Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Государство в рыночной экономике

Содержание

Введение

1. Главные вопросы экономики

2. Государство в рыночной экономике

3. Основные направления денежно-кредитной политики

4. Закрытая и открытая экономика:

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Экономика как наука включает в себя два взаимосвязанных
процесса : макроэкономику , которая рассматривает экономические явления и процессы на уровне мирового хозяйства ; микроэкономику , которая рассматривает экономические явления и процессы на уровне отдельно хозяйствующих субъектов .
Таким образом микроэкономику в современных условиях можно
рассматривать как науку и инструмент принятия управленческих решений на
уровне одного хозяйствуюшего объекта (предприятия) , группы (концерн) и
на уровне структурных подразделений отдельного хозяйствующего субъекта.
В условиях рыночной экономики ведущее место в микроэкономике как
науке , занимают следующие основные вопросы:
исследование факторов производства и их влияния на механизм формирования производственных издержек и себестоимости , прибыли
исследования стратегии конкуренции в условиях различных типов рынка
анализ спроса и предложения в условиях различного уровня диверсификации
производства и в условиях различных типов рынка анализ формирования уровня цен на производимую предприятием продукцию в условиях конкурентного рынка. При этом следует учитывать , что любое управленческое решение на уровне предприятий принимается в условиях ограниченного объема информации и в условиях системы ограничений на используемые предприятием ресурсы .
В основе экономической науки лежит представление о неограниченности
потребностей и редкости ресурсов . Поэтому эффективное использование
редких ресурсов составляет одну из главных задач экономической системы.
Известно , что одной из важнейших характерных черт экономики является
непосредственная опора на рыночную систему как на механизм распределения
ресурсов . Поэтому главным предметом анализа являются индивидуальные
цены и рыночная система . Точнее говоря , основная задача заключается в
том , чтобы достаточно полно рассмотреть функционирование и
сравнительную эффективность рыночной системы в распределении ресурсов.



1. Главные вопросы экономики

Человечеству приходится делать выбор в мире экономики на каждом шагу. Люди вынуждены постоянно искать ответы на несколько главных вопросов экономики:
1. Что и в каком количестве производить, т. е. какие товары и услуги должны быть предложены потребителям?
2. Как производить, т. е. какой из способов изготовления благ с помощью имеющихся ограниченных ресурсов следует применить?
3. Каким образом распределять произведенные товары и услуги, т. е. кто может претендовать на их получение в свою собственность?

Отвечая на первый вопрос, люди в конечном счете распределяют ограниченные ресурсы между производителями различных благ. Скажем, если мы решили из имеющегося у нас металла изготавливать холодильники, то металл поступит на предприятия, которые производят холодильники, а не кухонные плиты. И плиты произведены не будут.

Решая, «как производить», люди выбирают предпочтительные для них способы (технологии) изготовления того набора благ, который явился ответом на вопрос «что производить?». Например, любимый в России продукт питания — картофель — можно выращивать на подсобных участках, используя преимущественно ручной труд и природные удобрения. Но то же количество картофеля можно получить в крупных аграрных предприятиях с применением мощной сельхозтехники и минеральных удобрений, производимых химической промышленностью.

Каждый из возможных вариантов технологических решений предполагает свою комбинацию и масштабы использования ограниченных ресурсов (один более трудоемок, другой более энергоемок, третий требует большего капитала и т. д.).

Ограниченность экономических ресурсов, а также многовариантность их использования определяют, с одной стороны, диапазон, в котором человек, фирма или страна в целом могут принимать решения, и экономические последствия реализации выбранного решения — с другой.

Чтобы представить проблему выбора более наглядно, экономическая наука пользуется специальным графиком, который называется кривой производственных возможностей. Она состоит из множества точек, каждая из которых соответствует одной из комбинаций объемов выпуска различных благ при условии полного использования ресурсов, имеющихся у страны. Чем больше у страны ресурсов, тем больший объем каждого из благ, конкурирующих за ресурсы, можно произвести и тем дальше проходит эта кривая от начала координат.

Проблема, которую приходится решать каждый день любой фирме и любой стране: какой набор благ производить из бесчисленного множества возможных вариантов, доступных при имеющихся ресурсах и технологии производства.

