Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Мозговой штурм- Татьяна Киприянова

 

Один из самых известных способов активизации творческого мышления, однако, часто выполняется с нарушением его главных принципов и правил.

Идея организации дискуссии с целью получения новых идей с помощью мозгового штурма (brainstorming) принадлежит Алексу Ф. Осборну.

В основе метода лежат два основных принципа:

u Отложить критику на потом;

u Гнаться за количеством.

В соответствии с этими принципами были предложены правила проведения мозгового штурма. Следование нижеприведенным правилам поможет снизить групповое давление в группе, стимулировать генерирование идей, повысить общегрупповую креативность.

 

Правила мозгового штурма:

☺ Сконцентрируйтесь на количестве. Это правило подразумевает активное использование дивергентного мышления[11] с целью решить проблему в тот момент, когда количество идей перерастет в их качество. Предполагается, что чем больше идей было предложено, тем выше шансы получения принципиально нового и эффективного решения проблемы.

☺ Откажитесь от критики. Во время мозгового штурма не стоит критиковать идеи сразу же, как только они возникли. Напротив, участникам сессии следует стараться развивать и расширять поле уже возникших идей, оставляя критические замечания для специальной стадии мозгового штурма, которая последует позже. Благодаря сдерживанию критики на первом этапе участники сессии будут чувствовать себя свободнее и предлагать необычные идеи.

☺ Приветствуйте необычные идеи. Чтобы получить внушительный список креативных решений необходимо поддерживать любые необычные идеи. Идеи можно не принимать в первоначальном виде, а развить их, посмотрев на них в другом ракурсе. Рассмотрение первоначальных идей с другой точки зрения может привести к наилучшим решениям.



☺ Комбинируйте и совершенствуйте идеи. Можно объединить несколько хороших идей и получить одну отличную, что подразумевается в слогане "1+1=3". Для решения проблемы нужно отбирать не единственную хорошую идею, а несколько, объединив их.

 

Каждую процедуру мозгового штурма лучше проводить для разработки одного дискретного вопроса. Для нескольких вопросов стоит провести отдельные сессии мозгового штурма.

Для фиксации идей часто используют диктофон, либо можно специально назначить для этого секретаря. Его задачей будет запись всех поступающих идей от участников мозгового штурма на доске. Иногда эту роль на себя берет ведущий. Основные задачи ведущего: поддержание регламента, слежение за соблюдением правил мозгового штурма, подбадривание участников в том случае, если возникают проблемы с генерацией идей.

Комфортное число участников для проведения сессии составляет 7-12 человек. Если участников больше, может быть целесообразным разделить их на подгруппы, которые представят самостоятельные, независимые результаты по решению проблемы, а завершающим этапом обсуждения будет объединение полученных идей в одну общую.

Лучше, если социальный опыт участников группы будет разным, это позволит генерировать разнообразные идеи. Однако, следует избегать сессий, в которых одновременно участвуют руководитель и подчиненный или люди разного возраста. Авторитет одних подавит инициативу других. Для повышения продуктивности уже сложившихся групп, в которых участники давно работают рука об руку, можно приглашать людей со стороны, так называемые «свежие головы».

 

Этапы мозгового штурма

1. Постановка проблемы. Ведущий озвучивает тему для обсуждения, знакомит участников с правилами проведения мозгового штурма. Группа выбирает секретаря, который будет записывать идеи. Этап длится около 5 минут.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого будет зависеть качество и эффективность всей процедуры мозгового штурма. Задача группы предложить как можно больше идей. Ведущий побуждает участников к генерированию идей, пресекает любую возможную критику (в том числе и позитивные оценки), напоминая, что для нее будет отведено специальное время позже. Задача секретаря — фиксировать идеи. Это можно делать с помощью метода ментальных карт. Этап длится примерно 15-20 минут.

3. Группировка, отбор и оценка идей. На данном этапе происходит отбор наиболее ценных идей. Для этого каждая идея анализируется с точки зрения ее достоинств и ограничений. Происходит поиск способов перенесения преимуществ идей, которые будут отвергнуты, на те, которые будут приняты к реализации. Идет активное комбинирование и совершенствование идей. Обсуждаются возможные способы воплощения найденных решений в жизнь. Этап длится примерно 20-25 минут.

