Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Экономическая эффективность инвестиций

Инвестиции – это долгосрочные вложения денежных средств в целях создания новых и модернизации действующих предприятий, освоения новых технологии и техники, увеличения производства и получения прибыли.

Капвложения – это денежное выражение инвестиций в создание и воспроизводство основных фондов путем строительства новых, расширения, реконструкции и техперевооружения действующих предприятий.

Источниками капвложений предприятия могут быть следующие финансовые средства:

- собственные (прибыль, амортизационные отчисления);

- заемные (банковские кредиты, облигационные и другие займы);

- привлеченные (от продажи акций, паевые взносы граждан и юр. лиц);

- денежные средства, централизуемые объединениями предприятий;

- инвестиционные ассигнования из государственного бюджета;

- иностранные инвестиции.

Эффективность капвложений определяется соотношением прибыли от капвложений и суммы капвложений, называемым рентабельностью инвестиций:

Ри = Пи / К × 100%

Чем выше уровень Ри, тем эффективнее используются капвложения, т.е. больше прибыли получается на 1 руб. капитальных затрат.

Пример 34.

Таблица 13

Показатели Инвестиции
в проект А в проект Б
1. К, млн. руб
2. Пи, млн. руб.
3. Ри, % 11 / 45 × 100 = 24,4 10 / 39 × 100 = 25,6

Эффективнее капвложения в проект Б.

Обобщающими показателями эффективности капвложений являются срок окупаемости капвложений (Ток) и коэффициент эффективности капвложений:

Ток = К / (Пп – Пб), Е = (Пп – Пб) / К или Е = 1 / Ток,

где К – объем всех капвложений предприятия на планируемый период;

Пп – прибыль в последнем году планируемого периода;



Пб – прибыль в базисном году (последнем году предпланового периода).

Чем меньше срок окупаемости и больше коэффициент эффективности, тем эффективнее капвложения.

 

Пример 35

Таблица 14

Показатели Инвестиции фирм
«Луч» «Эра»
Капвложения по плану на 2015-16 годы, млн.руб.
Прибыль фирмы по плану на 2016 год
Прибыль фирмы за 2014 год, млн. руб.
Ток, лет 117 / (99 – 76) = 5,1 105 / (87 – 73) = 7,5
Е 1/ 5,1 = 0,196 0,133

Эффективнее капвложения фирмы «Луч».

Для определения эффективности отдельных технико-экономических проектов и мероприятий, связанных с освоением новых видов продукции, внедрением новых технологий и др. Ток и Е определяются:

Ток = К / (Ц – С), Е = (Ц – С) / К или 1 / Ток,

где Ток – срок окупаемости капвложений в отдельное конкретное мероприятие (проект);

Е – коэффициент эффективности данного капвложения;

К – сметная стоимость затрат на осуществление мероприятия, руб.;

В – стоимость годового выпуска продукции (по проекту), руб.;

С – проектная себестоимость годового выпуска продукции, руб.

Пример 36. Планируется увеличить выпуск продукции на 9840 тыс. (В) руб. в год, себестоимость этого выпуска должна составить 7160 тыс. руб. (С). Для этого потребуется построить здание и приобрести оборудование на сумму 6700 тыс. руб. (К).

Ток = 6700 / (9840 – 7160) = 2,5 года; Е = 1 / 2.5 = 0,4.

Выбранный вариант мероприятий или нововведений считается эффективным, если рассчитанный по нему Ток не превышает нормативный срок окупаемости (Токн). Так, в строительстве установлен Токн равным 6,2 года, а Е = 0,16. Значит в нашем примере мероприятие эффективно: 2,5 года < 6,2 года; 0,4 > 0,16.

Пример 37. Автозавод планирует начать выпуск новой модели «Лань-2» вместо устаревающей модели «Лань-1, на имеющихся производственных мощностях, т.е. без капвложений.

Таблица 15

Показатель Лань-2 Лань-1
Годовой выпуск, шт.
Отпускная цена, тыс.руб.
Себестоимость 1 шт.
Дополнительная прибыль за год от данного нововведения, тыс. руб. (740 – 576) × 25000 – (610 – 549) × 30000 = = 4100000 тыс. руб.

