Экономическая эффективность инвестиций Инвестиции – это долгосрочные вложения денежных средств в целях создания новых и модернизации действующих предприятий, освоения новых технологии и техники, увеличения производства и получения прибыли.
Капвложения – это денежное выражение инвестиций в создание и воспроизводство основных фондов путем строительства новых, расширения, реконструкции и техперевооружения действующих предприятий.
Источниками капвложений предприятия могут быть следующие финансовые средства:
- собственные (прибыль, амортизационные отчисления);
- заемные (банковские кредиты, облигационные и другие займы);
- привлеченные (от продажи акций, паевые взносы граждан и юр. лиц);
- денежные средства, централизуемые объединениями предприятий;
- инвестиционные ассигнования из государственного бюджета;
- иностранные инвестиции.
Эффективность капвложений определяется соотношением прибыли от капвложений и суммы капвложений, называемым рентабельностью инвестиций:
Ри = Пи / К × 100%
Чем выше уровень Ри, тем эффективнее используются капвложения, т.е. больше прибыли получается на 1 руб. капитальных затрат.
Пример 34.
Таблица 13
Показатели
| Инвестиции
| в проект А
| в проект Б
| 1. К, млн. руб
|
|
| 2. Пи, млн. руб.
|
|
| 3. Ри, %
| 11 / 45 × 100 = 24,4
| 10 / 39 × 100 = 25,6
| Эффективнее капвложения в проект Б.
Обобщающими показателями эффективности капвложений являются срок окупаемости капвложений (Ток) и коэффициент эффективности капвложений:
Ток = К / (Пп – Пб), Е = (Пп – Пб) / К или Е = 1 / Ток,
где К – объем всех капвложений предприятия на планируемый период;
Пп – прибыль в последнем году планируемого периода;
Пб – прибыль в базисном году (последнем году предпланового периода).
Чем меньше срок окупаемости и больше коэффициент эффективности, тем эффективнее капвложения.
Пример 35
Таблица 14
Показатели
| Инвестиции фирм
| «Луч»
| «Эра»
| Капвложения по плану на 2015-16 годы, млн.руб.
|
|
| Прибыль фирмы по плану на 2016 год
|
|
| Прибыль фирмы за 2014 год, млн. руб.
|
|
| Ток, лет
| 117 / (99 – 76) = 5,1
| 105 / (87 – 73) = 7,5
| Е
| 1/ 5,1 = 0,196
| 0,133
| Эффективнее капвложения фирмы «Луч».
Для определения эффективности отдельных технико-экономических проектов и мероприятий, связанных с освоением новых видов продукции, внедрением новых технологий и др. Ток и Е определяются:
Ток = К / (Ц – С), Е = (Ц – С) / К или 1 / Ток,
где Ток – срок окупаемости капвложений в отдельное конкретное мероприятие (проект);
Е – коэффициент эффективности данного капвложения;
К – сметная стоимость затрат на осуществление мероприятия, руб.;
В – стоимость годового выпуска продукции (по проекту), руб.;
С – проектная себестоимость годового выпуска продукции, руб.
Пример 36. Планируется увеличить выпуск продукции на 9840 тыс. (В) руб. в год, себестоимость этого выпуска должна составить 7160 тыс. руб. (С). Для этого потребуется построить здание и приобрести оборудование на сумму 6700 тыс. руб. (К).
Ток = 6700 / (9840 – 7160) = 2,5 года; Е = 1 / 2.5 = 0,4.
Выбранный вариант мероприятий или нововведений считается эффективным, если рассчитанный по нему Ток не превышает нормативный срок окупаемости (Токн). Так, в строительстве установлен Токн равным 6,2 года, а Е = 0,16. Значит в нашем примере мероприятие эффективно: 2,5 года < 6,2 года; 0,4 > 0,16.
Пример 37. Автозавод планирует начать выпуск новой модели «Лань-2» вместо устаревающей модели «Лань-1, на имеющихся производственных мощностях, т.е. без капвложений.
