себя видеть). Высокая степень совпадения между этими образованиями соответствует гармоничному душевному складу.

В раннем детстве ребенок судит о себе по четырем главным критериям:

1. Когнитивная компетентность: способность решать проблемы и достигать поставленных целей.

2. Социальная компетентность: способность поддерживать отношения с другими людьми.

3. Физическая компетентность: «что я умею (или не умею) делать» — бегать, играть в футбол и т. д.

4. Кодекс поведения: «хороший ли я мальчик (девочка)»?

С возрастом критерии самооценки становятся более дифференцированными по мере формирования представлений о нашей привлекательности в глазах противоположного пола, о чувстве юмора, профессиональной пригодности и т. д.

В некоторых теориях самооценка рассматривается как результат совокупного восприятия наших способностей во всех областях жизни. Поскольку некоторые области представляются более важными, чем другие (к примеру, нас может не беспокоить собственный внешний вид или физическая сила), мы склонны взвешивать важность каждого мнения, а не суммировать их. Согласно другим взглядам на развитие самооценки, в ее основу ложатся мнения и суждения других людей.

 

Практические советы

Повысить уровень своей самооценки помогут следующие практические советы:

· Перестать сравнивать себя с другими людьми. Каждый человек – индивидуальность, и в любом случае найдутся как люди успешнее, богаче, талантливее, так и те, которым в жизни повезло меньше. Поэтому сопоставление себя с другими – это пустая трата времени.

· Избавиться от привычки критиковать и ругать себя за малейшие неудачи и промахи. Деструктивная критика никак не поспособствует повышению самоуверенности, наоборот, только станет препятствием на пути к желаемой цели.

· Поверить в свои силы, внушить себе, что нет ничего не возможного, ведь даже самые трудные проблемы можно разбить на несколько маленьких задач и разрешить их постепенно.

· Принимать комплименты: забыть привычное «да всё, как обычно, ничего особенного» (что уже само по себе является отклонением комплимента), заменить его искренним «спасибо», отбросив в сторону мысли о том, что приятные слова являются не заслуженными – это только предрассудки, навязанные низкой самооценкой. Каждый человек имеет право быть похваленным за свои достоинства.

· Завести свой личный дневник успеха и записывать в него все свои ежедневные победы, пусть даже самые, на первый взгляд, незначительные, ведь именно из мелочей и складываются достижения более широкого масштаба. Важный пункт – перечитывать свой дневник побед каждый день, пытаясь прочувствовать удовлетворение и радость от своих успехов, только в этом случае начнет происходить формирование самооценки в сторону повышения.

· Составить список своих положительных качеств, включив туда не меньше 25 пунктов. Даже можно его поместить на первой странице дневника побед (смотрите выше). Проблемой большинства людей с заниженной самооценкой является зацикленность на своих отрицательных качествах, поэтому им жизненно необходимо научиться замечать в себе и достоинства.

· Ещё один удачный прием, особенно актуальный для женщин, — изменить что-то в своей внешности, посетить салон красоты, парикмахерскую, фитнесс-клуб, или просто заняться шопингом.

· И, наконец, самое главное – полюбить себя, научиться радоваться жизни. Как говорится, «улыбнитесь жизни, и она улыбнется вам».

Литература:

1. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

2. Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

 

Практическое задание

Провести исследование самооценки.

Психологический тест: Исследование самооценки личности.

Инструкция к тесту

Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.

Этап 1

Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.

Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их – каждый решает сам.

Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств – и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.

Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств:






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.