Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

основные этапы жизни и творчества Чехова

Чехов родился 17 января 1860 года в Таганроге. Его отец, купец третьей гильдии, а дед – бывший крепостной. После того, как отец разорился и семья уезжает в Москву, 16-летний Чехов остается один в Таганроге, чтобы продолжить обучение в гимназии. Самостоятельно зарабатывает на жизнь. Затем учится на медицинском факультете в Москве.

Чехов принимал актиное участие в создании гимназического журнала, публикуя юморески. В студенческие годы творил для журналов «Стрекоза» и «Зритель» под псевдонимом Антоша Чехонте. 1882 стал сотрудничать с журналом осколки.

В 1884 начал свою лечебную практику в должности уездного доктора, и в этот же год выходит его первая книга.

В поисках личного творческого пути Чехов уезжает на Сахалин – место царской ссылки. Трудный путь, жизнь в тяжелых условиях, изучение жизни и характеров каторжан и собственноручно проведенная перепись – все это ярко отразилось на его творческом сознании. Здоровье Чехова сильно ухудшается, обостряется туберкулез. По возвращении в Москву пишет книгу «Остров Сахалин».

В 1892 году переселяется в купленное им имение Мелихово, где оказывает местным крестьянам врачебную помощь, строит школы, участвует в переписи населения. В Мелиховский период появляются в частности «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад»

В 1898 уезжает в Ялту. Спустя три года женится на Ольге Книппкер – актрисе МХАта. В эти годы готовит свое собрание сочинений.

В 1904 Чехов резко заболезвает и уезжает на курорт в Германии. 2 июня 1904 года скончался.
Что отличает раннюю прозу Чехова? Во-первых, это особый жанр, чаще всего это сценка или анекдот. В конце рассказа всегда был неожиданный конец, как в анекдоте. Имена и фамилии героев были, разумеется, комические.
Раннее творчество Чехова – это «энциклопедия русской жизни конца 19 века». Там есть все должности, все социальные слои, все профессии и т.д.
Надо сказать, что очень много от ранней прозы осталось в Чеховской зрелой прозе.



 

1.20 Русская поэзия 1840-1860: Некрасов, поэты "Некрасовской школы"

Отец Некрасова был военным, впоследствии оставившим службу и поселившимся в своем родовом имении в селе Грешнево. Мать, дочь богатых родителей, вышла замуж против их воли. Отец был нрава жесткого и даже где-то жестокого. Мальчик жалел мать и через всю свою жизнь пронес образ русской женщины, сочувствуя ее нелегкой доле. В это же время, наблюдая воочию тяжелую крестьянскую жизнь, Некрасов проникся заботами и тяготами крепостных людей своего отца.

Некрасов быстро закончил свое образование, едва дотянув до пятого класса. Отчасти это случилось из-за проблем с учебой, отчасти – по причине конфликта с руководством гимназии на почве сатирических стишков юного поэта.

Постепенно дела Некрасова в Петербурге стали налаживаться. Статьи в газеты, сочинения для лубочных изданий, написание водевилей позволили поэту сколотить некие сбережения, которые были пущены на выпуск небольшого сборника стихов под названием «Мечты и звуки». Мнения критиков были противоречивы. Это настолько уязвило поэта, что он скупал издания своих стихов, чтобы их уничтожить.

Сотрудничество с журналом «Отечественные записки», приобретение в аренду в 1846 году «Современника». Белинский, ближе познакомившись с молодым поэтом, оценил его по достоинству и немало поспособствовал успеху Некрасова на ниве издательского дела. В 1948 году, несмотря на реакционные веяния, «Современник» был самым лучшим и популярным журналом того времени. В середине 50-х годов Некрасов уезжает в Италию, чтобы восстановить здоровье. Вернувшись на родину, он с новыми силами вливается в общественную жизнь. Некрасов примеряет на себя роль поэта-гражданина и придерживается этих взглядов до самой своей смерти.

Описание событий в романах и других произведениях Некрасова исключительно своеобразно: он не только сочувствовал народу, но считал себя его частью, говорил его языком, от его имени.

Ранний период творчества (конец 1830-х - середина 1840-х годов) отмечен романтической подражательностью, поисками своей темы (сборник "Мечты и звуки", 1840).

Второй период - "современниковский" (с 1845 г. - до начала 60-х годов) - главный в творческой жизни Некрасова. В его поэзии нашла выражение эпоха подъема революционно-разночинного движения. Определяется круг тем - "городские" стихи, антикрепостнические, о женской доле. Вырабатывается реалистический стиль, появляется сатирический пафос. Гражданская, демократическая направленность поэзии становится ведущей. В 1856 г. выходит сборник "Стихотворения" - главный рубеж в творческой эволюции Некрасова. С 1856 по 1861 г., в предреформенный период, особую актуальность приобретает крестьянская тема.

