Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Характеристика неэкспериментальных методов психологии.

 

1. Наблюдение — является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д. Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом.

Различают несистематическое и систематическое наблюдение:

• несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого

исследования и широко применяется в этнопсихологии,

психологии развития, социальной психологии. Для

исследователя, проводящего несистематическое

наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и

строгое описание явления, а создание некоторой

обобщенной картины поведения индивида либо группы в

определенных условиях;

• систематическое наблюдение проводится по определенному

плану. Исследователь выделяет регистрируемые

особенности поведения (переменные) и классифицирует

условия внешней среды. План систематического

наблюдения соответствует корреляционному исследованию

Различают "сплошное" и выборочное наблюдение:

- в первом случае исследователь (или группа исследователей)

фиксирует все особенности поведения, доступные для

максимально подробного наблюдения.

- во втором случае он обращает внимание лишь на определенные

параметры поведения или типы поведенческих актов, например,

фиксирует только частоту проявления агрессии либо время



взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п.

Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с

использованием наблюдательных приборов и средств фиксации

результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и

видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д.

Фиксация результатов наблюдения может производиться в

процессе наблюдения либо отсрочено. В последнем случае

возрастает значение памяти наблюдателя, "страдает" полнота и

надежность регистрации поведения, а следовательно, и

достоверность полученных результатов. Особое значение имеет

проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей

изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны.

Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или

индивиду, значим и может компетентно оценить поведение.

Особенно сильно эффект наблюдателя проявляется при обучении

сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач, например,

при исследовании "закрытых групп" (банд, воинских коллективов,

подростковых группировок и т.д.) внешнее наблюдение

исключено. Включенное наблюдение предполагает, что

наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он

исследует. При исследовании индивида, например ребенка,

наблюдатель находится в постоянном, естественном общении с

ним.

Есть два варианта включенного наблюдения:

• наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется

исследователем;

• наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется. В

любом случае важнейшую роль играет личность психолога -

его профессионально важные качества. При открытом

наблюдении через определенное время люди привыкают к

психологу и начинают вести себя естественно, если он сам

не провоцирует "особое" отношение к себе. В том случае,

когда применяется скрытое наблюдение, "разоблачение"

исследователя может иметь самые серьезные последствия не

только для успеха, но и для здоровья и жизни самого

наблюдателя.

Что касается способов регистрации получаемых данных, то,

по-видимому, в процессе первоначальных наблюдений лучше

использовать не составленные заранее протоколы, а развернутые и

более или менее упорядоченные дневниковые записи. По мере

систематизации этих записей можно выработать вполне

адекватную задачам исследования и в то же время более

лаконичную и строгую форму протокольных записей.

Результаты наблюдений обычно систематизируются в виде

индивидуальных (или групповых) характеристик. Такие

характеристики представляют собой развернутые описания

наиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем

самым результаты наблюдений являются одновременно исходным

материалом для последующего психологического анализа. Переход

от данных наблюдения к объяснению наблюдаемого, являющийся

выражением более общих законов познания, свойственен и другим

неэкспериментальным (клиническим) методам: анкетированию,

беседе и изучению продуктов деятельности.

Какие же конкретные недостатки метода наблюдения нельзя в

принципе исключить? В первую очередь все ошибки, допущенные

наблюдателем. Искажение восприятия событий тем больше, чем

сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Он

устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные

изменения, делает ошибки при записях и т.п. А.А.Ершов (1977)

выделяет следующие типичные ошибки наблюдения.

Галла-эффект. Обобщённое впечатление наблюдателя ведёт к

грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную

оценку происходящему.

Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать

усреднённую оценку наблюдаемому поведению.

Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения даётся на

основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается

по беглости речи).

Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у

наблюдаемых черты, противоположные собственным.

Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде

определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Однако наблюдение является незаменимым методом, если

необходимо исследовать естественное поведение без

вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить

целостную картину происходящего и отразить поведение

индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в

качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод,

включённый в процесс экспериментирования. Результаты

наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими

экспериментального задания являются важнейшей дополнительной

информацией для исследователя.

