Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы

Утверждаю

Директор ИНПО

 

__________________ Н.С. Сивцев

«___» ____________ 2016г.

 

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

Методические указания к практическим работам

по курсу «Система планирования и оценка эффективности

работы подразделения»

для студентов специальности 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»

(по отраслям)

 

 

Ижевск,

 

Методические указания для практической работы студентов среднего профессионального образования разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» (по отраслям)

Организация-разработчик:

ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»

Разработчик:

Степанова Э.Р., ведущий инженер кафедры «Автомобили и металлообрабатывающее оборудование»

 

Утверждено выпускающей кафедрой (учебно-методической комиссией специальности) «Автомобили и металлообрабатывающее оборудование»

Протокол №7 от 30.12.2015г.

Заведующий кафедрой ________Р.С. Музафаров, к.т.н., профессор

 

 

Согласовано

Учебно-методический отдел ИНПО ___________Г.В. Мутагарова

«___» ________ 2016г.

 

Содержание

1.Назначение и функции бизнес-плана
2. Объем бизнес-плана
3. Структура бизнес-плана
Список рекомендуемой литературы

 

 

1. Назначение и функции бизнес-плана

Бизнес-планирование является формой сочетания перспективного и текущего планирования и осуществляется при освоении нового бизнеса.

Бизнес-планы разрабатываются при создании нового предприятия, обосновании производства новых видов продукции, выведении нового товара на рынок, освоении новых видов деятельности или новых услуг. Они составляются на период от 3 до 5 лет, поскольку плановые расчетные показатели по новым разработками на более длительные периоды не будут в полной мере достоверными.



Бизнес-план – это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, подразделение предприятия или команда специалистов и руководителей, а также определяются способы решения этих проблем.

В процессе планирования ин­вестиций бизнес-план составляется по следующим причинам:

– инвестирование средств в любую идею всегда соп­ряжено с риском (т.е. разработка бизнес-плана включает в себя об­думывание идеи, тем самым давая возможность авторам плана критически взглянуть на предлагаемый проект во всей его полноте, соответственно план способствует предотвращению ошибок и снижению риска);

– так как бизнес-план является официальным документом, он используется для кредитования и финансирования, а также является важнейшим средством коммуникации в контактах с банкирами, инвесторами, клиентами, покупателями и партнерами;

– являясь рабочим инструментом, бизнес-план дает возможность создать эффективную систему уп­равления предприятием (т.е. при помощи бизнес-плана составляются все разделы технико-экономического пла­на предприятия).

 

2. Объем бизнес-плана

Бизнес-план, цель которого получить небольшие или средние объемы инвестиций или кредитов, не должен превы­шать по объему 20-25 страниц формата А4.

Бизнес-план, требующий привле­чения значительных объемов инвестиций или кредитов, либо призванный заинтересовать крупного инвестора, должен быть изложен не более чем на 50-80 страницах формата А4.

Следует отметить, что в указанный объем не включены приложения, которые дол­жны дополнить бизнес-план и подтвердить его реальность.

Основ­ное требование к бизнес-плану – его реальность.

3. Структура бизнес-плана

Бизнес-план должен включать нижеприведенные разделы.

Титульный лист:

- Название предприятия;

- Адрес предприятия;

- Контактные телефоны, е-mail;

- Краткое название проекта (не более 30 знаков);

- Полное название проекта;

- Руководитель предприятия, контакты;

- Разработчик бизнес-плана, контакты;

- Дата начала реализации проекта;

- Продолжительность проекта;

- Период времени до начала проекта;

- Дата составления бизнес-плана.

Заявление о конфиденциальности

Данный пункт не является обязательным и может быть опущен. Но в том случае если бизнес-план использует инновационную идею, расписывает детали и подробности плана развития бизнеса – есть смыл подумать о его конфиденциальности.

Пункты, которые следует включить в письменное заявление о конфиденциальности:

- упоминание о том, что данные бизнес-плана являются коммерческой тайной;

- запрет на копирование информации (даже частичное копирование) бизнес-плана;

- запрет на перепродажу данного бизнес-плана;

- указание вернуть данный бизнес-план владельцу в случае незаинтересованности инвестора в его финансировании.

Резюме

Структура резюме должна соответствовать структуре самого бизнес-плана, объем его не должен превышать 4 страниц формата А4.

Резюме должно быть написано кратко, яс­но, доступным языком, исключая сложную техническую термино­логию. Резюме составляется после завершения работы над основными разделами бизнес-плана.

В резюме в сжатой форме должна быть изложена суть и эффективность предлагаемого плана развития предприятия, механизм реализации, источники финансирования, возврат займа и гарантии.

Особо следует отметить моменты, подчеркивающие инвестиционную привлека­тельность, надежность, своевременность и технологическую но­визну проекта.

