Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ОСНОВНЫЕ СЕМЬИ И ВЕТВИ ЯЗЫКОВ МИРА

I.Индоевропейская семья языков

1. Славянская группа

Восточнославянские языки

русский

…………………...украинский

белорусский

Западнославянские языки

польский

чешский поморский (м – мертвый язык)

словацкий полабский (м)

лужицкие (верхне- и нижнелужицкий)

кашубский

Южнославянские языки

…болгарский

…македонский старославянский (м)

…сербохорватский

…словенский

2. Балтийская ветвь

литовский

латышский

латгальский древнепрусский (м)

3. Германская группа

Западная подгруппа

английский

немецкий

фламандский

нидерландский (голландский)

африкаанс (бурский)

фризский

Скандинавская подгруппа

шведский

датский

норвежский

исландский

фарерский

Восточная группа готский (м)

4. Кельтская группа

ирландский

шотландский

валлийский

бретонский

5. Романская группа

испанский

португальский

французский

итальянский

румынский

молдавский латинский (м)

каталанский

ретороманский

6. Индоарийская группа

хинди

урду

бенгали

панджаби

маратхи санскрит (м)

гуджарати ведийский (м)

сингальский

непальский

цыганский

7. Иранская группа

пушту

белуджский парфянский (м)

курдский древнеперсидский (м)

персидский (фарси)

таджикский

дари

осетинский

 

Албанский язык фракийский (м)

Армянский языкдревнегреческий (м)

Новогреческий языквизантийский (м)

хеттский (м)

лувийский (м)

тохарский (м)

I. Уральская семья

Финно-угорская группа

Прибалтийско-финская подгруппа

финский

ижорский

карельский

эстонский

саамские языки

Финноволжская подгруппа

мордовский (эрзя, мокша)

марийский

Пермская подгруппа

коми-зырянский



коми-пермяцкий

удмуртский

Угорская группа

венгерский

хантыйский

мансийский

Самодийская группа

ненецкий

энецкий

нганасанский

селькупский

 

III. Алтайская семья

Тюркские языки

чувашский булгарский (м)

хозарский (м)

татарский

башкирский

казахский печенегский (м)

киргизский половецкий (м)

балкарский

карачаевский

кумыкский

ногайский

каракалпакский

узбекский

азербайджанский

турецкий

туркменский

тувинский

якутский

хакасский

уйгурский

алтайский

Монгольские языки

монгольский

бурятский

калмыцкий

Тунгусо-маньчжурские языки

эвенкийский

эвенкский

удэгейский

анайский

маньчжурский (м)

Японский

Корейский

IV. Картвельская семья

грузинский

мегрельский

чанский

сванский

лазский

V. Абхазо-адыгская семья

абхазский

абазинский

адыгейский

кабардинский

черкесский убыхский (м)

VI. Нахско-дагестанская семья

Нахская группа (Вейнахская)

чеченский

ингушский

Дагестанская группа

аварский

лакский

даргинский

лезгинский

 

табасаранский

VII. Дравидийская семья

телугу

тамильский

каннада эламский (м)

VIII. Китайско-тибетская семья

 

китайский

бирманский

тибетский

IX. Тайская семья

тайский

лаосский

 

X. Австроазиатская семья

вьетнамский

кхмерский

XI.Австронезийская семья (малайско-полинезийская)

Индонезийская группа

малайский

индонезийский

яванский

кави (м)

малагасийский

Филиппинские языки

тагальский

илокано

Полинезийские языки

маори

самоа

таитянский

гавайский

Меланезийские языки

фиджи

Микронезийские языки

кирибати

 

XII.Чукотско-камчатская семья

чукотский

корякский

XIII.Эскимосско-алеутская семья

эскимосский

алеутский

 

XIV Cемитская семья

арабский древнеегипетский (м)

арамейский (м)

аккадский (м)

финикийский (м)

(диалекты арабского) древнееврейский (м)

египетский коптский (м)

…….суданский

сирийский

иракский

мальтийский

 

