Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Психология управления как наука, её объект и предмет

Понятие о науке управления

 

Понятие "управление" используют в разных науках.

Есть много определений этого понятия. Соответственно

трём главным сферам развития объективного мира

(безжизненная природа, живая природа, общество),

можно выделить главные виды управления:

- управление в безжизненной природе;

- управление в живой природе;

- управление в обществе.

Любое управление - это процесс влияния на систему для перевода её в новое состояние или для поддержки её в определенном режиме. Такое влияние возможно только тогда, когда оно отвечает объективным законам или закономерностям этой системы.

Управление характеризуется наличием следующих составляющих:

- системы и причинных связей между её элементами или подсистемами;

- управляющей подсистемы и подсистемы, которой управляют;

- управляющего параметра (фактор, который влияет на систему). (рис. 1.1)

Рис. 1.1. Кибернетический подход к управлению [1, с. 296]

 

Процесс управления предполагает наличие субъекта - управляющей системы, объекта – управляемой системы, информации (критериев), канала передачи информации. Для процесса управления характерны сохранение, передача, преобразование информации, целеустремленность, обратная связь о результативности определенного влияния на процесс.

Всем видам управления присущи черты, которые можно объединить в две группы:

- статические черты, присущие форме и структуре управления;

- динамические черты, присущие процессу управления.

Процесс управления имеет определённые общие законы, например, закон обратной связи, которая предусматривает наличие информации о результативности определенного влияния на процесс.



Общие законы всех видов управления изучают философия, теория систем, кибернетика, теория информации и теория управления.

Под социальным управлением понимают влияние на общество в целом или на отдельные единицы или звенья (производство, социально-политическая и духовная жизнь, области экономики, предприятия, человека), чтобы обеспечить успешность достижения поставленной цели. Социальное управление – это целенаправленное, планомерное и систематическое информационное влияние субъекта управления на его объект с учётом, корректировки изменений, которые происходят в объекте.

Система управления в целом, как целостно-организационное объединение, может характеризоваться:

- функциями и целями деятельности этой системы;

- конкретным перечнем составных частей, имеющихся в подчинении;

- режимом внешних связей (субординация, координация, договорные отношения);

- правовым регулированием структуры, связей и полномочий;

- правовым регулированием системы управления в целом и её элементов;

- информационным обеспечением;

- процессом принятия и выполнения решений.

В социальном управлении главными компонентами управляющей подсистемы и подсистемы, которой управляют, являются люди - представители разных организаций. В отличие от управления в биологических и технических системах, специфика социального управления состоит в объединении субъекта и объекта управления.

2. "Организация" и трактовка этого понятия в науке управления

 

Понятие "организация" можно использовать или для определения объекта (признака, его атрибут), или для определения состояния или процесса.

А.Дикарева и М.Мирская отмечают в книге "Социология труда" [2], что организация - это объединение работников, которые совместно реализуют цель и действуют в соответствии с определёнными правилами и процедурами.

Для того, чтобы группа людей могла называться организацией, необходимо выполнение таких обязательных требований:

- наличие по меньшей мере двух людей, которые считают себя членами этой группы;

- наличие хотя бы одной цели, как конечного состояния или результата, которую принимают как общую для всех членов этой группы;

- существование членов группы, которые сознательно и специально работают вместе, чтобы достичь значимой для них цели.

Эти требования привёл один из классиков западного менеджмента Ч.Барнард в книге «Функции администратора», опубликованной в 1938 г. и состоящей из восьми лекций, прочитанных им в Институте Лоуэлла в ноябре и декабре 1937 г. Бернард первый дал определение организации. Отправным пунктом управления является постановка организационных целей. Относительно организации, цель - это конкретное состояние или результаты, которых достигают общими усилиями работники, объединённые в группы.

Но организацию можно трактовать и как процесс, деятельность по отладке взаимодействия частей в системе для достижения поставленных целей. При этом процесс организации предусматривает две стороны: управленческую и исполнительную. В условиях производства организовывать - это означает составить из человеческих, материально-технических факторов систему, которая бы подчинялась определённым целям.

Итак, организация - это структура, в границах которой проводятся определённые меры по достижению определённых значимых целей, это одна из функций управления.

В основе любой трудовой деятельности той или другой организации (в которую привлечены люди-работники) находится целеполагание, то есть постановка целей. Любая трудовая деятельность отдельного человека или группы людей характеризуется целью. Именно цель определяет содержание процесса управления и процесса выполнения. Цель - это не просто сопроводительный фактор, а фактор, который предопределяет содержание деятельности человека или целой управляющей системы.

