Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Понятия «здоровье» и «болезнь» в медицинской психологии

Медицинская психология как наука.

1.Медицинская психология – междисциплинарная наука.

2. Понятия «здоровье» и «болезнь» в медицинской психологии

Разделы медицинской психологии.

4. Психосоматика

5. Психосоматические расстройства.

Медицинская психология – междисциплинарная наука

Медицинская психология как наука начала развиваться на границе медицины и психологии на основе знаний о психологических особенностях людей, влияющих на развитие и течение у них тех или иных заболеваний. Многими выдающимися врачами разных веков отмечалась необходимость учета в процессе лечения личностных особенностей пациента. История наук о человеке, включая медицину, представляют собой процесс постоянного накопления фактов (наблюдений и доказательств) значения человеческих отношений, социальных условий и факторов для здоровья человека и возникновения, развития и лечения болезней.

Гиппократ, Алкмеон (Кротонский), Авиценна и другие видели истоки здоровья и причины болезней не только в смешении элементов, жидкостей, гневе богов, но и в особенностях характера, темперамента человека, особенностях поведения людей, их привычках, традициях, условиях и образе жизни. Гален и Цельс (Авл Корнелий Цельс) разделяли болезни на болезни господ и рабов. Т. Мор и Т. Кампанелла видели причины прекрасного здоровья граждан своих идеальных государств в идеально организованном общественном порядке и прекрасных условиях жизни. В медицине утвердился принцип: лечить не болезнь, а больного.

Медицинская психология, развивавшаяся как наука, сочетающая в себе элементы медицинских и психологических научных знаний, многими специалистами называется клинической психологией. Термины «клиническая» (от греч. kline — больничная койка, пос­тель) и «медицинская психология» близки по смыслу и содержанию. Название «клиническая психология» подчеркивает наличие в качестве предмета ее исследования психологических особенностей больных людей, получающих медицинскую помощь. В большинстве случаев названия медицинская и клиническая психология используют как синонимы.



Медицинская (клиническая) психология – наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматопсихических взаимовлияний.

Медицинская психология «изучает закономерности нарушения и восстановления личности и психических процессов при психических расстройствах, аномалиях развития и повреждениях головного мозга»[1].

Прогресс медицины, сопровождающийся появлением сложных эффективных методов исследования и терапии, имеет и теневую сторону. Все отчетливее проявляется тенденция к узкой специализа­ции врачей, все внимание которых приковано к результатам техни­чески сложных инструментальных методов диагностики и лечения.

Компьютеризация, доказательная медицина

Медицинская психология имеет свой предмет исследования и является самостоятельным разделом пси­хологической науки. Она тесно связана с це­лями и задачами практической медицины. Клиническая (медицинская) психология самым тесным образом связана со всеми клиническими дисциплинами (неврология, психиатрия, эндокринология и др.), медико-биологическими (общей гигиеной, медицинской генетикой, патофизиологией и др.) и общепрофессиональными (анатомия, физиология, биохимия и др.) науками.

В психологической науке медицинская психология относится к области прикладных психологических наук и имеет тесную взаимосвязь со всеми психологическими науками, среди которых наибольшее значение имеют общая психология, возрастная психология, социальная психология.

Медицинская психология связана со многими социально-гуманитарными науками (философией, социологией, этикой, педагогикой и другими), что связано с социальной обусловленностью медицинской деятельности и жизни человека в обществе.

Предметом медицинской (клинической) психологии, по определе­нию Н.Д. Лакосиной и Г.К.Ушакова, служат многообразные осо­бенности психики больного и их влияние на здоровье и болезнь, а также обеспечение оптимальной системы позитивных психоло­гических воздействий с учетом всех обстоятельств, сопутствующих обследованию и лечению больного, в частности в системе взаимо­отношений врач—медработник—пациент.

Понятия «здоровье» и «болезнь» в медицинской психологии

В современном обществе проблема здоровья исследуется в медицине и других науках, в философии и религии, в области социальной политики государства и других сферах. Здоровье является одной из главных ценностей жизнедеятельности и отдельного человека, и общества.

В последнем издании Большой Медицинской Энциклопедии здоровье определяется как "естественное состояние организма, характеризующееся его полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений".