иврит

XV. Афразийская семья

чадские языки

хауса

берберские языки

кушитские языки

сомали

Нигер-Конго семья

банту

фула

йоруба

волоф

зулу

руанда

ганда

Нило-сахарская семья

сонгай

Койсанская семья

бушменский

готтентотский

Галф семья

Юто-ацтекская семья

хопи

ацтекский (науатль)

Сиу семья

дакота

айова

Ирокезская семья

могавк

чероки

Алгонкинская семья

делавэр

могиканский

Каддоанская семья

На-дене семья

навахо

Отомангская семья

Аравакская семья

Кечуа (язык империи инков, образует семью)

Гуарани (язык, образует семью)

Майя

Пама-ньюнга

дирбал

Папуасские языки

Языки вне классификации:

баскский

нивхский

айнский шумерский (м)

юкагирский

кетский этрусский (м)

Генеалогическая классификация языков обычно изображается в виде генеалогического древа.

Языковой союз

Как результат языковых контактов в некоторых ареалах могут возникать языковые союзы. Языковой союз – это ареально-историческая общность языков, проявляющаяся в наличии некоторого количества сходных признаков (структурных и материальных), которые сложились в процессе длительного и интенсивного взаимодействия этих языков в пределах единого географического пространства. Близость языков, входящих в языковой союз является приобретенной.

Термин «языковой союз» ввел в языкознание Н.С.Трубецкой. Языковой союз, в понимании Трубецкого, – это группа языков, демонстрирующих существенное сходство, прежде всего в морфологии и синтаксисе. Языки, входящие в языковой союз, обладают общим фондом «культурных слов». Языки не связаны системой звуковых соответствий. У них не наблюдается сходства в элементарной лексике, например, в терминологии родства, флоры, фауны.

Основным критерием определения языкового союза является наличие комплекса схождений у контактирующих языков, затрагивающих единицы разных уровней. Примером языкового союза может служить балканский языковой союз, объединяющий в своем составе болгарский, македонский, сербский, румынский, албанский и новогреческий языки. Эти языки относятся к разным ветвям индоевропейской семьи языков, однако в процессе своего исторического развития они выработали ряд общих черт:

- совпадение дательного и родительного падежей (в албанском и греческом языках);

- образование аналитического будущего времени при помощи вспомогательного глагола со значением «хотеть» (в румынском, болгарском, греческом языках);

- постпозитивное употребление определенного артикля (в албанском, болгарском и румынском языках) и т.д.

Другим примером языкового союза может служить волго-камский языковой союз, куда входят финно-угорские языки (марийский, удмуртский) и тюркские языки (башкирский, чувашский). Языки этого союза выработали такие общие черты:

- редукция гласных;

- сходство в системе времен;

- сходство в образовании сослагательного наклонения;

- сходство в способах построения прямой речи;

- сходство в функционировании деепричастных оборотов и т.д.

Формирование языкового союза процесс длительного разностороннего взаимодействия ареально смежных языков. Он складывается под влиянием общих социальных условий, общего хозяйственного уклада, общих элементов культуры.

В структуре любого языка, если он не развивался в изоляции, можно обнаружить различные напластования, которые являются следствием вхождения языка в те или иные языковые союзы. В эпохи широких этнических миграций такие общности могли возникать на стыках самых разных культур и языков, приводя к появлению общих региональных инноваций.

Некоторые ученые выделяют еще культурно-языковые союзы, т.е. группы языков, объединенных общим культурно-историческим прошлым, отразившемся в сходстве словаря (особенно семантики ряда слов), в сходстве системы письма и т.д. В каждом таком объединении языков выделяются языки, выполняющие роль международных языков в данном регионе. Породив огромное количество интернационализмов, такие языки обогатили остальные языки «культурной» лексикой.

Один культурно-языковой союз охватывает языки Европы, другой –страны Азии и Африки (где распространен ислам), третий – Индию и страны Юго-Восточной Азии, четвертый – Китай, Корею, Японию, Вьетнам.

