Сущность, определение, стадии и формы мышления. Типы и виды мышления. Основы психологии и педагогики.
Структура объема и обработки информации. Ощущение и восприятие.
Ощущение: Процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств их модальности : зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные. Расположение : экстероцептивные – внешние, итероцептивные – внутренние, проприоцептивные – суставно-мышечные. Закономерности ощущения: чувствительность –способность давать ощущение вообще, адаптация – приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего раздражителя, полное ощущение исчезает, негативное ощущение притупляется, позитивная обострение чувствительности, синестезия – возникновение ощущения от сигнала другой модальности, синергия –одновременные ощущения от воздействия объекта, контрастность – изменение ощущения под воздействием фона, сенсибилизация – повышение чувствительности органов чувств под влиянием упражнения.
Восприятие: 1. Субъективное психическое отражение предметов и явлений объективной действительности. 2.отражает предмет как целое в совокупности всех его свойств , поэтому восприятие определяется, как целостный образ предмета. Восприятие полимодально- простые: зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные, обонятельные, сложные: восприятие времени, пространства движения, собственного тела. Свойства восприятия: - целостность – объединение частей в целостный образ, константность –различение объекта при его изменении, содержательность – дополнение образа по смыслу, избирательность – выделение отдельных частей как основных, апперацепция – зависимость восприятия от опыта (знаний и умений).
Понятие о внимании. Функции, виды и основные свойства внимания. Развитие внимания.
Внимание– направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте или виде деятельности. Характеристика: -произвольное и непроизвольное, -устойчивость, сосредоточение, переключаемость, распределение, объем. Функции внимания:
· активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,
· способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,
· обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
· определяет точность и детализацию восприятия,
· определяет прочность, и избирательность памяти,
· определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
· является своеобразным усилителем для перцептивных процессов, позволяющим различать детали изображений.
· выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.
· для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.
· в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.
· о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению.
· внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.
Основные виды внимания:
· природное и социально обусловленное внимание,
· непосредственное и опосредствованное внимание,
· непроизвольное и произвольное внимание,
· чувственное и интеллектуальное внимание. Исходным моментом для развития внимания, как способности сосредоточения и направления своей психической деятельности, являются безусловные ориентировочные рефлексы, характерные для человека уже в самом раннем детстве. Ребенок двухнедельного возраста отчетливо реагирует на громкие звуки, яркие по своей окраске предметы, несколько позже — на движущиеся предметы.
Память, ее общая характеристика, свойства и функции. Механизмы развития и тренировки памяти.
Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, удерживании, воспроизведении и забывании информации. При более широком понимании к памяти относят и процессы забывания. Если бы мы не забывали ненужную нам информацию, хотя бы помнили все подряд ценники разложенных на полках многочисленных товаров во всех магазинах, в которые мы заходили, то скоро серьезно затруднились бы в быстром вспоминании того, что нам нужно. Процессы памяти : запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Свойства памяти: 1. Объем памяти – количество информации, которое человек способен запомнить за определенное время. 2. Скорость – время, в течение которого человек способен запомнить определенный объем информации. 3.Прочность – длительность сохранения информации. 4. Точность – правильность и полнота воспроизведения информации. 5. Готовность – умение своевременно вспомнить требуемое.Функции памяти:1. Узнавание -воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом 2. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация (оживление) в психике закрепленной ранее информации. 3. Запоминание – процесс памяти, направленный на закрепление в психике новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием. 4. Сохранение – процесс памяти, характеризующийся удержанием в памяти полученной информации в течение относительно длительного периода времени. Развитие : Повторение заученного. Руководитель должен периодически освежать в памяти все запомненное (перечитывать, продумывать, перелистывать и т. д.) Целенаправленные упражнения. Путем специальных упражнений можно развить все виды памяти. Тренировка наблюдательности. Чтобы запомнить виденное, надо развивать наблюдательность. Наблюдательность способствует улучшению непроизвольного запоминания.
Сущность, определение, стадии и формы мышления. Типы и виды мышления.
Мышление - психический процесс отражения наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире. Виды мышления:
1) По содержанию использованных средств:
· Вербальное (словесное) – человек предпочитает оперировать отвлеченными понятиями, знаками, символами
· Невербальное (наглядное) – для полноценной умственной работы необходимо видеть или представлять объект
2) Реалистическое мышление – у здорового взрослого нормального человека Аутистическое – мышление оторвано от реальности, нет логики, направленно на внутренние переживания.
3) По характеру протекания познавательных процессов:
· Аналитическое – путем логических умозаключений, которые приводят к решению задачи
· Интуитивное – как озарение (инсайт)
4) По характеру задач, выполняемых человеком:
· Практическое – направлено на нахождение общих закономерностей, законов, принципов; решение конкретных задач
· Теоретическое
5) Творческое – результат создания чего-то нового или усовершенствование старого Критическое – проверка предложенных решений с точки зрения их рациональности, возможности применения.
Типы мышления: наглядно-действенное (ручной интеллект)/ Познание или отражение свойств предметов происходит благодаря наблюдению и манипулированию с предметами, Наглядно-образное. Человек оперирует наглядными образами либо образами памяти, Словесно-логическое (понятийное). Благодаря этому мышлению мы познаем существенные взаимосвязи и закономерности. Понятие– основная единица мышления, в понятиях отражаются не конкретные признаки (как в ощущении) и не сами предметы в целом (как при восприятии), а определенные классы предметов, родственных по тому или иному признаку. Существенный признак не всегда доступен внешнему наблюдению, он доступен при активном воздействии человек на объект. Во взаимодействии человека с объектом открываются отношения и взаимосвязи, их существенные свойства.
|