Обратная связь
|
Семинарское занятие 1. Предмет, задачи и методологические принципы психологии личности (6 часов) СОДЕРЖАНИЕ
- ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………....4
- МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПП…………………………………...….4
- ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПИНЫ…………………...4
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПИНЫ…………………………………….6
4.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………………………………………..6
4.2. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ…………………………………………..7
4.3. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ…………………11
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ………………………………….……….……..35
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ………………………………………………………………………..………..35
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………………..39
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПИНЫ………………...41
1. Цели освоения дисциплины.
Целью освоения дисциплины «Психология личности» является формирование у студентов представления о психологии личности – теоретической и практической области человекознания, направленной на исследование закономерностей функционирования нормального и аномального развития личности в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути человека.
2. Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина «Психология личности» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла (Б.3). Для успешного освоения дисциплины необходима базовая подготовка по следующим курсам «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Основы психогенетики», вводным разделам дисциплины «Общий психологический практикум», «Педагогическая психология».
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способность и готовность к:
· пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
· пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);
· владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
· использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
· применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);
· анализу своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);
· восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);
· осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);
· выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);
· применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);
· пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
· проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
объектные и субъектные, детерминистические и индетерминистические, монологические и диалогические, структурно-функциональные и историко-генетические, номотетические и идиографические ориентации в исследовании личности; уровни методологического анализа проблемы личности; основные направления, подходы и теории в психологии личности; основные критерии классификации методов эмпирического исследования личности; отличительные признаки и разновидности экспериментального метода; методические требования к эмпирическим методам; основные типы данных, используемых в исследовании личности; иметь представление о базовых процедурах воздействия; о методах статистической обработки данных и анализа результатов.
Уметь:
различать методы диагностики личности, исследования личности и воздействия на личность (с целью управления, реабилитации, коррекции, развития); подбирать приемы, адекватные поставленной задаче исследования, имея в виду множественность феноменологии и фактологии личности; планировать и осуществлять три основных стратегии исследования личности: клиническое исследование, эксперимент и корреляционный анализ с использованием опросников; осуществлять базовые процедуры анализа жизненных проблем человека, социализации личности, проблем профессиональной деятельности; проектировать и осуществлять эмпирические исследования по проблемам личностного развития человека, индивидуальных особенностей психического развития человека.
Владеть:
следующими методами оценки развития интеллектуальных качеств и обучаемости индивида; исследования особенностей мотивационной и эмоциональной сферы личности; самооценки личности; исследования личностной идентичности; исследования личности в группах и коллективах.
4. Структура и содержание дисциплины «Психология личности».
Общая трудоемкость дисциплины составляет __3___ зачетные единицы__108__ часа.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
| Раздел
дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Лекции
| Семинар
| Практич
| Самост. раб.
|
| PАЗДЕЛ 1. ЛИЧНОСТЬ. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
|
| Введение в психологию личности
|
|
|
|
| -
|
| Фронтальный опрос
|
| Темперамент и характер как базовые свойства личности
|
|
| 1,5
|
|
|
| Кейс-стади
|
| Задатки и способности личности
|
|
| 1,5
|
| -
|
|
|
| Направленность личности
|
|
|
|
| -
|
|
|
| «Я-концепция» и социализация личности.
|
|
|
|
| -
|
| Коллоквиум
|
| РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
|
| Понятие теории личности и критерии оценки.
