Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Методы исследования социально-экономических процессов

 

Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления закономерностей его возникновения, развития и преобразования в интересах общества.

Государственное управлении будет эффективным, если принимаемое управленческое решение будет опираться на достоверную, оперативную информацию, на ту часть социальной информации об объекте управления, которая позволит принимать эффективное управленческое решение. Информация приобрела значимость и свойства стратегического ресурса, решающим фактором современного политического и экономического развития.

Важно подчеркнуть ряд требований, предъявляемых к управленческой информации: надежность, достоверность, своевременность, адресность и возможность многократного использования. Действительно ценной информация является только та информация, которая уменьшает неопределенность в конкретной управленческой ситуации. Именно, исследование позволяют получить объективную и достоверную информацию об объекте.

Мыслительно-логические методы исследования: дедукции, индукции, анализ, методы классификации, доказательства, полемики и др. Специфические методы исследования. Деловая и инновационная игра. Методы экспертных оценок, тестирования. Анализ документов.

Процесс исследования – это последовательность этапов его осуществления, комбинация и последовательность различных операций и процедур, выбор и сочетание приоритетов.

Всю совокупность методов исследования можно разделить на две группы: эмпирические и мыслительно-логические методы исследований. В эмпирических методах существуют две группы – методы наблюдений и методы эксперимента. Первая группа характеризует исследования с минимальным вмешательством в исследуемые события и ситуации, вторая предполагает создание ситуаций, для изучения особенностей поведения системы – особенности в обычных условиях могут быть незаметны, но в экспериментальных условиях, а иногда и экстремальных, они проявляются в полной мере.



Мыслительно-логические методы представляют собой использование интеллектуальных операций дедукции или индукции для разрешения исследуемой проблемы или ситуации.

Дедукция – выведение производных знаний из основных законов и гипотез. Дедуктивный метод – позволяет путем логических и математических преобразований получать множество следствий из небольшого числа основных законов данной теории.

Индуктивный метод представляет собой совокупность правил, позволяющих переходить от чувственных наблюдений к теоретическим знаниям о законах, лежащих в основе фактов и образующих их сущность.

Метод анализа и синтеза: процесс последовательного разложения системы на подсистемы и элементы и поэтапного изучения этих подсистем называется анализом. В ходе анализа накапливаются сведения об отдельных свойствах и характеристиках, элементах изучаемого объекта. При этом возникает опасность потерять первоначальное представление об объекте как о целом. Необходимо осуществлять синтез. Знания, накопленные в ходе анализа, объединяются по определенным правилам так, чтобы они отражали свойства, характеристики, связи между подсистемами.

Метод классификации и типологии: классификация – разделение явлений, понятий на определенные классы, позволяющие увидеть специфику явления, их разнообразие, свойства, связи, общее и специфическое, и вникнуть посредством этого в их сущность. Классификация осуществляется двумя способами:

- деление общего (деление некоторой совокупности явлений, имеющих некоторые общие черты и в тоже время различия);

- разделение целого (критерием классификации является часть целого, т.е. как бы детально не проводилась классификация, она всегда отражает содержание некоторых явлений, представляющих целое).

Принципы классификации:

1. Единство критерия для выделения одного порядка;

2. Соразмерность деления явлений и понятий;

3. Взаимоисключение выделяемых групп;

4. Многоступенчатость классификации;

5. Полнота классификации для каждой части объекта;

Полемика – это аргументированное обсуждение в группе исследователей проблем и способов их решений. Полемика позволяет находить дополнительные аргументы, оттачивать формулировки, усиливать доказательства. Основой полемики должны служить результаты или методологические подходы, формируемые на профессиональной основе.

Специфические методы исследования: отражают специфику объекта исследования, его предмет и задачи.

Методы экспертного оценивания.

Для получения необходимой информации при проведении экспертного оценивания применяют различные виды опроса экспертов – интервьюирование, дискуссии, анкетирование.

Интервьюирование – это устный опрос эксперта. Тема обсуждения сообщается заранее, но вопросы ставятся непосредственно в процессе беседы. Интервьюирование применяют для выявления спектра мнений экспертов по сложным проблемам неструктурированного характера.

Дискуссии, чаще всего, используются в качестве способов (или методов) согласования оценок экспертов (в процессе проведения экспертизы):

- «мозговая атака». Первый этап – «принудительный» опрос группы экспертов, второй этап – свободное высказывание мнений или идей (по методу генерации идей). Проводится одно или ряд заседаний. Организатор должен исключить критику предложений экспертов. Разрешаются высказывания новых идей и выступления только в развитие предыдущего предложения;

- метод «ситуационного анализа». Для метода характерна поэтапная организация процесса активного сбора, оценки и переработки имеющейся первичной информации и производство новой - вторичной информации аналитического и прогнозного характера. Объектом исследования является новая ситуация. Наиболее успешное применение метода тогда, когда проблема носит ярко выраженный ситуационный характер.

Анкетирование предполагает опрос в письменной форме с помощью анкет («вопросников»).

Наиболее известны: анкетные методы экспертного оценивания и методы групповой экспертизы.

К анкетным методам относятся: метод ранжирования, метод нормирования, метод парных сравнений.