 

Дисконтирование дохода и инвестиций – это приведение доходов и затрат разных лет к сопоставимому по времени виду. Дело в том, что инвестиции в течение ряда лет приносят годовой доход. Но деньги завтра станут дешевле, чем сегодня (на ту же сумму можно будет меньше купить товара). Поэтому, чтобы знать реальные будущие доходы их приводят к единой сегодняшней оценке. Настоящая стоимость доходов после дисконтирования определяется по формуле:

Пд = П / (1 + ƛ)ⁿ,

где П – годовой доход;

ƛ – дисконтный (банковский) процент;

n – год получения дохода.

Пример 38. Определим: каким будет в результате дисконтирования дополнительный доход из примера 37 за третий год с начала выпуска автомобиля «Лань-2». Допустим, дисконтный процент составляет 12% или 0,12.

Пд = 4100000 / (1 + 0,12)³ = 2918299 тыс. руб.

Значит, в третьем году после начала выпуска Лани-2 автозавод, имея 4100000, сможет позволить себе затраты (покупки) аналогичные тем, на которые сегодня он тратит лишь 2918299 тыс. руб.

 

8 Бизнес–план

Задачи и функции бизнес-плана.

Бизнес-план – это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, и определяются основные способы решения этих проблем.

Бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, примеры которых в зависимости от участников представлены в следующей таблице:

 

Таблица 16

Сотрудники предприятия Инвесторы и партнеры
Информирование служащих предприятия о целях, задачах и методах их решения Определение намеченного источника финансирования реализации выбранной стратегии
Координация действий всех подразделений предприятия при достижении целей бизнес-плана Выявление и оценка рисков, которые могут помешать выполнению плана
Мотивация сотрудников на выполнение задач бизнес-плана Расчет ожидаемых результатов деятельности
Обоснование общих и специфических деталей функционирования предприятия в условиях рынка  

 

В современной практике бизнес-план выполняет пятьфункций:

1) Его использование для разработки стратегии бизнеса. Эта функция особенно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

2) Планирование, которое позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

3) Привлечение извне денежных средств – кредиты, займы. По бизнес- плану кредиторы оценивают кредитоспособность предприятия.

4) Привлечение к реализации планов кампании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.

5) Вовлечение всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана и тем самым улучшение их информированности о предстоящих действиях, скоординировать их усилия, распределить обязанности, создать мотивацию достижения цели.

 

Структура бизнес-плана и основные разделы.

В зависимости от характера и условий предстоящей деятельности (объема производства, вида продукции или услуги, ее новизны и т.д.) состав и структура бизнес-плана могут отличаться. Бизнес-план фирмы может состоять из следующих разделов:

1) Возможности фирмы. В этом разделе просто и лаконично даются ответы будущим покупателям, заказчикам, инвесторам или кредиторам на два вопроса: «Что они получат при успешной реализации бизнес-плана?» и «Каков риск использования денег?».

2) Виды товаров (работ, услуг). Дается информация о номенклатуре существующих и новых видов работ и услуг, которые фирма может предложить потребителям: потребности, удовлетворяемые товаром фирмы, показатели качества, внешнее оформление, сравнение с другими аналогичными товарами, показатели экспорта и его возможности, основные направления совершенствования продукции.

Говорится о преимуществах технологии производства, о цене продукции, о возможностях внесения изменений в технологию с учетом пожеланий заказчиков.

3) Рынки сбыта. В этом разделе анализируются рынки сбыта по сегментам, емкости и перспективности, доле контролируемой фирмой. Намечаются меры по расширению сферы влияния фирмы. Определяются покупатели, их запросы, способы доведения до них продукции.

4) Конкуренция на рынках сбыта. Анализируется рыночная конъюнктура, конкуренты. Даются сведения о количестве конкурентов, их объемах продукции и долях рынка, достоинствах и недостатках их технологий, ценах на их продукцию. Надо убедить потребителя в преимуществах ваших технологий.

5) План маркетинга. Он включает: цели и стратегию маркетинга, ценообразование, схемы распространения продукции (работ, услуг), методы стимулирования продаж, рекламу, организацию послепродажного обслуживания клиентов и др.

