Социально-психологическое изучение детской группы МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»
(КГУ им. К.Э. Циолковского)
Педагогическая практика
Направление магистратуры:
44.04.01 – Педагогическое образование
Наименование специализированной магистерской программы:
Начальное образование
Калуга, 2016
Содержание педагогической практики
Педагогическая практика– вид учебной работы, направленной на закрепление теоретических и практических знаний, полученных магистрантами в процессе обучения по соответствующему направлению подготовки, на приобретение и совершенствование навыков самостоятельного ведения учебно-воспитательной и педагогической работы.
Педагогическая практика магистрантов проходит в системе дошкольного образования, учреждениях начального и среднего профессионального образования, в системе профессиональной подготовки бакалавров. Компонентом педагогической практики является деятельность магистрантов на выпускающих кафедрах, обладающей необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. При этом педагогическая практика проходит в следующих формах:
· посещение занятий различных типов с их последующим анализом в разных образовательных учреждениях;
· диагностика уровня сформированности интегративных качеств детей дошкольного возраста, и студентов бакалавров;
· подготовка и проведение учебных занятий в конкретных образовательных учреждениях;
· разработка контрольно-измерительных материалов для диагностики результатов развития интегративных качеств личности воспитанников или студентов и т.д.
· посещение и анализ лекций и семинаров по темам, определенным руководителем магистерской диссертации и соответствующей направлению научных интересов магистранта;
· подготовка материалов для практических работ, составление заданий и т.д. по заданию научного руководителя;
· участие в проверке отчетов по практикам;
· другие формы работ, определенные научным руководителем.
Педагогическая практика проводится в соответствии с индивидуальной программой, составленной магистрантом совместно с научным руководителем. В программе указываются формы отчетности.
Руководство педагогической практикой по магистерской программе«Педагогическое образование. Начальное образование»осуществляет руководитель практики, в соответствии с индивидуальной программой практики и технологической картой практики.
Практика оценивается руководителем на основе материалов педагогической деятельности магистрантов (конспекты занятий, уроков, анализ занятий, уроков и др.), отчета, а также отзыва руководителя практики об участии магистранта в выполнении заданий по педагогической практике. Отчет о прохождении практики включает описание проделанной магистрантом работы.
Основными критериями отметки результатов педагогической практики являются:
· степень сформированности профессиональных умений;
· уровень теоретического осмысления магистрантами своей практической деятельности (ее задач, содержания, методов, результатов, затруднений и т. д.);
· профессиональная мотивированность (интерес к освоению практических профессиональных навыков, активность, ответственное и творческое отношение к работе и т. п.).
Оценка по педагогической практике заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости магистрантов и назначении на стипендию в соответствующем семестре.
Магистранты, не выполнившие без уважительной причины требования программы педагогической практики или получившие неудовлетворительную оценку, отчисляются КГУ им. К.Э. Циолковского, как имеющие академическую задолженность.
Проведение практики
Перед началом практики проводится установочная конференция, на которой практиканты знакомятся с задачами, содержанием и организационными вопросами практики. Под руководством группового руководителя каждый практикант составляет индивидуальный план своей деятельности на весь период практики.
Магистрант-практикант обязан:
§ участвовать в установочной и итоговой конференциях;
§ выполнять правила внутреннего распорядка вуза,
§ изучить организацию и содержание образовательного пространства вуза;
§ вести дневник практики (фиксировать все виды планируемой деятельности с последующим психолого-педагогическим анализом результатов);
§ посещать консультации преподавателей в соответствии с графиком;
§ осуществлять подготовку к занятиям;
§ разрабатывать конспекты и другие учебные материалы с их последующим самоанализом;
§ посещать занятия преподавателей вуза и своих товарищей по группе, участвовать в их анализе;
§ участвовать в производственных совещаниях, методических объединениях преподавателей вуза;
§ в соответствии с графиком сдать групповому руководителю все отчетные материалы.
