Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Анализ налогообложения физических лиц

2.1. Социально-экономическое содержание налогообложения
физических лиц в Российской Федерации

 

Анализируя нормы подоходного налогообложения, действующие с 1991г., можно увидеть, что в России произошел постепенный отход от шедулярной системы к глобальной форме налогообложения доходов физических лиц. В настоящее время налогообложение доходов физических лиц представляет наибольшие возможности для реализации основных принципов налогообложения и в первую очередь принципа социальной справедливости.

Этому способствуют следующие обстоятельства:

налог на доходы физических лиц является налогом, где практически совпадают объект налогообложения, налоговая база и источник уплаты налога, что способствует максимальной реализации налогообложения по принципу платежеспособности,

как никакой иной, данный налог может быть приспособлен к личным обстоятельствам субъекта налогообложения,

налог обладает превосходными свойствами как финансово-политический инструмент для осуществления перераспределительной и антициклической политики.

В течение XX в. ведущая роль в системах налогообложения развитых стран перешла к личному подоходному налогу, который, однако, не смог полностью вытеснить поимущественное налогообложение. Имущественные налоги дополняют подоходное налогообложение физических лиц, способствуя более равномерному распределению налогового бремени.

Добиться справедливого распределения доходов граждан, который бы не имел негативного влияния на макро – и микроэкономические показатели, почти невозможно. Даже максимальное использование налоговой системы в направлении прогрессивного налогообложения высоких доходов граждан в сочетании с системой трансфертной политики поддержки малообеспеченных слоев не в состоянии в полной мере обеспечить решение этой проблемы. Изменения в социальной политике государства через совершенствование налоговых отношений в условиях бюджетных ограничений будут иметь успех только при комплексном решении проблемы перестройки системы социальной защиты населения.



Практическое и теоретическое использования налога с доходов физических лиц для регулирования экономики с целью экономической и финансовой стабилизации достаточно подробно рассматривается в кейнсианской модели государственного вмешательства в экономические процессы. Ее представители: Д. Кларк, Е. Хансен, С. Харрис ключевым механизмом регулирования капиталистической экономики считали государственный бюджет и через налоговую политику, основываясь на принципах мультипликативности и стабильности, разработали модель бюджетного роста экономики. Представители кейнсианского течения проблему безработицы рассматривают с точки зрения недостаточного совокупного общественного спроса. И поэтому государство через повышение доходов или снижение налогов имеет возможность увеличить совокупный спрос в экономике, что будет способствовать росту спроса на рабочую силу, снижая уровень безработицы.

Теория предложения, которая возникла в конце 70-х – начале 80-х годов XX ст. (ее представители: А. Лаффер, Г. Эванс, Дж. Гильдер), основной проблемой развития экономики считала систему налогообложения, точнее – слишком высокие налоговые ставки. Прогрессивный налог на доходы физических и юридических лиц рассматривается как сдерживающий фактор роста сбережений, а также инвестиционной активности домохозяйств и субъектов хозяйствования. Такие утверждения составляли основу “Рейганомики” – экономической политики США, которая предусматривала снижение ставок налогов.

Расчеты, проведенные профессором А. Оукеном и представленные американской статистической ассоциации в 1965 г., предоставили возможность оценить политику снижения налогового бремени и его влияния на динамику ВНП, в частности уменьшение поступлений подоходного налога с граждан на 10 млрд долл. и налога на прибыль корпораций на 3 млрд долл. Объем ВНП в конечном итоге увеличили на 36,2 млрд долл. В то же время это повлияло на увеличение потребления на 28,4 млрд долл. и роста инвестиционной активности на 7,8 млрд долл. Оценивая снижение подоходного налога с граждан и как следствие рост ВНП, установлено, что мультипликатор составляет 2,59 для налога с доходов физических лиц.

Исследования определение влияния высоких предельных ставок на инвестиционную деятельность, которые проводились американскими учеными Кэрол, Холтс – Ейкиним, Райдером и Розеном, показали, что увеличение предельной налоговой ставки по доходам на 5 % будет иметь следствием сокращения доли новых капитальных инвестиций на 10,4 %.