Таблица 15
Показатель
| Лань-2
| Лань-1
| Годовой выпуск, шт.
|
|
| Отпускная цена, тыс.руб.
|
|
| Себестоимость 1 шт.
|
|
| Дополнительная прибыль за год от данного нововведения, тыс. руб.
| (740 – 576) × 25000 – (610 – 549) × 30000 =
= 4100000 тыс. руб.
|
Дисконтирование дохода и инвестиций – это приведение доходов и затрат разных лет к сопоставимому по времени виду. Дело в том, что инвестиции в течение ряда лет приносят годовой доход. Но деньги завтра станут дешевле, чем сегодня (на ту же сумму можно будет меньше купить товара). Поэтому, чтобы знать реальные будущие доходы их приводят к единой сегодняшней оценке. Настоящая стоимость доходов после дисконтирования определяется по формуле:
Пд = П / (1 + ƛ)ⁿ,
где П – годовой доход;
ƛ – дисконтный (банковский) процент;
n – год получения дохода.
Пример 38. Определим: каким будет в результате дисконтирования дополнительный доход из примера 37 за третий год с начала выпуска автомобиля «Лань-2». Допустим, дисконтный процент составляет 12% или 0,12.
Пд = 4100000 / (1 + 0,12)³ = 2918299 тыс. руб.
Значит, в третьем году после начала выпуска Лани-2 автозавод, имея 4100000, сможет позволить себе затраты (покупки) аналогичные тем, на которые сегодня он тратит лишь 2918299 тыс. руб.
8 Бизнес–план
Задачи и функции бизнес-плана.
Бизнес-план – это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, и определяются основные способы решения этих проблем.
Бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, примеры которых в зависимости от участников представлены в следующей таблице:
Таблица 16
Сотрудники предприятия
| Инвесторы и партнеры
| Информирование служащих предприятия о целях, задачах и методах их решения
| Определение намеченного источника финансирования реализации выбранной стратегии
| Координация действий всех подразделений предприятия при достижении целей бизнес-плана
| Выявление и оценка рисков, которые могут помешать выполнению плана
| Мотивация сотрудников на выполнение задач бизнес-плана
| Расчет ожидаемых результатов деятельности
| Обоснование общих и специфических деталей функционирования предприятия в условиях рынка
|
|
В современной практике бизнес-план выполняет пятьфункций:
1) Его использование для разработки стратегии бизнеса. Эта функция особенно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
2) Планирование, которое позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
3) Привлечение извне денежных средств – кредиты, займы. По бизнес- плану кредиторы оценивают кредитоспособность предприятия.
4) Привлечение к реализации планов кампании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.
5) Вовлечение всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана и тем самым улучшение их информированности о предстоящих действиях, скоординировать их усилия, распределить обязанности, создать мотивацию достижения цели.
Структура бизнес-плана и основные разделы.
В зависимости от характера и условий предстоящей деятельности (объема производства, вида продукции или услуги, ее новизны и т.д.) состав и структура бизнес-плана могут отличаться. Бизнес-план фирмы может состоять из следующих разделов:
1) Возможности фирмы. В этом разделе просто и лаконично даются ответы будущим покупателям, заказчикам, инвесторам или кредиторам на два вопроса: «Что они получат при успешной реализации бизнес-плана?» и «Каков риск использования денег?».
2) Виды товаров (работ, услуг). Дается информация о номенклатуре существующих и новых видов работ и услуг, которые фирма может предложить потребителям: потребности, удовлетворяемые товаром фирмы, показатели качества, внешнее оформление, сравнение с другими аналогичными товарами, показатели экспорта и его возможности, основные направления совершенствования продукции.
Говорится о преимуществах технологии производства, о цене продукции, о возможностях внесения изменений в технологию с учетом пожеланий заказчиков.
3) Рынки сбыта. В этом разделе анализируются рынки сбыта по сегментам, емкости и перспективности, доле контролируемой фирмой. Намечаются меры по расширению сферы влияния фирмы. Определяются покупатели, их запросы, способы доведения до них продукции.
4) Конкуренция на рынках сбыта. Анализируется рыночная конъюнктура, конкуренты. Даются сведения о количестве конкурентов, их объемах продукции и долях рынка, достоинствах и недостатках их технологий, ценах на их продукцию. Надо убедить потребителя в преимуществах ваших технологий.
5) План маркетинга. Он включает: цели и стратегию маркетинга, ценообразование, схемы распространения продукции (работ, услуг), методы стимулирования продаж, рекламу, организацию послепродажного обслуживания клиентов и др.
