Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Периодизация русской литературы XVIII века.

1. Литература Петровского времени (начало 18 в. – 1730)

Реформы образования и воспитания. «Юности честное зерцало» - руководство по этикету. Создаются научные издания в попытке догнать Европу. Появляется первая печатная газета «Ведомости». Знакомство с европейской литературой.

Происходит деление литры на высокую (придворную литературу, ораторскую прозу) и низкую. Смешение языковых элементов: высокой, церковной, заимствованной лексики и просторечья.

2. Литература середины века (1730 – 1760)

Реформа русского стиха, стремление к систематизации, преодолению хаоса петровского времени. Систематизация жанров как ответ европейской литре. Ода – доминирующий лирический жанр. Комедия/Трагедия – доминирующий драматический жанр. Задаются вопросом: «Какой должна быть литература и современный русский язык»

Создание культурно-литературных центров. Таких как Академия наук, университеты и другие учебные заведения, первый профессиональный театр (Сумароков).

В трагедии монологи преобладают над диалогами, разговоры преобладают над действиями. Самохарактеристики героев правдивы. Всегда выделяется злодей и его жертвы, среди них обязательно пара влюбленных. 9 трагедий Сумарокова были основными в русском театре. В Европейской драматургии отдаленные экзотические места и отдаленная эпоха (библейские сюжеты), в русской же – родная страна и отдаленная эпоха (Путь из варяг в греки)

В отличие от проблемы европейских трагедий (самоутверждение личности), в русской: власть рока, судьбы. Также у Сумарокова есть политический подтекст: неидеальный монарх, на примере которого показывается, как должен или не должен вести себя монарх.



3. Последняя треть 18 века

Возникновение общественного мнения, независимого от официального. Развитие журналов, в научных журналах нет еще национальной терминологии. Человек важен сам по себе, а не в зависимости от выполняемых им функциями.

Державин.

Стили художественной литературы 18 века: барокко, классицизм, сентиментализм»

Особенности эпохи барокко (конец 16 – начало 18 вв. ):

· Человек очень восприимчив по отношению к миру, открыт ему

· Самоценность личности

· Многообразие мира пугает, человек не может справиться с этим, не может выстроить гармоничную модель, ощущает неспособность понять всё. Невозможность постижения приводит к разрушению человеческой гармонии

· Столкновение противоположных элементов (жизнь и смерть, прекрасное и безобразное, материальное и духовное)

· Повышенная образность («тёмный» язык)

· Стремление к синтезу

Барокко — первый из европейских стилей, представленный в русской культуре. В культуре барокко место ренессансного человека снова занял бог — первопричина и цель земного существования.

Это касается, в частности, проблемы любви. В силлабической поэзии второй половины XVII в. мы не найдем любви-страсти. Здесь не было места и смеху.

Идеологическая умеренность самым непосредственным образом отозвалась в поэтической практике. В московском барокко не было темы «ужасов» — безобразия смерти и загробных мучений.

И если европейское барокко осознавало себя в отношении к Ренессансу, то барокко московское имело предшественником (и антиподом) средневековую традицию. Именно поэтому в московском барокко так сильно возрожденческое начало.

 

Классицизм – стиль или художественное направление (17 – начало 19 вв.):

· Отрицает любую историческую изменяемость

· Стремится воссоздать мир абсолютной реальности

· Обнаруживает основы бытия, стремится найти идеальное состояние бытия

· Разум превалирует над чувствами

· Чёткость, простота стиля

· Считается, что мир можно познать, можно систематизировать

· Жанровая система классицизма – аналог мироздания

· Ориентир на классические образцы

· Понимание цели искусства

Классицизм, начав создание национальной литературы, способствовал выработке идеалов гражданственности, сформировал представление о героическом характере, высоко поднял поэтическую культуру, включил в национальную литературу художественный опыт античного и европейского искусства, показал способности поэзии к аналитическому раскрытию душевного мира человека.

Классицизм отрицал личность в писателе, предъявлял к литературным произведениям строгие программные требования, но гуманизм эпохи Возрождения питал личностное начало в литературе.

Представители:

· А. Д. Кантемир (основоположник реально-сатирического направления, писал сатиры)

· В. К. Тредиаковский

· М. В. Ломоносов (торжественные и философские оды; внес канонические принципы классицизма в русскую литературу)

· А. П. Сумароков (положил начало драматургической системе классицизма)

· Д. И. Фонвизин («Бригадир»; «Недоросль»; создатель самобытной национальной комедии; заложил основы критического реализма)

Г. Р. Державин – предельно развил в своих произведениях возможности классицизма и впервые преодолел каноны классицизма, разрушил его жанровую систему, разрушил нормы классицизма

 

Важнейшей характеристикой литературных произведений классицизма является принцип триединства. Литературные жанры делились на высокие и низкие.

Классицизм – научить как правильно.

 

Сентиментализм (конец 18 в.; от 1760 – 1770 – х до 1810 – х гг.).

· Несословная оценка человека

· Идеи просвещения

· В основе его эстетики лежит культ чувства, культ природы, культ врождённой нравственной чистоты, неиспорченности

· Проявляется интерес к частному, индивидуальному

· Подчеркнутая субъективность подхода к миру

· Чувствительность

· Уход от прямолинейности классицизма

· Утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий

· Внимание уделяется душевному миру человека, на первом месте стоят чувства, а не великие идеи

Новшества, привнесённые сентиментализмом в русскую литературу:

· Развивается тема детства и дружбы как рода любви. Раньше дети воспринимались как «маленькие взрослые». Сентиментализм раскрывает мир детства («Рыцарь нашего времени» Карамзина – описание детства)

· Особый тип героя – чувствительный человек. Любимые занятия – чтение, прогулки, искусство, природа. Через этот новый особый тип героя проявляется интерес к «жизни сердца» человека, к его внутреннему миру

· Замедленное описание с анализом мыслей, чувств вместо действий

· Появляется литературный портрет. Во внешности проявляется характер человека. Цвет глаз – определённый знак. Голубые глаза – чувствительный герой, романтический герой – тёмные глаза и тёмные кудри

· В литературу входят крестьяне, которые представлены как образцы чувствительных героев. Бедная Лиза у Карамзина, крестьяне у Радищева – всё это свидетельствует о появлении столь важной тенденции, как демократизация русской литературы

Сентиментализм – замкнуться в себе, после смерти все будет.

Русская ода 18 века

В 30-40 годах, помимо классических трагедии и комедии, доминирует ода. Высший жанр. Одическая строфа состоит из 10 стихотворных строк, написанных чертырехстопным ямбом. За счет высокой лексики восхваляет идеальный мир и идеального монарха.

В ней присутствует панорамное описание действительности, лирический восторг и одический беспорядок в смене образов.

Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, Державин

Державин ода «К Фелице ». Посвящалась Екатерине 2, в названии указан один из ее литературных псевдонимов. Ода прославляла гуманность обхождения с людьми императрицы и мудрость ее правления, но в то же время разговорным языком повествует о роскошных забавах, о праздности слуг и недостойных фаворитах.

Современник поразило, что поэтическая речь «высокого жанра» звучала не напряженно, а живо и образно. О Екатерине говорилось похвально, но не высокопарно. Местами вводит сцены неприличные по светским нормам того времени. Ода наполнена веселыми, а порою и язвительными намеками.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.