|
|
| 0,5
|
| -
|
| Реферат
|
| Классический психоанализ. Его модификации и развитие
|
|
|
|
| -
|
|
|
| Теория поля К. Левина
|
|
| 0,5
|
| -
|
| Реферат
|
| Когнитивный подход. теория личностных конструктов Дж. Келли
|
|
|
|
| |
|
|
| Феноменологический подход в психологии личности
|
|
|
|
| -
|
| Кейс-стади
|
| Поведенческий подход. Теория научения в психологии личности
|
|
|
|
| -
|
| Фронтальный опрос
|
| Отечественная психология личности
|
|
|
|
| -
|
| Контрольная работа
|
| РАЗДЕЛ 3. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
|
| Стресс и эмоциональная жизнь личности. Защитное и совладающее поведение
|
|
|
|
|
|
| Фронтальный опрос
|
| Самоорганизация и жизненный путь личности
|
|
|
|
|
|
| Эссе
|
| Волевая саморегуляция личности
|
|
| 0,5
|
|
|
| Реферат
|
| Психотический, пограничный и невротический уровни развития личности
|
|
| 0,5
|
|
|
| Контрольная работа
|
| ИТОГО
|
| Сессия
|
|
|
|
| Экзамен
|
4.2. Содержание лекционных занятий:
Тема
| Содержание
| PАЗДЕЛ 1. ЛИЧНОСТЬ. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
| | Тема 1.
Введение в психологию личности
| Основные понятия о человеке. Структура и факторы формирования и развития личности. Основные понятия о человеке: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект. Структура личности. Факторы формирования и развития личности.
Предмет, задачи и методологические принципы психологии личности. Методология как теория научного метода. Особенности познавательной ситуации исследования личности по А.Г. Асмолову. Принцип системности: уровни, компоненты и механизмы структурной организации личности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.С.Мерлин). Принцип активности и три подхода, раскрывающие этот принцип (Н.А.Бернштейн, П.К. Анохин, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьев). Принцип развития: детерминанты, уровни и стадии развития личности (З. Фрейд, Э. Эриксон, Н. МакВильямс), принцип субъекта (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская), принцип детерминизма (Дж. Уотсон, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), принцип единства теории, эксперимента и практики (Д. Кэмпбелл, В.Н. Дружинин, Т.В. Корнилова).
| Тема 2.
Темперамент и характер как базовые свойства личности
| Краткая история исследования темперамента: гуморальные (Гиппократ, Гален), соматические (Кречмер, Шелдон), психофизиологические (И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов) и психологические теории (В.С. Мерлин). Основные школы темперамента. Результаты разработки проблемы темперамента в отечественной психологии и за рубежом. Нью-Йоркское лонгитюдное исследование (Томас, Чесс). Легкий, трудный типы темперамента, темперамент с длительным привыканием. Луизвильский лонгитюд. Трехкомпонентная теория Пломина. Исследование детского темперамента (Е.А. Сергиенко): трудный, легкий, стеничный и пассивный типы темперамента у моно- и дизиготных близнецов и одиночно рожденных детей.
| Тема 3.
Задатки и способности личности
| 1. Способности, задатки и индивидуальные различия людей.
2. Природа человеческих способностей.
3. Общие и специальные способности.
4. Структура способностей.
5. Способности, склонности и интересы.
6. Развитие способностей.
7. Способности и самореализация личности.
| Тема 4.
Направленность личности
| 1. Потребность и нужда, предмет удовлетворения потребности.
2. Мотив и мотивация. Теории мотивации.
3. Личностные и ситуативные диспозиции.
4. Характеристики мотивационной сферы: широта, гибкость, иерархизированность.
5. Мотивация в деятельности и общении.
6. Направленность личности.
| Тема 5 .
«Я-концепция» и социализация личности.
| Самосознание как процесс и результат. Параметры процесса самосознания: Я как активный деятель, единство Я, идентичность Я, осознание себя как отличного от окружающего мира. Я-концепция как результат самосознания. Самооценка, образ Я и самоутверждение личности. Социальная, половая и гендерная идентичность. Половая идентичность и проблема ее формирования. Нарушения полового развития, вызванные хромосомными аномалиями. Пол и гендер. Маскулинность, фемининность и андрогинность. Социальные представления. Социальное мышление и его процедуры: проблематизация, репрезентация, интерпретация и категоризация.
| РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
| | Тема 6.
Теории личности и критерии оценки.
| Теория как форма научного познания психической реальности. Специфика психологической теории (С.Л. Рубинштейн). Имплицитная концепция (Дж. Брунер и Р. Тагиури). Эксплицитная концепция. Критерии анализа и оценки теорий личности по Хьел и Зиглеру.
| Тема 7.