6) План производства должен ответить на вопросы: какова производственная мощность фирмы и ее развитие; какими основными фондами фирма располагает; где, у кого и на каких условиях будут закупаться материально-технические ресурсы; каков порядок контроля качества продукции.
7) Организационный план. В нем даются сведения об организационной структуре и персонале фирмы (система управления, состав подразделений фирмы и их функции, потребность в рабочей силе по профессиям, зарплата, режим работы и др.), а также правовое обеспечение фирмы.
8) План научно-технического развитиядействующего предприятия включает мероприятия по освоению новых видов продукции, внедрению прогрессивной технологии, средств механизации и автоматизации производства, НОТ. Приводятся показатели эффективности этого плана: относительное уменьшение численности работников, рост производительности труда, снижение себестоимости и материалоемкости товарной продукции, повышение качества продукции, дополнительная прибыль за счет этих мероприятий.
9) Финансовый план обобщает в стоимостном выражении возможные результаты принятых решений по предыдущим разделам бизнес-плана. Финансовый план включает: расчет величины и определение источника получения средств, необходимых для организации дела, прогноз объемов реализации и прибыли, баланс денежных поступлений и расходов и др.
Кредитные отношения
Банковское кредитование
Кредит для предприятия означает систему денежных отношений по предоставлению денежных средств в пользование для нужд производства на условиях срочности, возвратности и платности.
Субъект кредитной сделки – 1) кредитор - дает деньги или товары на определенный срок и на определенных договором условиях;
2) заемщик – получатель ссуды, который гарантирует своевременное возвращение средств кредитору.
Объект кредитной сделки – это вещь или материальный процесс, под которые выдается ссуда или ради которых совершается сделка.
Краткосрочные кредиты выдаются под производственные запасы: сырье, материалы, топливо, тара, незавершенное производство, готовая продукция. Долгосрочные кредиты направляются на кредитование таких мероприятий, как: строительство производственных объектов; реконструкция, техническое перевооружение; расширение производственных объектов; приобретение техники, оборудования и транспортных средств; организация выпуска новой продукции и т.д.
Классификация основных видов банковских кредитов (Таблица 17):
Критерии
| Группа
| По срокам предоставления
| Краткосрочные (до 1 года).
Среднесрочные (от 1 до 3 лет).
Долгосрочные (свыше 3 лет)
| По обеспечению
| Необеспеченные.
Обеспеченные – залоговые, гарантированные, застрахованные.
| По объекту кредитования
| Выданные под временное пополнение оборотных средств (на приобретение запасов, под готовую продукцию и т.п. текущие цели).
Выданные на инвестиции (прирост ОФ, строительство, реконструкцию и т.п.)
| По способу выдачи
| Компенсационные (ссуда направляется на расчетный счет предприятия).
Платежные (ссудой банк оплачивает расчетно-платежные документы, предъявленные предприятию к оплате по кредитуемым целям
| По методу погашения
| В рассрочку (частями, долями).
Единовременно (на одну определенную дату)
| По валюте кредита
| В рублях или в валюте
|
Пример39. Рассчитать величину ежегодного взноса на погашение кредита, предоставленного в сумме 400000 руб. на 15 лет под 20% годовых. Решение:
В специальной таблице функций сложного процента, на странице «20%», по строке «15 лет» и колонке № 6 определим фактор периодического взноса на погашение кредита. Фактор равен 0,2139.
Величина ежегодного взноса = 400000 × 0,2139 = 85553 руб.
Заемщик уплатит кредитору за 15 лет 1283295 руб. (85553 × 15), что превышает сумму кредита на 883295 руб. (1283295 – 400000).
Принципиальная схема технологии банковских кредитов (рис. 8):
| Предприятие
|
|
| 1. Исследование конъюнктуры кредитного рынка
|
| 2. Подбор документов на открытие ссудного счета
| - Документы, подтверждающие правоспособность предприятия: Учредительный договор; Устав; Свидетельство о регистрации.
- Справки о намерении открыть ссудный счет из Налоговой инспекции, ПФР, ФСС, ФОМС.
- Финансовая (бухгалтерская) отчетность.
- Технико-экономическое обоснование или бизнес–план.
- Документы по предоставляемому обеспечению (гарантийное письмо от гарантов, оценка залога от оценщиков, договор страхования от органов страхования).