В Федеральном законе РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» здоровье определяется как состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма (ст. 2)[2]. Здоровье, понимаемое как биопсихосоциальное благополучие, представляет собой условие для активной трудовой деятельности, социальных и психологических взаимосвязей с другими людьми. Достигнутый уровень психологических и социальных взаимосвязей с микро- и макросредой является тем фактором, который может не только стимулировать, но и тормозить, препятствовать активной деятельности человека по улучшению качества своего здоровья.

Экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) было выработано определение здоровья, которое в настоящее время продолжает действовать и рассматривается как эталон здоровья человека: здоровье – это состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. На основе этого определения выделяются критерии здоровья:

1. структурная и функциональная сохранность систем и органов человека;

2. свойственная человеку индивидуальная высокая приспособляемость организма к типичной для него физической и социальной среде;

3. сохранность привычного для человека самочувствия, которое всегда оказывается наиболее точным показателем душевного и социального благополучия.

Определение здоровья ВОЗ отражает все аспекты жизнедеятельности человека. В этом определении здоровье представлено как целостное состояние благополучия человека, включающее в себя в качестве составляющих элементов физическое, психическое, социальное и духовное, в т.ч. нравственное, здоровье. Здоровье является интегральной, качественной характеристикой жизнедеятельности человека, динамичной и очень изменчивой.

Понятие индивидуального здоровья (отдельного человека) рассматривается в двух аспектах:

а) теоретическом - как максимально возможный оптимум для человека, к которому нужно стремиться в идеале, но которого практически невозможно достичь;

б) практическом - как фактическая характеристика уровня здоровья конкретного человека, с помощью которой можно было бы каждому медицинскому работнику достаточно легко ответить на вопрос, здоров ли данный индивид.

Физическое и психическое здоровье традиционно являются объектом исследования и профессиональной деятельности человека в области медицины. Такие формы здоровья, как социальное, нравственное, душевное и духовное остаются не только за пределами медицины, но и выходят за пределы науки, смещаясь в область религии и философии. Понятие душевное здоровье часто используется как синоним психического здоровья, но оно относится к области религии и религиозной философии и обозначает состояние души – особой сущности каждого человека, дающей ему жизнь. Роль духовной сферы в целостном состоянии здоровья признается значительной всеми специалистами, занимающимися проблемой здоровья человека.

В ряде вненаучных теорий здоровья, которые широко распространены в современной медицинской культуре общества и во всем своем разнообразии определяют особенности индивидуальной медицинской культуры человека, ведущими видами здоровья признаются душевное и духовное.

В настоящее время принято говорить о пяти видах здоровья: физическом, психическом, социальном, нравственном, духовном. Все виды здоровья, как правило, представлены у реального человека в разной степени.

Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека как саморегулирующаяся система нормально функционирует и развивается.

Психическое здоровье – это интегральная характеристика полноценности психологического функционирования индивида. Оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств и зависит от состояния головного мозга.

Критериями психического здоровья являются:

1. соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакций – внешним раздражителям, значению жизненных событий;

2. адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности;

3. адаптивность в микросоциальных отношениях;

4. способность к самоуправлению поведением, разумному планированию жизненных целей и поддержанию активности в их достижении.

Духовное здоровье – это состояние духовной сферы личности, позволяющее ей осмысленно преображать действительность в соответствии с моральными, культурными и религиозными ценностями для сохранения жизни человека, мира в целом. Духовная сфера личности – это область идеалов и ценностей, которые выступают в качестве ориентиров всей ее жизнедеятельности. В соответствии с этим духовное здоровье медицинского работника можно определить как состояние духовной сферы личности, позволяющее медицинскому работнику осмысленно осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с моральными, культурными и религиозными ценностями для сохранения жизни и здоровья людей.

Нравственное здоровье является частью духовного здоровья иопределяется совокупностью моральных принципов и норм, которые выступают в качестве регуляторов жизни человека, в определенном обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих здоровому образу жизни.

