Стратегии, препятствующие развитию
В качестве основания классификации жизненных стратегий Р. Пехунен предлагает рассматривать способ, которым личность разрешает возникающие жизненные конфликты между требованиями и возможностями социальной среды и привычным образом жизни личности (Р. Пехунен, 1987).
В стадии обнаружения конфликта личность, по мнению автора, способна проявлять защитные стратегии двух подтипов: консерватизм и избегание.
Суть консервативной стратегии заключается в стремлении личности сохранять привычный образ жизни, не обращая внимания на изменившиеся внешние условия. Консервативная жизненная стратегия обладает нежеланием и неспособностью изменяться в новых условиях жизнедеятельности, четкой и ригидной иерархией жизненных целей, пунктуальностью выполнения повседневных занятий, ограниченностью жизненных интересов.
Стратегия избегания проявляется либо в усилении активности личности в менее конфликтных сферах (активное избегание), либо в изоляции (пассивное избегание). Для личности с такой стратегией свойственно восприятие будущего как угрозы и неизвестности, что приводит к непостоянству жизненных целей, не учитывающих реальных возможностей личности. Во временной перспективе наблюдается преобладание настоящего с ориентацией на удовлетворение собственных потребностей. Эмоциональная сфера характеризуется преобладанием депрессивности и тревожности.
После того, как личность обнаружила жизненный конфликт, считает Р. Пехунен, она способна демонстрировать одну из двух подтипов, препятствующих развитию жизненных стратегий, характеризующих поведение личности в сложной жизненной ситуации: стратегию отказа, стратегию приспособления.
Стратегия отказа проявляется в том случае, когда жизненные трудности воспринимаются личностью в качестве неразрешимых, что приводит к прекращению борьбы с ними. На субъективном уровне данная стратегия проявляется в наличии чувства беспомощности, которое отражается на картине жизненного пути в целом в виде сужения социальных контактов человека и сфер деятельности. Для личности, проявляющей жизненную стратегию отказа, характерно восприятие жизни в виде многочисленных жизненных неудач, негативное восприятие будущего, что приводит к отсутствию его планирования. В жизненной перспективе наблюдаются преобладание настоящего, эгоцентрический характер жизненных целей, ограничивающихся необходимостью выживания. Такая личность постоянно нуждается во внешней помощи, проявляя консерватизм в плане выбранных способов действия. Возможна постепенная потеря интереса к прошлому, прекращение активного поиска социальных контактов.
В случае наличия приспособительной стратегии личность принимает изменившиеся жизненные ситуации, вследствие чего стремится изменить свой образ жизни и саму себя. Р. Пехунен выделяет три разновидности возможного приспособления: пассивное, активное и в виде адаптивного самоограничения. Если человек придерживается стратегии пассивного приспособления, то возникшие жизненные трудности воспринимаются им как должное и необратимое. В итоге ответственность за собственную жизнь такая личность возлагает на внешние инстанции. В случае стратегии пассивного приспособления жизни личность находится под контролем внешних сил (подчинение власти, религии, обществу, воле других, полагаясь на обстоятельства). Жизненная перспектива ограничена настоящим с отсутствием четкой иерархии целей. Социальные контакты ограничены поиском поддержки, подчинением. Возможна определенная неудовлетворенность текущего положения дел.
В случае адаптивного самоограничения личность выполняет только те занятия, которые являются привычными, не осваивая новые, учитывая изменившиеся условия. Жизненная перспектива включает несколько жизненных целей, в которых не выделяется доминирующая. Жизненные цели основаны на целях общества. Такая личность удовлетворена настоящим, проявляя стремление поддержания привычного образа жизни, используя в деятельности общепринятые способы. Социальные контакты ограничены.
Стратегия развития представляет собой преодоление жизненного конфликта, проявляющееся в поиске и овладении новых жизненных сфер деятельности (Р. Пехунен, 1987).
К.А. Абульханова-Славская подробно рассматривает вопрос типологии жизненных событий.
Самопожертвующий (зависимый) тип находит самовыражение в выполнении «долга», что приводит к удовлетворенности. В результате зависимости от окружающих происходит постоянная утрата собственного «Я». Прекращение ответных чувств со стороны окружающих расценивается в качестве жизненного краха.
Консервативный тип имеет детально выделенные этапы жизни, отсутствие дальних перспектив. Такая личность удовлетворена привычным ходом жизни, одна мысль о возможных переменах является пугающей. В процессе жизнедеятельности чаще наблюдается отказ от собственных интересов, желание выполнять чужие требования.
