Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики (педагогической) в общеобразовательной школе Программа ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ практики (педагогической)
в общеобразовательной школе
Направление подготовки
050100.62 Педагогическое образование
Профиль подготовки
Изобразительное искусство
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения очная
заочная
Составители:
кандидат педагогич. наук,
доцент А.Н.Щирова
преподаватель Т.Н.Курашова
Рецензент:
кандидат педагогич. наук,
зав кафедрой педагогики
и психологии детства В.И.Мишанина
Шуя 2012
1.Цель производственной практики (педагогической) в общеобразовательной школе:развитие у студентов профессионально-практических умений в области художественного образования школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности в общеобразовательной школе.
2.Задачи производственной практики (педагогической) в общеобразовательной школе:
- знакомство с особенностями организации учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе;
- углубление теоретических знаний студентов об организации художественного образования в школе на основе приобщения школьников к народному и профессиональному искусству;
- овладение методикой разработки и проведения уроков изобразительного искусства по различным разделам учебных программ;
- освоение методики анализа и самоанализа различных форм учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству;
- изучение опыта учителя изобразительного искусства по повышению своего педагогического мастерства;
- овладение методикой организации художественно-творческой внеучебной работы по эстетическому воспитанию школьников на материале профессионального и народного искусства.
3.Место производственной практики (педагогической) в структуре ООП:
Производственная практика (педагогическая) в общеобразовательной школе (Б 5. Б3.) базируется на изучении следующих дисциплин: «Педагогика», «Психология», «Безопасность жизнедеятельности», «Методика обучения (изобразительное искусство)», «Педагогическая риторика», «История изобразительного искусства», «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Компьютерная графика», «Информационно-коммуникационные технологии в художественном образовании», «Художественное оформление в образовательном учреждении», «Основы цветоведения», «Основы художественного текстиля», «Народное зодчество», «Народный костюм». Знания, умения, навыки, приобретенные на производственной практике (педагогической) в общеобразовательной школе, являются основой для выполнения выпускной квалификационной работы, и дальнейшей педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях.
Формы проведения производственной практики (педагогической) в общеобразовательной школе
Основными формами проведения производственной практики (педагогической) являются пассивная (1 неделя) и активная (3 недели) практика на очной форме обучения и
пассивная (1 неделя) и активная (5 недель) практика на заочной форме обучения, в ходе которой студенты выступают в роли помощника преподавателя в общеобразовательной школе.
Место и время проведения производственной практики (педагогической) в общеобразовательной школе
Производственная практика (педагогическая) проводится на базе организаций, в которых в дальнейшем предполагается работа выпускников - в средних общеобразовательных школах Ивановской области.
Продолжительность практики на очной форме обучения – 4 недели, время проведения – 6-й семестр.
Продолжительность практики на заочной форме обучения – 6 недель, время проведения – 8-й семестр.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики (педагогической) в общеобразовательной школе
Процесс прохождения производственной практики (педагогической) в общеобразовательной школе направлен на формирование следующих компетенций:
- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
- владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);
- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);
- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК- 6);
- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).
- способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).
- владеет теоретическими основами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна (СК-1);
- владеет инструментарием, методами, приемами и практическими навыками работы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (по видам), дизайне и компьютерной графике (СК-2);
- владеет навыками реалистического изображения с натуры: натюрморта, пейзажа, портрета, фигуры человека (СК-3);
- готов к осуществлению художественного и этнохудожественного образования обучающихся, развитию их изобразительного творчества (СК - 7).
В результате прохождения производственной практики (педагогической) в общеобразовательной школе студент должен:
знать:
- особенности организации учебно-воспитательного процесса в области художественного образования в средней общеобразовательной школе;
-методику разработки и проведения уроков изобразительного искусства по различным разделам учебных программ;
- методику анализа и самоанализа различных форм учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству;
уметь:
-организовывать художественное образование в школе на уроках и во внеурочное время на основе приобщения школьников к народному и профессиональному искусству;
- выполнять анализ и самоанализ различных форм учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству;
- изучать опыт педагога по художественным дисциплинам для формирования своего педагогического мастерства;
владеть:
- методикой разработки и проведения пробных и контрольных уроков и занятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству;
- методикой организации художественно-творческой внеучебной работы по эстетическому воспитанию школьников на материале профессионального и народного искусства.