Задание по психологии
Социально-психологическое изучение детской группы
Цель практики – социально-психологическое изучение детской группы. Условно практика делится на два этапа с равными временными рамками каждого из них. Первые 3 неделя практики отводится для знакомства с группой, ее (учителями, воспитателями), режимом дня детей, условиями их домашнего содержания, в последующие 3 недели осуществляется наблюдение и диагностика уровня сформированности детской группы.
Социально-психологическое изучение детской группы имеет специфику. Детская группа рассматривается как важнейший элемент СРЕДЫ, являющейся одним из факторов развития ребенка. В результате психологического изучения группы необходимо оценить ее развивающий потенциал: конструктивность (т.е. выполнение присущих функций) и способность к позитивным изменениям (т.е. динамику функционирования в результате действия поддерживающих факторов).
Разные группы имеют неодинаковые функции. Специализация групп зависит от потребностей людей. Конструктивность детской группы оценивается по ее способности выполнять 3 основные функции: воспитательную функцию, функцию общения, функцию психологической поддержки. Выполнение этих функций детской группой удовлетворяет потребности ее членов в позитивном росте, общении, ощущении своей личностной состоятельности и уникальности.
ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕТСКОЙ ГРУППОЙ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ
Детская группа позитивно выполняет воспитательную функцию, если она является КОЛЛЕКТИВОМ.
Группа может развиваться в двух направлениях: положительном — общественно ценном и отрицательном — антиобщественном. Детская группа, развивающаяся в положительном направлении, проходит через 3 этапа, приобретая на каждом из них особые качества:
1. Диффузная группа. Отношения между членами такой группы устанавливаются при непосредственных контактах (на основе их частоты и привлекательности) и не зависят от целей, содержания и ценностей общегрупповой деятельности.
2. Группа-ассоциация. В такой группе межличностные отношения уже опосредуются содержанием, целями и ценностями общегрупповой деятельности. Однако, преобладающую роль в этих отношениях еще играет эмоциональный фактор (например, личная симпатия или антипатия).
3. Коллектив. Это высший уровень развития группы, межличностные отношения в которой опосредуются содержанием, целями, ценностями групповой деятельности, а сама групповая деятельность значима не только для каждого члена группы, но и для всего общества.
Уровень сформированности коллектива определяется по следующим 4-м характеристикам.
СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППЫ. Это важнейший показатель межличностных взаимоотношений и уровня развития группы. В диффузных группах сплоченность очень низкая, а в коллективах — высокая. Показателем сплоченности считается ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО ГРУППЫ (ЦОЕ), т.е. степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом.
КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ. Члены группы с коллективистическим самоопределением защищают высшие нравственные ценности и противостоят в конфликтной ситуации групповому давлению (конформизму).
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ, т.е. отождествление себя с другими членами группы, сопереживание с ними при успехах и неудачах, эмоциональная теплота. Высший уровень ее проявления — действенная эмоциональная идентификация, т.е. такое отождествление, при котором переживания одного из членов группы принимаются другим как мотивы деятельности, направленной одновременно на осуществление групповой цели и на пресечение действия фрустрации.
ЭТАЛОННОСТЬ ГРУППЫ — это удовлетворенность своей группой, убежденность в том, что группа хорошая, близкая к эталону.
Методики диагностики указанных характеристик приведены в Приложении.
ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕТСКОЙ ГРУППОЙ ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ И ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
Исследование уровня развития группы как коллектива представляет собой лишь одну сторону межличностных взаимодействий, складывающихся в группе. Эти взаимодействия характеризуют интеграционный процесс в группе. Однако наряду с ним постоянно происходит другой — дифференциация взаимоотношений между детьми. Процесс дифференциации приводит к оформлению в большой детской группе малых группировок или первичных групп. Первичные группы называют еще психогруппами, а большую группу, объединяющую малые группировки, — социогруппой.
