Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Жюль ГЕД. Женщина – узница Бастилии брака

Ин­те­рес к ген­дер­ной теме в рос­сий­ской левой и ли­бе­раль­ной среде обост­рил­ся из-за ини­ци­а­тив «мо­ра­ли­стов» из «Еди­ной Рос­сии», ко­то­рые так силь­но оза­бо­че­ны спа­дом рож­да­е­мо­сти в нашей стране, что на­прочь за­бы­ли о её со­ци­аль­ных про­бле­мах. И этот мо­ра­лизм силь­но раз­дра­жа­ет. Од­на­ко в ходе спора с мо­ра­ли­ста­ми от пар­тии вла­сти вы­яс­ни­лось, что мно­гие левые ак­ти­ви­сты имеют о ген­дер­ном во­про­се весь­ма ли­бе­раль­ные пред­став­ле­ния. Обид­ней всего, что часто де­ба­ты между фе­ми­нист(к)ами и за­щит­ни­ка­ми «пат­ри­ар­халь­но­го ада» сво­ди­лись к тому, кто дол­жен сти­рать носки с тру­са­ми, да ва­рить борщ. Чест­ное слово: жаль, что такое вкус­ное укра­ин­ское блюдо с чьей-то по­да­чи стало сим­во­лом жен­ско­го раб­ства.

Ста­тьи фран­цуз­ско­го со­ци­а­ли­ста Жюля Геда о жен­ском во­про­се немно­го уста­ре­ли. Но они хо­ро­ши тем, что Гед их на­пи­сал тогда, когда эта тема ещё не была за­га­же­на ли­бе­ра­ла­ми. Гед пред­став­ля­ет неза­мут­нён­ный марк­сист­ский, кол­лек­ти­вист­ский взгляд на мо­раль, во­вле­че­ние жен­щин в про­из­вод­ство, ма­те­рин­ство. На­при­мер, в со­вре­мен­ной ле­во­ли­бе­раль­ной среде пре­воз­но­сить ма­те­рин­ство счи­та­ет­ся дур­ным тоном, а Гед на­зы­ва­ет ма­те­рин­ство «выс­шей со­ци­аль­ной функ­ци­ей», так как жен­щи­на, рожая ре­бён­ка, «де­ла­ет бес­смерт­ным че­ло­ве­че­ство, вос­про­из­во­дя его». А глав­ное, Гед до­ка­зы­ва­ет, что ре­во­лю­ция в об­ла­сти се­мей­ных от­но­ше­ний «не может пред­ше­ство­вать, а может лишь явить­ся след­стви­ем эко­но­ми­че­ской и со­ци­аль­ной ре­во­лю­ции». Неко­то­рые люди, ко­то­рые се­год­ня на­зы­ва­ют себя марк­си­ста­ми, смот­рят на этот во­прос иначе — как ли­бе­ра­лы. С дру­гой сто­ро­ны, нема­ло среди них и тех, кто за­стрял во вре­ме­нах Жюля Геда и Поля Ла­фар­га, когда жен­щи­на дей­стви­тель­но была бес­прав­ной уз­ни­цей «Ба­сти­лии брака», не имея даже права на раз­вод. Так или иначе, всем, кто хочет вы­стра­и­вать свои рас­суж­де­ния на се­рьёз­ной тео­ре­ти­че­ской и ис­то­ри­че­ской базе, будет по­лез­но про­честь ста­тьи Геда из серии «Жен­щи­на и бур­жу­аз­ное об­ще­ство», на­пи­сан­ные в пер­вой по­ло­вине 80-х годов XIX века.



Ре­дак­тор сайта «Новый смысл» Дмит­рий Жва­ния

Сред­нее жен­ское об­ра­зо­ва­ние и мо­раль

Жюль Гед

— «За­по­ве­ди церк­ви» могут на­ру­ше­ние из­вест­ных ри­ту­а­лов, неис­пол­не­ние из­вест­ных це­ре­мо­ний упо­до­бить самым гнус­ным пре­ступ­ле­ни­ям, про­тив ко­то­рых воз­му­ща­ет­ся об­ще­ствен­ное со­зна­ние.