Общую цель управления задают способ производства и экономические отношения, складывающиеся в обществе. А управление - это инструмент её достижения. Распространено мнение, что целью отдельного производства является получение максимальной прибыли. К достижению этой цели и стремится система хозяйствования. Однако сразу следует подчеркнуть, что в соответствии с современной концепцией маркетинга главной целью любой организации является, прежде всего, удовлетворение потребностей потребителя. Именно ради достижения этой цели и в то же время в результате достижения её необходима прибыль, без получения которой предприятие может обанкротиться.

Процессы отбора целей и организации их достижения исследует наука управления.

До начала XX в. управление не считали самостоятельной областью научного исследования. Однако с появлением книг Ф. Тейлора "Управление фабрикой" (1903 г.) и "Принципы научного менеджмента" (1911 г.) [3] были выделены главные принципы управленческого труда. В основе понятия "менеджмент" лежит английский глагол "to manage", что в переводе означает - управлять.

В 20-х гг. XX в. известный французский инженер А. Файоль, предложил последовательную систему принципов менеджмента. Книга А. Файоля "Основы менеджмента" [4], опубликованная в 20-х гг. прошлого века, признана классической. Благодаря А.Файолю управление стали считать особой деятельностью и потому А.Файоля называют основоположником менеджмента.

Американские авторы дают такое определение сущности управления: "Это - делать что-то руками других". Другой известный американский учёный П.Дракер определяет управление как особый вид деятельности, которая превращает неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и продуктивную группу [5].

Менеджмент - это управление, руководство, дирекция, администрация.

Управление - это совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации.

 

Психология управления как наука, её объект и предмет

 

В науке управления в качестве самостоятельной, прикладной междисциплинарной области знаний выделяют психологию управления. Необходимость полного учёта социально-психологических факторов в системе управления привела к выделению психологии управления как самостоятельного раздела этой социальной науки. О необходимости такого раздела отмечают в своих публикациях В.И.Волков [6], Ю.Н.Емельянов и Е.С. Кузьмин [7-9], А.Л.Журавлёв [10-12], и др.

Психологию менеджмента некоторые научные работники рекомендуют рассматривать как междисциплинарное научно-практическое направление, целью которого является изучение и психологическое обеспечение решения проблем организаций в условиях рыночной системы хозяйствования.

Психологию управления можно считать комплексной психологической наукой, поскольку в ней используют основные положения социальной психологии, эргономики, инженерной психологии, дифференциальной, педагогической и других психологических наук. Также психология управления базируется и на соответствующих знаниях науки социального управления. По словам Б.Ломова, "психология управления синтезирует в определённом отношении достижения общественных, естественных и технических наук" [13].

Однако, например, по мнению В.Лозницы [14], рассмотрение психологии менеджмента как междисциплинарного направления несколько сужает её значение и сферу влияния. Ведь, руководя персоналом, менеджер должен стимулировать его работу, раскрывать творческие возможности работников, заботиться о психологической совместимости и на этой основе кооперировать работу персонала, проявлять заботу об имидже организации, товара и своего собственного, уметь построить психологическую службу и т.п.

Итак, имея в основе психологию управления (которая также является подотраслью психологии труда), психология менеджмента может опираться на исследования в области психологии творчества, психологии личности и т.п., если это касается обязанностей менеджера.

Психология управления изучает психологические закономерности управленческой деятельности, в частности роль человеческого и психологического факторов в управлении, оптимальное распределение профессиональных и социальных ролей в группе (коллективе), лидерство и руководство, процессы интеграции и сплочённости коллектива, неформальные отношения между его участниками, психологические механизмы управленческого решения, социально-психологические черты руководителя и т.п.

Психологию управления можно определить как науку, которая изучает психологические аспекты управления системами, которые охватывают человека.

Термин "психология управления" впервые начали использовать в 20-х гг. XX в. в бывшем Советском Союзе. Уже в 1924 году на II конференции по проблемам научной организации работы бывшего Союза речь шла о психологии управления, которая должна выполнять следующие задачи:

- подбор сотрудников к выполняемым функциям и одного к другому;

- влияние на психику руководителей путем стимулирования с целью повышения эффективности работы.

В работах В.Добрынина [15] и других исследователей есть немало положений об использовании психологических знаний в сфере управления. Но лишь с середины 60-х гг. прошлого века начинается период активного применения психологических знаний по теории и практике управления.

Э.Вендров [16] и Л.Уманский [17], одни из первых начавшие разработки по психологии управления, определили довольно широкий круг вопросов психологии управления производством:

- социально-психологический вопрос производственных групп и коллективов;

- психологический анализ деятельности руководителя;

- психология личности руководителя;

- психологический вопрос отбора руководящих кадров;

- психолого-педагогическая подготовка руководителя;

- инженерная психология.