Социальное здоровье считается высшей мерой здоровья человека. Социальное здоровье – это состояние социальной активности, деятельного отношения человека к миру, его способности устанавливать и поддерживать социальные связи и отношения. Качественное содержание этой социальной активности, мера ее конструктивности или деструктивности определяется уровнем духовного здоровья личности.

Здоровье является, с одной стороны, условием полноценной во всех аспектах жизни человека, условием всесторонней самореализации, раскрытия творческого и духовного потенциала личности, с другой стороны, состоянием, которое является формой полноценной, благополучной во всех сферах жизни человека. Это форма жизни человека, которая постоянно видоизменяется под влиянием как внешних для человека, так и внутренних, сугубо индивидуальных факторов. Состояние благополучия в области физической, психологической и социальной жизнедеятельности, оцениваемое как состояние здоровья может возникать не только при формах поведения, сохраняющих жизнь, но и при деструктивных. Д.А. Изуткин отмечает, что «ощущение психофизического комфорта и субъективного благополучия… может наблюдаться и при разрушительных для здоровья формах поведения (избыточное питание, злоупотребление алкоголем, недостаточная двигательная активность и др.)»[3].

Таким образом, духовная, нравственная составляющая феномена здоровья становится тем главным фактором, который предопределяет использование личностью жизнесберегающих форм поведения и деятельности. Субъективно состояние здоровья проявляется в чувстве удовлетворенности, благополучия.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.

Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Здоровье должно сохраняться с детства и в течение всей жизни.

Заботясь о сохранении своего здоровья, человек относится к нему как к имеющему определенное значение, ценность для него. Здоровье не является самоценным, оно необходимо для удовлетворения других значимых для личности потребностей.

Человек определяет, какие его потребности и в какой степени будут удовлетворены при наличии определенного уровня здоровья. Система жизненных ценностей личности является при этом решающим фактором.

«На протяжении последних 25 лет, в течение которых ведутся исследования социальных факторов здоровья в России, неизменно выявлялась одна особенность, свойственная всем без исключения группам респондентов независимо от места проживания, национальности, возраста, пола и образования. Эта универсальная особенность заключалась в том, что из шести мотивов заботы о здоровье (пример окружающих людей, воздействие медицинской информации, воспитание, требования родных и близких, желание быть физически сильнее, ухудшение здоровья) у всех респондентов во всех исследованиях на 1-м месте был фактор «ухудшение здоровья»[4]. Данные факты свидетельствуют о том, что здоровье рассматривается людьми как инструментальная ценность, являющаяся одним из важных условий достижения более значимых, имеющих смысложизненное значение, целей, которые и являются терминальными ценностями человека.

Люди начинают заниматься своим здоровьем тогда, когда оно ухудшилось и это стало мешать или может помешать в будущем осуществлять деятельность по достижению жизненно важных для личности целей. Ценность здоровья определяется личностью по различным критериям, главным из которых следует признать самооценку состояния своего здоровья и прогнозирование личностью возможности осуществлять значимую деятельность, позволяющую иметь желаемое для нее качество жизни.

Наиболее часто болезнь определяется как нарушение физических и (или) психических функций, ведущее к нарушению нормальной жизнедеятельности организма. Болезнь определяется также как нарушение связей, взаимодействия организма с внешней средой, нарушение его адаптации к среде обитания. Здесь болезнь определяется через многозначное понятие «среда обитания», включающее в себя экологические, психологические, социальные, гигиенические и другие аспекты. Известный советский патолог И.В. Давыдовский, определил понятие болезнь как приспособление организма, характеризующееся специфическими видовыми формами и уровнями приспособительных актов. Эти специфические видовые формы и приспособительные акты различных уровней, по сути, есть индивидуальные формы жизнедеятельности человека в условиях болезни.

Боле́знь (morbus) - состояние организма, характеризующееся повреждением органов и тканей в результате действия патогенных факторов, развертыванием защитных реакций, направленных на ликвидацию повреждений; обычно сопровождается ограничением приспособляемости организма к условиям окружающей среды и снижением или потерей трудоспособности[5]. Болезнь в медицине рассматривается как нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными и морфологическими изменениями. Возникновение болезни связано с воздействием на организм вредных факторов внешней среды (физических, химических, биологических, социальных), с его генетическими дефектами и т.д.[6].