 

Описание продукта (товара или услуги)

В этом разделе необходимо указать цель бизнес-плана, а также перечислить основные его параметры:

– вид и номенклатура продукции, технические характеристики продукции;

– мощность предприя­тия и место его размещения;

– ориентация и график осуществления проекта;

– конкурентоспособность, патентоспособность и авторские права;

– обеспечение требований экологичности и безопасности;

– условия поставки и упаковки, эксплуатации, гарантии и сервиса;

– основные мероприятия по разработке проекта, включая научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы;

– информацию об уже осуществленных исследованиях и изысканиях в этих направлениях.

 

В этом разделе в оптимальном объеме представ­ляется информация о продукции, показывается новизна решения технических, технологических, рецептурных, потребительских и прочих проблем. Обязательно проводится сравнительный анализ продуктов конкурентов, показывается, какие преимущества полу­чают производитель и потребители предлагаемой продукции.

В приложениях необходимо привести официальные докумен­ты: сертификат, рецептуру, патенты, заключения экспертов и дру­гие документы, подтверждающие качество, новизну предлагаемого продукта.

 

Оценка рынка сбыта

Объем данного раздела должен содержать не более 5-6 страниц формата А4.

Этот раздел бизнес-плана должен давать четкое представление о том, кто, почему и в каких количествах будет покупать продукцию (услуги) предприятия.

Слабое знание рынка очень часто является одной из основных причин неудачи многих коммерческих проектов. Для того чтобы этого избежать и правильно определить место организации на рынке, необходимо последовательно разработать следующие подразделы:

– условия снабжения, производства им сыта продукции;

– потребители и их предпочтения;

– замер спроса и оценка целевых рынков;

– позиционирование товара на рынке;

– прогноз основных показателей рынка и объема продаж.

 

 

Конкуренты и конкуренция

В разделе описывается конкурентная среда предприятия, собственные конкурентные недостатки и преимущества, стратегические цели конкурентов в области расширения ассортимента продуктов, ценообразования, сбыта и продвижения продуктов.

 

В данном разделе, прежде всего, следует объективно ответить на следующие вопросы:

- Кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров?

- Какие из предприятий - конкурентов работают в Ваших рыночных сегментах?

- Какое из предприятий - конкурентов расположено по соседству?

- Что представляет из себя их продукция - ее отличительные особенности, дизайн и т.п.?

- Каков уровень цен на товары (или услуги) Ваших конкурентов?

- Как развивается бизнес у Ваших конкурентов? В чем причины происходящих изменений: наращивания или снижения объемов, расширения или сужения ассортимента, роста или сокращения персонала?

- Каково мнение покупателей товаров (или услуг) конкурентов?

- Каким образом конкуренты находят своих покупателей (реклама, каналы сбыта, другие формы продвижения)?

- Какие Ваши товары (или услуги) будут иметь конкурентные преимущества перед другими производителями аналогичных товаров (или услуг)?

План маркетинга

Объем данного раздела должен содержать порядка 3-4 страниц формата А4.

Необходимо проанализировать рынок – это ключевое мероприятие для определения масштабов инвестиционной и производственной программы, производственной мощности, требуемой технологии и выбора места осуществления проекта.

В данном разделе необ­ходимо показать степень изученности рынка и принципиальные схемы сбыта продукции. При этом не следует забывать, что в усло­виях общего спада производства все более реальным становится явление перепроизводства продукции. Поэтому необ­ходимо показать не только как произвести данную продукцию, но и как ее эффективно, с большой рентабельностью реализовать на рынке.

К основным элементам плана маркетинга относят:

– схема распространения товаров (через собственные магазины, через оптовые организации);

– ценообразование (определение цен на товары, ожидаемый уровень рентабельности);

– реклама (методы организации рекламы, величина средств, необходимых для реализации рекламы);

– стимулирование продаж (за счет расширения сбыта, за счет новых форм привлечения покупателей);

– организация послепродадажного обслуживания клиентов в случае продажи технических товаров (методы организации службы сервиса);

– формирование общественного мнения о товаре и предприятии (разработка методик, позволяющих добиваться хорошей репутации своих товаров в глазах общественности);

 

Научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы

В этом разделе на основе анализа и учета всех внешних и внутренних факторов производства следует описать оптимальные рамки проекта, обосновать его выбор, привести перечень компо­нентов проекта (научно-исследовательских и опытно-конструк­торских работ), определить соответствующие технологии, техно­логические процессы, которые предполагается использовать, ви­ды и количество требуемого оборудования и машин.

При выборе технологии необходимо учитывать такие аспекты, как характер требуемой технологии, источники и пути приобретения (закупки, совместные предприятия).

 

Производственный план

Указывается месторасположение, технология, качество и сертификация производства, схемы производства и реализации продукции (или услуг), имеющиеся и необходимые производственные площади, помещения, оборудование, инструмент, комплектующие и материалы, кадровое обеспечение, транспорт, энергетическое и инженерное обеспечение, экологичность и безопасность производства. Также оцениваются издержки производства.

 

Главной задачей этого раздела является доказательство партнерам реальность производства нужного объема товаров в заданные сроки.

Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

- Место производства товаров: на действующем или на вновь создаваемом предприятии?

- Необходимые производственные мощности и их рост из года в год?