Но, например, А.Ковалёв относил к сфере управления только социально-психологическую проблематику:

- оптимальные нравственно-психологические свойства личности руководителя;

- реальные типы руководителя и их влияние на нравственно-психологический климат коллектива и на производственную деятельность работников;

- закономерности развития производственного коллектива и динамика руководства;

- структура коллектива и специфический подход руководителя к разным микрогруппам [18]

На современном этапе различают два взгляда на объект психологии управления. В соответствии с первым объектом, являются такие системы, как "человек-техника", "человек-человек", которые рассматривают с целью оптимизации управления этими системами.

В соответствии со вторым - объектом психологии управления является только система "человек-человек". Здесь называют также подсистемы "личность-группа", "личность-организация", "группа-группа", "группа-организация", "организация-организация".

Придерживаясь взглядов Вендрова и Уманского, В. Рубахин и А. Филиппов [19] называют такие главные проблемы психологии управления:

- функционально-структурный анализ управленческой деятельности;

- инженерно-психологический анализ построения и использования автоматизированных систем управления;

- социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов, взаимоотношения в этих коллективах;

- исследование психологии руководителя, отношения между руководителями;

- психологические аспекты отбора и размещения руководящих кадров;

- психолого-педагогические вопросы подготовки руководителей.

А.Китов [20-21] главное внимание уделяет деятельности руководителя, считая, что психологию управления интересует в основном психологический аспект управленческих отношений, которые функционируют в процессе межличностного и межгруппового взаимодействия людей, вовлечённых в трудовую деятельность.

Таким образом, в самом общем плане объектом социальной психологии управления является трудовой коллектив в широком понимании этого слова (это организация, коллектив предприятия, цеха, бригады), а предметом является социально-психологический аспект разнообразных управленческих отношений, которые охватывают всех людей как членов трудового коллектива. Это разнообразие управленческих отношений можно конкретизировать:

- отношения между управляющей подсистемой и подсистемой, которой управляют, или отдельными её элементами;

- отношения в управляющей подсистеме;

- отношения в подсистеме, которой управляют.

Предмет социально-психологического управления также охватывает социально-психологические особенности руководителя и его деятельности.

Отношения между субъектом и объектом можно анализировать на четырёх уровнях:

- отдельно взятой личности;

- первичного коллектива;

- коллектива цеха, отдела, подразделения;

- коллектива предприятия, организации.

Человек, который профессионально занимается управлением, называется менеджером. Менеджер - это субъект, который осуществляет управленческие функции. Слово "менеджер" уже давно вошло в практику западного управления. Важным практическим принципом в менеджменте является такое утверждение: "Кто управляет - не вырабатывает, кто вырабатывает - не управляет". Эти авторы дают такое определение управления: "Управление - это руководство людьми и такое использование средств, которое даёт возможность выполнить поставленные задачи гуманно, экономическим и рациональным путём" [22].

В психологии управления часто употребляется понятие "человеческий фактор" (human factor). Понятие "человеческий фактор" начали употреблять во время Второй мировой войны. Оно пришло из английского языка.

Человеческий фактор - это всё то, что зависит от человека, его возможностей, желаний, способностей и т.п. Человеческий фактор большей частью приводит к тому, что на производстве увеличивается количество конфликтов, текучесть кадров, срывы в работе, предопределяющие снижение производительности труда. Важность его в менеджменте определяется тем, что в процессе управления увеличивается роль человека и его возможностей, возрастают требования к интеллектуальным функциям человека и к другим психическим процессам, повышается ответственность за человеческую жизнь. Разумное использование человеческого фактора, то есть учет личностных, социально-психологических, психофизиологических, мотивационных особенностей людей, может оказывать содействие получению значительного экономического эффекта даже без экономических затрат.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Психология управления - это часть комплексной науки управления. Психология управления формировалась и развивалась на стыке таких психологических дисциплин, как инженерная психология, психология труда, социальная психология и педагогическая психология. Психология управления - это область психологии, которая изучает психологические закономерности управленческой деятельности, то есть влияние психологии отдельного человека или группы людей на процесс управления и, наоборот, влияние управленческих отношений на психологию отдельного человека и группы.

2. Объектом исследования психологии управления является система типа "человек-человек", но особенность этой области состоит в том, что этот объект рассматривают с точки зрения организации управленческих отношений.

3. Предмет психологи управления - это деятельность руководителей (менеджеров) и подчинённых, которая реализуется путём выполнения главных управленческих функций и управленческих отношений в системе "человек-человек".

4. Цель психологи управления - разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем.

5. Содержание психологии управления - разработка психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом.

6. Источники психологии управления:

а) практика управления;

б) развитие психологической науки;

в) развитие социологии организаций.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.