Но не одна толь­ко цер­ковь уста­но­ви­ла «ри­ту­а­лы» и «це­ре­мо­нии». У го­су­дар­ства есть свои «за­по­ве­ди» — или за­ко­ны, — на­ру­ше­ние ко­то­рых упо­доб­ля­ет ви­нов­ни­ков ве­ли­чай­шим пре­ступ­ни­кам. Разве не под­вер­га­ют­ся штра­фу и тю­рем­но­му за­клю­че­нию со­брав­ши­е­ся на сход­ку или со­ста­вив­шие об­ще­ство без фор­маль­но­го за­яв­ле­ния или пред­ва­ри­тель­но­го раз­ре­ше­ния, как и те, кто по­ку­сил­ся на сво­бо­ду или жизнь себе по­доб­ных? <…>

<…>

А разве по­ло­вой союз, вос­про­из­ве­де­ние на­ше­го вида не под­чи­не­ны граж­дан­ско­му «ри­ту­а­лу», на­ру­ше­ние ко­то­ро­го де­ла­ет па­ри­ей не толь­ко жен­щи­ну, ко­то­рая его не вы­пол­ни­ла, но и ре­бён­ка, ко­то­рый мог бы от этого про­изой­ти и ко­то­рый пе­ре­ста­ёт быть за­кон­ным и ста­но­вит­ся по­боч­ным или неза­кон­но­рож­дён­ным?

Так на­зы­ва­е­мые божьи за­по­ве­ди «раз­ли­ча­ют» во­ров­ство и убий­ство, ко­то­рые за­пре­ще­ны лишь в из­вест­ных слу­ча­ях и «раз­ре­ше­ны или тер­пи­мы в дру­гих».

Но то же «раз­ли­чие» от­ли­ча­ет за­по­ве­ди го­су­дар­ства. Для бур­жу­аз­ной мо­ра­ли, как и для мо­ра­ли ре­ли­ги­оз­ной, су­ще­ству­ет за­кон­ное во­ров­ство и за­кон­ное убий­ство.

Разве в то время, как несчаст­но­му за­пре­ще­но – под стра­хом ка­тор­ги – уто­лить голод чужим хле­бом, пред­при­ни­ма­те­ли, ин­ди­ви­ду­аль­ные и кол­лек­тив­ные, ли­ше­ны воз­мож­но­сти – в форме при­бы­ли или ди­ви­ден­дов – от­ни­мать у мил­ли­о­нов людей про­дукт их труда? Разве в то время, как убий­ство при по­мо­щи ножа или ре­воль­ве­ра ведёт через суд при­сяж­ных на эша­фот – на­про­тив, по­сто­ян­но со­вер­ша­ю­щи­е­ся убий­ства на трёх­стах фаб­ри­ках или за­во­дах Фран­ции при по­мо­щи ка­торж­но­го 15- и 16-ча­со­во­го ра­бо­че­го дня, руд­нич­но­го газа или отрав­лен­ной и рас­ка­лён­ной ат­мо­сфе­ры ма­стер­ских ме­ха­ни­че­ской чёски шер­сти, не ведёт па­тен­то­ван­ных убийц, на­про­тив, к бо­гат­ству и по­че­стям? <…>

<…>

По части «пат­ри­о­тиз­ма» мы видим, что ка­пи­тал не имеет, не дол­жен иметь оте­че­ства или – что сво­дит­ся к тому же, — что его оте­че­ство там, где он боль­ше при­но­сит при­бы­ли, хотя бы это было у врага: ubi bene, ibi patria. Мы тут на­хо­дим даль­ше, что низ­кая цена ра­бо­чей силы долж­на быть выс­шим за­ко­ном – suprema lex – и что не толь­ко до­пу­сти­мо, но обя­за­тель­но, — там, где ита­льян­ские и ис­пан­ские руки стоят де­шев­ле – да­вать ра­бо­ту этим ино­стран­ным рукам за счёт оте­че­ствен­ных же­луд­ков; и что там, где есть по­лу­вар­ва­ры, как ки­тай­цы, ко­то­рые в со­сто­я­нии жить, т. е. ра­бо­тать, пи­та­ясь гор­стью риса, не толь­ко можно, но и долж­но на­би­рать жёл­тых ра­бо­чих и остав­лять уми­рать с го­ло­ду белых ра­бо­чих, своих со­оте­че­ствен­ни­ков.

«В ин­те­ре­сах ре­бён­ка и жен­щи­ны – ре­во­лю­ци­он­ный со­ци­а­лизм за­яв­ля­ет об аб­со­лют­ной необ­хо­ди­мо­сти раз­ру­шить Ба­сти­лию брака»