- Где и у кого, на каких условиях будет закупаться сырье, материалы, комплектующие? Какова репутация этих поставщиков и есть ли опыт работы с ними?

- Предполагается ли производственная кооперация, если да, то с кем?

- Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести?

 

Данные этого раздела приводятся в перспективе на 2-3 года вперед, а для крупных предприятий до 4-5 лет.

 

В данном разделе рекомендуется составить схему производственных потоков непосредственно на предприятии, на которой наглядно должно быть показано:

- откуда и как поступают на предприятие все виды сырья и комплектующих изделий;

- в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию;

- как и куда эта продукция будет поставляться с предприятия.

- на каких стадиях производства, и какими методами будет производиться контроль качества продукции, используемые при этом стандарты.

 

Завершает данный раздел оценка возможных издержек производства и ее динамика на перспективу.

 

 

Организационный план управления предприятием

В разделе необходимо отметить, с кем предстоит организовывать новый бизнес и как планируется налаживание работ. При этом отправной точкой должны быть квалифицированные требования, где указываются:

– какие именно специалисты (профиль, образование, опыт работы) и с какой заработной платой потребуются для успешной работы;

– на каких условиях принимаются на работу специалисты (постоянная работа, совместительство, внешние эксперты);

– есть ли возможность воспользоваться услугами какой-либо организации по найму такого рода профессионалов;

– в том случае, если часть персонала уже принята, нужно дать краткие характеристики об этих сотрудниках (квалификация, прежний опыт работы и т.п.).

Также в этом разделе приводится организационная структура предприятия, которая отражает распределение функций и полномочий работников. Целесообразно также оговорить и вопрос оплаты труда руководителей, персонала и его стимулирования.

 

Финансовый план

Данный раздел призван обобщить материалы, полученные в результате всей предыдущей работы и представить их в стоимостном выражении.

В него необ­ходимо включить следующие подразделы:

– прогнозы объемов реализации (представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией, составляется на первый год - данные приводятся помесячно, на второй год - поквартально, на третий год - общая сумма продаж за год);

– баланс денежных расходов и поступлений (проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, составляется на первый год - помесячно, на второй год - поквартально, на третий год – в целом за 12 месяцев);

– таблица доходов и затрат (необходимо показать, как будет формироваться прибыль, выделить такие показатели, как доходы от продаж, издержки производства (составляется на первый год - помесячно, на второй год - поквартально, на третий год – в целом за год).

 

Эффективность проекта

В разделе указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации.

Стадия осуществления проекта охватывает период от принятия инвестиционного решения до начала промышленного производства, включая такие этапы, как проведение переговоров и заключение контрактов, разработку документации проекта, строительство объектов и пуск производства. Главной целью этого раздела является определение финансовых последствий стадии реализации проекта с целью обеспечения его достаточ­ными средствами как до начала производства, так и после него.

Эффективность проекта можно оценить с помощью «Графика достижения безубыточности».

График достижения безубыточности проекта представлен на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1 – График достижения безубыточности проекта

 

Важное значение имеет понятие «мертвой точки» или «точки рентабельности», разделяющая зоны прибыли и убытков. Схема графика, показывающего влияние на прибыль объемов производства, цены и себестоимости продукции разбиты на постоянные переменные затраты.

При помощи данного графика можно найти так называемую «точку безубыточности», т.е. тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции. «Мертвая точка» показывает величину минимального оборота, необходимого для покрытия расходов.

Из графика следует, что для достижения прибыльности (рентабельности) необходимо, чтобы оборот за вычетом переменных издержек превышал постоянные издержки, т.е. важным средством достижения рентабельности является минимизация переменных издержек.

Риск и страхование

Учитываются все типы рисков, с которыми предприятие может столкнуться при реализации бизнес-плана:

– форс-мажорные обстоятельства;

– политические и экономические обстоятельства;

– пожары и землетрясения;

– забастовки и межнациональные конфликты;

– колебания валютных курсов.

Необходимо дать ответ на вопрос об уменьшении риска и потерь, привести программы страхования от рисков, при необходимости указать страховой полис.

Юридические аспекты

В данном разделе рассматриваются юридические аспекты осуществления проекта, права и обязаннос­ти сторон.

 

Приложения

Это не регламентируемый по объему раздел, в который включаются все дополняющие основные разделы матери­алы (спецификации, техническое описание сертификата, патента, результаты маркетинговых исследований и т.д.), а также данные о руководителе предприятия (инвестиционного проекта), инвесторах, экспертах, консультантах проекта, рекламных материалах и пр.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Организация производства и менеджмент на предприятиях машиностроения: Учебник для техн. спец. вузов / Под общ. Ред. Н.Ф. Ревенко. Екатеринбург – Ижевск: Изд-во Института экономики Уро РАН, 2010. – 448 с.

2. Планирование на предприятии: Учебник / А.И. Ильин. – Мн.: Новое знание, 2010. – 700 с.

 

 

 

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

Методические указания к практическим работам

по курсу «Система планирования и оценка эффективности

работы подразделения»






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.