Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Структура методической работы в ДОУ

Рассмотрим разные позиции авторов теоретиков и практиков на сущность методической работы в системе образования

Так, например, Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый рассматривают «методическую работу» как особую структурно-организационную форму в образовательном учреждении.

Л.П.Ильенко и В.П. Симонов считают, что «методическая работа» – это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на научной основе. Авторы обращают внимание на то, что только научная основа организации методической работы является верным и основным путем повышения мастерства учителя, его эрудиции и компетенции. Они указывают, что главным в методической работе является оказание действенной своевременной помощи учителю, воспитателю. «И это весьма существенно и важно, так как, где «сильна» методическая работа, там, на взгляд авторов, серьезные, результативные успехи педагогического коллектива в его нелегком труде» [2003.C.95].

Л.И. Фалюшина дает более широкое определение «методической работы» – «это система внутренней организационной педагогической и управленческой деятельности администрации и коллектива образовательного учреждения, направленная на обеспечение непрерывного совершенствования педагогической квалификации и профессионального мастерства педагога в целях повышения качества учебно-воспитательного процесса» [2004.C. 160].

Именно система методической работы, утверждают авторы, представляет и руководителю и педагогу право выбора индивидуальной траектории профессионального роста и развития, дает возможность обеспечить личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь в реализации традиционных и инновационных моделей организации педагогической деятельности.



Л.П. Ильенко, А.М. Моисеев также полагают, что методическая работа – «это целостная система, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса, система взаимосвязи мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом… на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровняобразования, воспитания и развития детей» [2003.C. 84].

В российской педагогической энциклопедии методическая работа рассматривается как деятельность по освоению наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся; деятельность по повышению уровня профессиональной компетентности педагога в организации и реализации воспитательно-образовательного процесса; обмене опытом между членами педагогического коллектива, выявлении и пропаганде актуального педагогического опыта [1993.C. 569].

К.Ю. Белая утверждает, что главное в методической работе, это оказание конкретной практической помощи воспитателям в совершенствовании форм и методов в работе с дошкольниками. Поэтому о результативности ее нужно судить не по количеству проведенных мероприятий, а по качеству самого педагогического процесса в детском саду и его результатам.

 

Функции методической работы в ДОУ.

При формулировании задач методической работы дошкольного образовательного учреждения, следует выделить группу взаимосвязанных функций методической работы.

А.М. Моисеев и О.М. Моисеева определяют три функции методической работы образовательного учреждения с позиции иерархических уровней системы образования:

– функции методической работы по отношению к общегосударственной системе образования, педагогической науки и передовому педагогическому опыту;

– функции методической работы по отношению к педагогическому коллективу образовательного учреждения;

– функции методической работы по отношению к конкретному педагогу [2001.C.224].

Содержательно и достаточно системно представлены функции методической работы у Л.Н. Буйловой и С.В. Кочневой. Авторы предлагают следующее их содержание:

информационная– направлена на сбор и обработку информации по проблемным вопросам методической работы учреждения, на выявление и создание банка данных по актуальным вопросам деятельности образовательного учреждения;

аналитическая- направлена на изучение фактического состояния методической работы и обоснованности применения способов, средств, воздействий для достижения целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку решающих механизмов по ее совершенствованию;

планово-прогностическая - основа деятельности методической работы учреждения. Она направлена на выбор как идеальной, так и реальной цели и разработку планов по ее достижению.

проектировочная - направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности учреждения;

организационно-координационнаядолжна учитывать на основе данных проблемно-ориентированного анализа конкретную ситуацию в учреждении, обеспечивать возможность каждому педагогу повысить уровень профессиональной компетенции;

обучающая функция методической работы (повышение квалификации) направлена на повышение и развитие профессиональной компетенции конкретного педагога в осуществлении воспитательно-образовательного процесса, т.е. вооружение педагога актуальными педагогическими знаниями и технологиями, развитие его общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности;

контрольно-диагностическая - занимает особое место в методической работе и реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответствие функционирования и развития методической деятельности учреждения [2001.C. 28].

 

ЛЕКЦИЯ №2

Структура методической работы в ДОУ

Как показывает педагогическая практика, в современной литературе существуют различные точки зрения на структуру компонентов методической работы как деятельности.

Так,Л.И. Ильенко считает, что в методической работе образовательного учреждения должны присутствовать такие компоненты, как: цель, задачи, содержание, организационные формы, методы, средства, условия для роста педагогического мастерства каждого педагога и коллектива, а также результаты.

Все эти компоненты обеспечивают и функционирование структуры методической работы и, при определенных условиях, ее результативность.

Любая деятельность, в том числе и методическая, начинается с целеполагания.

К целям методической работы обращаются многие авторы.

К. Ю. Белая предлагает следующие цели методической работы ДОУ:

- освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения, воспитания и развития дошкольников;

- повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению воспитательно-образовательного процесса;

- обмен опытом между членами педагогического коллектива [2003.C. 88].

Из всех целей, представленных авторами, заслуживает внимания и оправдывает методическую деятельность одна - оказание помощи педагогу и всему педагогическому коллективу в повышении и развитии их профессиональной компетентности для достижения качественных результатов в своей педагогической деятельности, а все остальное – это задачи, при помощи которых будет решаться основная цель методической работы. В тоже время для достижения вышеуказанной цели необходимо выявлять начальный уровень профессиональной подготовки педагогов и лишь затем формулировать цель и планировать и организовывать методическую работу с педагогами.