По части «лич­но­го до­сто­ин­ства» мы видим, что, так как жен­щине, ко­то­рая может жить на доход от сво­е­го пола, можно пла­тить за ту же ра­бо­ту мень­ше, чем муж­чине, ка­пи­та­ли­сти­че­ская спе­ку­ля­ция была права, пре­вра­тив, рискуя вы­рож­де­ни­ем вида, по­сто­ян­ную про­из­во­ди­тель­ни­цу рода че­ло­ве­че­ско­го, alma parens, мать че­ло­ве­ка, в ма­ши­ну для из­вле­че­ния при­бы­ли и – неиз­беж­ное след­ствие – в ма­ши­ну для на­сла­жде­ния. Мы на­хо­дим здесь за­щи­ту ра­бо­ты в про­мыш­лен­но­сти, т. е. до­ве­де­ния до иди­о­тиз­ма детей, предо­став­лен­ных с 10-лет­не­го воз­рас­та без раз­ли­чия пола всем дур­ным вли­я­ни­ям фаб­ри­ки. <…>

<…>

По части «об­ще­ствен­ной со­ли­дар­но­сти» мы на­хо­дим за­щи­ту про­тив нас, воз­ве­де­ние в кра­е­уголь­ный ка­мень ци­ви­ли­за­ции по­сто­ян­ной и нерав­ной борь­бы между тру­дом и ка­пи­та­лом за рас­пре­де­ле­ние про­дук­тов труда. Мы на­хо­дим здесь за­яв­ле­ние об­ще­ствен­ной необ­хо­ди­мо­сти кон­ку­рен­ции между ка­пи­та­ли­ста­ми и фаб­ри­кан­та­ми, ис­клю­чи­тель­но за­ня­ты­ми сбы­том своих про­дук­тов, раз­ме­ще­ни­ем своих то­ва­ров про­тив или вза­мен кон­ку­рен­та. Это как будто че­ло­ве­че­ский идеал: борь­ба за жизнь с её ра­не­ны­ми и уби­ты­ми; че­ло­век, спу­щен­ный с цепи, как волк про­тив че­ло­ве­ка, и новый лю­до­ед, жи­ву­щий за счёт ра­зо­ре­ния и ги­бе­ли ближ­не­го, даже без того из­ви­не­ния, что он пи­та­ет­ся тру­пом, — ко­то­рый про­па­да­ет без поль­зы.

По части «про­грес­са» мы видим обо­жеств­ле­ние ма­ши­ны, ко­то­рая в об­ще­стве, ос­но­ван­ном на соб­ствен­но­сти, яв­ля­ет­ся и не может не яв­лять­ся лишь ору­ди­ем ги­бе­ли, бес­ко­неч­но удли­няя ра­бо­чий день, со­зда­вая чу­до­вищ­ное яв­ле­ние – ноч­ной труд и умно­жая без­ра­бо­ти­цу, этот со­вре­мен­ный голод че­ло­ве­че­ско­го и со­ци­аль­но­го про­ис­хож­де­ния.

Мы видим осуж­де­ние на по­гло­ще­ние про­ле­та­ри­а­том – этим эко­но­ми­че­ским адом – всего сред­не­го клас­са, мел­ких про­мыш­лен­ни­ков, мел­ких тор­гов­цев и мел­ких соб­ствен­ни­ков, дни коих со­чте­ны и ко­то­рых ничто не может спа­сти от экс­про­при­а­ции, ко­то­рую при­но­сит с собой раз­ви­тие круп­ной про­мыш­лен­но­сти, круп­ной тор­гов­ли и круп­но­го сель­ско­го хо­зяй­ства. Одним сло­вом, мы видим здесь то, что есть – уве­ли­че­ние ко­ли­че­ства про­дук­тов, при­во­дя­щее к об­ни­ща­нию про­из­во­ди­те­лей, т. е. ни­ще­ту, при­хо­дя­щую от бо­гат­ства и про­пор­ци­о­наль­ную этому бо­гат­ству.

Свет­ское ду­хо­вен­ство… может сде­лать из них (бур­жу­аз­ных ба­ры­шень) жен­щин-вра­чей, жен­щин-юри­стов, жен­щин-лек­то­ров, кан­ди­да­ток, т. е. бур­жу­аз­ных жен­щин всех видов: оно не может сде­лать из них жен­щин в че­ло­ве­че­ском смыс­ле этого слова; точно так же, как оно де­ла­ет бур­жуа раз­лич­ных на­име­но­ва­ний из сы­но­вей бур­жу­а­зии, ко­то­рых еже­год­но предо­став­ля­ют вли­я­нию его ум­ствен­но­го она­низ­ма.