Регулирующая функция налогов с доходов физических лиц позволяет эффективно использовать их в определенных макроэкономических ситуациях. В частности, через систему налогообложения можно влиять на доходы граждан и, учитывая, что налог с доходов физических лиц является одной из основных детерминант спроса, влиять на совокупный потребительский спрос (AD) и инвестиции. Политика умеренного налогообложения доходов физических лиц способствует стабильному росту потребительских расходов, капитальным вложениям в виде частных инвестиций, что имеет следствием роста объемов выпуска продукции и ВВП. В закрытой экономике расходы на потребление и инвестиции являются основными составляющими совокупных расходов. Их увеличение в результате получения дополнительных доходов домохозяйств повлекло движение кривой совокупных расходов вверх и повышение показателя равновесного ВВП.

Объем ВВП в определенной степени зависит от величины имеющихся доходов физических лиц. С экономической точки зрения, использование налога с доходов физических лиц в рыночной экономике предоставляет возможность через его свойство к автоматической стабилизации влиять на состояние экономического цикла, уменьшать негативное воздействие, вызванное изменениями совокупного спроса на производство товаров, работ, услуг, обеспечивая устойчивое экономическое развитие страны. Совершенствование финансового механизма, который регулирует взимание налога с доходов физических лиц, можно рассматривать в разных аспектах относительно последствий для экономических институтов, на которые прямо или косвенно влияет этот налог. К тому же действующая система отношений между государством и налогоплательщиками пересекается со многими отраслями права: административным, гражданским, уголовным, которая предусматривает комплексный подход к решению существующих проблем и совершенствованию правил, регулирующих взимание этого налога.

В европейских странах самый высокий уровень удельного веса поступлений налога с доходов физических лиц в ВВП существует в Дании – 26,0 %; Швеции – 15,3; Исландии – 14,7; Финляндии – 14,3 %, при среднем показателе по странам Евросоюза – 10,5 %, что существенно превышает отечественный показатель. Сравнивая этот показатель с аналогичным для стран, стремящихся присоединиться к Европейскому Союзу в 2002 г., можно утверждать о его определенную приемлемость, ведь доля налога в ВВП в Латвии составляла 6,2 %; Словении – 6,0; Чешской Республике – 5,0; Польши – 4,4; Словакии – 3,5; Румынии – 2,8 %.

В странах Евросоюза средняя доля налога с доходов физических лиц в общей структуре налоговых поступлений является весомой и составляет 26 %. Среди высокоразвитых стран мира через этот налог аккумулируются наибольшие налоговые поступления в Дании – 53,2 % от общих налоговых поступлений; Австралии – 38,5; США – 37,7 ; Канаде – 35,0 ; Финляндии – 31,2; Швеции – 30,4 %. Весьма незначительная доля налога на доходы граждан в структуре общих налоговых поступлений в Словацкой Республике – 10,2 %; Чешской Республике – 12,8; Греции – 14; Франции – 17,3%, что вызвано переносом налоговой нагрузки на потребления и фонд оплаты труда в виде отчислений на социальное страхование, в то же время в некоторых странах соответствующая доля налога на доходы граждан вообще низкая, в частности, в Пакистане – 3,2 %; Ботсване – 3,4; Мадагаскаре – 5,0; Эфиопии – 5,1 и Судане – 5,3 %. Если сравнивать российские показатели (19,5%) в структуре общих налоговых поступлений с высокоразвитыми странами, то в России есть еще потенциал для наращивания администрируемых поступлений в бюджет.

Таблица 1 - Рейтинг стран с самыми высокими налоговыми ставками

Рейтинг стран с самыми высокими налоговыми ставками
1. Бельгия 55.5 %
2. Германия 49.8%
3. Венгрия 49.4%
4. Австрия 48.4%
5. Италия 47.6%

 