Наиболее современные требования к постановке задач методической работы предлагают авторы Л.Н. Буйлова и С.В. Кочнева. Суть их заключается в следующем:

– исследование образовательных потребностей социума;

– анализ состояния воспитательно-образовательной работы в образовательном учреждении;

– формирование банка информации по основным направлениям развития системы дошкольного образования (программы, технологии, методическая литература и т.д.);

– обеспечение высокого качества воспитательно-образовательного процесса путем внедрения программ, технологий нового поколения;

– выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательном учреждении, его обобщение и распространение;

– прогнозирование, планирование и работа по повышению и развитию профессиональной компетенции педагогического коллектива учреждения; оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования;

– оказание поддержки педагогическим работникам в инновационной деятельности, помощь в подготовке к аттестации;

– организация совместной работы с учреждениями науки при проведении совместных форм работы (конференции, педагогические чтения, эксперименты) [2001.C. 22].

Последним компонентом методической деятельности является ее результат, которым, по мнению Т.П. Колодяжной,должно явиться становление индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности, где каждый педагог ДОУ является профессионально компетентной и творчески активной личностью [2002.C. 78].

Так как результат зависит от цели, а цель методической работы – это создание условий для профессионального роста педагога и педагогического коллектива в совершенствовании качества воспитательно-образовательного процесса, учреждения и развитии личности ребенка.

Следовательно, результатомметодической работы будет высокий уровень профессиональной компетентности педагога и педагогического коллектива в решении образовательных задач ДОУ.

В целом, на основе проведенного теоретического анализа и практического опыта можно отметить, что методическая работа имеет как сильные, так и слабые стороны своей деятельности.

Сильные стороны методической работы заключаются в том, что она:

– является одним из условий развития и последующего совершенствования профессиональной компетенции педагогов;

– способствует совершенствованию качества организации воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения;

– помогает изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта коллег и собственного;

– создает условия для внедрения инновационных форм педагогической деятельности;

– содействует накоплению опыта исследовательской деятельности педагога.

Опираясь на мнения разных авторов (К.Ю. Белая, В.А. Беляева и А.А. Петренко, В.П. Дуброва и Е.П. Милошевич, Т.П. Колодяжная, Л.И. Фалюшина и др.) и изучение практического опыта, можно отметить, что современный уровень организации методической работы в ДОУ недостаточно высок. Л. И. Фалюшина отмечает, что «одним из важных недостатков современной организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении является ее неконкретность,не системность,направленность не на решение определенных проблем дошкольного учреждения, а на стремление соответствовать заранее данным формам (ее формальность)» [2004.C. 82].

Отсюда, к слабым сторонамметодической работы в ДОУ можно отнести следующие:

– не систематизируются структурные компоненты методической работы в ДОУ;

– разрабатываются задачи методической работы без указания конкретных желаемых результатов ДОУ;

– прослеживается бессистемность в определении содержания методической работы, т.к., педагогические проблемы, над которыми работают педагогические коллективы, выбираются случайно, без должного обоснования;

– используются однообразные формы организации методической работы, так как выбираются они чаще всего без учета индивидуальных особенностей и возможностей педагогов;

– выявляется несостоятельность условий для эффективной организации методической работы;

– осуществляется формальный подход к запросам и потребностям педагогов в вопросах развития их профессионального уровня.

Подобное состояние методической работы в ДОУ обусловлено ее слабой организационной структурой, дефицитом кадров, необоснованностью содержания методической работы, отсутствием четкого распределения обязанностей между руководителем (заведующей), методистом (старшим воспитателем) и воспитателями ДОУ.

Таким образом, современная ситуация в образовании с реализацией компетентностного подхода и новых требований к педагогу, придают особую актуальность организации методической работы как одного из условий повышения профессиональной компетентности педагогов.

 

ЛЕКЦИЯ №3

Содержание методической работы в современном детском саду

 

Содержание методической работы ДОУ формируется на основе разных источников:

– законов Российской Федерации, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования РФ и регионов, определяющих цели и задачи системы дошкольного образования, а значит и методической работы;

– программ развития образования в регионе, учреждения, авторских программ, пособий, позволяющих обновлять традиционное содержание методической работы;

– новых психолого-педагогических и методических исследований, повышающих научный уровень методической работы;

– результатов диагностики и прогнозирования состояния воспитательно-образовательного процесса, уровня развития детей, помогающих определить основное содержание методической работы и самообразования педагогов.

Т.П. Колодяжная утверждает, что содержание методической работы должно быть направлено на выполнение конкретных задач каждого дошкольного учреждения, сформулированных в Уставе, программе развития и годовом плане [2002.C. 79].

В.А. Беляева, А.А. Петренко рассматривают одинаковые направления содержания методической деятельности относительно двух разных должностей - педагога и методиста учреждения:

- диагностика образовательной среды

- анализ условий организации образовательного процесса

- анализ качества образовательного процесса

- информационная деятельность

- организационно-методическая деятельность

- инновационная деятельность

- контрольно-диагностическая деятельность

- обобщение педагогического опыта

Милошевич А.В. рассматривают содержание методической работы с позиции компетентностного подхода. Он выделяет следующие компоненты профессиональной компетентности педагога ДОУ:

- социально-психологическая компетентность;

- педагогическая компетентность;

- дидактическая (знание ряда ведущих дидактических концепций);

- методическая;

- коммуникативная и др.

 

ЛЕКЦИЯ №4






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.