В третий период (1862-1870) Некрасов ищет положительного героя современности. Изображает жестокие контрасты города в духе натуральной школы; продолжает крестьянскую тему, сатирически рисуя плоды реформы 1861 г., большое значение приобретает тема борьбы с цензурой и свободы поэтического слова. Некрасов разрабатывает тему декабристов, которая должна была вдохновлять молодежь на борьбу за народную свободу ("Дедушка", "Княгиня Трубецкая", "Княгиня Волконская").

В лирическом творчестве усиливается драматизм. Происходит символизация художественных деталей. Некрасов обращается к жанру поэмы, наполняя его современным содержанием, сближая с народно-поэтическим творчеством. Поэт пишет эпическую поэму "Кому на Руси жить хорошо", являющуюся художественной вершиной его жизни.

Обычно же школой Некрасова понимают поэтов 50—70-х гг., идеологически и художественно наиболее ему близких, испытывавших на себе прямое влияние великого поэта, даже организационно в сущности объединенных уже в силу того обстоятельства, что большинство из них группировалось вокруг немногочисленных демократических изданий: некрасовского «Современника», «Русского слова», «Искры». Поэты-демократы подчас не умели органически переработать влияния Некрасова, прямо повторяли некрасовские темы и образы и тем самым наносили ущерб общей поэтической культуре эпохи, простым повторением превращая эти темы и образы в банальностии штампы.

Русская поэзия 40х – 80х гг. Тютчев, Фет и поэты «чистого искусства»

«Чистое искусство» – это условное название ряда эстетических представлений и концепций, общий внешний признак которых – поэзия служит сама себе целью, мир поэзии отрешен от прозы жизни; поэт должен служить не интересам минуты, а вечным идеям «красоты, добра и правды».

В 40-х годах «чистая» поэзия в глазах общественности могла еще отчасти оцениваться как результат пассивной оппозиционности по отношению к власти, но с середины 50-х годов лозунги «чистого искусства» стали воинствующими, их полемически противопоставляли «натуральной школе».

Поэты «чистого искусства» стремились удержать гармонию в-условиях дисгармоничной действительности, что заставляло их предельно сокращать тематическое разнообразие своих стихов. В исторической перспективе «некрасовское» и, условно говоря, «фетовское» направления поэзии оказались взаимодополняющими.

Тютчев Ф. И.

Тютчева принято называть «певцом природы». Автор «Весенней природы» и «Весенних вод» был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Природа у поэта - это всегда размышления о загадках мироздания, о вековечных вопросах человеческого бытия. Обычно природа изображается поэтом через глубоко эмоциональное восприятие человека, стремящегося слиться с нею, ощутить себя частицей великого целого, вкусить «благодать» «земного самозабвения». Но Тютчеву были ведомы и минуты мучительного сознания, что между природой и человеком существует и трагическое различие. Природа вечна, неизменна. Не таков человек — «царь земли» и в тоже время «мыслящий тростник», быстро вянущий «злак земной». Человек приходит и уходит, природа остается...

Гармония обнаруживается поэтом в природе даже в «стихийных спорах». Вслед за бурями и грозами неизменно наступает «успокоение», озаренное солнечным сиянием и осененное радугой. Буря и грозы потрясают и внутреннюю жизнь человека, обогащая ее многообразием чувств, но чаще оставляя после себя боль утраты и душевную опустошенность.

А. А. Фет

Поэзия Фета, не столь широкая по тематике, необыкновенно богата разнообразными оттенками чувства, эмоциональных состояний. Слово в поэзии Фета, теряя точный смысл, приобретает осо­бую эмоциональную окраску, при этом стирается грань между пря­мым и переносным смыслом, между миром внешним и внутренним. Часто все стихотворение строится на этой зыбкости значений, на развитии ассоциаций («Шепот, робкое дыханье…»). Такая ассоциативность мышления, умение передать мгновения жизни, мимолетные, ускользающие чувства и настроения помогли Фету подойти вплотную к решению проблемы «невыразимости» поэтическим языком тончайших движений человеческой души, над которой бились Жуковский, Лермонтов, Тютчев. Музыкальность лирики Фета выражается в особой плавности, напевности его стиха, разнообразии ритмов и рифм, искусстве звукового повтора. Для каждого стихотворения Фет находит индивидуальный ритмический рисунок, употребляя необычные сочетания длинных и коротких строк, звуковые повторы, основанные на ассонансах и консонансах, разнообразные размеры, среди которых особо выделяют­ся трехсложные, прекрасно вписывающиеся в традицию романсов.

Русская поэзия 1880-х – 1890-х гг.

С особенной отчетливостью выделились представители двух основных линий: поэтов-демократов и поэтов, которые продолжали развивать традиции «чистой лирики».

Поэты демократической ориентации, опиравшиеся на традиции русской вольнолюбивой поэзии (Пушкин, поэты-декабристы, Лермонтов), продолжали разрабатывать в новых исторических условиях темы и мотивы поэзии Некрасова. Однако их творчество в целом свидетельствовало о снижении пафоса гражданской лирики. Поэты 80-х гг. даже в лице своих лучших представителей не достигли уровня предыдущего блестящего этапа развития революционно-демократической поэзии.