Классический психоанализ. Его модификации и развитие..
| Классический психоанализ З. Фрейда. Три этапа научного творчества: модель аффективной травмы, топическая и структурная модели. Стадии психосексуального развития по Фрейду. Аналитическая психология К. Юнга. Структура психики. Понятие архетипа и психической функции. Индивидуация и ее этапы. Подходы к типологии личности. Индивидуальная психология А. Адлера. Чувство неполноценности и комплекс неполноценности. Личное и конструктивное превосходство и социальный интерес, творческое Я. Понятие жизненной цели и жизненного стиля.
Шесть принципов классического психоанализа. Основные направления современного психоанализа: эго-психология (Х. Гартманн, А. Фрейд, Э. Эриксон), психология объектных отношений (М. Кляйн, М. Балинт, Х. Кохут). Проблема привязанности и сепарации в работах психоаналитиков (Дж. Боулби, М. Малер). Перенос и сопротивление. Типичные проявления реакций переноса, основные элементы переноса, классификации переноса. Сопротивление и его клинические проявления. Классификации сопротивления. Психологические механизмы и методы их диагностики.
| Тема 8.
Теория поля К. Левина.
| Понятие психологического пространства в гештальтпсихологии. Основные принципы теории поля К. Левина. Структурная часть теории поля: психологическое поле и личность, внутриличностый регион, перцептуально-моторный слой, понятие субрегиона, валентные объекты. Динамическая часть теории: психическая энергия, истинные потребности и квазипотребности, напряжение, принцип редукции напряжения. Экспериментальные работы школы К. Левина.
| Тема 9.
Когнитивный подход в психологии личности. Теория личностных конструктов Дж. Келли.
| Становление когнитивной психологии. Теория личностных конструктов Дж. Келли. Понятие конструкта. Биполярность, диапазон применимости и индивидуальность. Развитие системы конструктов. Тест репертуарных решеток.
| Тема 10.
Феноменологический подход в психологии личности
| Гуманистическая психология. Основные принципы гуманистической психологии. Теория личностных черт Г. Олпорта. Принцип функциональной автономии мотивов. Мотивы нужды и мотивы развития. Теория самоактуализации А. Маслоу. Понятие самоактуализации. Иерархия мотивов по Маслоу. Теория К. Роджерса и понятие конгруэнтности. Безусловное положительное отношение к человеку и эмпатия. Феноменальное поле и самость. Принципы личностно-центрированной психотерапии.
Экзистенциальная психология. Трансперсональная психология.
| Тема 11.
Поведенческий подход в психологии личности. Теории научения в психологии личности
| Закон научения (Э. Торндайк). Теория оперантного обусловливания Скиннера. Оперантное и респондентное поведение. Научение как процесс. Подкрепление в виде поощрения и наказания. Режимы подкрепления. Неусвоенная и неадаптивная реакции в психопатологии. Принципы терапии в психологии научения. Сходство и различия теории научения и социально-когнитивной теории. Обучение путем наблюдения (А. Бандура). Четыре компонента обучения в процессе наблюдения: внимание, память, воспроизведение движений, мотивация. Агрессия и ее детерминанты. Самоэффективность и источники ее оценки.
| Тема 12.
Отечественная психология личности
| Проблема личности в отечественных психологических школах: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, теория деятельности А.Н. Леонтьева, философско-психологическая теория С.Л. Рубинштейна. Проблема человека в трудах Б.Г. Ананьева. Отношение как единица анализа личности по В.Н. Мясищеву. Понятие установки по Д.Н. Узнадзе. Установка и деятельность. Новые тенденции исследования личности в отечественной психологии. Проблема морального развития личности. Исследования представлений о порядочном человеке (М.И. Воловикова и М.И. Гренкова). Психология понимания и проблема правды и лжи в работах В.В. Знакова. Исследование личности пожилого человека (Л.И. Анцыферова). Психосемантика сознания (В.Ф. Петренко, А.Т. Шмелев, Е.Т. Соколова). Метод реконструкции субъективных семантических пространств. Проблема инициативы и ответственности личности (К.А. Абульханова-Славская).
| РАЗДЕЛ 3. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
| | | | Тема 13.