“L’ Egalite” («Ра­вен­ство»), 29 ян­ва­ря 1882 года

Гос­по­ди­ну Льву XIII, Папе по зва­нию, в его Ва­ти­кан­ский дво­рец, в Рим

«Жен­щи­на в ка­пи­та­ли­сти­че­скую эпоху не может про­жить са­мо­сто­я­тель­но, своим тру­дом. …она вы­нуж­де­на вы­пра­ши­вать недо­ста­ю­щие сред­ства у муж­чи­ны»

Ра­вен­ство прав и обя­зан­но­стей – та­ко­ва, дей­стви­тель­но, цель, к ко­то­рой мы стре­мим­ся, как и Ин­тер­на­ци­о­нал, сде­лав­ший это своим де­ви­зом; мы толь­ко к этому и стре­мим­ся; <…>

<…>

… ра­вен­ство, ко­то­ро­го мы хотим, ма­те­ри­аль­ное и непо­сред­ствен­ное, не имеет ни­че­го об­ще­го с ра­вен­ством еван­гель­ским, пла­то­ни­че­ским, незем­ным…

<…>

Ко­неч­но, се­рьёз­ный и доб­ро­со­вест­ный ум не может сме­шать ста­рую общ­ность иму­ществ неко­то­рых хри­сти­ан­ских сект, ос­но­ван­ную на пре­зре­нии, на рав­но­ду­шии к этим «пре­хо­дя­щим» бла­гам, с тем, что на­зы­ва­ют те­перь ком­му­низ­мом или «кол­лек­ти­виз­мом», стре­мя­щим­ся к об­ще­му или кол­лек­тив­но­му вла­де­нию всем су­ще­ству­ю­щим ка­пи­та­лом с целью обес­пе­че­ния каж­до­му поль­зо­ва­ния всеми про­дук­та­ми его труда или его ак­тив­но­сти, при­ло­жен­ной к ка­пи­та­лу. Невоз­мож­но, не кле­ве­ща, не от­ли­чить хри­сти­ан­ско­го брака, тер­пи­мо­го по­то­му, что «лучше всту­пить в брак, чем быть рас­па­лён­ным по­хо­тью» и пре­вра­тив­ше­го­ся в по­сто­ян­ное из­на­си­ло­ва­ние, по слову Павла – так, что «тело жен­щи­ны при­над­ле­жит не ей, а её мужу» и vice virsa, — от по­ло­вых от­но­ше­ний, ко­то­рых мы хотим: со­вер­шен­но сво­бод­ных во вре­ме­ни и про­стран­стве, так как вне пол­ней­шей сво­бо­ды и по­сто­ян­но­го сов­па­де­ния двух воль для нас ни­че­го нет, кроме про­сти­ту­ции и жи­вот­но­сти.

… наи­худ­шая из ти­ра­ний, ска­жем прямо, ти­ра­ния ле­галь­но­сти…

Пись­мо на­пи­са­но в ян­ва­ре 1879 года в тюрь­ме Сент-Пе­ла­жи, где Гед от­бы­вал за­клю­че­ние

Кол­лек­ти­визм и семья

<…> Вся эво­лю­ция че­ло­ве­че­ства по­ка­зы­ва­ет, что так на­зы­ва­е­мые се­мей­ные от­но­ше­ния все­гда и везде опре­де­ля­лись фор­мой или усло­ви­я­ми соб­ствен­но­сти и ме­ня­лись вме­сте с ними.

Когда земля на­хо­дит­ся в общем вла­де­нии пле­ме­ни, нет семьи вне пле­ме­ни, ко­то­рое яв­ля­ет­ся отцом и ма­те­рью всех детей и со­об­ща за­бо­тит­ся об их со­хра­не­нии и раз­ви­тии.

Ин­ди­ви­ду­аль­ной соб­ствен­но­сти, ос­но­ван­ной, как в Риме, на праве поль­зо­ва­ния и зло­упо­треб­ле­ния, — jus utendi et abutendi – со­от­вет­ству­ет рим­ская семья с пра­вом жизни и смер­ти мужа над женой, отца над детьми.

Фе­о­даль­ная соб­ствен­ность ведёт к фе­о­даль­ной семье: право стар­шин­ства, ли­ше­ние до­че­рей права на­сле­до­вать и проч.

С точки зре­ния хри­сти­ан­ства, «лучше всту­пить в брак, чем быть рас­па­лён­ным по­хо­тью»

След­стви­ем бур­жу­аз­ной соб­ствен­но­сти на­сто­я­ще­го вре­ме­ни, огра­ни­чен­ной в из­вест­ной мере от­чуж­де­ни­ем на ос­но­ва­нии об­ще­ствен­ной по­лез­но­сти и дру­гих ле­галь­ных серви­ту­тов, яв­ля­ет­ся семья, огра­ни­чен­ная раз­дель­ным жи­тель­ством, если не раз­во­дом, обя­за­тель­ным со­дер­жа­ни­ем и вос­пи­та­ни­ем детей и пр.

