Менеджер экскурсионных программ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ И СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТОВ ПО ВЫЕЗДНОМУ ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ТУРИЗМА»
Менеджер по питанию
Должностные обязанности
| Функции помощника менеджера
| 1. Согласование питания на маршрут
| — подбор вариантов баз предприятий-организаторов питания туристов на маршруте;
— согласование меню со студентами-участниками;
— организация сбора гарантийных писем и информации о предприятиях-реализаторах питания на маршруте
| 2. Своевременность питания
| — организация питания на маршруте (извещение туристов о времени и месте завтрака, обеда и ужина)
| 3. Помощь в сервисном обслуживании
| — сервировка стола (помощь при организации питания для ускорения процесса обслуживания);
— владение технологиями использования подносов
— владение технологиями обслуживания клиентов;
— применений знаний санитарии и гигиены
| Структура отчета менеджера по питанию:
Введение.
Обоснование выбора предприятий питания
Основная часть.
1. Предприятие питание — как база реализации потребностей туристов на маршруте (название, характер торгово-производственной деятельности, месторасположение, уровень обслуживания и т.д.)
2. Анализ организации процесса питания на маршруте (сервисные технологии, условия питания и методы обслуживания, меню и его анализ)
Заключение.
В заключении кратко формулируется обобщающий результат проделанной работы. Приводятся выводы и оценивается каждый этап работы менеджера по питанию. Вносятся предложения по улучшению питания на маршруте.
Приложение.
В приложении дается фото- и видеоматериал, рекламные проспекты, экономические расчеты стоимости питания на маршруте.
Методические рекомендации
Для классификации предприятий питания туристской индустрии Н.И. Кабушкин и Г.А.Бондаренко предлагают использовать ряд критериев, наиболее важными из которых являются: характер торгово-производственной деятельности; месторасположение; контингент обслуживаемых клиентов (гостей); ассортимент продукции (специализация); вместимость; форма обслуживания; время функционирования; уровень обслуживания.
По характеру торгово-производственной деятельности: ресторан; кафе; бар; буфет; закусочная; столовая и др.
По месторасположению: городские; привокзальные; транспортные.
По контингенту обслуживания клиентов: общедоступные; связанные с обслуживанием определенного контингента клиентов.
По ассортименту продукции: полносервисные; специализированные.
По форме обслуживания: предприятия самообслуживания; с частичным обслуживанием официантами; с полным обслуживанием официантами; с обслуживанием буфетчиками.
По времени функционирования: постоянно действующие; сезонные; а также — на работающие в дневное и вечернее время; работающие в ночное время (ночные бары).
По уровню обслуживания: люкс; высшая; первая; вторая; третья.
По вместимости: кафе от 50 до 150 мест; столовых от 50, 100, 200, 500 и более мест; рестораны от 50 до 500 мест и т.д.
Менеджер по размещению
Должностные обязанности
| Функции
| 1. Организация размещения на маршруте
| — подбор вариантов баз предприятий – организаторов размещения туристов на маршруте
— организация сбора гарантийных писем и информации
— планирование и руководство размещения студентов на маршруте
| 2. Обеспечение предоставления студентам информации о предприятиях – организаторов размещения
| — доведение информации до студентов на собраниях, согласование цен на различные варианты проживания
| 3. Размещение студентов на ночлег
| — работа по профилактическому осмотру номеров при заезде в гостиницу (чистота и подготовленность номеров)
— помощь при расселении студентов (сбор паспортных данных, размещение в номерах и т.д.)
— организация помощи при устранении неполадок в номере
| 4. Отбой и побудка
| — культурно-воспитательная работа по соблюдению этических норм и правил поведения в гостинице
— подъем студентов в установленное руководителем время
— контроль и организация отбоя в установленное правилами внутреннего распорядка гостиницы время
| 5. Сдача номеров
| — уведомление о времени сдачи номеров
— контроль за своевременной сдачей номеров горничной
— оказание помощи в конфликтных ситуациях (чистота в номере)
— организация выезда
|
Структура отчета менеджера по размещению
Отчет должен содержать ряд разделов, в которых приводятся соответствующие характеристики предприятий индустрии размещения.
1. Введение
Дается общая характеристика предприятия, место в системе классификации, место в индустрии туризма (сервиса региона).
