Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Методика на изучение личности ребенка.

Методика диагностики самооценки психических состояний

(по Г. Айзенку).

Данная методика позволяет выявить уровни следующих психических состояний:

 

1. тревожности (1-10 вопросы);

2. фрустрации (11-20 вопросы);

3. агрессивности (21-30 вопросы);

4. ригидности (31-40 вопросы).

 

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.

 

Фрустрация – это эмоциональное состояние, переживаемое человеком, в ситуациях возникновения непреодолимых препятствий при удовлетворении потребностей или на пути достижения поставленных целей.

 

Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

 

Ригидность – свойство психики, характеризующееся стереотипностью, консерватизмом, регламентированностью поведения и жестким следованием шаблонам.

 

 

Инструкция.

 

Предлагаем Вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ становится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит – то 0 баллов.

 

 

Текст опросника.

 

  Психические состояния   Подходит Подходит, но не очень Не подходит
1. Не чувствую в себе уверенности. 2. Часто из-за пустяков краснею. 3. Мой сон беспокоен. 4. Легко впадаю в уныние. 5. Беспокоюсь о только еще воображаемых еприятностях. 6. Меня пугают трудности. 7. Люблю копаться в своих недостатках. 8. Меня легко убедить. 9. Я мнительный. 10. С трудом переношу время ожидания. 11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход. 12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом. 13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя. 14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат. 15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая её бесплодной. 16. Я нередко чувствую себя беззащитным. 17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния. 18. Чувствую растерянность перед трудностями. 19. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтоб меня пожалели. 20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми. 21. Оставляю за собой последнее слово. 22. Нередко в разговоре перебиваю собеседника. 23. Меня легко рассердить. 24. Люблю делать замечания другим. 25. Хочу быть авторитетом для окружающих. 26. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего. 27. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю. 28. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться. 29. У меня резкая грубоватая жестикуляция. 30. Я мстителен. 31. Мне трудно менять привычки. 32. Нелегко переключаю внимание. 33. Очень настороженно отношусь ко всему новому. 34. Меня трудно переубедить. 35. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться. 36. Нелегко сближаюсь с людьми. 37. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана. 38. Нередко я проявляю упрямство. 39. Неохотно иду на риск. 40. Резко переживаю отклонения от принятого мною режима.        

 



 

Обработка результатов.

Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов.

1. Тревожность (1-10 вопросы):

0 – 7 баллов не тревожные;

8 – 14 баллов тревожность средняя, допустимого уровня;

15 – 20 баллов очень тревожны

 

 

2. Фрустрация (11-20 вопросы):

 

0 – 7 баллов вы имеете высокую самооценку, устойчивы к

неудачам и не боитесь трудностей;

 

8 – 14 баллов средний уровень, фрустрация имеет место;

 

15 – 20 баллов у вас низкая самооценка, Вы избегаете

трудностей, боитесь неудач.

 

 

3. Агрессивность (21- 30 вопросы):

 

0 – 7 баллов вы спокойны, выдержаны;

 

8 – 14 баллов средний уровень;

 

15 – 20 баллов вы агрессивны, невыдержанны. Есть трудности

в общении с людьми.

 

 

4. Ригидность (31-40 вопросы):

 

0 – 7 баллов ригидности нет, легкая переключаемость;

 

8 – 14 баллов средний уровень;

 

15 – 20 баллов сильно выраженная ригидность.

 

Проективная методика «Несуществующее животное».

 

Данная методика предназначена для изучения личностных особенностей детей среднего и старшего школьного возраста

Как правило, цель диагностики в проективных методиках замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.

Для работы потребуется лист бумаги, простой мягкий карандаш и стирательная резинка. Карандашом средней мягкости, ручкой или фломастером рисовать не рекомендуется.

 

Инструкция

 

Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его подходящим именем.