Достоинства анкетных методов:

- простота проведения;

- относительно малая стоимость;

- возможность одновременного охвата больших групп конечных пользователей;

- возможность получения количественных результатов на основе статистического анализа экспертных данных.

Недостатки анкетных методов:

- незнание отношения опрашиваемого к вопросам в анкете: серьезное или нет, есть ли заинтересованность в результатах;

- неуверенность в том, правильно ли были поняты вопросы, поставленные в анкете;

- субъективность интерпретации вопросов экспертом;

- неполнота и невозможность частичных ответов на вопросы.

Метод ранжирования. Состоит в том, что эксперт предлагается присвоить числовые ранги каждому из приведенных анкете факторов. Например, ранг, равный единице, присваиваете наиболее важному, по мнению эксперта, фактору, а ранг, равный двум присваивается следующему по важности фактору.

Метод Дельфи.

Метод представляет собой ряд последовательных процедур, направленных на формирование группового мнения экспертов. Характерные особенности метода:

- анонимность;

- регулируемая обратная связь;

- формирование групповой оценки на основе статистической обработки индивидуальных оценок экспертов;

- многошаговый характер оценивания.

Анонимность – предполагает использование специальных вопросников и других средств индивидуального опроса. Анонимность опроса позволяет ослабить влияние отдельных «доминирующих» экспертов. Поскольку ответы экспертов анонимны, они имеют возможность пересмотреть свои мнения, данные на предыдущем туре, и при желании исправить оценки.

Технология формирования коллективного мнения основана на идеологии метода Дельфи. В отличие от метода комиссий, в котором специалисты обсуждают проблему за «круглым столом», в методе Дельфи создаются условия, исключающие непосредственное общение между членами экспертной группы. Вместо коллективного обсуждения проблемы проводится индивидуальный опрос в форме анкет для выяснения относительной важности (полезности) оцениваемых факторов. Затем производится статистическая обработка анкет и формируется коллективное суждение группы и вся обобщенная информация в форме анкет сообщается экспертам.

Участников опроса просят пересмотреть оценки и объяснить причины своего несогласия с мнением коллектива. Процедура повторяется несколько раз (3-4 раза), что позволяет сузить разброс оценок и избежать некоторых недостатков метода комиссий, связанных с психологией группы.

На заключительном этапе формируется групповая оценка для каждого из факторов (альтернатив) как средневзвешенная по оценкам каждого из экспертов с учетом весовых коэффициентов экспертов, характеризующих уровень их компетентности.

Тестовый метод использует контрольные воздействия (тесты) и последующее сравнение ответных реакций контролируемого объекта с заранее заданным результатом.

Деловая и инновационная игра.

Деловая игра представляет собой имитационную модель производственно-хозяйственной или управленческой деятельности, отражающей функционирование организации путем взаимодействия игровых групп. Участники деловой игры согласно ее целям и правилам принимают решение и организуют исполнение принятых решений в конкретной обстановке взаимосвязанных ситуаций, проверяют новые принципы или законы управления, анализируют их эффективность применительно к решению управленческих задач и конкретных ситуаций. В ее основе лежит игровая имитация, основанная на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни и представляющая собой динамическую модель упрощенной действительности.

Реализуется данная модель благодаря действиям участников игры, которые берут на себя роли управленцев или политических деятелей и разыгрывают заданную хозяйственную, управленческую или политическую ситуацию на основе определенных правил и ограничений. В структуре деловой игры есть такие элементы как роли, ролевые цели, ролевые действия на основе правил.

Инновационные игры – системный метод решения сложных проблем деятельности социальных групп и человека, опыт организации саморазвития социальных групп.

Методы анализа документов можно подразделить:

1. Традиционные, или качественные. Что представляет собой документ, каков его контекст, кто автор, каковы цели создания, какова надежность, каково общественное действие. К ним относятся исторический анализ, политический анализ, литературоведческий, психологический, логический анализ.

2. Качественно-количественные, формализованные, или контент-анализ

Контент-анализ – это качественно-количественный социологический метод исследования, при котором измеряются характеристики множества текстов однотипных документов по ряду формализованных категорий и признаков. Этот метод позволяет объективно зафиксировать и количественно измерить некоторые характеристики текстов, визуальных или звуковых документов.

Основные требования к контент-анализу:

- систематичность (содержание должно быть упорядочено в категориях, которые будут применены при исследовании);

- измеримость (выраженность результатов в количественных показателях частоты употребления, объема, согласно проведенной кодификации).

Виды контент-анализа:

По функциям:

- поисковый – направленный на проверку выдвинутой гипотезы, выявление неизвестных тенденций;

- контрольный – связанный с более точным определением уже известного (более или менее) содержания.

По характеру:

- направленный, когда точно известно, что нужно измерять;

- ненаправленный, когда исследователь действует интуитивно, не систематизируя заранее объекта исследования.

Таким образом, в настоящее время методы исследования социально-экономических процессов широко применяются при исследовании политических явлений и процессов и в той или иной мере способствуют их всестороннему анализу. Однако для повышения эффективности их использования они должны быть соответствующим образом организованы.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.