2. Анкетирование, как и наблюдение, является одним из

наиболее распространенных исследовательских методов в

психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием

данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными

при помощи других исследовательских методов) используются при

составлении анкет.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в

психологии:

• это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные

на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в

анкете, направленной на выявление эмоционального отношения

школьников к своему возрасту, использован такой вопрос:

"Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите

остаться ребенком и почему?";

• это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый

вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов;

задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего

ответа. Например, для определения отношения учащегося к

различным учебным предметам можно использовать такой

вопрос: "Какой из учебных предметов - самый интересный?". А

в качестве возможных ответов можно предложить перечень

учебных предметов: "алгебра", "химия", "география", "физика"

и т.д.;

• это анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал

испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный

из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах)

правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо

ответов "да" или "нет" испытуемым можно предложить

пятибалльную шкалу ответов:

5 - уверено да;

4 - больше да, чем нет;

3 - не уверен, не знаю;

2 - больше нет, чем да;

1 - уверенно нет.

Между этими тремя типами анкет не существует

принципиальных различий, все они являются лишь различными

модификациями метода анкетирования. Однако если

использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные)

вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов,

что значительно затрудняет использование количественных

способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-

шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как

они позволяют проводить более точный количественный анализ

данных анкетирования.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является

быстрое получение массового материала, что позволяет проследить

ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-

воспитательного процесса и т.п. Недостатком метода

анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как

правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при

помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к

испытуемым), не могут дать исследователю представления о

многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся

к психологии. Анкетирование — это средство первой

ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы

компенсировать отмеченные недостатки анкетирования,

применение этого метода следует сочетать с использованием более

содержательных исследовательских методов, а также проводить

повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные

цели опросов и т.д.

3. Беседа — специфичный для психологии метод

исследования человеческого поведения, так как в других

естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе

которого один человек выявляет психологические особенности

другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и

направлений широко используют её в своих исследованиях.

Достаточно назвать Пиаже и представителей его школы,

гуманистических психологов, основоположников и последователей

"глубинной" психологии и т.д.

В социальных науках, прежде всего в социологии, синонимом

беседы выступает интервью, которое методологически сочетается

и даже совпадает с ней по специфике осуществления. Специфика

интервью в том, что оно проводится по определённому плану с

последующим протоколированием содержания прямого контакта с

респондентом (опрашиваемым). Справедливости ради следует

заметить, что и беседа, если она применяется в качестве научного

метода исследования, также должна иметь внутреннюю

структурную логику и хотя бы ориентировочный тематический

план, что, тем самым, не отличает беседу от интервью. Так,

например «свободное» интервью ничто иное, как длительная

беседа, стандартизированное интервью — целенаправленный

опрос "лицом к лицу", клиническое интервью, или клиническая

беседа как составная часть "клинического метода" — интенсивный

и глубокий процесс беседы, длящийся иногда часами,

фокусированный на выявлении узкого круга реакций

опрашиваемого с целью получить сведения о внутренних

побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого. Различают

также интервью с экспертами, полустандартизированное,

нестандартизированное, формализованное интервью.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру

эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает

первичную информацию об испытуемом, даёт ему инструкцию,

мотивирует и т.д., и на последнем этапе — в форме

постэкспериментального интервью. Исследователи различают

(или),.

Содержание бесед можно протоколировать полностью или

выборочно в зависимости от конкретных целей исследования. При

составлении полных протоколов бесед удобно пользоваться

магнитофоном.

Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы,

включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает

этот метод очень эффективным средством психологического

исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с

учётом данных, полученных при помощи таких методов, как

наблюдение и анкетирование. В этом случае в её цели может

входить проверка предварительных выводов, вытекающих из

результатов психологического анализа и полученных при

использовании данных методов первичной ориентировки в

исследуемых психологических особенностях испытуемых.

4. Монографический метод. Данный исследовательский

метод, не может быть воплощен в какой либо одной методике. Он

является синтетическим методом и конкретизируется в

совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а

иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод

используется, как правило, для глубокого, тщательного,

лонгитюдного изучения возрастных и индивидуальных

особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения,

деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех

основных сферах жизни. При этом исследователи стремятся,

исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие

закономерности строения и развития тех или иных психических

образований.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.