 

Показатели и интерпретация

 

Данная методика построена на теории психомоторной связи, согласно которой при выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, то есть возникшую тенденцию движения. По данной концепции, пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым и бездеятельностью (отсутствием активной

связи между мыслью-представлением и его осуществлением). Правая

сторона, пространство впереди и вверху связаны с будущим и

действенностью. Правая сторона (соответственно ведущей руке) на листе

связана с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью,

конкретностью действия. Левая сторона – с отрицательно окрашенными и

депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью.

 

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного вертикального листа.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем выраженнее) трактуется как высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме и недостаточность признания со стороны окружающих; претензия на продвижение, тенденция к самоутверждению, претензия на признание.

Положение рисунка в нижней части – обратные показатели: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, неуверенность, незаинтересованность в своем социальном положении, признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

 

Центральная смысловая часть фигуры (голова или заменяющие ее детали).

Голова, повернутая вправо, - устойчивая тенденция к деятельности – почти все, что задумывается или планируется, осуществляется, или, по крайней мере, начинает осуществляться, даже если не доводится до конца (человек активно переходит к реализации своих планов, наклонностей).

Голова, повернутая влево – тенденция к рефлексии, размышлению. Испытуемый не «человек действия», лишь незначительная часть замыслов реализуется или начнет реализовываться. Нередки нерешительность, страх, боязнь перед активным действием (что именно, надо выяснить дополнительно).

Положение в фас, т.е. голова, направленная на рисующего, трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств, - уши, рот, глаза.

Глазам придается особое значение. Это символ присущего человеку страха. Это значение особенно подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – показатель истероидно – демонстративных манер. Для мужчин – женственные черты характера с подрисовкой радужки или зрачка совпадают редко. Ресницы – это также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Значение детали «уши» прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих для себя (дополнительно по другим показателям, по их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для положительной оценки или только дает соответствующие реакции на окружающих: радость, гордость, обида, огорчение, не изменяя при этом своего положения).

Деталь «рот» можно оценивать следующим образом, Приоткрытый рот в сочетании с языком – болтливость, в сочетании с подрисовкой губ трактуется как чувственность. Иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без подрисовки губ и языка, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникновения страхов и опасений, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная: огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение или порицание. Для детей и подростков значение рта округлой формы означает боязливость и тревогу. Увеличенный (по сравнению с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, а, возможно, и эрудицию в себе и окружающих.

На голове часто расположены дополн6иетельные детали: рога – защита, агрессия (определить в сочетании с другими признаками агрессии – ногтями, щетиной, иглами).

Характер этой агрессии – спонтанный или защитно-оборонительный.

Перья – тенденция к самоукрашению или к самооправданию и демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола, иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

 

Несущая часть фигуры (опорная – ноги, лапы, постаменты). Рассматривается основательность этой части фигуры по отношению к размеру всей фигуры и по форме – основательность, обдуманность, рациональность принятия решений, опора на существенную и значимую информацию, на существенные положения. В противном случае – поверхностность и неосновательность суждений, легкомысленность выводов, иногда импульсивность принятия решений – особенно при полном или частичном отсутствии ног. Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо, или не соединены совсем. Это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость формы ног любых элементов в одной части – конформность суждений и установок в принятии решений, стационарность, банальность. Разнообразие в положении этих деталей говорит о своеобразии установок и суждений, самостоятельности, небанальности соответственно необычности формы, даже о творческом начале в норме или инакомыслии (ближе к патологии).

 

Части, возвышающие над уровнем фигуры, могут быть функциональные или украшающие. Крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантик, что-то вроде завитушек, кудрей, цветков. Первые – это энергия, охват разных областей человеческой действительности, уверенность в себе, самораспространение с неделикатными, неразборчивыми утешениями окружающих. Либо любознательность, «соучастие» как в можно большем количестве мероприятий, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелостью мероприятий – соответственно значению символа (щупальца, крылья и т.д.). Вторые – демонстративность, склонность к обращению на себя внимания, манерность.