Болезнь — это сложная общая реакция организма на повреждающее действие факторов внешней среды; это качественно новый жизненный процесс, сопровождающийся структурными, метаболическими и функциональными изменениями разрушительного и приспособительного характера в органах и тканях, приводящими к снижению приспособляемости организма к непрерывно меняющимся условиям окружающей среды и ограничению трудоспособности.

Диалектическое единство телесного, духовного и социального в человеке определяет специфическое субъективное существование человека в состоянии болезни, в социокультурных условиях, которые возникают в связи с изменениями в его телесной сфере.

Специфическим явлением жизни человека болеющего, составляющим сущность его жизни, является нацеленность на продление жизни. Осознание себя в условиях болезни, существующей угрозы сокращения или прекращения собственной жизни, вызывает у человека обостренное желание сохранить и продлить собственную жизнь, даже в новой телесности, т.е. теле с патологически измененными или отсутствующими органами.

Человек всегда стремится найти объяснение своей болезни, определить причины ее возникновения и делает это в соответствии со своими мировоззренческими представлениями, убеждениями, установками, знаниями в области медицины. Выделяется несколько мировоззренческих установок в отношении происхождения заболеваний: научно-теоретическую, религиозную, мистическую.

При научно-теоретическом понимании болезни главными ее причинами являются факторы внешней и внутренней среды человека. Возникновение болезни объясняется наследственнымиили средовыми причинами, недостаточным соблюдением правил сохранения своего здоровья, норм санитарной гигиены. Человек рассматривает болезнь как неизбежность, стечение неблагоприятных обстоятельств, собственная ошибка.

Многие люди убеждены в том, что «дурная наследственность» является фатальным фактором в генезе заболеваний. Все, что происходит с человеком, трактуется представителями этой позиции, базируясь на наследственно-конституциональном принципе причинности И твой отец так хромал», «Вся в мать —дальнозоркая»).

При религиозных мировоззренческих представлениях болезнь понимается как кара Божия, испытание, посланное Богом, назидание другим людям, расплата за грехи предков.

Все перечисленные трактовки происхождения болезней основаны на вере в связь между поведением человека, его нравственностью и возникновением у него недуга. Человек не способен противостоять болезни за исключением возможности кардинально изменить свое поведение и искупить вину и замолить грехи.

Мистическая позиция основывается на признании существования сверхъестественных сил, энергий, которые влияют на жизнь человека и которыми человек может управлять. При такой мировоззренческой позиции болезнь рассматривается как результат «сглаза», наведения «порчи», вследствие зависти, ревности, злого «заговора» и т.п.

К особенностям личности, влияющим на выбор типа психологического реагирования на заболевание, относятся и околомедицинские суеверия. Спектр их широк и включает мистическое (иррациональное) истолкование истоков их болезни («сглазили», «навели порчу», «подействовал энергетический вампир» и т.д.). Мистическая концепция болезни носит характер убежденности, пациент не способен критически оценивать свои высказывания и требует от врача не лечения, а «снятия порчи» и прочих мистических манипуляций.

Социологи, философы, некоторые медики подчеркивают преимущественное значение изменения социальных качеств человека при болезни, прежде всего, его работоспособности, т.е. способности заниматься какими-либо видами деятельности. Вслед за К.Марксом, определившим болезнь как «стесненную в своей свободе жизнь», они в качестве основного признака болезни у человека указывают на невозможность полноценно осуществлять человеческие функции, т.е. полноценно жить в физическом, психическом, морально-нравственном, социальном плане. Таким образом, болезнь при таком подходе рассматривается как деформация образа жизни человека. Болезнь человека является в той же степени социокультурным феноменом, что и сам человека, даже, если речь идет о чисто соматических заболеваниях.