 

 

«Шесть шляп»- Ирина Титова

 

«Шесть шляп» — еще один метод интенсификации творческого мышления, который также может применяться как инструмент его развития. Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Позволяет научиться понимать особенности собственного мышления, контролировать ход своих мыслей. По своей сути метод «Шесть шляп» представляет собой разновидность мозгового штурма, ставшую наиболее популярной в творческих группах.

Метод «Шесть шляп» был предложен Эдвардом де Боно в 1985 году[12] как способ активизации латерального мышления. В его основе лежит предположение о том, что человеческое мышление с возрастом становится однобоким, начинает работать в соответствии с приобретенными в течение жизни стереотипами. Э. де Боно предложил шесть путей или способов мышления, позволяющих выйти за рамки ставших привычными шаблонов и психических состояний при решении проблемы или принятия решений. Данные шесть способов заключаются в рассмотрении любой проблемы с разных ракурсов. Способы, как правило, непривычны, им сначала нужно обучиться.

Итак, в противовес шаблонному мышлению, «Шесть шляп» предлагают использовать «латеральное мышление», при котором различные точки зрения и подходы к решению задачи не сталкиваются, а сосуществуют вместе. Метод предлагает выделить в мышлении шесть типов или режимов мышления, каждому из которых отвечает метафорическая цветная шляпа. Человек, решающий задачу, символически одевая шляпу, принимает стиль мышления, который продиктован цветом этой шляпы. Такое переключение в определенный режим мышления позволяет использовать каждый его гораздо эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

 

Синяя шляпа

Предназначена для управления процессом работы над идеей и поиском решения, а не содержания. В самом начале сессии формулирует цели, определяет, что предстоит сделать, а в конце – подводит итоги и организует обсуждение пользы и эффективности метода «Шесть шляп». В течение сессии управляет процессом генерации идей, предоставляет слово участникам в соответствии с их очередью. Координирует работу, собирает промежуточные результаты, организует процесс, следит за соблюдением регламента. В конце работы подводит итог, фиксирует результаты, определяет задачи на будущее.

Отвечает на вопросы:

ü «Что мы обсуждаем?»;

ü «Какую проблему нужно решить?»;

ü «Какова наша цель?».

 

Белая шляпа

Учит человека работать только с фактами, реальным положением вещей, занимать беспристрастную, объективную позицию. Нацелена на поиск рационального зерна. При обсуждении вопроса делается акцент на изложение фактов. Никаких эмоций.

Отвечает на вопросы:

ü «Что нам говорят факты?»;

ü «Каково положение вещей, как они есть?»;

ü «Какая есть точная информация?»;

ü «Каких цифр, исследований, статистических данных нам не хватает?».

 

Черная шляпа

Делает акцент на критическое восприятие. Помогает увидеть все риски, негативные стороны проблемы, события, решения, идеи. Предлагает проявить осторожность, обратите внимание на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, немного побыть пессимистом.

Отвечает на вопросы:

ü «Что может пойти не так?»;

ü «Почему нельзя это делать?»;

ü «Чего стоит опасаться?»;

ü «Какие здесь могут быть подводные камни?».

 

Желтая шляпа

Акцентирует внимание на позитивных сторонах ситуации. Помогает взглянуть на вещи оптимистично, увидеть плюсы, раскрыть ресурсы. Предлагает подумать о предполагаемых преимуществах, которые дает решение, поразмышлять над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.

Отвечает на вопросы:

ü «Какие у этого положительные стороны?»;

ü «Какие мы имеем преимущества?»;

ü «Какие у этого достоинства?»;

ü «Что хорошего принесет реализация идеи?»;

ü «Почему нужно это сделать?».

 

Красная шляпа

Обращает наше внимание на эмоции, чувства, интуитивные догадки. Обнаружив их и высказав в группе, человек освобождается от них, и они не мешают дальнейшей работе с проблемой. Любые эмоциональные переживания приветствуются, будь то радость, гнев, восхищение или страх. Также принимаются малообоснованные догадки, возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими

Отвечает на вопросы:

ü «Какие эмоции рождает у меня идея?»;

ü «Что я чувствую, переживаю по этому поводу?»;

ü «Что мне говорит моя интуиция?»;

ü «Каковы мои ощущения, смутные предположения?».