2. Общая характеристика предприятия индустрии размещения:
2.1. Точное название предприятия, категорийность, вместимость, форма собственности, юридический адрес.
2.2. Оценка потоков посетителей — количественные (ценовая политика услуг предприятия, показатели загрузки предприятия по дням недели, в течение месяца, квартала, года, сезонность загрузки, экономическая эффективность функционирования предприятия), качественные характеристики (демографические).
2.3. Оценка местоположения предприятия (выгодное, не выгодное) обосновать.
2.4. Характеристика услуг предприятия (основные, дополнительные, специализация предприятия и специфика обслуживания), сервисных технологий, условий и методов обслуживания; особенности обслуживания для различных категорий клиентов; количество обслуживающего персонала по подразделениям, эффективность работы персонала.
2.5. Оснащение и оборудование предприятия, характеристика номерного и жилого фонда, зон общественного назначения, различных комплексов и системы жизнеобеспечения предприятия в целом; интерьер и его особенности.
2.6. Инновации в процессе обслуживания.
3. Заключение:
Кратко формулируется обобщающий результат проделанной работы. Приводятся выводы и рекомендации.
Приложения содержат образцы документации разных служб (информация для гостя, правила поведения в гостинице, техника безопасности, прайс-листы, буклеты и т.п.), фотоматериалы и видеосюжеты по особенностям предприятий с разными категориями обслуживания.
Методические рекомендации
Коэффициент многократной загрузки — показатель, определяющий долю номеров, занятых более чем одним лицом:
М3=(Г-Нп)/Нпх100,
где М3 — коэффициент многократной загрузки (%); Г — число гостей; Нп — число проданных номеров в гостинице.
Показатель эффективности управления — показатель, на который менеджер гостиницы несет персональную ответственность:
Ку=(Дфп/ЧД)х100,
где Ку — коэффициент эффективности управления (%); Дфп — доход после удержания фиксированных платежей; ЧД — чистый доход.
Уровень загрузки — показатель реализации гостиничных номеров:
З=Нп/Нх100,
где З — уровень загрузки (%); Нп — число проданных номеров; Н — число номеров, предложенных для продажи.
Средняя цена гостиничного номера — показатель коммерческой эффективности работы отеля:
Рср=Д/Н,
где Рср — средняя цена гостиничного номера; Д — общий доход от номерного фонда; Н — число проданных номеров.
Иногда в туристской практике приходится сталкиваться с демпингом — установлением относительно низких цен на товары и услуги для привлечения туристов. В туристской сфере демпинг принимает форму продажи туристского продукта по ценам ниже себестоимости, при которых продавец терпит убытки. Общее соглашение по тарифам и торговле ГАТТ (ныне Всемирная Торговая Организация) разрешает государствам бороться с демпингом путем введения таможенных тарифов на демпинговый туристский продукт. Демпинг официально запрещен в ЕС.
Число гостей на один проданный номер — показатель качества загрузки номерного фонда отеля:
Гн=Г/Нп,
где Гн — среднее число гостей на один проданный номер; Г — общее число гостей; Нп — число проданных номеров.
Менеджер экскурсионных программ
Должностные обязанности
| Функции
| 1. Подбор вариантов экскурсионных программ на маршруте
| — исследование туристского потенциала посещаемой территории
— подбор вариантов предприятий – реализаторов экскурсионных программ во время практик-тура
— помощь при заключении договоров с предприятиями – реализаторами экскурсионных программ (сбор гарантийных писем)
| 2. Реализация экскурсионных программ на маршруте
| — обеспечение информацией об экскурсионных программах студентов на маршруте (предоставление общей информации о программе туристов)
— сбор студентов-участников практик-тура на экскурсию
— культурно-воспитательная работа по соблюдению этических норм и правил студентов во время экскурсии (инструктаж о специфических правилах поведения при посещении достопримечательностей)
| 3. Сравнительный анализ экскурсионных программ, как тур. Продукта
| — посещение всех экскурсий во время практик-тура (сбор рекламного материала, портфель экскурсовода)
— сравнить не менее двух экскурсионных программ (тематика, продолжительность, соблюдение общей структуры, построение экскурсий)
|
|