Разделы медицинской психологии

Общая клиническая психология изучает следующие проблемы:

• основные характеристики психологии больного человека и разрабатывает критерии разграничения нормальной, временно измененной и болез­ненной психики;

• внутренняя картина болезни, варианты реакций личности на

болезнь и их значение для лечебно-диагностического процес­са;

• психология медицинской деятельности;

• взаимоотношения врач-сестра-больной;

• учение о психосоматических и соматопсихических взаимовли­яниях;

• учение об индивидуальности (темперамент, характер, лич­ность), этапах ее постнатального онтогенеза (детство, отро­чество, юность, зрелость и поздний возраст) и особенностях психологии человека в разные возрастные периоды;

• психологические аспекты медицинской этики и деонтологии, включая вопросы профессионального дол­га, медицинской тайны, добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство и другие.

Частная клиническая психологияраскрывает главные аспекты

психологии врачебной деятельности при общении с больными, страдающими определенными болезнями.

Основное внимание при этом обращают на особенности психологии больного с пограничными формами психических расстройств, которые фактически являются объ­ектом деятельности врача любой специальности:

• особенности психологии больных, страдающих различными заболеваниями внутренних органов (сердечно-сосудистыми, легочными, желудочно-кишечными, инфекционными, эндок­ринологическими, неврологическими);

• психологию больных хирургического профиля на этапах под­готовки, проведения хирургических вмешательств и в послео­перационном периоде (в том числе онкологических больных, больных с травмами и ожоговой болезнью, урологических больных);

• особенности клинической психологии в акушерстве и гинеко­логии;

• психологию больных с дефектами тела, органов чувств и ано­малиями развития (слепота, глухота, глухонемота и др.);

• клиническую психологию в педиатрии;

• проблемы психического здоровья и психологические аспекты работы с больными, имеющими выраженную психическую па­тологию, страдающими психическими заболеваниями, алкого­лизмом, наркоманиями.

Разделами клинической (медицинской) пси­хологии являются патопсихология, нейропсихология, психосоматика, психогигиена, психопрофилактика, психологическое консультирование и методы экспериментально-психологической оцен­ки психического состояния больного, психокоррекция и психотерапия,обеспечивающие предупреждение и устранение психических расстройств у больного (подробнее в 3.7.).

Патопсихология – психологическая наука, изучающая нарушения личности и психической деятельности при различных заболеваниях и нарушениях поведения, исходя из закономерностей развития и структуры психики в норме, выявляет психологические факторы, связанные с возникновением данных расстройств.

Нейропсихология – психологическая наука, изучающая закономерности нарушения и восстановления психических функций при различных поражениях головного мозга.

Большое значение для медицинской практики имеют такие проблемы психогигиены, как

· психология медико-генетического консультирования;

· психогигиена семьи, и в первую очередь той, в составе которой имеются лица с неблагоприятно текущими заболеваниями;

· психогигиена в кризисные периоды жизни человека, включая пубертатный и климактерический периоды;

· психогигиена брака и половой жизни;

· психогигиена обучения, воспитания и труда медицинских ра­ботников;

· психогигиена режима лечебных учреждений;

· психогигиена взаимоотношений врача и больного.

 

Психосоматика

Термин «психосоматика» произошел от двух греческих слов psyche – душа и soma – тело. Термин «психосоматика» был введен в науку в 1818 году немецким психиатром И.Хайнротом, для обозначения взаимосвязи внутреннего душевного конфликта с возникновением соматического заболевания. Через десять лет К.Якоби предложил использовать понятие «соматопсихическое» для обозначения возникновения психических нарушений при соматических заболеваниях и как дополняющее понятие «психосоматическое». В начале 20 века термин «психосоматика» начал широко использоваться в медицинской науке и практике.

Психосоматика – это междисциплинарное научное направление, в котором исследуется и используется в клинической практике взаимовлияние психики и тела.

Научно-медицинские исследования в этой области получили свое развитие относительно недавно. В 20 веке при помощи экспериментальных методов и клинических наблюдений была доказана взаимосвязь соматических (телесных) расстройств не только с определенными функциональными и структурными изменениями тех или иных органов и систем, но и с психическими проявлениями.

Психосоматическое направление в медицине начало развиваться в начале 20 века. С этого времени возникновение и течение любого патологического процесса начало рассматриваться как единый психосоматический процесс. В каждом конкретном случае в патологическом процессе имеется свое сочетание психологических и анатомо-физиологических проявлений. Таким образом, в психосоматическом направлении на научной основе болезнь рассматривается как целостное явление, охватывающее и психическую, и физическую сферы жизни человека.

