Периодизация русской литературы XVIII века. 1. Литература Петровского времени (начало 18 в. – 1730)
Реформы образования и воспитания. «Юности честное зерцало» - руководство по этикету. Создаются научные издания в попытке догнать Европу. Появляется первая печатная газета «Ведомости». Знакомство с европейской литературой.
Происходит деление литры на высокую (придворную литературу, ораторскую прозу) и низкую. Смешение языковых элементов: высокой, церковной, заимствованной лексики и просторечья.
2. Литература середины века (1730 – 1760)
Реформа русского стиха, стремление к систематизации, преодолению хаоса петровского времени. Систематизация жанров как ответ европейской литре. Ода – доминирующий лирический жанр. Комедия/Трагедия – доминирующий драматический жанр. Задаются вопросом: «Какой должна быть литература и современный русский язык»
Создание культурно-литературных центров. Таких как Академия наук, университеты и другие учебные заведения, первый профессиональный театр (Сумароков).
В трагедии монологи преобладают над диалогами, разговоры преобладают над действиями. Самохарактеристики героев правдивы. Всегда выделяется злодей и его жертвы, среди них обязательно пара влюбленных. 9 трагедий Сумарокова были основными в русском театре. В Европейской драматургии отдаленные экзотические места и отдаленная эпоха (библейские сюжеты), в русской же – родная страна и отдаленная эпоха (Путь из варяг в греки)
В отличие от проблемы европейских трагедий (самоутверждение личности), в русской: власть рока, судьбы. Также у Сумарокова есть политический подтекст: неидеальный монарх, на примере которого показывается, как должен или не должен вести себя монарх.
3. Последняя треть 18 века
Возникновение общественного мнения, независимого от официального. Развитие журналов, в научных журналах нет еще национальной терминологии. Человек важен сам по себе, а не в зависимости от выполняемых им функциями.
Державин.
Стили художественной литературы 18 века: барокко, классицизм, сентиментализм»
Особенности эпохи барокко (конец 16 – начало 18 вв. ):
· Человек очень восприимчив по отношению к миру, открыт ему
· Самоценность личности
· Многообразие мира пугает, человек не может справиться с этим, не может выстроить гармоничную модель, ощущает неспособность понять всё. Невозможность постижения приводит к разрушению человеческой гармонии
· Столкновение противоположных элементов (жизнь и смерть, прекрасное и безобразное, материальное и духовное)
· Повышенная образность («тёмный» язык)
· Стремление к синтезу
Барокко — первый из европейских стилей, представленный в русской культуре. В культуре барокко место ренессансного человека снова занял бог — первопричина и цель земного существования.
Это касается, в частности, проблемы любви. В силлабической поэзии второй половины XVII в. мы не найдем любви-страсти. Здесь не было места и смеху.
Идеологическая умеренность самым непосредственным образом отозвалась в поэтической практике. В московском барокко не было темы «ужасов» — безобразия смерти и загробных мучений.
И если европейское барокко осознавало себя в отношении к Ренессансу, то барокко московское имело предшественником (и антиподом) средневековую традицию. Именно поэтому в московском барокко так сильно возрожденческое начало.
Классицизм – стиль или художественное направление (17 – начало 19 вв.):
· Отрицает любую историческую изменяемость
· Стремится воссоздать мир абсолютной реальности
· Обнаруживает основы бытия, стремится найти идеальное состояние бытия
· Разум превалирует над чувствами
· Чёткость, простота стиля
· Считается, что мир можно познать, можно систематизировать
· Жанровая система классицизма – аналог мироздания
· Ориентир на классические образцы
· Понимание цели искусства
Классицизм, начав создание национальной литературы, способствовал выработке идеалов гражданственности, сформировал представление о героическом характере, высоко поднял поэтическую культуру, включил в национальную литературу художественный опыт античного и европейского искусства, показал способности поэзии к аналитическому раскрытию душевного мира человека.
Классицизм отрицал личность в писателе, предъявлял к литературным произведениям строгие программные требования, но гуманизм эпохи Возрождения питал личностное начало в литературе.
Представители:
· А. Д. Кантемир (основоположник реально-сатирического направления, писал сатиры)
· В. К. Тредиаковский
· М. В. Ломоносов (торжественные и философские оды; внес канонические принципы классицизма в русскую литературу)
· А. П. Сумароков (положил начало драматургической системе классицизма)
· Д. И. Фонвизин («Бригадир»; «Недоросль»; создатель самобытной национальной комедии; заложил основы критического реализма)
Г. Р. Державин – предельно развил в своих произведениях возможности классицизма и впервые преодолел каноны классицизма, разрушил его жанровую систему, разрушил нормы классицизма
Важнейшей характеристикой литературных произведений классицизма является принцип триединства. Литературные жанры делились на высокие и низкие.
Классицизм – научить как правильно.
Сентиментализм (конец 18 в.; от 1760 – 1770 – х до 1810 – х гг.).
· Несословная оценка человека
· Идеи просвещения
· В основе его эстетики лежит культ чувства, культ природы, культ врождённой нравственной чистоты, неиспорченности
· Проявляется интерес к частному, индивидуальному
· Подчеркнутая субъективность подхода к миру
· Чувствительность
· Уход от прямолинейности классицизма
· Утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий
· Внимание уделяется душевному миру человека, на первом месте стоят чувства, а не великие идеи
Новшества, привнесённые сентиментализмом в русскую литературу:
· Развивается тема детства и дружбы как рода любви. Раньше дети воспринимались как «маленькие взрослые». Сентиментализм раскрывает мир детства («Рыцарь нашего времени» Карамзина – описание детства)
· Особый тип героя – чувствительный человек. Любимые занятия – чтение, прогулки, искусство, природа. Через этот новый особый тип героя проявляется интерес к «жизни сердца» человека, к его внутреннему миру
· Замедленное описание с анализом мыслей, чувств вместо действий
· Появляется литературный портрет. Во внешности проявляется характер человека. Цвет глаз – определённый знак. Голубые глаза – чувствительный герой, романтический герой – тёмные глаза и тёмные кудри
· В литературу входят крестьяне, которые представлены как образцы чувствительных героев. Бедная Лиза у Карамзина, крестьяне у Радищева – всё это свидетельствует о появлении столь важной тенденции, как демократизация русской литературы
Сентиментализм – замкнуться в себе, после смерти все будет.
Русская ода 18 века
В 30-40 годах, помимо классических трагедии и комедии, доминирует ода. Высший жанр. Одическая строфа состоит из 10 стихотворных строк, написанных чертырехстопным ямбом. За счет высокой лексики восхваляет идеальный мир и идеального монарха.
В ней присутствует панорамное описание действительности, лирический восторг и одический беспорядок в смене образов.
Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, Державин
Державин ода «К Фелице ». Посвящалась Екатерине 2, в названии указан один из ее литературных псевдонимов. Ода прославляла гуманность обхождения с людьми императрицы и мудрость ее правления, но в то же время разговорным языком повествует о роскошных забавах, о праздности слуг и недостойных фаворитах.
Современник поразило, что поэтическая речь «высокого жанра» звучала не напряженно, а живо и образно. О Екатерине говорилось похвально, но не высокопарно. Местами вводит сцены неприличные по светским нормам того времени. Ода наполнена веселыми, а порою и язвительными намеками.
|