Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Распределение доходов в обществе

Роль правительства

В регулировании национальной экономики

 

Неудачи (ограничения) рынка

 

Эффективность рынка – способность рынка приближать экономику к макси-мальному удовлетворению потребностей потребителей при имеющихся ограничен-ных ресурсах.

«Парето-эффективность» рынка: Рыночная экономика обеспечивает эффек-тивность если никакие изменения в производстве или распределении не могут улучшить положение одного индивида не ухудшив положения другого.

Ограничения (неудачи) рынка проявляются в том, что часть реально суще-ствующих потребностей остается нереализованной именно при рыночном распреде-лении ресурсов. Без вмешательства правительства производство товаров, предназна-ченных для удовлетворения общественных потребностей, или было бы недостаточ-ным, или вообще бы не осуществлялось.

Ограничения рынка проявляются в таких случаях:

- сворачивание конкуренции и усиление монопольной власти производителей на определенных рынках;

- появление экстерналий – побочных внешних эффектов от некоторых видов деятельности;

- недопроизводство общественных благ;

- несправедливое распределение доходов в обществе.

 

Антимонопольная политика правительства

 

Совершенная конкуренция, которая могла бы обеспечить парето-эффективное распределение ресурсов, в реальной действительности встречается крайне редко; обычно мы встречаемся в лучшем случае с монополистической конкуренцией или олигополией, в худшем – с монополией, что приводит к сворачиванию конкуренции и относительному ухудшению общественного благосостояния. Монополист, как единственный производитель на рынке, может влиять на установление цены, изменяя объемы выпуска. Уменьшая объемы производства, он увеличивает цены.



Интересы монополиста противоречат интересам общества в целом. Поэтому деятельность правительства, направленная на ограничение монополизации рынка и поддержку конкуренции, способствует повышению общественного благосостояния.

Основные направления антимонопольной деятельности правительства:

- принятие и выполнение антимонопольного законодательства, направленного против искусственных монополий;

- регулирование естественной монополии.

Антимонопольное законодательство различных стран по-разному определяет степень монополизации отрасли: во Франции предприятие считается монополистом при контроле более 25% рынка, в Германии – 33%, Украине – 35%, Японии – 50%.

Нарушение антимонопольного законодательства может проявляться в превы-шении контролируемой доли рынка, недобросовестной конкуренции с использова-нием запрещенных методов, в злоупотреблении монопольным положением, сгово-рах между участниками рынка. При выявлении таких случаев деятельность наруши-телей прекращается или на них налагаются штрафы.

К естественным монополиям (ж/д транспорт, производство и распределение электроэнергии, транспортирование нефти и газа, связь, авиационный пассажирский транспорт) не может быть применен такой метод регулирования как запрет деятельности, однако их деятельность регулируется государством путем:

- контроля за ценами и качеством продукции (услуг);

- непосредственного управления предприятиями, являющимися естествен-ными монополистами, если они являются объектами государственной собственно-сти.

 

Деятельность правительства в связи с возникновение экстерналий

 

Экстерналии – внешние эффекты для т.наз. третьих лиц, в роли которых могут выступать как общество в целом, отдельная территориальная община, так и отдель-ные предприятия или граждане.

Существует негативные и позитивные экстерналии.

 

Негативные экстерналии:

- Загрязнение воздуха и воды предприятиями химической и металлургической промышленности, что приводит к дополнительным расходам на очищение питьевой воды, лечение болезней дыхательных путей для людей, проживающих на загрязнен-ных территориях.

- Чрезмерный шум и загрязнение воздуха собственниками автотранспорта, что предусматривает дополнительные расходы на шумоизоляцию, восстановление здоровья семей, проживающих вблизи автотрасс.

- Курение в общественных местах, причиняющее физический и моральный ущерб некурящим гражданам.

При негативных экстерналиях становятся необходимыми дополнительные расходы для третьих лиц, а экономические субъекты, деятельность которых привела к возникновению негативных экстерналий, не обеспечивают компенсации этих расходов.

Деятельность правительства по регулированию негативных экстерналий призвана призвать именно тех, кто их создал, к финансированию дополнительных расходов, что достигается путем:

- введения специальных налогов и штрафов для видов деятельности, приводя-щих к загрязнению окружающей среды;

- продажи лицензий (разрешений) на загрязнение.

 

Позитивные экстерналии:

- Дополнительные выгоды туристических фирм вследствие улучшения тури-стической привлекательности города при улучшении благоустройства отдельных улиц за средства собственников зданий.

- Дополнительные выгоды в целом более организованного, цивилизованного и политически стабильного общества вследствие повышения качества образования отдельных лиц.