Стресс и эмоциональная жизнь личности. Защитное и совладающее поведение.
| Стресс. Механизм стресса. Стресс оптимальный и деструктивный. Определение эмоций. Виды эмоций. Нейрофизиологический, экспрессивный и чувственный аспекты эмоций. Валентность эмоций. Страх и его причины. Первая теория страха З. Фрейда. Вторая теория страха. Понятие сигнального страха. Страх и тревожность. Защиты и их функции. Примитивные и зрелые формы защитного поведения. Совладающее поведение и его сравнение с защитным.
| Тема 14.
Самоорганизация и жизненный путь личности
| Теории П. Жане и Ш. Бюлер. Философские воззрения С.Л. Рубинштейна. Понятие субъекта жизнедеятельности. Понятие психологического поля. Личностная дистанция. Субъективное пространство личности. Психологическое пространство и проблема одиночества. Одиночество как состояние и как чувство. Ситуативное и хроническое одиночество. Объективное и субъективное время. Событийный подход А.А. Кроника. Хронологический, биологический, социальный и психологический возраст личности. Типы регуляции времени по В.И. Ковалеву. Режимы осуществления деятельности по Л.Ю. Кублицкене.
| Тема 15.
Волевая саморегуляция личности.
| Гетерономные теории воли (Г. Эббингауз, И. Гербарт). Аффективная теория воли В. Вундта. Теории автономной воли: мотивационный подход (воля как мировая сила - А. Шопенгауэр, Г.И. Челпанов, воля как начальный момент мотивации действия - К. Левин, Т. Рибо, воля как способность преодолевать препятствия - Ю. Куль, Х. Хекхаузен, Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе), подход свободного выбора (И. Кант, У. Джеймс, С.Л. Рубинштейн), регуляционный подход (М. Басов, К. Левин). Волевое и произвольное действие. Волевая регуляция личности. Нарушение волевого контроля.
| Тема 16.
Психотический, пограничный и невротический уровни развития личности
| Представление о степени и характере нарушенности личности. Подход Н. МакВильямс. Критерии уровня развития личности: защитные механизмы, основная проблема личности, способность тестировать реальность, эго-идентичность, объектные отношения. Психотический, пограничный, невротический уровни развития личности. Проблемы доверия/недоверия, приближения/избегания, инициативы/вины. Структурный подход О. Кернберга. Структурное интервью.
|
План семинарских и практических занятий
Семинарское занятие 1. Предмет, задачи и методологические принципы психологии личности (6 часов)
1. Основные понятия о человеке: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект.
2. Предмет и задачи психологии личности.
3. Особенности познавательной ситуации исследования личности в психологии.
4. Методологические принципы, на которых основываются современные работы по психологии личности.
5. Основные положения, касающиеся природы человека.
6. Основные проблемы психологии личности.
7. Сравнение наблюдения и эксперимента.
8. Достоинства и недостатки проективных тестов.
Основные термины и понятия:
1. Методологический принцип
2. Детерминизм
3. Структура личности
4. Номотетический и идиографический методы
5. Валидность
6. Проекция
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. Назовите особенности познавательной ситуации исследования личности в психологии.
2. На каких методологических принципах основываются современные работы по психологии личности?
3. Определите смысл понятия "детерминизм".
4. Каковы основные проблемы психологии личности?
Тематика рефератов:
1. Эпигенетический принцип развития в психологии.
2. Специфика эпигенетического принципа в психологии (по сравнению с биологией).
3. Подходы к проблеме структуры личности.
4. Системный подход в исследованиях личности.
5. Особенности экспериментальных исследований в психологии личности.
6. Проективные тесты и их теоретические основания.
Основная литература:
1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
3. Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24, № 1. 2003. С. 29-46.
4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М.: 1997.
5. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психол. журн. Т. 24, № 2. 2003. С. 95-106.
6. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.
7. Проективная психология: Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, 2000.
8. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: МГУ, 1980.
|
|