Хвосты – выражают отношения к собственным действиям или поступкам, или решениям, размышлениям, вербальной продукции – по тому, повернут ли хвост вправо (+) на листе или влево (-), судят об окраске этого отношения, которая выражена в направлении хвоста. Вверх – уверенно, положительно, бодро; хвост же падающий вниз, показывает недовольство собой, подавленность, сожаление, раскаяние и т.д. Особое внимание следует обратить на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев. Особенно на пышные, длинные, разветвленные. Их направленность также имеет значение: вправо – по поводу своих действий или поведения, влево – по поводу своих мыслей, решений, собственной нерешительности.

 

Контур фигуры. Важно наличие или отсутствие выступов (типа шипов, панциря. Игл, прорисовки или затемнения линий контура). Это защита от окружающих. Агрессивная защита, если рисунок выполнен в острых углах, страх или тревога, если есть затемнение контурной линии, опасение и подозрительность, если поставлены щиты, «заслоны», направленные вверх – против людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей и т.д. направленность защиты вниз – против насмешек, непризнания, боязнь осуждений. Боковые – недифференцированная опасливость, готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях. То же самое – элементы защиты, расположенные не по контуру, внутри контура, на самом корпусе животного. Справа – больше в процессе деятельности (реальной), а слева – защита своих мнений, убеждений.

 

Общая энергия оценивается количеством изображенных деталей: только ли необходимое, чтобы дать представление о животном (тело, голова, конечности и т.д.) с заполнением контуров без штриховки и дополнительных линий или же имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию деталей (дополнительных). Соответственно, чем выше энергия, тем больше деталей, и, наоборот, отсутствие таковых – экономия энергии, астеничность, органика: хроническое соматическое заболевание. То же подтверждается характером линий: при астении – слабая, паутинообразная. Обратный же характер линий не является полярным (жирная с нажимом), это не энергия, а тревожность. Особенно обратите внимание на резко продавленные линии, видимые даже с обратной стороны (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки – резкая тревожность). Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен подобным образом, к чему привязана тревожность.

 

Тематически животные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных. Это отношение испытуемого к своему «Я», представление о своем положении в мире, об идентификации себя по значению с животными. В данном случае, рисуемое животное – представитель самого рисующего.

 

Уподобление животного человеку: начиная с постановки животного в положение прямохождения (две лапы, вместо четырех и т.д.), кончая одеванием животного в человеческую одежду, включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки – свидетельствуют об инфантилизме, эмоциональной незрелости. Механизм сходен с аллегорическим значением животных и их характеров в сказках, притчах. Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Обратить внимание на акцент сексуальных признаков – вымени, сосков, груди при человеческой фигуре. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблемах секса. Редко и очень необычно обращает на себя внимание вмонтировка механических частей в живую часть животного – постановка на постамент, танковые или транспортные гусеницы, треножник, прикрепление к голове пропеллера, винта, проводов, вмонтирование в глаза электроламп, проводов в тело или конечности, рукояток и клавиш. Антенн и т.д. Это наблюдается, главным образом, у больных шизофренией и редко у глубоких шизоидов.

 

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов. Банальность, отсутствие творческого начала принимает форму готового, существующего животного.

 

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей («Летающий заяц», «Бегемот»). Другие варианты словообразования с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («Реболетиус», «Воплиолярис»). Первое – рациональность, направленная установка на определенную ориентацию. Второе – демонстративность (разума, эрудиции). Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («Грякер», «Лелые»), знаменующие легкомыслие.

Наблюдаются и ироническо-юмористические названия («Рипочурка», «Давашпор», «Пузыриес»), характеризующие соответствующее отношение к окружающему. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («Трутру»). Склонность к фантазированию (чаще всего защитного порядка) выражается непомерно длинным названием.

