Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Актуальные проблемы и задачи этнопедагогики в современных условиях

После распада СССР в национальных республиках начался процесс резкого перехода к обучению на родном языке, нередко в ущерб русскому.

Докторские исследования, защищенные с 1991 по 1995 г.: И. Арабова (Таджикистан),К. Пирлиева (Татарстан), Х. Ф. Анаркулова (Кыргыстан), С.С. Булатова, Н. Сафарова (Узбекистан),С.А. Узакбаевой (Казахстан), В.Ф. Канева, В.И. Прокопенко, А.Л. Бугаевой (народы Севера), И.А. Шорова (Адыгея) составляют примерно 90% от всех работ по этнопедагогической тематике.

Начиная с 1996 г.наблюдается спад научных интересов к проблемам эт-нопедагогики. С 1998 г. снова активизируется деятельность ученых по рассмотрению различных аспектов этнопедагогики.

Коротко проследив становление этнопедагогики, можно сделать следующие выводы: этнопедагогическое знание зародилось в глубокой древности и развивалось на протяжении всей истории человечества. В настоящее время этнопедагогика – это междисциплинарная отрасль научного знания, изучающая народную культуру и традиционное народное воспитание (народную педагогику) с целью использования их прогрессивного воспитательного потенциала в современном воспитании и обучении.

5. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ КАЗАХСТАНА:

1)тюркский этап с 6-го по 14-15 вв. (появление древнетюркских письменных памятников, наследия Аль Фараби, творений мыслителей и поэтов эпохи распада Золотой Орды)

2) 15-17 вв. (развитие этнопедагогической мысли связывают с образованием Казахского ханства)

3)развитие этнопедагогической мысли с 1917 года по современные дни

Калиев С.К. выделяет этапы исследования этнопедагогики в Казахстане

1 этап: мысли и взгляды о национальном воспитании, обычаях и традициях народа впервые отражены в трактатах и путевых заметках демократов-просветителей (Ч.Валиханов, И.Алтынсарин), ученых-этнографов и путешественников во 2-ой половине 19 века (Э.С. Вульфсон, П.С. Памас, А.Вамбери, А.Левшин, В.Радлов, А.Янушевич, Г.Потанин, Н.Л.Зеланд)



2 этап:в 20-30 годах 20 века специально обращались к этому вопросу А.Диваев, А.Байтурсынов, С.Торайгыров, М.Дулатов, Н.Кулжанов, М.Ауэзов

3 этап: после 45-летнего перерыва в 1970-90гг. возобновляется исследование казахской этнопедагогики М.Габдуллиным, Б.Адамбаевым, И.Оршикбаевым, С.Калиевым, К.Сейталиевой, А.Табылдиевым, С.Узакбаевым, М.Курсабаевым, К.Ж. Кожахметовой, К.Б. Жарикбаевым.

 

общее особенное единичное

           
     

 


педагогическая наука этнопедагогика казахская этнопедагогика

ПЕДАГОГИКА

казахская философия социальная педагогика

 

этнокультура КАЗАХСКАЯ народная педагогика

ЭТНОПЕДАГОГИКА

этнология этнопсихология

 

Самые ранние образцы письменности предков казахов называются «Орхоно-Енисейские надписи» или древнетюркское руническое письмо. Относятся они к 7-11 вв. нашей эры, высечены на камнях, скалах, содержали: историко-иографические тексты, эпитафии, в которых отражено восхваление власти, батыров. Самые крупные памятники найдены в Монголии. Они были построены в честь тюрков – Бельге-каганы, его брата, полководца – Кюль-бегина (732-735 вв.), советника тюньюсуна (716).

Другой памятник – огузский героический эпос «Китабы Коркыта» («Книга моего деда Коркыта»), который сохранился и содержит нравственные понятия, где говорится о беспрерывных войнах огузов со своими соседями Основной мотив его книги: воспитание детей в духе верности заветам предков, воспитание детей в духе героизма и бесстрашия.

Как рассматривал педагогику Аль Фараби (870-950 гг. н.э. г. Отрар). Педагогические воззрения тесно связаны с его философскими и этическими взглядами. Педагогику рассматривает как часть философии, искусства управления волей и желаниями, воспитания человека в определенном направлении соответствующими методами и средствами. Он считает, что способности людям даны от природы. Особую роль в воспитании молодежи отводит нравственному воспитанию

Одним из памятников древности, имевшим ценное педагогическое значение является «Кабаснума», написанный в 1082-1083 гг.Кайкуас написал в 63г. и посвятил ее своему сыну Гиланшаху: «Самое ценное в моей жизни – вот эта книга, которую я написал для тебя». Состоит из 43 глав; практических советов и рекомендаций о познании Аллаха, о сдержанности, уважении родителей, об уважении ораторского искусства, о старости и молодости,

В Бухаре жил выдающийся философ, поэт, медик, естествоиспытатель, математик Абу Али Ибн Сина (латинизированное Авиценна, 980-1037 гг.), Его трактат:«О добре и зле» посвящен проблемам этики и нравственности.