И хо­теть, чтобы из новой кол­лек­тив­ной или со­ци­аль­ной соб­ствен­но­сти, раз уста­нов­лен­ной, не воз­ни­ка­ла целая со­во­куп­ность новых от­но­ше­ний между раз­лич­ны­ми со­став­ны­ми эле­мен­та­ми семьи, — т. е. между муж­чи­ной , жен­щи­ной и ре­бён­ком, — это зна­чи­ло бы стро­ить на чуде, ко­то­ро­го мы к тому же ни за что не хо­те­ли бы.

Для того чтобы с дру­гой сто­ро­ны, неволь­но или нет, кол­лек­ти­визм был при­зван… раз­ру­шить семью, надо было бы, чтобы семья при на­сто­я­щем ре­жи­ме сама не раз­ру­ша­лась по­не­мно­гу с каж­дым днём.

С тех пор, как жен­щи­на, пре­вра­щён­ная в ра­бот­ни­цу, за­хва­че­на была ко­лё­са­ми круп­ной про­мыш­лен­но­сти; с тех пор, как ре­бё­нок по­сле­до­вал за ней в этой роли более де­шё­во­го ору­дия – или при­слу­ги при ору­дии, — что оста­ёт­ся от ра­бо­че­го до­маш­не­го очага? Ни­че­го, или, ещё хуже, тре­во­ги и ли­ше­ния. Самое ма­те­рин­ство было по мере воз­мож­но­сти за­пре­ще­но ма­те­ри, — про­ле­тар­ской, — тру­до­вую силу ко­то­рой «фи­лан­тро­пи­че­ски» при­зва­ны были осво­бо­дить ясли и при­юты, к ве­ли­чай­шей вы­го­де для ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го про­из­вод­ства. Не го­во­ря уже о том, что к днев­но­му труду, опу­сто­ша­ю­ще­му ко­лы­бель, при­ба­вил­ся ноч­ной, опу­сто­ша­ю­щий брач­ное ложе, так что от семьи оста­ют­ся одни обя­за­тель­ства: квар­ти­ра, пла­тье, стол и пр.

Уби­тая ин­ду­стри­а­лиз­мом, не же­ла­ю­щая знать ни пола, ни воз­рас­та снизу, семья вы­жи­ла, может быть, на­вер­ху: в том клас­се, ка­пи­та­лы коего вы­рас­та­ют их этих руин ра­бо­чей семьи? Тоже нет. Всё чаще и чаще среди тех, кто «ро­дил­ся с се­реб­ря­ной лож­кой во рту», все функ­ции, нор­маль­но со­став­ля­ю­щие функ­ции семьи, вы­пол­ня­ют­ся по­сто­рон­ни­ми и за день­ги.

«Невоз­мож­ность раз­ре­ше­ния во­про­са о по­ло­вых от­но­ше­ни­ях в смыс­ле сво­бо­ды – и че­ло­ве­че­ско­го до­сто­ин­ства – со­став­ля­ет неотъ­ем­ле­мый при­знак су­ще­ству­ю­ще­го об­ще­ства и ис­чез­нет толь­ко вме­сте с ним»

По­сто­рон­няя на­ём­ни­ца: кор­ми­ли­ца кор­мит и ба­ю­ка­ет ре­бён­ка!

По­сто­рон­ние на­ём­ни­цы: нянь­ка или нянь­ки оде­ва­ют, умы­ва­ют, кор­мят и гу­лять водят гос­по­ди­на-мла­ден­ца!

По­сто­рон­ние на­ём­ни­ки: гу­вер­нёр, ко­то­рый дол­жен будет от­крыть ему путь ум­ствен­но­го раз­ви­тия, и раз­лич­ные пре­по­да­ва­те­ли, ко­то­рые будут его обу­чать — за день­ги – всему, чего чаще всего не знают ни ма­ма­ша, ни даже па­па­ша!

Бо­га­тая семья, — ко­то­рая одна толь­ко ещё со­хра­ня­ет ви­ди­мость жизни, — сама яв­ля­ет­ся уже не боль­ше как кас­сой, обес­пе­чи­ва­ю­щей фи­зи­че­ские и нрав­ствен­ные по­треб­но­сти ре­бён­ка, ко­то­рые удо­вле­тво­ря­ют­ся всё чаще вне её.

Но даже если бы было иначе, мы без огор­че­ния на­де­ли бы траур по ин­сти­ту­ту семьи, смысл су­ще­ство­ва­ния коего умень­ша­ет­ся по мере раз­ви­тия со­ци­аль­ной жизни.