Государственная фискальная и регулирующая политика в сфере налогообложения физических лиц является составляющей государственной финансовой политики, направленной на оптимальное обеспечение государства финансовыми ресурсами и правовое регулирование доходов членов общества, а также отношения между регуляторными органами государственной власти и юридическими и физическими лицами, которые возникают при администрировании налогов в бюджеты всех уровней На основе теоретического исследования и анализа зарубежного опыта определено, что налоговое регулирование доходов физических лиц является совокупностью методов воздействия государства на объемы и способы получения доходов физическими лицами на основании законодательной базы с целью достижения необходимых оптимальных показателей развития экономики. Ключевые цели налоговой политики можно разделить на три составляющие: политика стабилизации, политика экономического роста и политика ограничения предпринимательской активности. На современном этапе отечественного экономического цикла поддержка политики экономического роста является достаточно эффективным мероприятием, что дает возможность увеличить объем валового внутреннего продукта и повысить уровень занятости населения.

Социальный аспект налогообложения доходов граждан влияет на процесс перераспределения и выравнивание доходов, что имеет целью достижение благосостояния членов общества и эффективного воспроизводства человеческого капитала. Экономический аспект заключается в изъятии доходов физических лиц в соответствующих бюджетов с целью предоставления возможности финансирования расходов, которые осуществляет государство, и регулировании макро – и микроэкономических параметров для достижения соответствующего экономического роста.

Налог на доходы физических лиц носит ярко выраженный социальный характер, обладает значительными возможностями воздействия на величину реальных доходов граждан и способствует стабильному обеспечению поступлений в бюджет за счет увеличения доходов граждан. В соответствии с положениями главы 23 Налогового кодекса РФ налоговую базу по НДФЛ формируют доходы граждан. Интересным представляется тот факт, что по данным федеральной службы государственной статистики российской федерации доля оплаты труда в структуре денежных доходов населения по источникам поступления составляет 64,6 % (20,7 трлн. рублей) в 2010 г. и по предварительным данным − 65,9 % в 2011 г. С 2001 г. динамика вышеуказанного показателя сохраняла положительную устойчивую тенденцию расши-рения, что в свою очередь обеспечивало возрастание налоговой базы и как следствие стабильный рост поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет страны. Например, в 2000 г. удельный вес налога в структуре доходов консолидированного бюджета РФ составлял 8,3 %, в 2007 г. − 9,5 %, в 2008 г. – 10,4 %, и до 12,2 % в 2009 г., что в абсолютном выражении составляет 1,66 трлн. рублей. Положительная динамика сохранилась и в 2010 г. – 1,79 трлн. рублей. Можно отметить, что индивидуальный подоходный налог (personal income tax) в экономически развитых странах составляет более 30−40 % доходной части бюджета, а в Германии к тому же – это единственный из совместных налогов, распределяемых между тремя уровнями власти:

42,5 % − в центральный бюджет;

42,5 % − бюджет земель;

15 % − в бюджет вотчин.

Индивидуально подоходное налогообложение осуществляет важную функцию по аккумулированию финансовых ресурсов в бюджет промышленно развитых стран, что дает возможность формировать грамотную социально-экономическую политику.

Таблица 2 - Отчисления в ВВП ведущих мировых стран.

страна доля налога и обязательных платежей в ВВП доля налога без обязательных платежей в ВВП
Германия 42.9% 23.1%
Бельгия 46.4% 31.1%
Дания 52,8% 49.7%
Франция 46.3% 24.9%
Италия 42.9% 27.4%
Нидерланды 44.8% 26.6%
Австрия 45.5% 29.9%
Швеция 54.2% 38.1%
Великобритания 33.9% 27.7%
Испания 35.5% 21.7%
Канада 36.3% 21.7%
США 28.6% 22.7%
Япония 21.8% 18.2%
Россия 28.2% 26.9%

Другими словами подоходное налогообложение выступает инструментом социально ориентированной налоговой политики. Формируя налоговые обязательства по НДФЛ, сокращая или полностью освобождая от уплаты данного налога различные категории граждан, осуществляя поддержку слоев населения с низкими доходами, стимулируя развитие института семьи, доступность и повсеместность получения образовательных услуг, вводя льготы по подоходному налогу в зависимости от расходов, понесенных налогоплательщиками на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, их обучение, повышение собственной квалификации, оказание помощи престарелым лицам и другим расходам, государство берет на себя заботы по обеспечению социальной стабильности и справедливости.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.