В книге «Ва Таубири манзел» («Семейное хозяйство») он выделил особый раздел, который назвал «обучение и воспитание детей в школе», обозначил идею всеобщего обучения для всех детей, разработал рекомендации, в которых говорилось о необходимости применять методы беседы в обучении, сочетать умственные занятия с физическими упражнениями и игрой. Авиценнаизлагает общие основы семейного воспитания «если семья правильно исполняет воспитательные приемы, то достигнет счастья в своей жизни».В книге выделает особый раздел: «Отношение отца к воспитанию детей».

Абу – Райхан аль Бируни(из Харезмы 973-1048 гг.) – ученый-географ, астроном, за 500 лет до Коперника высказал мысль о вращении земли вокруг Солнца. В исследовании сборника «Памятники минувших поколений» (хронология) рассматривает суть таких понятий, как: истина и ложь, добро и зло, скромность, кичливость, образованность и невежество, т.е. проблемы нравственности. В основе формирования личности – лежит труд, так как желание достигается лишь приложением труда.

Юсуф Баласагуни (11 век) написал в 1069 г. поэму «Кутадгу билик» («Знание дающее счастье», «Знание достойное царей».Состоит из 6520 бейтов и приложения – 124 бейта, 85 глав. Бейт – двустишие Он считает, что – проблема счастья, милосердия, зависит от образа жизни человека.

Следующий ученый Махмуд Кашгари (туркменский ученый, 11 век), автор книги - словаря «Диван лугатиттюрк», в котором содержатся поговорки, пословицы, стихотворные строки и другие памятники туркменского народного творчества. Это энциклопедия народной жизни раннего средневековья (о хозяйстве, быте, языках, фольклоре, географии, культуре тюркских народов)

Он осуждал такие качества человека, как: алчность трусость подлость Проповедовал: мудрость, доброжелательность.

Асан кайгы. Развивал мысль о совершенствовании, как основе поведения человека. В своих произведениях сочувствовал тяжелому положению своих сородичей. По его мнению – хорошая речь, умное слово, одно из показателей нравственного воспитания человека.

Педагогическая мысль Казахстана в 18 веке в период джунгарского нашествия представлена творчеством Актамберды –жырау (1675-1768), Бухыр-Жырау (1693-1787), Шал-кумке-улы (1748-1814).

Вопросы народного воспитания в трудах казахских педагогов и просветителей (Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А. Байтурсынова и др.). Современное состояние и перспективы этнопедагогической науки в Казахстане.

Труды Чокана Валиханова:

«Следы шаманства у киргизов»

«О родословной киргизов», «Тюнгри»,

«Записки о киргизах», «Очерки о джунгарии» и т.д.

Ибрай Алтынсарин:

1. Культура развития казахского народа

2. Осознание тружениками своего бесправного положения 3

3. Знания рассматриваются как фактор момента

самосовершенствования человека

«Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе»

«Обычаи при похоронах и поминках»

«Киргизская хрестоматия»

«Мактубат»

Структура хрестоматии:

1. Стихи, рассказы, сказки

2. Рассказы для взрослых

3. Образцы устного народного творчества

4. Пословицы, поговорки

Народная мудрость – играет роль воспитательницы в народной педагогике.

 

Абай Кунанбаев:

Чтоб человеком ты был

И вровень с веком ты был

И не жил суетой

Ты 5 врагов покори и

5 друзей избери:

Злословие, ложь, хвастовство

Тщету пустую и лень

Смети с пути своего

Правдивость, ясная мысль,

Упорство, скромность, труд

Тщеславный – любящий славу и кичливо выставляющий свои достоинства. Философская идея – «Адам бол» - будь, стань человеком

Программа «Атамекен» (исследование НИИ им.Алтынсарина) рассчитана на организацию внеклассную и внешкольную воспитательную, образовательную работу с 1 по 11 класс и состоит из 30 направлений.

Цель: воспитание должно осуществляться на прогрессивных традициях и знакомстве с его духовной культурой.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.