В из­вест­ный мо­мент ис­то­рии че­ло­ве­че­ства семья, со­став­ля­ю­щая всё об­ще­ство, долж­на была за­бо­тить­ся обо всём. Это она из ре­бён­ка де­ла­ла че­ло­ве­ка. Она была обя­за­тель­ной и един­ствен­ной по­сред­ни­цей между че­ло­ве­че­ством на­рож­дав­шим­ся, ко­то­рое толь­ко через неё могло вос­поль­зо­вать­ся при­об­ре­тён­ны­ми до него зна­ни­я­ми.

Но уже те­перь кон­такт, сно­ше­ния мо­ло­дых по­ко­ле­ний с пред­ка­ми, про­ис­хо­дят, на­про­тив, со­ци­аль­но, через пуб­лич­ные школы. С дру­гой сто­ро­ны, жен­щи­на, су­ще­ство­ва­ние коей все­це­ло за­ви­се­ло от семьи, ко­то­рая, если была её тюрь­мой, слу­жи­ла в то же время опло­том про­тив враж­деб­ной среды, жен­щи­на уже в на­сто­я­щее время, хотя в форме со­вер­шен­но ру­ди­мен­тар­ной и неудо­вле­тво­ри­тель­ной, на­хо­дит в об­ще­стве сред­ства для са­мо­сто­я­тель­но­го су­ще­ство­ва­ния, ко­то­рые оста­ёт­ся толь­ко раз­вить. Т. е. за­щит­ная роль семьи для неё боль­ше не су­ще­ству­ет, оста­вив место роли угне­та­тель­ной.

Вот эту-то до­маш­нюю ка­тор­гу, — какой ис­клю­чи­тель­но яв­ля­ет­ся со­вре­мен­ная семья для жен­щи­ны, — кол­лек­ти­ви­сты на­де­ют­ся ви­деть увле­чён­ной в па­де­ние ка­пи­та­ли­сти­че­ской ка­тор­ги, какой яв­ля­ет­ся ин­ди­ви­ду­а­ли­зи­ро­ван­ная фаб­ри­ка. Дело идёт о том, чтобы по­кон­чить с по­вин­но­стя­ми аль­ко­ва и до­маш­не­го очага, та­ки­ми же тя­жё­лы­ми и уни­зи­тель­ны­ми, как и раб­ство фаб­ри­ки и ма­стер­ской. И таков будет ре­зуль­тат но­во­го по­ряд­ка, к ко­то­ро­му мы стре­мим­ся – не со­мне­вай­тесь в этом.

Когда бла­го­да­ря де­ин­ди­ви­ду­а­ли­за­ции средств про­из­вод­ства, тру­до­вое бла­го­со­сто­я­ние ста­нет до­ступ­ным всем, муж­чи­нам и жен­щи­нам, лич­ные услу­ги, им­мо­би­ли­зи­ру­ю­щие в на­сто­я­щее время всё более мно­го­чис­лен­ный кон­тин­гент при­слу­ги или за­го­ня­ю­щие жен­щи­ну в печ­ной или ноч­ной гор­шок, пре­вра­щая её самоё в при­слу­гу, пре­вра­тят­ся есте­ствен­но и фа­таль­но, — по­то­му что не будет боль­ше людей, на­столь­ко ли­шён­ных средств и са­мо­лю­бия, чтобы со­гла­сить­ся на это, — в услу­ги об­ще­ствен­ные, в ко­то­рых можно будет при­ме­нить раз­де­ле­ние труда, ма­ши­ну и пар, в ожи­да­нии элек­три­че­ства, что неиз­беж­но при­ве­дёт к луч­шей жизни, более де­шё­вой, а глав­ное, по­и­стине сво­бод­ной.

Что такое ны­неш­ние отели, пан­си­о­ны, клубы и пр., бла­го­да­ря ко­то­рым для бо­га­тых клас­сов сво­бо­да всё боль­ше и боль­ше за­ме­ня­ет обя­за­тель­ный at home бед­ня­ков, если не за­ро­дыш – очень несо­вер­шен­ный – но­во­го, по самой сущ­но­сти своей осво­бо­ди­тель­но­го ре­жи­ма, к ко­то­ро­му мы стре­мим­ся?