6) План производства должен ответить на вопросы: какова производственная мощность фирмы и ее развитие; какими основными фондами фирма располагает; где, у кого и на каких условиях будут закупаться материально-технические ресурсы; каков порядок контроля качества продукции.

7) Организационный план. В нем даются сведения об организационной структуре и персонале фирмы (система управления, состав подразделений фирмы и их функции, потребность в рабочей силе по профессиям, зарплата, режим работы и др.), а также правовое обеспечение фирмы.

8) План научно-технического развитиядействующего предприятия включает мероприятия по освоению новых видов продукции, внедрению прогрессивной технологии, средств механизации и автоматизации производства, НОТ. Приводятся показатели эффективности этого плана: относительное уменьшение численности работников, рост производительности труда, снижение себестоимости и материалоемкости товарной продукции, повышение качества продукции, дополнительная прибыль за счет этих мероприятий.

9) Финансовый план обобщает в стоимостном выражении возможные результаты принятых решений по предыдущим разделам бизнес-плана. Финансовый план включает: расчет величины и определение источника получения средств, необходимых для организации дела, прогноз объемов реализации и прибыли, баланс денежных поступлений и расходов и др.

 

Кредитные отношения

Банковское кредитование

Кредит для предприятия означает систему денежных отношений по предоставлению денежных средств в пользование для нужд производства на условиях срочности, возвратности и платности.

Субъект кредитной сделки – 1) кредитор - дает деньги или товары на определенный срок и на определенных договором условиях;

2) заемщик – получатель ссуды, который гарантирует своевременное возвращение средств кредитору.

Объект кредитной сделки – это вещь или материальный процесс, под которые выдается ссуда или ради которых совершается сделка.

Краткосрочные кредиты выдаются под производственные запасы: сырье, материалы, топливо, тара, незавершенное производство, готовая продукция. Долгосрочные кредиты направляются на кредитование таких мероприятий, как: строительство производственных объектов; реконструкция, техническое перевооружение; расширение производственных объектов; приобретение техники, оборудования и транспортных средств; организация выпуска новой продукции и т.д.

 

Классификация основных видов банковских кредитов (Таблица 17):

Критерии Группа
По срокам предоставления Краткосрочные (до 1 года). Среднесрочные (от 1 до 3 лет). Долгосрочные (свыше 3 лет)
По обеспечению Необеспеченные. Обеспеченные – залоговые, гарантированные, застрахованные.
По объекту кредитования Выданные под временное пополнение оборотных средств (на приобретение запасов, под готовую продукцию и т.п. текущие цели). Выданные на инвестиции (прирост ОФ, строительство, реконструкцию и т.п.)
По способу выдачи Компенсационные (ссуда направляется на расчетный счет предприятия). Платежные (ссудой банк оплачивает расчетно-платежные документы, предъявленные предприятию к оплате по кредитуемым целям
По методу погашения В рассрочку (частями, долями). Единовременно (на одну определенную дату)
По валюте кредита В рублях или в валюте

 

Пример39. Рассчитать величину ежегодного взноса на погашение кредита, предоставленного в сумме 400000 руб. на 15 лет под 20% годовых. Решение:

В специальной таблице функций сложного процента, на странице «20%», по строке «15 лет» и колонке № 6 определим фактор периодического взноса на погашение кредита. Фактор равен 0,2139.

Величина ежегодного взноса = 400000 × 0,2139 = 85553 руб.

Заемщик уплатит кредитору за 15 лет 1283295 руб. (85553 × 15), что превышает сумму кредита на 883295 руб. (1283295 – 400000).

Принципиальная схема технологии банковских кредитов (рис. 8):

  Предприятие  
 
1. Исследование конъюнктуры кредитного рынка
 
2. Подбор документов на открытие ссудного счета
- Документы, подтверждающие правоспособность предприятия: Учредительный договор; Устав; Свидетельство о регистрации. - Справки о намерении открыть ссудный счет из Налоговой инспекции, ПФР, ФСС, ФОМС. - Финансовая (бухгалтерская) отчетность. - Технико-экономическое обоснование или бизнес–план. - Документы по предоставляемому обеспечению (гарантийное письмо от гарантов, оценка залога от оценщиков, договор страхования от органов страхования). - Заявление на открытие ссудного счета.
 