При позитивных экстерналиях создаются дополнительные выгоды для третьих лиц, но экономические субъекты, деятельность которых привела к возник-новению позитивных экстерналий, не получают от этого никакой выгоды.

Деятельность правительства по регулированию позитивных экстерналий заключается в:

- применении налоговых льгот и субсидий для производителей;

- поддержке благотворительных и общественных организаций, деятельность которых направлена на развитие образования, культуры, сохранение исторического и культурного наследия и пр.

 

Общественные блага

 

Каждый человек является носителем потребностей не только в личных благах – одежде, обуви, предметах быта, жилье, но и в общественных благах.

Общественные блага потребляются не единолично, а коллективно, а связан-ные с ними полезности обеспечивают существование людей как организованной общности.

К общественным благам относятся: национальная безопасность и культура, образование и здоровье нации, общественный порядок и городское благоустройство. А конкретными продуктами, в которых овеществляются эти общественные блага, становятся музеи, памятники, таможенно-пропускные пункты, знания и навыки людей, дороги, парки, скверы, освещение улиц, маяки, светофоры, дорожные знаки и пр.

Характерными особенностями общественных благ являются их неисключи-тельность (невозможность устранения отдельных членов общества от их потребле-ния, в отличие от исключительности частных благ, таких как коммунальные услуги, где существует возможность устранения от потребления этих благ должников) и отсутствие соперничества в потреблении (потребление благ одними лицами не создает препятствий для потребления другими, в отличие от частных благ, например воды и газа, при потреблении которых одной семьей, другая уже не может их использовать).

Общественные блага не могут создаваться исключительно на рыночных принципах. Исходя из их свойств и характеристик возникает необходимость их производства именно при участии государства.

Производитель общественных благ лишен двух важных возможностей:

- определять цену, которую должен заплатить отдельный потребитель;

- возмещать издержки производства при взыскании платы за пользование благом с каждого потребителя.

Создание общественных благ финансируется из коллективного источника – государственного бюджета. Из-за ограниченности бюджетных средств возникает необходимость находить оптимальный объем производства этих благ.

Деятельность правительства по созданию общественных благ:

- финансирование издержек производства из государственного бюджета;

- организация производства и определение необходимых обществу объемов выпуска;

- определение и соблюдение целесообразных нормативов потребления в сфе-рах со значительными позитивными экстерналиями – в образовании, здравоохране-нии, культуре.

 

Распределение доходов в обществе

 

Рыночное распределение ресурсов само по себе не гарантирует справедли-вого, с точки зрения общества, распределения доходов.

Представление о том, какое распределение доходов является более справедли-вым, зависит прежде всего от ценностей, признаваемых обществом. Ими могут счи-таться или равномерное распределение благ для создания одинакового благо-состояния для всех, или, наоборот, максимизация полезности для определенной социальной прослойки.

Целесообразно придерживаться такой грани неравенства (дифференциации) доходов, при которой не возникает противостояния между отдельными группами граждан и не нарушается социальная стабильность общества.

В более развитых и цивилизованных странах расхождение (дифференциация) доходов самых богатых и бедных слоев населения меньше, чем в странах с более низким уровнем развития. Например, в странах Евросоюза средний разрыв в доходах самых богатых и бедных граждан не превышает 5‑7 раз, а в развивающихся странах этот разрыв может достигать 30 и более кратной величины.

Для оценки разрыва (неравенства) в распределении доходов используется коэффициент дифференциации, равный отношению доходов группы 10% самых богатых членов общества к доходам группы 10% самых бедных членов общества.

Большее равенство в распределении доходов достигается в результате таких действий правительства:

- введения большей налоговой нагрузки на доходы более богатых слоев населения, например, «выравнивающего» налога на роскошь;

- осуществления социальных выплат (трансфертных платежей) для бедных и малообеспеченных;

- гарантирование минимального уровня заработной платы для всех работа-ющих граждан и необлагаемого налогом минимума доходов;

- регулирования цен на т.наз. «социальные товары», доля которых в структуре потребления и расходов наименее обеспеченных слоев общества является доста-точно высокой – на хлеб, лекарства, детское питание и т.п.

Если чрезмерная дифференциация доходов вредит социальной справедливо-сти и стабильности общества, то чрезмерное выравнивание доходов вредит экономи-ческой эффективности. Ведь стимулом (мотивом) для повышения эффективности производства является существенно больший, нежели у остальных экономических субъектов, доход. Поэтому лишение возможности получения такого дохода умень-шает заинтересованность в деятельности по внедрению инноваций.

Социальная справедливость и экономическая эффективность являются такими двумя альтернативами (противоположностями), между которыми делает выбор правительство любого государства, принимая управленческие решения.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.