Европейский культурно-языковой союз начал складываться с первых веков новой эры. В формировании его сыграли огромную роль два языка – греческий и латинский. Первыми примерами европейской интернациональной лексики были латинские заимствования из греческого языка, которые затем были усвоены всеми европейскими языками. Это была лексика, представленная в основном тремя тематическими группами:

- наука и образование (атом, университет);

- христианство (библия, апостол);

- названия экзотических животных, растений, веществ (дракон, тигр, бальзам);

В эпоху средневековья единство европейского культурно-языкового союза поддерживалось господством латинского языка как главного языка письменности. Заимствования из латинского языка охватывали самые разные сферы: государственную (декрет, документ); религиозную (кардинал, месса); научную (глобус, пропорция); медицинскую (медицина, инфекция); искусство (спектакль, статуя).

К эпохе Возрождения в европейских языках был накоплен такой запас греко-латинского материала, что стало возможным создавать из него новые слова: гуманист, окулист, ностальгия, молекула, геология и др. Эти слова являются европейскими интернационализмами. Сегодня такие слова создаются сотнями и тысячами и охватывают практически все сферы науки и жизни.

Второй культурно-языковой союз сформировался в мусульманских странах. Здесь огромную роль сыграл арабский язык. Слова арабского происхождения доминируют в религиозной лексике, в лексике науки и образования, искусства и литературы, в общественно-политической и военной лексике. Вторым по значению языком в этом культурно-языковом союзе был персидский язык, породивший также много интернационализмов (визирь, базар, амбар).

Третий культурно-языковой союз формировался с древнейших времен в сфере влияния индийской культуры и санскрита.

В четвертом культурно-языковом союзе важную роль сыграл китайский язык, особенно китайская иероглифика. Китайские заимствования в корейском и японском языках до сих пор сохраняют старое иероглифическое написание.

Языки мира распределяются по нескольким крупным зонам, ареалам, возникшим вокруг важнейших языков цивилизации. Каждый ареал характеризуется известным единством культуры, а с точки зрения языка сходством таких языковых черт, которые не зависят от общего или не общего происхождения этих языков, а приобретены вследствие контактов. Объединенная таким сходством группа языков, как было сказано выше, образует языковой союз. В одном ареале могут находиться несколько языковых союзов. Границы языковых союзов могут частично перекрывать границы ареала.

Языковые союзы образовывались еще в первобытнообщинном строе. Такие языковые союзы состояли из языков, находящихся на стадии донационального языка, или из диалектов.

В VIII - XIII вв. древнеуйгурский язык был основой языкового ареала, в который входили тюркские языки Средней Азии (древнеузбекский, древнетуркменский и др.). Позднее этот ареал был перекрыт более обширным ареалом, который возник вследствие распространения арабской письменности и арабского языка как языка культуры и включил в себя, кроме арабских, еще и тюркские и даже индоевропейские языки (персидский и таджикский).

Современные языковые союзы складываются из национальных языков. В основе современных языковых союзов лежит межнациональное общение, контакты на уровне регионов и национальных языков.

В рамках языкового союза возникает ряд общих языковых категорий. Так, в европейском языковом союзе, в который входит и наш язык, протекает активный процесс образования аналитических прилагательных и их дальнейшая грамматикализация. Например, в русском языке некоторые полные прилагательные сокращаются: городской = горсовет, государственный = госаппарат, и т.п. Количество элементов, которые могут присоединиться к элементам этого класса справа, возрастает.Элементы этого класса приближаются к положению аффиксов, происходит процесс грамматикализации.

Изучением распространения языковых явлений в пространстве занимается ареальная лингвистика (лат. area – ‘пространство’). Задача ареальной лингвистики – охарактеризовать и интерпретировать ареал того или иного языкового явления с целью изучения истории языка, процесса его формирования и развития. Сравнивая территорию распространения картографируемых языковых фактов можно, например, установить, какой из этих фактов является более древним, каким образом один из них пришел на смену другому, т.е. определить архаизмы и инновации.

Термин «ареальная лингвистика» был введен итальянским ученым М. Бартоли. Теория ареальной лингвистики разрабатывается в настоящее время на материале различных языков.

КОГНИТИВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА

 

Язык, сознание, мышление

 

Сознание индивида формируется через присвоение им культуры общества (А.А.Леонтьев). Л.С.Выготский полагал, что сознание – это система тесно взаимосвязанных психических процессов, которая не дана человеку как нечто врожденное и не просто включается при вхождении ребенка в сложившуюся систему общественных отношений. Эта система постепенно складывается и развивается, уточняется, обогащается при психическом развитии ребенка.

Сознание включает отношение к действительности в форме мышления, а также в иных формах – эмоциональной, эстетической, волевой, конкретно-чувственной и др. Сознание это отношение к миру со знанием его объективных закономерностей. Знание опосредует отношение человека к действительности. Сознание – это знание, функционирующее в процессе освоения действительности человеком. Наличие у человека сознания означает, что у него в процессе жизни, общения, обучения сложилась (складывается) такая совокупность (или система) объективированных в слове, более или менее обобщенных знаний, посредством которых он может осознавать окружающее и самого себя, опознавая явления действительности через соотношения с этими знаниями.

Сознание, впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека. Сознание формируется в деятельности, чтобы, в свою очередь, влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, люди преобразуют природу, общество, а тем самым и самих себя.

Сознание – это совокупность чувственных и умственных образов, для которой в нормальных условиях характерно отчетливое знание того, что я являюсь тем, кто переживает эти образы [Философский энциклопедический словарь 2000].

Под сознанием понимается:

- высшая, свойственная только человеку и связанная с речью форма обобщенного и целенаправленного отражения действительности;

- способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности; свойство высшей нервной деятельности человека;

- состояние человека в здравом уме, твердой памяти; способность отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах [СЭС 2000, с 325].

В настоящее время считается, что сознание обладает структурой. Благодаря этой структуре всякое содержание принимает свою специфическую форму. Содержание сознания – есть идеальное, физически не ощущаемый продукт мозга. «Сознание может реализовать себя и стать действительным фактом лишь в материале знакового воплощения» [Волошинов 1930]. Сознание материализуется в звуке, объективируется и благодаря этому оно дано другим людям в ощущении.

Язык стал эффективнейшим общественным посредником между индивидуальными сознаниями. С помощью символов человек переходит свои индивидуальные границы и участвует в коллективном психическом процессе.

Одна из сфер сознания – мышление. Мышление – это процесс отражения объективной реальности в понятиях, суждениях, умозаключениях и т.п. [ФЭС 2000, 190]. Это сложный познавательный процесс, высшая форма творческой активности человека. Источник мышления – ощущения, восприятия, представления, но мышление переходит границы чувственного и позволяет получать знания о непосредственно не наблюдаемых явлениях: ультразвуках, элементарных частицах и проч. Мышление заключается в понятийном моделировании любых проблем, предметов и процессов. Мыслить – это значит планировать и решать какие-либо задачи, уметь корректировать свои действия в соответствии с поставленными целями. Мышление – это внутреннее активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т.д. с той целью, чтобы получить необходимую для овладения ситуацией директиву [ФЭС 2000]. Мышление по своей структуре может быть познающим или эмоциональным мышлением. Оно состоит в постоянной перегруппировке всех возможных состояний сознания и образовании или разрушении существующих между ними связей. При этом может выделиться результат, который принимает определенную форму и может быть назван мыслью. Форма мысли в нормальных условиях есть ее языковое выражение.

Л.С.Выготский обратил внимание на то, что нельзя рассматривать упрощенно соотношения языка и мышления, что не может каждой мысли автоматически соответствовать готовая форма. «Мысль не выражается в слове, а совершается в слове (Л.С.Выготский). Внутренняя психическая деятельность человека – это деятельность по «производству» своего сознания, которое отражается в речевой деятельности.

