Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Понятие рынка. Классификация рынков

Экономика организации

(Учебное пособие для специальности 190629)

Содержание Введение 1 Предприятие в условиях рыночной экономики 1.1 Понятие рынка. Классификация рынков 1.2 Рынок ценных бумаг. Акции, облигации, векселя 2 Предприятие как хозяйствующий субъект 2.1 Организационно-правовые формы предприятий. Производственная и организационная структуры 2.2 Типы производства. Основные производственные и технологические процессы 3 Имущество предприятий. Основные и оборотные средства 3.1 Основные фонды, состав, структура. Оценка, амортизация 3.2 Показатели использования основных фондов. Лизинг 3.3 Производственная мощность предприятия 3.4 Оборотные средства – состав, структура. Показатели оборачиваемости оборотных средств 4 Организация труда 4.1 Состав и структура кадров на предприятии. Расчет численности рабочих и баланса рабочего времени 4.2 Производительность труда и методы ее определения 4.3 Организация оплаты труда 5 Себестоимость, прибыль, рентабельность 5.1 Себестоимость продукции, работ, услуг 5.2 Цена, виды цен. Равновесная цена 5.3 Прибыль, сущность, виды. Распределение прибыли. Рентабельность, виды рентабельности 5.4 Точка убыточности, понятие, способы определения 6. Маркетинг: задачи, принципы и функции, политика 7 Экономическая эффективность инвестиций 8 Бизнес-план 9 Кредитные отношения 9.1 Банковское кредитование 9.2 Коммерческое и вексельное кредитование 10 Налоги предприятия              

Введение

Термин «экономика» с греческого – «ведение хозяйства».

По-научному «экономика» - это совокупность производственных отношений при данном состоянии производительных сил в обществе.



Структурно экономика делится на макро- и микроэкономику.

Макроэкономика – часть экономики, охватывающая процессы в масштабах страны, региона, города. Она исследует действие и развитие системы в целом: ВВП, общий уровень цен, инфляцию и др.

Микроэкономика – часть экономики, связанная с поведением отдельных предприятий. Экономика предприятия – это совокупность его имущества (основных и оборотных фондов), доходов, полученных от реализации продукции (работ, услуг) и др.

Основные формы организации экономики: традиционная (патриархальная), административно-командная и рыночная. Наибольшее вмешательство государства в экономику при административной форме. Наименьшее – при рыночной.

Рыночная экономика – это такая форма организации хозяйства, при которой производители и потребители товара взаимодействуют в условиях конкуренции посредством рынка, отвечая на вопрос «что – как – для кого производить» с помощью цен, а не по указанию «сверху».

Конкуренция – это соперничество фирм посредством товара за потребителей и их деньги.

В бизнесе используются два метода конкуренции:

1) ценовая – это конкуренция за дополнительную прибыль на основе уменьшения издержек производства и реализации продукции, снижения цен на нее без изменения ее ассортимента и качества;

2) неценовая – это конкуренция за счет создания новой продукции и совершенствования услуг, сопутствующих товару (доставка, монтаж, наладка, гарантийный ремонт, техобслуживание).

Народное хозяйство страны включает в себя две сферыпо признаку их участия в создании совокупного общественного продукта: материальное производство и непроизводственная сфера.

Материальное производство включает такие отрасли как: промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь (обслуживающая материальное производство), строительство,

торговлю, общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание и др.

В непроизводственную сферу входят: ЖКХ, пассажирский транспорт, здравоохранение, социальное обеспечение, образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления.

Внутри отраслей материального производства их предприятия объединяются по различным признакам. Так, машиностроительный комплекс включает 12 крупных отраслей и примерно 100 специализированных отраслей, подотраслей и производств.

В состав комплексных отраслей машиностроения входят: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электрическая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение; автомобильная промышленность; транспортное и сельскохозяйственное машиностроение; строительно-дорожное и коммунальное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов; авиационная промышленность; судостроительная промышленность; промышленность средств связи.

Комплексные отрасли включают специализированные отрасли (например, в комплексную отрасль «тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение» входят: производство турбин и котлов паровых; дизелей и дизель-генераторов; комбайнов, проходческих машин и машин шахтных погрузочных; кранов мостовых электрических, кранов на автомобильном ходу и кранов башенных; тепловозов, грузовых и пассажирских вагонов.

Предприятия в условиях рыночной экономики

Понятие рынка. Классификация рынков

Рынок – это взаимодействие товаропроизводителей, продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. Покупателями могут быть отдельные граждане; фирмы для себя; фирмы оптовой и розничной торговли для перепродажи; госучреждения.

Рынки можно классифицировать по объектам купли-продажи, типу конкуренции, территориальному признаку.

1) По объектам купли-продажиразличают:

а)Рынок товаров, в том числе:

- рынок товаров производственного потребления (средств производства) представляют рынки: топлива и минерального сырья; сельскохозяйственного сырья; продовольственных и лесных товаров; объектов промышленного строительства; машин и оборудования; научно-технических знаний (идеи, открытия, опыт);

- рынок товаров для личного потребления (рынок предметов потребления) подразделяется на рынки потребительских товаров краткосрочного и длительного пользования.

б) Рынок услуг (общественное питание, здравоохранение, образование, инженерно-технические услуги и бытовые).

в) Рынок информации (телесвязь, программы к ЭВМ, интернет и др.).

г) Рынок капиталов делится на рынок денег и рынок ценных бумаг.

д) Рынок рабочей силы.

2) По типу конкуренции различают

а) Рынок совершенной (свободной, чистой) конкуренции. В ней большое количество производителей аналогичных товаров. Продавцы и покупатели имеют равные возможности.

б) Рынок несовершенной конкуренции, в том числе:

- чистая монополия – один производитель и нет конкуренции (РАО «ЕЭС», РАО «Газпром»);

- монополистическая конкуренция отличается от чистой конкуренции тем, что конкурентов не сотни или тысячи, а лишь десятки;

- олигополия – малое число крупных фирм контролирует рынок определенного товара или услуг.

3) По территориальному признаку выделяются местные рынки, обусловленные особенностями территориально-административного деления, национальные и мировые рынки.

4) По соотношению спроса и предложения различают рынок продавца, на котором спрос превышает предложение и рынок покупателя, на котором предложение превышает спрос.

Существует взаимосвязь предложения товара, спроса на товар и цены на товар.

Объемом спроса называют количество товара, которое желают приобрести покупатели за период времени. Объем предложения – это количество товара, которое желают продать его производители за период времени.

Между ценой товара и величиной предложения на него прямая связь: чем дороже товар, тем в большем количестве его желают продать, т.е. рост цены вызывает рост предложения.

Между ценой и спросом - обратная связь: чем дороже товар, тем меньше желают его купить, т.е. рост цен вызывает снижение спроса.

И наоборот, чем больше предлагают товар, тем ниже становятся цены на него. И чем больше спрос на товар, тем выше становятся цены.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2022 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.