Первичная группа является основной для человека, т.к. складывающиеся в ней отношения касаются каждого ее члена. Все члены связаны друг с другом и поэтому испытывают чувство сопринадлежности. Отношения, возникающие в первичной группе, регулируются нормами, которые создает сама группа. Изучение первичных групп и складывающихся в них отношений позволяет определить, насколько и каким образом удовлетворяются у детей потребности в общении и психологической защите (личностной поддержке).
Поскольку человек является социальным существом, базовая цель его поведения — чувствовать свою причастность к психогруппе. Ощущение принадлежности к жизни детской группы для ребенка означает "чувствовать свою важность и значимость". Если ребенок не может занять достойное место в детской общности, одна из главных его социальных потребностей — ощущение себя значимым и полноценным — остается нереализованной.
Базовая социальная потребность ребенка чувствовать себя причастным к детской группе конкретизируется в трех целях:
-ощущать свою интеллектуальную состоятельность (состоятельность в учебной деятельности),
- строить и поддерживать приемлемые отношения с педагогами и сверстниками (коммуникативная состоятельность),
- вносить свои особый вклад в жизнь детской группы (личностная состоятельность).
Дети пытаются достигнуть этих целей всеми доступными им способами. Если им неизвестны способы приемлемые, они используют то, что педагоги называют "нарушение дисциплины" или "плохое поведение". Как правило, на приемлемое или неприемлемое поведение ребенка влияют 3 условия: качество отношений между ним и педагогами, место ребенка в структуре детской группы, атмосфера группы (направленная на поддержание общественных ценностей или, напротив, антиобщественная).
Для выявления психогрупп могут быть использованы различные формы социометрического метода, состоящего в выборе детьми других членов группы для совместной деятельности в каких-то заданных условиях (готовиться к контрольной работе, к празднику, пойти в поход и т.п.). Осуществляемый каждым ребенком выбор показывает, кому он отдает предпочтение, к какой психогруппе чувствует свою принадлежность. Число выборов, полученных каждым ребенком, характеризует его положение в системе межличностных отношений, т.е. определяет его СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС (положение в социогруппе как "звезды", "предпочитаемого", "пренебрегаемого", "изолированного").
Положение ребенка в структуре межличностных отношений может быть не всегда одинаковым. В разных видах общения "звездами" и "изолированными" могут оказаться совсем разные дети. Поэтому "социометрическую картину" группы необходимо составить не менее чем для 2-х видов общения: делового и эмоционального.
Однако "социометрическая картина" группы не дает полное представление об удовлетворении у ее членов потребности в общении и личностной поддержке. Наряду с оценкой положения каждого ребенка в группе необходима оценка СТЕПЕНИ его УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЭТИМ ПОЛОЖЕНИЕМ. Именно от нее зависит все поведение ребенка: его успеваемость, психическое состояние, конкретные поступки.
Удовлетворенность положением в группе характеризуется тремя факторами:
- СТЕПЕНЬЮ ОСОЗНАНИЯ РЕБЕНКОМ СВОИХ ОТНОШЕНИЙ С ЧЛЕНАМИ ГРУППЫ (критерием осознанности считается совпадение реальных выборов ребенка его сверстниками с ожидаемыми им самим выборами),
- ВЗАИМНОСТЬЮ ВЫБОРОВ (для ребенка важно не то, сколько из его сверстников питают к нему симпатию, но и то, какие именно ребята отдали ему свое предпочтение: те, кого он выбрал сам, или же те, к кому он относится достаточно равнодушно),
- СТЕПЕНЬЮ РЕФЕРЕНТНОСТИ ГРУППЫ (ценности ребенка должны совпадать с ценностями его психогруппы, необходимо выявить круг лиц, значимых для ребенка, так называемую референтную группу, и оценить степень совпадения референтной группы с психогруппой).
Методики диагностики этих характеристик также приводятся в приложени.
|