Обратная связь
|
Определяем авторскую позицию (идея текста). Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ. 11-й класс
1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения).
… – вот тема, к которой обращается автор текста.
Этот текст (статья) о …
Автор обращается к актуальной теме – теме…
Этот текст о …
Автор посвящает статью…
2. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему.
Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения.
Проблема чего, точка зрения на какую-либо проблему, поставить, выдвинуть, рассмотреть, обсудить, изложить, разрешить какую-либо проблему, коснуться какой-либо проблемы, уделить внимание какой-либо проблеме, какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания.
Проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.
Проблем может быть несколько. Важно увидеть две и прокомментировать. Важно комментировать не весь текст, а ту (те) проблемы, которые вы заявили вначале.
Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция.
Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция должна звучать как ответ на вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.
Шаблоны: автором проблема может быть:
- поставлена
- изложена
- рассмотрена
- выдвинута
- затронута
- поднята
- сформулирована
- исследована
- проанализирована
Возможные проблемы:
- Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);
- Проблема роли детства в жизни человека (почему детство – важнейший этап жизни человека?);
- Проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину7);
- Проблема отчего дома (почему нельзя забывать отчий дом?);
- Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?);
- Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);
- Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);
- Проблема влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния);
- Проблема восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?);
- Проблема несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?);
- Проблема отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?);
- Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?);
- Проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)
- Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от других людей?);
- Проблема коммерциализации культуры.
3. Комментируем проблему.
Комментарий от простого пересказа отличается тем, в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это – самое важное и сложное.
Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом; кому адресован текст? Какова степень актуальности текста? Как автор подходит к решению этой проблемы? К какой категории относится проблема: нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая? Насколько освещена эта проблема в литературе? Кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?
Здесь возможно обратиться к средствам выразительности, если они помогают определить авторскую позицию. Какова точка видения писателя? Может автор показывает это глазами рассказчика, говорит от имени героя? С каким настроением пишет автор? Что подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам подводит нас?
Шаблоны:Проблема может быть:
- социальная
- общественно-политическая
- идеологическая
- морально-этическая
| - философская
- психологическая
- нравственная
- эстетическая
| Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:
- общественно-значимая
- животрепещущая
- жизненная
- насущная
- первоочередная
- острая
- важная
- серьёзная
- спорная
- глубокая
| - злободневная
- актуальная
- главная
- сложная
- принципиальная
- жгучая
- наболевшая
- основная
- неразрешимая
- назревшая
| Проблема может заставить читателя:
- глубоко задуматься
- рассуждать вместе с автором
- лучше понять себя и окружающих
- лучше понять трагизм происходящего
| - серьёзно размышлять
- критичнее относиться к…
- по-иному посмотреть на…
- поделиться мыслями о…
| Почему важно уметь комментировать основную проблему текста?
- Это позволяет увидеть, что интересует автора.
- Комментируя проблему, вы показываете и своё восприятие того, что волнует автора.
- Комментарий позволит вам глубже посмотреть на поставленную проблему.
В комментарии не должно быть:
- Пересказа исходного текста или его части.
- Рассуждений по поводу всех проблем текста.
- Комментариев о действиях героев текста.
- Избегать повторов слова «проблема»
- Не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что..», «проблема о мужестве и стойкости..».
Определяем авторскую позицию (идея текста).
При этом необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию («за»), какова, в итоге, цель написания текста, Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, как автор на него отвечает. Формулируя проблему в виде вопроса, вы должны знать, как автор на него отвечает. От вас не требуется сформулировать позицию автора вообще, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.
Авторская позиция в публицистическом стиле, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская позиция, а процитировать частично или пересказать (чтобы не снизили балл).
Если текст художественный, то авторская позиция может быть прямо не заявлена. Здесь важно обратить внимание, как она заявлена: прямо или косвенно; использование средств выразительности; призывность; оценочность; доступность; простота и т.д.
Автор может
| - Посвящать свою статью
- Решать заявленную проблему
- Эмоционально воздействовать на читателя
- Делать читателя своим союзником
- Образно воссоздавать картину происходящего
- Выделять ключевые проблемы(мысли, слова, мотивы)
- Образно представлять суть проблемы, которая его волнует
- Усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо
- Передать глубину проблем (чувств, идеи, раздумий, обобщений, размышлений)
- Раскрывать сущность поставленных проблеем
- Точно формулировать (выражать)мысль
- Заставить читателя задуматься над проблемой (темой, идеей)
- Показать злободневность рассматриваемой им проблемы (темы)
- Формировать положительное или отрицательное отношение к поднятой проблеме
- Пытаться найти причины негативных (позитивных) явлений
- Подчёркивать остроту поставленной проблемы
- Видеть глубину и актуальность проблемы
- Обращаться к традициям русской жизни, литературы….
- Выражать мнение большинства
- Пытаться понять, почему
- Использовать ряд убедительных аргументов
- Побуждать искать истину
- Стараться объяснить, почему
- Поднять в статье проблему, которая кажется наиболее актуальной
- Заставить сделать переоценку отношений..
| - Ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа
- Помочь нам увидеть традиционную тему по– новому
- Утверждать, что…
- Уточнять некоторые моменты
- Писать интересно и ново о старых проблемах
- Ставить перед нами цель – найти решение сложных жизненных вопросов
- Привести в качестве примера цитату
- Быть строгим судьёй негативным явлениям жизни
- Намереваться найти ответы на сложные жизненные вопросы
- Заставить нас самим решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор)
- Приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни
- Убедительно доказывать, используя конкретные примеры
- Дать новую жизнь старой теме
- Формировать положительное или отрицательное читательское отношение к поднятым проблемам
- Подчеркнуть истинное положение вещей
- Иронически (саркастически, возмущённо, восхищённо и т.д) повествовать о событиях и героях
- Показывать образец поведения, отношения к жизни
- Говорить с тревогой о наболевших проблемах
- Открыто заявить о своёй гражданской позиции по отношению к…
- Призывать нас к …
- Представлять истинную картину происходящего
| Автор стремится реализовать цели:
- Поделиться с вами своими размышлениями, передать вам свою заинтересованность данной темой, проблемой
- Эмоционально воздействовать на вас
- Найти в вас единомышленника
Клише:
|
|