Сво­бо­да и до­сто­ин­ство по­ло­вых от­но­ше­ний, очи­щен­ных от их эко­но­ми­че­ской и мер­кан­тиль­ной сто­ро­ны; рав­ное ум­ствен­ное и му­скуль­ное раз­ви­тие ре­бён­ка, всех детей, и по­треб­ле­ние столь же ши­ро­кое, сколь и неза­ви­си­мое, все эти desiderata (ча­я­ния – ред. «Н. С.») будут осу­ществ­ле­ны для всех, муж­чин и жен­щин, ве­ли­кой че­ло­ве­че­ской се­мьёй, ко­то­рая со­здаст об­ще­ство, уми­ро­тво­рён­ное общ­но­стью иму­ществ и труда, между тем как они недо­сти­жи­мы для ма­ло­го об­ще­ства, каким яв­ля­ет­ся ин­ди­ви­ду­аль­ная семья, се­мья-тюрь­ма, — и тюрь­ма оди­ноч­ная…

«С тех пор, как жен­щи­на, пре­вра­щён­ная в ра­бот­ни­цу, за­хва­че­на была ко­лё­са­ми круп­ной про­мыш­лен­но­сти; с тех пор, как ре­бё­нок по­сле­до­вал за ней в этой роли более де­шё­во­го ору­дия – или при­слу­ги при ору­дии, — что оста­ёт­ся от ра­бо­че­го до­маш­не­го очага? Ни­че­го, или, ещё хуже, тре­во­ги и ли­ше­ния»

От­нюдь – по­вто­ряю это – не по­то­му, что мы со­би­ра­ем­ся раз­ру­шить её, непо­сред­ствен­но за­не­ся мо­тыгу на этот ве­ко­вой устой че­ло­ве­че­ства.

Но как на из­вест­ной сту­пе­ни раз­ви­тия про­ис­хо­дит от­де­ле­ние че­ло­ве­че­ско­го за­ро­ды­ша от матки, став­шей слиш­ком тес­ной, точно так же про­изой­дёт от­де­ле­ние раз­ви­то­го че­ло­ве­че­ства от мат­ки-се­мьи, ко­то­рая доль­ше не в со­сто­я­нии вме­щать его, не за­ду­шив.

***

…на­вер­ху, в иму­щем мень­шин­стве, семья ха­рак­те­ри­зу­ет­ся уда­ра­ми пе­ро­чин­но­го ножа в брач­ный кон­тракт или уда­ра­ми ножа или ре­воль­вер­ны­ми вы­стре­ла­ми в тело контр­аген­тов, а внизу, в про­ле­тар­ском боль­шин­стве, семья даёт о себе знать под видом тысяч детей, бро­шен­ных, му­ча­е­мых и под­вер­га­е­мых му­скуль­ной и по­ло­вой экс­плу­а­та­ции…

“Le Citoyen”(«Граж­да­нин»), 10 де­каб­ря 1881 г.

Ре­ше­ние во­про­са о раз­во­де

«В бур­жу­аз­ном об­ще­стве жен­щи­на осуж­де­на тор­го­вать своим телом, став­шим для неё глав­ным – или един­ствен­ным – сред­ством су­ще­ство­ва­ния»

Невоз­мож­ность раз­ре­ше­ния во­про­са о по­ло­вых от­но­ше­ни­ях в смыс­ле сво­бо­ды – и че­ло­ве­че­ско­го до­сто­ин­ства – со­став­ля­ет неотъ­ем­ле­мый при­знак су­ще­ству­ю­ще­го об­ще­ства и ис­чез­нет толь­ко вме­сте с ним.

Невоз­мож­ность эта – эко­но­ми­че­ско­го по­ряд­ка – дво­я­кая: она ка­са­ет­ся и жен­щи­ны и ре­бён­ка.

Жен­щи­на в ка­пи­та­ли­сти­че­скую эпоху не может про­жить са­мо­сто­я­тель­но, своим тру­дом. Даже вне мо­мен­тов, когда, по­гло­щён­ная выс­шей из со­ци­аль­ных функ­ций, она де­ла­ет бес­смерт­ным че­ло­ве­че­ство, вос­про­из­во­дя его, она, про­да­вая свою ум­ствен­ную и му­скуль­ную силу, на­хо­дит лишь под­соб­ный за­ра­бо­ток. Так как её за­ра­бот­ная плата обид­но мала, она вы­нуж­де­на вы­пра­ши­вать недо­ста­ю­щие сред­ства у муж­чи­ны.

Дру­ги­ми сло­ва­ми, она осуж­де­на тор­го­вать своим телом, став­шим для неё глав­ным – или един­ствен­ным – сред­ством су­ще­ство­ва­ния. И когда, путём са­мо­про­да­жи, про­из­ве­дён­ной раз на­все­гда, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся бра­ком, ей уда­лось – ценой каких бы то ни было по­вин­но­стей, — обес­пе­чить себе са­мо­со­хра­не­ние и пи­та­ние, я не вижу, как можно путём та­ко­го на­сто­я­ще­го рас­тор­же­ния до­го­во­ра, каким яв­ля­ет­ся раз­вод, за­ста­вить её пойти в дру­гое место… кор­мить­ся.