3. Предоставление документов на открытие ссудного счета
 
  Банк  
 
4. Обработка аналитических материалов
Экспертиза юридических документов. Анализ кредитоспособности заемщика, Расчет кредитного риска. Расчет процентной ставки за кре-дит. Анализ возможностей банка быстро реализовать свои требования на активы или доходы заемщика в случае нарушения условий договора.
 
5. Принятие решения о выдаче ссуды
Выписка из решения о выдаче ссуды
 
  Предприятие  
 
6. Получение кредита
Оформление кредитного договора. Открытие ссудного счета. Перечисление средств на счет
 
7. Использование кредита
 
8. Возврат ссуды и выплата процентов
Да Нет
Платежное поручение   10. Выработка стратегий по обе-спечению возвратности кредита
 
Банк   Продажа обеспечения. Реструктуризация долга. Отсрочка погашения кредита. Выдача нового кредита с большим обеспечением
 
9. Закрытие кредитного дела  
         

 

9.2 Коммерческое и вексельное кредитование

Коммерческий (фирменный) кредит – это кредитование, в виде предоставления продавцом покупателю отсрочки (внесение задолженности в полной сумме переносится на срок более поздний, чем это предусмотрено договором) или рассрочки (платеж производится не в полной сумме стоимости товаров, а по частям), а также в виде предварительной оплаты (аванса) покупателем.

Учет векселей как форма кредитования означает, что предприятие, получившее от должников векселя, предъявляет банку эти векселя к учету. Предприятие получает немедленно по ним платеж, т.е. до истечения срока платежа по векселю и для предприятия это фактически означает получение кредита от банка.

За такую операцию банк взимает процент (дисконт), который определяется по формуле:

С = В × Т × П / 100 / 360,

где В – сумма векселя; Т – срок в днях до наступления срока платежа по векселю; П – годовая учетная ставка процента; 360 – количество дней в году.

Пример 40. Номинал векселя (В) - 10 млн. руб. Банк покупает его по учетной ставке 10% годовых за 90 дней до начала наступления срока платежа по векселю.

Учетный процент, т.е. плата, взимаемая банком за авансирование денег при учете векселя

С = 10 млн.руб. × 90 дн. × 10% / 100% / 360 дн. = 0,25 млн.руб.

Ссуды под залог векселей – это вид кредитования, отличающийся от учета векселей, во-первых, тем, что собственность на вексель банку не переуступается, а только берется банком в залог на определенный срок с последующим выкупом после погашения ссуды; во-вторых ссуда выдается на 60-80% от номинальной стоимости суммы векселя.

Налоги предприятия

Налог – обязательный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения на основании Налогового кодекса РФ принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Классификация налогов приведена в таблице 18:

Критерии Группа
По уровню законодательного регулирования Федеральные. Региональные. Местные
По способу взимания Прямые, взимаемые со стоимости имущества или с величины доходов (например, налог на имущество организаций, НДФЛ). Косвенные, взимаемые со стоимости товара, работы, услуги.
По налого-плательщикам Взимаемые с физических лиц (например, НДФЛ). Взимаемые с юридических лиц (например, налог на имущество организаций). Взимаемые с физ. и юр. лиц (например, транспортный налог).
По объекту обложения Взимаемые с доходов (например, единый налог на вмененный доход). Взимаемые с прибыли (например, налог на прибыль) Взимаемые с имущества (например, налог на имущество организаций или физических лиц) Взимаемые с операций (действий) (например, НДС)
По порядку поступления в бюджет Закрепленные. Поступают в один бюджет (например, НДС полностью - в местный бюджет). Регулирующие. Поступают в несколько бюджетов (например, налог на прибыль распределяется между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ).

 

Виды налогов и сборов в РФ:

1) Федеральные (обязательны к уплате на всей территории РФ): налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц (НДФЛ); налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.

2) Региональные (обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, по их законодательству): налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.

3) Местные (обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований по их нормативным актам): земельный налог; налог на имущество физических лиц.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.