- Заявление на открытие ссудного счета.
|
| 3. Предоставление документов на открытие ссудного счета
|
| | Банк
|
|
| 4. Обработка аналитических материалов
| Экспертиза юридических документов. Анализ кредитоспособности заемщика, Расчет кредитного риска. Расчет процентной ставки за кре-дит. Анализ возможностей банка быстро реализовать свои требования на активы или доходы заемщика в случае нарушения условий договора.
|
| 5. Принятие решения о выдаче ссуды
| Выписка из решения о выдаче ссуды
|
|
| Предприятие
|
|
| 6. Получение кредита
| Оформление кредитного договора. Открытие ссудного счета. Перечисление средств на счет
|
| 7. Использование кредита
|
| 8. Возврат ссуды и выплата процентов
| Да Нет
| Платежное поручение
|
| 10. Выработка стратегий по обе-спечению возвратности кредита
|
| Банк
|
| Продажа обеспечения. Реструктуризация долга. Отсрочка погашения кредита. Выдача нового кредита с большим обеспечением
|
| 9. Закрытие кредитного дела
|
| | | | | |
9.2 Коммерческое и вексельное кредитование
Коммерческий (фирменный) кредит – это кредитование, в виде предоставления продавцом покупателю отсрочки (внесение задолженности в полной сумме переносится на срок более поздний, чем это предусмотрено договором) или рассрочки (платеж производится не в полной сумме стоимости товаров, а по частям), а также в виде предварительной оплаты (аванса) покупателем.
Учет векселей как форма кредитования означает, что предприятие, получившее от должников векселя, предъявляет банку эти векселя к учету. Предприятие получает немедленно по ним платеж, т.е. до истечения срока платежа по векселю и для предприятия это фактически означает получение кредита от банка.
За такую операцию банк взимает процент (дисконт), который определяется по формуле:
С = В × Т × П / 100 / 360,
где В – сумма векселя; Т – срок в днях до наступления срока платежа по векселю; П – годовая учетная ставка процента; 360 – количество дней в году.
Пример 40. Номинал векселя (В) - 10 млн. руб. Банк покупает его по учетной ставке 10% годовых за 90 дней до начала наступления срока платежа по векселю.
Учетный процент, т.е. плата, взимаемая банком за авансирование денег при учете векселя
С = 10 млн.руб. × 90 дн. × 10% / 100% / 360 дн. = 0,25 млн.руб.
Ссуды под залог векселей – это вид кредитования, отличающийся от учета векселей, во-первых, тем, что собственность на вексель банку не переуступается, а только берется банком в залог на определенный срок с последующим выкупом после погашения ссуды; во-вторых ссуда выдается на 60-80% от номинальной стоимости суммы векселя.
Налоги предприятия
Налог – обязательный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения на основании Налогового кодекса РФ принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Классификация налогов приведена в таблице 18:
Критерии
| Группа
| По уровню законодательного регулирования
| Федеральные.
Региональные.
Местные
| По способу взимания
| Прямые, взимаемые со стоимости имущества или с величины доходов (например, налог на имущество организаций, НДФЛ).
Косвенные, взимаемые со стоимости товара, работы, услуги.
| По налого-плательщикам
| Взимаемые с физических лиц (например, НДФЛ).
Взимаемые с юридических лиц (например, налог на имущество организаций).
Взимаемые с физ. и юр. лиц (например, транспортный налог).
| По объекту обложения
| Взимаемые с доходов (например, единый налог на вмененный доход).
Взимаемые с прибыли (например, налог на прибыль)
Взимаемые с имущества (например, налог на имущество организаций или физических лиц)
Взимаемые с операций (действий) (например, НДС)
| По порядку поступления в бюджет
| Закрепленные. Поступают в один бюджет (например, НДС полностью - в местный бюджет).
Регулирующие. Поступают в несколько бюджетов (например, налог на прибыль распределяется между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ).
|
Виды налогов и сборов в РФ:
1) Федеральные (обязательны к уплате на всей территории РФ): налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц (НДФЛ); налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.
2) Региональные (обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, по их законодательству): налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.
3) Местные (обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований по их нормативным актам): земельный налог; налог на имущество физических лиц.
|