Кроме того, что её тело, неиз­беж­но пре­вра­ща­ю­ще­е­ся в товар, может быть, от упо­треб­ле­ния или из­но­шен­но­сти, ста­нет труд­но или невоз­мож­но при­стро­ить, она из двух видов про­сти­ту­ции, на ко­то­рые она осуж­де­на, имеет право сво­е­го окон­ча­тель­но­го про­сти­ту­и­ро­ва­ния пред­по­честь зло­упо­треб­ле­ни­ям про­сти­ту­ции раз­но­вре­мен­ной и мно­го­крат­ной.

Нерас­тор­жи­мость пер­во­го кон­трак­та или пер­вой сдел­ки – су­ще­ствен­ная га­ран­тия, ко­то­рой пре­ступ­но было бы её ли­шить.

Более, чем кто-ли­бо – в ин­те­ре­сах ре­бён­ка и жен­щи­ны – ре­во­лю­ци­он­ный со­ци­а­лизм за­яв­ля­ет об аб­со­лют­ной необ­хо­ди­мо­сти раз­ру­шить Ба­сти­лию брака.

И эта ре­во­лю­ция в от­но­ше­ни­ях между по­ла­ми, ко­то­рую де­ла­ют необ­хо­ди­мой всё более и более мно­го­чис­лен­ные воз­му­ще­ния уз­ни­ков этой Ба­сти­лии, не может пред­ше­ство­вать, а может лишь явить­ся след­стви­ем эко­но­ми­че­ской и со­ци­аль­ной ре­во­лю­ции.

Для того чтобы от­дель­ные лица до­би­лись са­мо­соб­ствен­но­сти, сво­бод­но­го рас­по­ря­же­ния самой ин­тим­ной ча­стью их лич­но­сти, надо, чтобы среда ин­ди­ви­ду­а­ли­сти­че­ская и соб­ствен­ни­че­ская усту­пи­ла место среде кол­лек­ти­ви­сти­че­ской и ком­му­ни­сти­че­ской.

Надо, чтобы своим осво­бож­дён­ным, нена­ём­ным тру­дом, воз­на­граж­дён­ным его про­дук­том, жен­щи­на могла, ра­бо­тая, жить са­мо­сто­я­тель­но, ибо толь­ко её эко­но­ми­че­ская са­мо­сто­я­тель­ность может дать ей воз­мож­ность быть сво­бод­ной в любви и друж­бе.

«Ре­во­лю­ция в от­но­ше­ни­ях между по­ла­ми, ко­то­рую де­ла­ют необ­хо­ди­мой всё более и более мно­го­чис­лен­ные воз­му­ще­ния уз­ни­ков Ба­сти­лии брака, не может пред­ше­ство­вать, а может лишь явить­ся след­стви­ем эко­но­ми­че­ской и со­ци­аль­ной ре­во­лю­ции»

Надо, чтобы во время бе­ре­мен­но­сти и корм­ле­ния, когда она путём этой ра­бо­ты ор­га­низ­ма фаб­ри­ку­ет боль­ше, чем про­дук­ты про­из­во­ди­те­лей, она могла бы быть со­ци­аль­но до­пу­ще­на поль­зо­вать­ся про­дук­та­ми ра­бо­ты эко­но­ми­че­ской.

Надо, с дру­гой сто­ро­ны, и в осо­бен­но­сти, чтобы, как в древ­них ком­му­ни­сти­че­ских пле­ме­нах, в ко­то­рых от­цов­ство под име­нем дядей при­над­ле­жа­ло всем взрос­лым муж­чи­нам, надо, чтобы ре­бё­нок, чтобы все дети, со­став­ля­ю­щие че­ло­ве­че­ство гря­ду­ще­го дня, со­дер­жа­лись за счёт че­ло­ве­че­ства на­сто­я­ще­го дня. …Семью надо рас­ши­рить, рас­про­стра­нить её на всё об­ще­ство для оди­на­ко­во­го са­мо­со­хра­не­ния и оди­на­ко­во­го раз­ви­тия все сы­но­вей че­ло­ве­че­ских без раз­ли­чия.

“Le Cri du Peuple” («Крик на­ро­да»), 12 июня 1884 г.

Пе­ча­та­ет­ся по: Гед Ж. Жен­щи­на и бур­жу­аз­ное об­ще­ство. Из­бран­ные ста­тьи. Пе­ре­вод Ф. Ге. Л.- М.: Книга, 1925.

Про­дол­же­ние сле­ду­ет

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.