 

Зеленая шляпа

Актуализирует творческое мышление человека. Для этого делает акцент на нетрадиционных, провокационных решениях, целенаправленном нарушении стереотипов, поиске нового. Заставляет искать альтернативы, модифицировать уже имеющиеся решения. Позволяет осуществить нестандартный подход к ситуации, проблеме, идее.

Отвечает на вопросы:

ü «Какие есть альтернативы?»;

ü «Какие другие идеи могут быть с этим связаны?»;

ü «Каким способом это еще не делали?»;

ü «Что с этим можно сделать безумного?».

 

При групповом решении проблемы каждый участник может использовать определенный стиль мышления. Таким образом, всем участникам раздаются шляпы разных цветов. Возможно оставаться в шляпе одного цвета в течение всего процесса обсуждения проблемы, либо по команде обмениваться шляпами и переходить в новый для каждого участника режим обсуждения. Другой вариант использования метода «Шесть шляп» заключается в том, что в процессе обсуждения участники все вместе надевают шляпу одного цвета.

При использовании первого варианта стоит учитывать индивидуальные особенности участников и давать им шляпы такого цвета, чтобы определяемый ими стиль мышления максимально не соответствовал тому, который участник использует в обычной жизни, кардинально отличался от привычного участнику режима и стиля мышления. Например, если человек привык видеть во всем положительные стороны, то есть для него привычно мышление желтой шляпы, предложите ему черную, критикующую шляпу. Так вы не только сможете получить новые идеи, но и поможете участникам развить новые стили мышления и таким образом раскрыть свой потенциал.

Метод «Шесть шляп» хорошо зарекомендовал себя в новых, нестандарт­ных ситуациях, когда неясно, с чего начинать решение вопроса. Организует дискуссию так, что вопрос подробно разбирается с различных позиций и точек зрения и становится легче получить большее количество разноплановых идей. Делает сам процесс поиска решения ярким, интересным и продуктивным.

Участники обсуждения, говоря не от своего лица, а от имени «шляпы» определенного цвета, получают возможность выражаться боле свободно, не боясь персональной критики. Таким образом, они не испытывают дискомфорта, высказывая свои точки зрения, которые существенно отличаются от мнения окружающих. Смена шляп в середине сессии тренирует гибкость и легкость переключения мышления с одного способа на другой. Метод также позволяет вовлекать в дискуссию и менее активных, обычно отмалчивающихся участников.

 

 

SCAMPER[13] -Лена Пигалева

 

SCAMPER — еще одна методика, которая может помочь разбудить вашу креативность, творчески подойти к разрешению проблем, которые вам необходимо решить. По-существу, SCAMPER представляет собой список разноцелевых, стимулирующих появление идей вопросов, легких в использовании и достаточно эффективных. Методика SCAMPER была предложена Бобом Иберл (Bob Eberle) в начале 70-х годов и выдержала проверку временем.

В основе SCAMPER лежит идея о том, что мы привыкли считать новым, на самом деле является лишь модификацией того, что уже существует.

Каждая буква аббревиатуры — это сокращение от слова, означающего способ, с помощью которого вы можете творчески поработать с проблемой, требующей разрешения, и получить новые идеи.

S, Substitute — заменить;

C, Combine — соединить;

A, Adapt — адаптированть;

M, Magnify — преувеличить;

P, Put to Other Uses — использовать по другому назначению;

E, Eliminate (or Minify) — удалить или сделать меньше;

R, Rearrange (or Reverse) — изменить порядок.

 

Перед использованием SCAMPER необходимо четко сформулировать проблему, вопрос или идею, которую вы бы хотели развить. Это могут быть общие идея, замысел творческого задания, или вопросы, связанные с отдельными персонажем, сценой, декорациями. После того, как проблема поставлена, продвигайтесь по вопросам SCAMPER и старайтесь ответить на них применительно к вашей проблеме.

Например, зададим вопрос «Как мне решить проблему нехватки актеров?». Следуя процедуре SCAMPER вы можете спросить себя:

S — заменить: «Какие персонажи в постановке могут быть заменены?»;

C — соединить: «Какие характеры могут быть соединены в один?»;

A — адаптировать: «Кого я могу пригласить со стороны?»;

M — преувеличить: «Кого из актеров я могу задействовать более, чем один раз?»;

P — использовать по другому назначению: «Кому из актеров я могу предложить совершенно новое амплуа?»;

E — удалить или сделать меньше: «Какие персонаж не так важны?»;

R — изменить порядок: «Что будет, если я изменю порядок выхода актеров на сцену?».