Психосоматика как особая область научной и практической медицины основана на достижениях в области трех научных направлений, в которых развиваются идеи

1) психоаналитической теории (З. Фрейда),

2) теории кортико-висцеральной патологии (И.П. Павлов, Курцин, Быков)

3) концепции адаптации и мобилизации (У. Кеннон) и теории стресса (Г. Селье).

В настоящее время в психосоматике как области медицины и медицинской психологии изучается круг расстройств, значительно различающихся между собой, но при этом объединенных взаимосвязью психических и соматических нарушений. В психосоматике остается много недостаточно изученных проблем, связанных с возникновением и динамикой психосоматических болезней. В то же время в современном обществе наблюдается неуклонный рост заболеваемости населения формами патологии, связанными с действием психологических факторов.

Психосоматическая проблема исследуется в настоящее время в трех направлениях, предполагающих решение вопросов:

1. каков пусковой (триггерный) механизм патогенного процесса на начальном этапе его развития;

2. почему один и тот же раздражитель (психическая травматизация) у одного человека вызывает психосоматическое заболевание, а у другого – нет;

3. почему психическая травма у разных людей приводит к патологии разных органов и систем.

Исходя из взаимовлияния и взаимозависимости психических и соматических факторов, в генезе заболеваний выделяют 3 варианта:

1. относительно независимое возникновение и течение соматического заболевания (острый аппендицит, пневмония и т.п.) и патологии психической сферы (шизофрения, эпилепсия и др.) – соматопсихическая коморбидность;

2. превалирование или существенная роль в этиологии и патогенезе психических или соматических расстройств психических факторов;

3. превалирование или существенная роль в этиологии и патогенезе психических или соматических расстройств биологических (соматических) факторов.

В ранний период развития психосоматики были выделены первые семь психосоматических заболеваний, которые вошли в историю под названием святая семерка (holy seven): эссенциальная гипертония, бронхиальная астма, язвенная болезнь двенадцатипер­стной кишки, сахарный диабет, ревматоидный артрит, неспецифичес­кий язвенный колит, нейродермиты.

В современной Международной классификации болезней (МКБ – 10) специального раздела для психосоматических расстройств не предусмотрено. В то же время в ряде областей клинической медицины выделяются заболевания, в отношении которых признано влияние психологических факторов для их возникновения и течения.

В настоящее время в качестве заболеваний, в этиопатогенезе ко­торых имеют место, наряду с биологическими, психические факто­ры, рассматриваются:

1) в гастроэнтерологииязвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, синдром раздраженной толстой кишки, рефлюксы, дискинезии желчного пузыря и кишечника, «эмоциональная желтуха» и иные функциональные и секреторные расстройства пищеварения;

2) в кардиологии и ангиологииишемическая болезнь сердца, кардиалгии функциональной природы, функциональные аритмии, транзиторная гипертония, пароксизмальные гипотонические состояния, вегетососудистая дистония, нейроциркуляторные расстройства;

3) в пульмонологиибронхиальная астма, астомоидный бронхит, психогенные профессионально обусловленные расстройства, дыхания;

4) в эндокринологиисахарный диабет; гипертиреоидные и гипотиреоидные реакции, гормональные дисфункции, невротическое ожирение, нервная анорексия;

5) в хирургиизастойные функционально-динамические послеоперационные нарушения;

6) в гинекологиимастопатия и миома матки;

7) в дерматологиикрапивница, нейродермит, экзема.

 

Вопросы для самоконтроля знаний

 

  1. Дайте определение медицинской психологии как науки.
  2. Назовите разделы медицинской психологии.
  3. Назовите предмет изучения общей медицинской психологии.
  4. Назовите предмет изучения частной медицинской психологии.
  5. Дайте определение понятия «здоровье» (ВОЗ).
  6. Дайте определение понятия «психическое здоровье».
  7. Назовите критерии психического здоровья.
  8. Дайте определение понятия «психосоматика».
  9. Назовите психосоматические заболевания («святая семерка»)
  10. Значение болезни в жизни человека.