 

Языковая картина мира

Картина мира – общие представления о мире, его устройстве, типах объектов и их взаимосвязях. Различают всеобщую, частную и единичную картины мира. Всеобщая картина мира – это научная картина мира определенного периода. Частная картина мира – это частнонаучная картина мира, например физическая, биологическая, химическая и т.д. Например физическая картина мира – это представление о мире и его процессах, выработанное физикой на основе эмпирического исследования и теоретического осмысления.

В каждой самостоятельной сфере общественного сознания – мифологии, религии, философии и т.д существуют свои особые средства мировосприятия, свои «призмы», через которые человек видит мир. Итогом такого мировидения и являются соответствующие картины мира – мифологическая, религиозная, философская и др. Все эти картины мира взаимодополнительны.

Выделяют также чувственно-пространственную картину мира, духовно-культурную, метафизическую.

Под картиной мира, которая формируется в сознании индивида, понимается целостный, глобальный образ мира, который является результатом всей духовной активности человека. Картина мира возникает у человека в ходе всех его контактов с миром (бытовые контакты, предметно-практическая активность человека, созерцание мира и проч.). В формировании картины мира принимают участие все стороны психической деятельности человека, начиная от ощущений, восприятий, представлений и кончая высшими формами – мышлением и самосознанием человека. Образ мира формируется у человека в процессе всей его жизнедеятельности, в ходе всех его контактов с миром и на базе всех его способностей. На картину мира влияет сфера деятельности субъекта.

Картина мира – субъективный образ объективной реальности. Это идеальное образование, которое опредмечивается в знаковых формах. Как всякое идеальное образование картина мира имеет двойственное существование – необъективированное и объективированное – в виде опредмеченных образований – различных «следов», оставленных человеком в процессе его жизнедеятельности. «Отпечатки» картины мира, ее окаменелости можно обнаружить в языке, в текстах, в изобразительном искусстве, в музыке, ритуалах, этикете, моде, способах ведения хозяйства, технологии вещей, социокультурных стереотипах поведения людей и т.д.

Различают концептуальную и языковую. картины мира. Язык означивает отдельные элементы концептуальной картины мира. Это означивание выражается обычно в создании слов и средств связи между словами и предложениями. Языки могут по-разному фиксировать категоризацию мира. В каждом языке фиксируется картина мира, созданная носителями данного языка, формируется языковая картина мира.

Концептуальные системы в значительной своей части реализуются лексической семантикой. Между концептуальной и языковой картиной мира нет изоморфизма. Уже Аристотель обращал внимание на то, что, например, промежуточные концепты не всегда имеют названия. Ср. далеко/близко, высокий/низкий, хорошо/плохо и т.д. В языке богато представлены крайние точки шкалы, а серединная часть – бедно.

Можно отметить еще одну закономерность в фиксировании концептуальной картины мира языковыми средствами. Преимущественное право на обозначение имеют ненормативные явления, отклонения от нормы (девиации), аномалии [Арутюнова 1987]. Ср. лентяй, лежебока, тунеядец, мерзавец, негодяй и др.

Понятие «способа обозначения» идет от Гумбольдта. Слово, обозначая предмет, является, по Гумбольдту, не «эквивалентом открывающегося чувствам предмета», а выражением субъективного восприятия предмета или специфического понятия о нем, доминировавшего в момент называния. В этом заключается главный источник многообразия выражений для одного и того же предмета. Если в санскрите слон называется то дважды пьющим, то двузубым, то снабженным рукой, то этим выражаются различные понятия, хотя и подразумевается один и тот же предмет. Ибо язык никогда не представляет предметы, а всегда лишь понятия о них, самодеятельно образуемые умом в процессе языкотворчества [Гумбольдт 1984].

Субъективность языка, по Гумбольдту, проистекает из чувственного созерцания, фантазии и эмоций народа, из «народного духа». Структура каждого языка, его грамматический строй и присущие ему способы словотворчества составляют «внутреннюю форму языка», его самобытные и неповторимые особенности.

Понятие языковой картины мира позволяет глубже решать вопрос о соотношении языка и действительности, инвариантного и идиоэтнического (национально-специфичного) в процессах языкового «отображения» действительности как сложного процесса интерпретации человеком мира.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.