 

Эти вопросы побуждают думать о проблеме в различных направлениях и, в конечном счете, добраться до инновационного решения.

Ниже приведено подробное руководство по использованию SCAMPER, состоящее из более чем 60 вопросов и слов, помогающих продуцировать ассоциации.

 

Substitute (заменить)

 

Подумайте, какую часть проблемы можно было бы заменить чем-либо другим. Думая о возможностях замены, вы можете получить новые идеи. Вы можете заменять предметы, места, процедуры, людей, идеи и даже эмоции.

 

Вопросы-помошники:

ü Можно ли заменить или поменять какие-либо части?

ü Кого из тех, кто вовлечен в процесс, можно заменить?

ü Можно ли изменить правила?

ü Можно ли использовать другие ингредиенты и материалы?

ü Можно ли использовать другие процессы или процедуры?

ü Можно ли изменить форму?

ü Можно ли изменить цвет, текстуру, звук или запах?

ü Что случится, если поменять название?

ü Можно ли заменить одну часть другой?

ü Можно ли применить эту идею, но в другом месте?

ü Можно ли изменить чувства, переживания, отношение к идее?

 

Слова-помошники:

временный заместитель, дублировать, запасной, изменить положение, обменять, сделать за кого либо, сменить, переименовать, перекрасить, переместить, перепаковать, поменять, суррогатный.

 

Combine (соединить)

 

Представьте, как можно было бы соединить две, или даже больше частей вашей проблемы так, чтобы получился другой продукт или процесс, или чтобы достичь синергии[14]. Чаще всего креативное мышление связано с комбинированием первоначально несвязанных между собой идей, замыслов, предметов и получении таким образом нового.

 

Вопросы-помошники:

ü Какие части или идеи можно объединить?

ü Можно ли объединить функции и назначения отдельных частей проблемы?

ü Можно ли объединить с какими-нибудь другими объектами?

ü Что можно объединить, чтобы получился многофункциональный продукт?

ü Какие материалы можно комбинировать?

ü Можно ли сочетать различные таланты так, чтобы они стали более совершенными?

 

Слова-помошники:

быть вместе, объединять, перемешивать, связывать, сливать, смешивать, соединять, сочетать, становиться единым.

 

Adapt (адаптировать)

 

Как можно адаптировать уже существующие идеи для решения вашей проблемы. Вероятно решение вашей проблемы уже существует. Согласитесь с тем, что многие новые идеи или даже изобретения были в какой-то степени заимствованы.

 

Вопросы-помошники:

ü На что похожа моя проблема?

ü Встречал ли я что-то подобное ранее?

ü Существует ли что-то похожее, но в другом контексте?

ü Какие другие вопросы поднимает моя идея?

ü Чтобы такого я мог скопировать, позаимствовать или даже украсть?

ü Кому бы я мог подражать?

ü Какие идеи можно включить в решение моей проблемы?

ü Какие процессы можно адаптировать?

ü Какие идеи из других сфер знаний можно приспособить к моей проблеме?

ü К каким другим контекстам можно приспособить мою идею?

Слова-помошники:

адаптировать(ся), акклиматизироваться, изменить, копировать, модифицировать, пародировать, переделать, переиначить, перекроить, привыкнуть, приспосабливать, приспособить(ся), подражать, скопировать, трансформировать.

Magnify (преувеличить)

 

Поработайте над тем, как можно было бы раздуть или преувеличить вашу идею. Приукрашивание вашей идеи или ее отдельных частей может повысить восприятие ее ценности или дать вам представление о том, какие ее компоненты наиболее важны.

Вопросы-помошники:

ü Что можно расширить или сделать больше?

ü Что можно раздуть, завысить его значение?

ü Что можно сделать выше, больше или сильнее?

ü Можно ли повысить частоту событий?

ü Что можно удвоить? А можно сделать много копий?

ü Можно ли добавить какие-либо дополнительные свойства? А дополнительную ценность?

Слова-помошники:

возрастать, выпятить, гиперболизировать, повышать, поднять, подчеркнуть, преувеличивать, прибавлять, придавать чрезмерное значение, приращивать, продлить, развивать, расправить, растягивать, расширять, рекламировать, сделать кажущимся более важными, увеличивать, удлинить, укрупнять, умножить, усиливать, участить, форсировать.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.