 

Психосоматические заболевания рассматриваются в современной медицине, прежде всего, как органические (соматические) болезни. В случаях, когда психологический компонент явно выражен, согласно МКБ – 10, дополнительно отмечается вид психологических и поведенческих нарушений, названных в разделе F54.

МКБ – 10 была принята ВОЗ в 1992 г. и переведена на русский язык в 1994 г. Среди психосоматических расстройств выделяют, например, конверсионные расстройства. Конверсия – это трансформация эмоциональных нарушений в двигательные, сенсорные и вегетативные эквиваленты. Конверсионные расстройства традиционно рассматривались как патологические изменения психики в области психиатрии. Они проявляются в виде потери или нарушения физиологических функций, утраты произвольного управления своим организмом вследствие психологических проблем личности. Например, тремор (невротическое дрожание), невротические спазмы желудка, вегетососудистые кризы типа «сердечных приступов» и т.д.

 

В психосоматике исследуется влияние психологически (преимущественно психогенных) факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний. В качестве основы психосоматического заболевания рассматривается реакция личности на эмоциональное переживание, которая включает в себя функциональные изменения и патологические нарушения в организме.

Взаимосвязь психических и соматических процессов в организме человека является закономерным явлением его жизнедеятельности. Взаимосвязь этих процессов при воздействии каких-либо факторов приводит к возникновению нового состояния организма, которое в зависимости от характера этих воздействий приводит либо к выработке новых адаптационных свойств организма, либо к возникновению психосоматического заболевания.

Внутриличностные конфликты, нарушения развития личности, психологическая дезадаптация и другие особенности личности являются факторами, способствующими развитию психосоматических заболеваний.

Соматопсихические нарушения представляют собой психологические проявления и психические расстройства, возникающие в процессе развития соматического заболевания, обусловленные комплексом психотравмирующих событий, связанных с соматическим заболеванием.

 

Хайнрот – немецкий врач

М. Якоби – немецкий психиатр

 

Психосоматическое направление развивается в области медицины, лечение заболеваний осуществляется на основе признания психосоматических взаимосвязей и закономерностей.

В психосоматике исследуется влияние эмоций на физиологические процессы и поведенческие реакции, связанные с заболеваниями, психологические механизмы, воздействующие на физиологические функции.

Таким образом, психосоматика тесно связана с психологией и физиологией.

В психосоматике разрабатываются психотерапевтические методы изменения деструктивных для здоровья форм поведения и эмоционального реагирования на различные психотравмирующие воздействия.

Психосоматика исследует социальные аспекты психосоматических расстройств, их связь с культурными традициями, образом и условиями жизни человека.

В современной психосоматике используются преимущественно идеи психоаналитической, психофизиологической, когнитивной и социокультурной концепций возникновения психосоматических расстройств.

Выдающимися представителями психоаналитического направления психосоматической медицины являются Ф. Александер, Ф. Данбар, Ф. Дойч и другие.

И.П. Павлов в своих исследованиях физиологии высшей нервной деятельности установил, что психические факторы оказывают влияние на функционирование внутренних органов организма.

К.М. Быков создал теорию кортико-висцеральной патологии, согласно которой, воздействуя на зоны коры головного мозга можно создавать условные рефлексы, которые изменяют функционирование организма, и, наоборот, воздействуя на внутренние органы можно изменять условно-рефлекторную деятельность коры головного мозга. Кортико-висцеральными отношениями называют естественное функциональное взаимодействие между корой и внутренними органами организма.

И.Т. Курцин в своих экспериментах установил, что дефект тканей организма возникает только в том случае, когда к психологическим вредным для организма факторам добавляются биологические факторы.

В теории стресса Г. Селье психосоматическое заболевание рассматривается как один из видов стрессовой реакции организма – одна из форм проявления неспецифического адаптационного синдрома.

Идеи когнитивной концепции в психосоматике стали основой объяснения процесса осознания и интерпретации телесных ощущений. Д. Чиоффи предложил модель когнитивного процесса психосоматического расстройства на примере соматоформного расстройства. По мнению Д. Чиоффи, на восприятие и интерпретацию интроцептивного раздражителя влияют эмоциональное и физическое состояние индивида, жизненный опыт, сист






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.