Основная тема творчества Надсона — поэзия и ее роль в жизни общества. К ней он возвращается постоянно. Надсон признает значение как поэзии, ведущей «в суровый грозный бой за истину и свет», так и поэзии чистого искусства. Сам Надсон избирает первый путь..

Надсон не был связан с революционными кругами, но в его представлении поэт сродни бойцу за правое дело. Вместе с тем эпоха безвременья наложила на поэта свой отпечаток — ему свойственны разочарование, минуты отчаяния, двойственность отношения к миру: рядом с призывами к борьбе проявляется стремление к всепрощению.

И тем не менее поэт не может молчать, когда страдает народ. Он клеймит позором «холопскую» совесть и зверскую тупость «слепых» палачей. Как и другие поэты 80-х гг., Надсон, говоря о социальном идеале, прибегает к общей отвлеченной терминологии — правда, добро, свобода, истина. Он верит в «великую силу любви», но не раскрывает того, что вкладывает в это понятие. Такая неопределенность объяснялась не только боязнью цензуры и недостаточной ясностью социальной позиции самого Надсона, но и тем, что после спада революционной волны идейные искания передовой части общества носили еще неясные очертания.

В поэзии Надсона возникает тема жертвенности, самоотвержения во имя счастья народа. Он воспевает тех, кто встал на защиту «поруганной свободы», кто честно прошел тернистый путь и пал в бою с «гнетущим злом». Ободряя уставших, истекающих кровью в борьбе, поэт предостерегает от грозящего им «тайного соблазна» остановиться на «полдороге» к великой цели и тем самым предать «все то, что уж сделал, любя». Вместе с тем Надсон начал сознавать, что время борьбы героев-одиночек проходит («В толпе», 1881).

В поэзии Надсона легко обнаружить отзвуки, а порою и прямые перепевы некрасовских и лермонтовских мотивов. Он не очень заботился о форме своих стихотворений и часто пользовался готовыми поэтическими формулами, заимствованными из предшествующей поэзии. Эпитеты его часто шаблонны, поэтический словарь беден, в чем Надсон отдавал себе отчет. Впрочем, он создал немало афоризмов, ставших «крылатыми»: «Как мало прожито — как много пережито!».

Надсон любил контрасты, противопоставления добра и зла, света и мрака. В его поэзии существенное место занимает пейзаж. Несмотря на признание поэта в том, что ему недосуг любоваться «тихой ночью», так как внимание его поглощено «скорбью людской», он нередко обращается к картинам природы, пользуясь романтической образностью. Надсон все же избегает «чисто пейзажных» стихотворений, внося, как и многие поэты 80-х гг., в описания картин природы раздумья над общественными вопросами и аллегорические иносказания.

Случевский больше тяготел к «чистой лирике» и философско-нравственной проблематике; значительное место в его поэзии занимают также религиозно-мистические мотивы, усилившиеся в последний период его жизни. По признанию самого поэта, в его творчестве отражено томление «усталого ума» и «надломленного духа».

Желание порассуждать нередко подавляло в стихах Случевского поэтическое чувство. Не удовлетворяющая поэта действительность вызывала у него потребность в воспоминаниях, в погружении в мир сновидений. Одна из излюбленных тем поэта — тема раздвоения человека.

Творчество Случевского лишено традиционных поэтических форм. Он выступал как искатель новых художественных средств в поэзии. Претендуя на высокую поэзию, на философскую лирику, Случевский в то же время тяготел к изображению приземленной обыденности, «скучной» житейской прозы. Возвышенный поэтический язык соседствует у Случевского с нарочитыми прозаизмами, заимствованными из бытовой, канцелярской и научной лексики. Дисгармония внутреннего мира поэта выражалась с помощью стилевой дисгармонии.

Процесс угасания гражданской поэзии с наибольшей яркостью проявился в поэзии Константина Михайловича Фофанова. В его творчестве господствует лирическая тема, почти всегда окрашенная в грустные тона. Читая фофановские стихи, еще раз убеждаешься, сколь сильна была власть Лермонтова над поэтами последней трети XIX в.

Фофанов был поэтом «больного поколения». В его лирике отражены уныние, отчаяние и бессилие. Он искренне сочувствует «нищим», «страдающим, голодным братьям». Фофанов сочувствует тем, кто не мирится с неправдой жизни, кто борется. Одно из своих лучших стихотворений «Отошедшим» (1889) поэт посвятил «глашатаям свободы»; он говорит о тех, кто в дни реакции и политического террора томится в мрачных тюрьмах. У самого же поэта «стихла в сердце злоба», «нет в устах проклятья», он лишь «скорбит» и «рыдает».

Его поэтический мир — мир призраков и болезненных явлений. На этой почве у него возникает устойчивая тема «двойника». Поэтическое наследие Фофанова неравноценно. Наряду с вялыми, серыми стихами и стертыми образами в его творчестве немало стихов, которые следует отнести не только к личным достижениям автора, но и лирики конца века в целом. Фофанов явно тяготел к манере, которая впоследствии была усвоена и развита русскими символистами. Он поэт сумерек и полутонов, внесший свой вклад в пейзажную лирику.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.