Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Семинарское занятие 2.Темперамент и характер как базовые свойства личности (1 час)

1. Понятие темперамента, различные представления о природе темперамента в историипсихологии.

2. Темперамент и основные свойства нервной системы человека.

3. Выделение компонентов темперамента в различных подходах (В.Д.Небылицын, В.С. Мерлин, Г.Айзенк, Д. Кейрси и др.

4. Типы темпераментов по Г.Айзенку и их общая характеристика.

5. Понятие о характере. Характер как совокупность устойчивых черт личности.

6. Место характера в общей структуре личности.

7. Типологии характера человека.(Э.Кречмер, К.Леонгард, Э.Фромм)

8. Характер и темперамент.

Основные термины и понятия:

1. Формально-динамические свойства психики

2. Содержательные свойства психики

3. Интегральная индивидуальность

4. Реактивность

5. Активность

6. Эмоциональность

7. Пластичность

8. Индивидуальный стиль деятельности

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. На основе каких частных конституций формируется темперамент?

2. Какие три свойства, по В.М. Русалову, отражают общее свойство активности?

3. Каковы уровни интегральной индивидуальности по В.С. Мерлину?

4. В чем суть регулятивной теории темперамента Я. Стреляу?

5. Какие типы темперамента были выделены в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании А. Томаса и С. Чесса?

6. Какие вопросы возникают в связи с проблемой детского темперамента?

7. Обоснуйте выводы, сделанные в исследованиях лаборатории когнитивных процессов Е.А. Сергиенко, об изменении стиля семейного воспитания по мере взросления ребенка.

Тематика рефератов:

1. История развития взглядов на темперамент.

2. Конституциональная теория У. Шелдона.

3. Развитие взглядов на темперамент в работах В.С. Мерлина.



4. Проблема темперамента в работах В.Д. Небылицына.

5. Подходы к измерению свойств нервной системы в школе Теплова - Небылицына.

Основная литература:

1. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.

2. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

3. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1997.

4. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения // Психол. журн. Т. 22, № 3. 2001. С. 68-85.

Практическое занятие (2 часа)

1. Проведение теста А.Айзенка для определение типа темперамента.

2. Интерпретация результатов теста.

3. Проведение тренинговых упражнений, которые могут помочь вывить отдельные компоненты темперамента.

Семинарское занятие 3. Задатки и способности личности (1 час)

1. Способности, задатки и индивидуальные различия людей.

2. Задатки как природные предпосылки к развитию способностей.

3. Общие и специальные способности.

4. Структура способностей.

5. Способности, склонности и интересы. Природа индивидуальных психологических различий людей в способностях.

6. Развитие способностей.

7. Способности и самореализация личности

Основные термины и понятия:

1. Задатки

2. Способности

3. Общие и специальные способности

4. Талант

5. Гениальность

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Определите различия между задатками и способностями.

2. Какие вы знаете специальные способности?

3. Как можно развивать способности?

4. Всякую ли способность можно развить?

Тематика рефератов

1. Способности личности

2. Способности и направленость личности

3. Природа человеческих способностей

4. Место способностей в структуре личности

5. Задатки и склонности в структуре способностей личности

Основная литература:

1. Общая психология/ од редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова-М.: Просвещение, 1981.

2. Гоноболин Ф.Н. Психология.-М.: Просвещение, 1973

3. Проблемы способностей/ под редакцией Мясищева В.Н.-М.,1976.

4. Петровский А.В. Способности и труд.-М., 1966.

5. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность.-М.: Прометей, 1993.

Семинарское занятие 4. Направленность личности (1 час)

1. Потребность и нужда, предмет удовлетворения потребности.

2. Мотив и мотивация. Теории мотивации.

3. Личностные и ситуативные диспозиции.

4. Характеристики мотивационной сферы: широта, гибкость, иерархизированность.

5. Мотивация в деятельности и общении.

6. Направленность личности.

Основные термины и понятия:

1. Потребность

2. Мотив

3. Мотивация

4. Направленность

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Понятие и сущность направленности личности.

2. Основные составляющие направленности и их характеристика.

3. Какова роль направленности личности в жизнедеятельности человека?

4. Какие методики позволяют исследовать направленность личности?

Тематика рефератов:

1. Направленность личности, ее роль в жизнедеятельности человека

2. Диагностика направленности личности в юношеском возрасте.

3. Направленность личности как фактор профессионального самоопределения врача.

Основная литература:

1. Введение в общую психологию/ Под ред. А.В. Петровского. М., 1995

2. Бодалев А.А. Психология личности. М., 1988.

3. Иванчик Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности // Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986.- с. 46-48

 

Семинарское занятие 5. «Я-концепция» и социализация личности. (2 часа)

1. Самосознание как процесс и результат.

2. Параметры процесса самосознания.

3.Я-концепция как результат самосознания.

4. Самооценка, образ Я и самоутверждение личности.

5.Социальная, половая и гендерная идентичность. Половая

6.Пол и гендер. Маскулинность, фемининность и андрогинность.

7.Социальные представления.

8. Социальное мышление и его процедуры: проблематизация, репрезентация, интерпретация и категоризация.

 

Основные термины и понятия:

1. Я-концепция

2. Образ Я

3. Самооценка

4. Модальности Я-концепции

5. Половая идентичность

6. Поло-ролевая идентификация

7. Гендер

8. Маскулинность

9. Фемининность

10. Социальные представления

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Какие аспекты включает в себя самосознание как процесс?

2. Из каких отдельных образов состоит образ Я?

3. Чем определяется самооценка?

4. В чем состоит отличие пола от гендера?

5. Можно ли считать андрогинность признаком адаптивности личности?

6. Что такое социальное представление?

7. Каковы процедуры социального мышления?

Тематика рефератов :

1. Половая идентичность в период юности.

2. Проблемы половой идентификации подростка.

3. Самоутверждение подростка.

4. Способность отказывать в просьбе как механизм самоутверждения личности.

5. Проблемы половой идентичности у девочек с синдромом Тернера.

6. Признаки дефеминизации у девочек с синдромом Свайера.

7. Проблема социальных представлений в отечественной психологии.

8. Социальные представления в работах С. Московичи.

Основная литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журн. 1994. № 4.

2. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.

4. Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

5. Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 2. М.: Когито-Центр, 2001. С. 134-198.

6. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.