Одинокий тип характеризуется разнообразием жизненного пути в результате реализации ответственности в различных ролях. Превалирующей является установка на возможность выживания только в одиночестве.
Кроме активных, автор признает наличие различных разновидностей пассивных жизненных стратегий. Основной является стратегия психического ухода, внутри которой выделяется стратегия надежды и стратегия жизненного тупика. При преобладании стратегии надежды проявляется уход от определенного жизненного противоречия в другую область. При этом человек признает свою неспособность найти выход из сложившейся ситуации, имея новые перспективы в других областях. В ситуации же внутреннего тупика личность не видит ни одной альтернативы для продолжения реальной жизни (К.А. Абульханова-Славская, 1991).
Заключение
Б.Г. Ананьев, и С.Л. Рубинштейн в своих трудах пытаются представить целостный подход к наукам о человеке. Однако если Ананьев объединяет онтогенез, исторические и общественные науки, то Рубинштейн - философскую антропологию, гносеологию и онтологию. Онтогенез и жизненный путь понимаются Ананьевым как рядоположенные, но не одинаковые явления. Жизненный путь у него - это история формирования и развития личности в системе общественных отношений, это самое важное; жизненный путь практически приравнивается к процессу основной деятельности человека в обществе - к ее началу, "пику" и "финишу". Жизненный путь детерминирован здесь онтогенезом с одной стороны и социальными обстоятельствами с другой. Для Рубинштейна жизненный путь - это не сумма жизненных событий и не последовательность этапов жизни; это целостное, непрерывное явление, которое прежде всего определяется отношениями, но не только общественными (как у Ананьева), а прежде всего этическими, нравственными отношениями человека к другим людям (и к предметному миру, и к самому себе).
"Жизнь могуча, бесконечно разнообразна и чревата всем добрым и злым. И у человека, в конечном счете, одно дело в жизни: самому вносить в нее, сколько только может он, красоты и добра"
Жизненный путь определяется особым социальным, системным качеством индивида, связанным с его позицией в мире и по отношению к миру, к другим людям, к самому себе, к своей деятельности и жизни в целом. Основу этой позиции составляют ценностно-смысловые ориентации конкретного человека, его базовые установки, мотивы и т. д.
Изучение биографических явлений имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Уясняя закономерности жизнедеятельности и жизненного пути, человек может лучше представить себе оптимальный вариант собственного развития, определить свой жизненный путь. Понимание роли в планировании и осуществлении жизненного пути способствует более ответственному отношению к нему, стремлению ставить серьезные жизненные цели и достигать их осуществления.
На разных стадиях жизненного пути соотношение вклада внешних воздействий и внутренней детерминации различается и зависит от уже достигнутого уровня личностного развития. Однако при любых условиях человек не бывает полностью рабом своей биографии. У него всегда остается возможность изменить себя и свою жизнь. Не случайно Рубинштейн среди значимых событий жизни особо выделял события-поступки, т. е. выборы, исходящие от самой личности.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М., 2000.
2. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / Общ. ред. Е.В. Шорохова. М., 1987.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
4. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977.
5. Ананьев Б. Г. Очерки психологии.— Л.. 1945.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания – Л.: ЛГУ, 1968, с. 337
7. Деркач, А. А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности механизма развития [Текст] / А. А. Деркач, Е. В. Селезнёва. – М.: 2006.
8. Пехунен Р. Задачи развития и жизненные стратегии // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е В. Шорохова. М., 1987.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – 4-е изд. – С.-П.: Питер, 2004, с. 678.
10. Рубинштейн С. Л. Человек и мир.— В кн.: Проблемы общей психологии. М., 1973. с.29
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 2006. с. 642
12. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности, «Вопросы психологии», 1957.
13. Рубинштейн С.Л. Человек и мир, - М.: Наука, 1997.
14. Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры личности. - М., 1999.
15. Учебник «Акмеология». - М.: РАГС, 2004.
[1] Учебник «Акмеология». - М.: РАГС, 2004.
[2] Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры личности. - М., 1999.
[3] Деркач, А. А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности механизма развития [Текст] / А. А. Деркач, Е. В. Селезнёва. – М.: 2006.
[4] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – 4-е изд. – С.-П.: Питер, 2004, с. 678.
[5] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – 4-е изд. – С.-П.: Питер, 2004, с. 678.
[6] Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
[7] Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
[8] Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
[9] Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / Общ. ред. Е.В. Шорохова. М., 1987.
|