Для простоты предположим, что экономика страны может производить всего два вида благ: танки, необходимые для защиты страны от врагов, и грузовики для перевозки мирных грузов. И тот и другой вид благ производится из металла, ресурсы которого всегда, в любой момент времени ограничены и известны.

Мы можем пустить весь имеющийся металл на производство танков и тогда не изготовим ни одного грузовика. Этот вариант на графике обозначает точка В. Или, напротив, потратить весь металл на грузовики, остановив все танковые заводы (точка С).

Наконец, что более реально, мы можем часть металла направить на танковые заводы, а часть — на заводы по производству грузовиков. Тогда мы получим некоторую комбинацию масштабов выпуска обоих видов продукции. Например, если на производство танков пойдет большая часть металла, то мы получим комбинацию, которой соответствует точка D. Направив же большую часть металла на производство грузовиков, мы получим, скажем, комбинацию выпусков, которой соответствует точка Н.

В реальной действительности таких комбинаций выпуска альтернативных видов благ, конкурентно производимых из одних и тех же видов ресурсов, может быть множество.

И потому выбор лучшего варианта — задача всегда непростая, требующая сопоставления, взвешивания ценности различных ресурсов. Для ее решения экономисты разработали специальные, иногда весьма изощренные методы, которым обучают в вузах и бизнес-школах.

Отвечая на вопрос: «Каким образом распределять изготовленные блага?» — люди, по сути дела, решают, кому сколько благ должно достаться в конечном итоге. Должны ли все получить поровну или нет? А если не поровну, то кому сколько? И если кому-то можно и нужно выделить благ больше, чем другим, то на сколько больше? И как осуществить такое распределение, не вызывая в людях озлобления из-за несправедливости различий в комфортности жизни?

За свою историю человечество пробовало отвечать на этот экономический вопрос, опираясь на следующие принципы:
• право сильного — лучшее и в большем объеме получает тот, кто может отобрать блага у слабейшего силой кулака или оружия;
• принцип уравнительности — каждый получает примерно поровну, чтобы «никому не было обидно»;
• принцип очереди — благо достается тому, кто раньше занял место в очереди желающих это благо получить.

Жизнь доказала пагубность использования этих принципов, поскольку они подрывают интерес людей к более производительному труду. Ведь даже если трудиться лучше других и получать за это больше них, то приобретение желанного блага совсем не гарантировано. Поэтому в подавляющем большинстве стран мира (и во всех богатейших странах) сегодня преобладает сложный механизм рыночного распределения, в основе которого лежит денежный принцип распределения — благо достается тому, кто способен за него уплатить цену, устраивающую продавца.

 

Государство в рыночной экономике

Современная экономическая теория сформировалась в три этапа, соответствовавших переломным периодам в становлении цивилизованной рыночной экономики.

Каждый из таких периодов характеризуется появлением новых форм организации рыночной экономики, что изменяло и механизм ее функционирования. Рождение же новых организационно - экономических форм трансформируется для экономической теории в ее новую проблематику, что способствует созданию новых концепций. Поскольку экономическое сознание отстает от реальных изменений, то движение экономической мысли неизбежно становится выражением периодически возникающего теоретического кризиса.

Кризисом, в ходе которого собственно и возникла современная экономическая теория (экономикс), явился кризис 30 - г. г., отразивший качественные изменения в рыночной экономике под воздействием Великой депрессии.

Урок великого кризиса, переведенный в плоскость экономической теории, требовал осознания невозможной для " неоклассических" экономистов перемены - рыночная экономика, материальную основу которой образует крупное промышленное производство, утрачивает способность к саморегулированию.

В середине 70-х гг. кризис настиг уже государственно регулируемую рыночную экономику, а следовательно, и кейнсианскую модель рыночной экономики. Причина этого кризиса - чрезмерное государственное вмешательство в экономику.

Таким образом, стратегической проблемой современной экономической теории является определение оптимального соотношения" государства" и " рынка" в данных исторических обстоятельствах.

Это значит, что при внешней противоречивости неоклассической, кейнсианской и монетаристской теорий каждая из них являлась " парадоксальным" продолжением предыдущей, с учетом, однако, изменявшихся исторических обстоятельств.

Следовательно, как бы ни менялись аспекты и оценки в рамках неоклассики, кейнсианства и монетаризма, главными элементами предмета современной экономической теории оставались:

- механизм рынка

- формы монополизма

- экономический потенциал государства






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.