 

Методика «Несуществующее животное» может быть использована в качестве метода экспресс-диагностики склонности к агрессивным формам поведения, но при этом она не может быть использован как единственный метод и требует объединения с другими методами или тестами для получения более объективных данных о наличии агрессивности у ребенка. Степень выраженности агрессивных тенденций будет определяться количеством, расположением и характером острых углов в рисунке независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, острые клювы, зубы, иглы и др.

 

Методика на изучения ВДК

Фильм о моём классе

Учащимся класса предлагается выступить в роли режиссёра и снять фильм о своём классе. Каждый кадр фильма должен быть снабжён текстом. Для того чтобы фильм получился, каждый должен придумать свою сюжетную линию, время действия в фильме и т.п. Чтобы ребятам было легче снять фильм, они должны ответить на следующие вопросы:

  1. Как называется фильм?
  2. Где происходит действие фильма?
  3. Кто является главным героем фильма?
  4. Кто играет второстепенные роли в фильме?
  5. Каким является фильм по жанру?
  6. Каков финал фильма?
  7. В каком цвете снимался фильм?

Эту диагностическую методику можно использовать в различных вариантах. К примеру, можно провести классный кинофестиваль, на который жюри отберёт несколько картин. Эти фильмы можно посмотреть на итоговом классном часу или на родительском собрании. Это исследование весьма информативно и поможет классному руководителю увидеть интересные и не всегда видимые события и мгновения из жизни классного коллектива.

 

 

Самоанализ деятельности за период практики

Я, Камышова Ирина Александровна, студентка 4 курса, специальности «Психология и социальная педагогика» проходила педагогическую практику в школьном лагере ГОБУ СПО ВО «ВМПК» в должности вожатого.

Всех детей в перый день расформировали по отрядам. Отряд, является основным способом организации совместной деятельности детей в лагере, а так же включения их в систему социальных связей и отношений, накопление опыта этих отношений. В отряде ребёнок ощущает свою значимость, индивидуальность и проявляет себя в творчестве.

План работы на каждый день корректируется в зависимости от погоды и интересов детей.

Организация кружковой работы в лагере является очень важной, так как ребёнок получает удовлетворение и положительные эмоции, занимаясь этим видом деятельности. Включение ребёнка в кружковую деятельность – процесс свободный.
Первые дни жизнедеятельности отряда - период адаптации – и характеризуется особой динамикой развития межличностных отношений, процессов коллективообразования, повышенным эмоциональным возбуждением.
В период адаптации дети испытывали значительное психологическое напряжение, и оно обуславливается неопознанностью новой сферы жизнедеятельности и недостатком информации о ней. Общие ценности, нормы и установки только начинаются складываться и еще неизвестны детям. Они только познают и усваивают традиции и требования конкретного коллектива.

Очень важно уделить особое внимание созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе .

Необходимость освоения сферы жизнедеятельности, занятия желаемого места в системе межличностных отношений побуждало детей к достаточно активным действиям и даже тихони включались в совместные дела, проявляя при этом необычную активность. Общие нормы только начинают складываться, а потому неуверенность, боязнь того, что поведение будет неправильно понято и оценено, вынуждало ребят в значительной степени скрывать те или иные отрицательные черты и свойства характера, дурные привычки. Каждый старался раскрыть и показать себя только с самой лучшей стороны.

Это привело к преобладанию в первые дни социально одобряемых форм поведения детей.
Основное внимание в этот период было отведено адаптации детей к новым условиям времяпровождения, созданию детского коллектива, введению детей в тему смены. Для реализации задач были отобраны необходимые методы: беседа, рассказ, пояснение. А также различные формы реализации задач: игры, тематические огоньки, сборы, концерты, игры-шоу.

Адаптация к условиям пришкольного лагеря прошла успешно. Дети легко освоились в режимных и организационных моментах смены. В формировании детского коллектива особых трудностей не возникало, так как дети посещали вместе школу и были знакомы. Было несколько межличностных конфликтов, которые сразу же пытались разрешить воспитатели.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.