7. Структура и содержание производственной практики (педагогической) в общеобразовательной школе.
Организация практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки бакалавра.
Общая трудоемкость производственной практики (педагогической) в общеобразовательной школе составляет 6 зачетных единиц, 216 часов на очной форме обучения и 9 зачетных единиц, 324 часа на заочной форме обучения.
Примерный тематический план для студентов очной формы обучения
№
п/п
|
Разделы (этапы) практики
| Виды производственной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего
контроля
|
| (Указываются разделы (этапы) производственной практики.Например: организация практики, подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности, производственный (экспериментальный, исследовательский) этап, обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета по практике.
| Установочная конференция
| Наблюдение за учебно-воспитательным процессом, составление плана работы
| Выполнение обязанностей помощника учителя изобразительного искусства
| Итоговая конференция
|
|
| Организация практики
|
|
|
|
|
|
| Пассивная практика
|
|
|
|
| Проверка плана работы на период практики
| 3.
| Активная практика
|
|
|
|
| Посещение уроков практикантов, анализ и обсуждение контрольных уроков
| 3.
| Подведение итогов практики
|
|
|
|
| Зачет с оценкой – 6 семестр
|
Примерный тематический план для студентов заочной формы обучения
№
п/п
|
Разделы (этапы) практики
| Виды производственной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего
контроля
|
| (Указываются разделы (этапы) производственной практики.Например: организация практики, подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности, производственный (экспериментальный, исследовательский) этап, обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета по практике.
| Установочная конференция
| Наблюдение за учебно-воспитательным процессом, составление плана работы
| Выполнение обязанностей помощника учителя изобразительного искусства
| Итоговая конференция
|
|
| Организация практики
|
|
|
|
|
|
| Пассивная практика
|
|
|
|
| Проверка плана работы на период практики
| 3.
| Активная практика
|
|
|
|
| Посещение уроков практикантов, анализ и обсуждение контрольных уроков
| 3.
| Подведение итогов практики
|
|
|
|
| Зачет с оценкой – 8 семестр
|
Первая неделя производственной практики (педагогической) на очной и заочной формах обучения – неделя психолого-педагогических наблюдений за работой учителя изобразительного искусства (неделя пассивной практики). Вторая – четвертая на очной форме обучения и вторая – шестая недели на заочной форме обучения - активная педагогическая практика, в течение которой студент практикуется в самостоятельном проведении пробных и зачётных уроков изобразительного искусства и внеурочных занятий.
За время производственной практики (педагогической) в общеобразовательной школе студент выполняет следующие виды работ:
- знакомится со спецификой организации художественного образования в условиях общеобразовательной школы, изучает план учебно-воспитательной работы преподавателя изобразительного искусства;
- посещает уроки изобразительного искусства, результаты наблюдений за учебно-воспитательным процессом фиксирует в протоколах посещенных уроков;
- составляет поурочные планы и конспекты занятий по изобразительному искусству с учетом возрастных особенностей учащихся, их художественного опыта и современных педагогических технологий художественного образования на материале народного и профессионального искусства;
- подбирает необходимый зрительный, музыкальный ряд, поэтические или прозаические произведения, устный народный фольклор и продумывает методику использования этих материалов на занятиях изобразительным искусством;
- работает в качестве преподавателя изобразительного искусства;
- проводит экспериментальную работу в соответствии с темой курсовой работы и ВКР, анализирует полученные результаты работы, вносит при необходимости коррективы в методику преподавания;
- проводит не менее 3 внеурочных мероприятий по эстетическому воспитанию учащихся: встречи с профессиональными или самодеятельными художниками; экскурсии в художественный и краеведческий музей, к культурно-историческим памятникам; выставки творческих работ учащихся, праздники эстетической направленности и др.
- выполняет задания по педагогике и психологии в соответствии с программой по этим дисциплинам;
- ведет дневник практики, в котором фиксирует индивидуальный план-график проведения учебной и внеурочной работы по изобразительному искусству; протоколы уроков, посещенных студентом; конспекты проведенных занятий с анализом и оценкой за их проведение; конспекты внеурочных мероприятий, результаты выполнения заданий по педагогике и психологии.
|