Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В последние несколько лет государство взяло курс на устройство детей-сирот в семьи. Номинально в усыновлении и других семейных формах устройства ребенка участвует приемный родитель, детский дом, часто – региональный банк данных и суд (в случае усыновления), однако фактически в этом процессе также принимает или может принимать участие и региональная администрация.

Виды семейного устройства сирот:

1.Усыновление

2.Опека или попечительство

3.Приемная семья

4.Патронат

Усыновление / удочерение – принятие в семью ребенка на правах кровного. Ребенок становится родственником – дочерью / сыном со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление является приоритетной формой устройства детей. Для родителей это - высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие. Особенности:

• Позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи. • Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по выходу из несовершеннолетнего возраста.

• Возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество, место рождения и, в некоторых случаях, дату рождения.

• Усыновление можно оформить на одного человека или на супругов.

• Оформляется дольше, чем опека, т.к. требуется утверждение гражданским судом.

• Государство не оказывает никакой помощи после усыновления за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребенка в том случае, если усыновляется младенец.

• Самые жесткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, жилью по сравнению с другими формами устройства.



• Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.

Опека и попечительство – принятие в дом ребенка на правах воспитуемого для его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребенка. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка, и ответственности за ребенка. На содержание ребенка государством ежемесячно выплачивается средства, согласно установленному в регионе нормативу. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Это высокий, но не полный уровень ответственности. Особенности:

• Опека устанавливается решением главы местного самоуправления, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется решения суда.

• Опекуном может быть назначен только один человек.

• На опекаемого ребенка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.

• По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жилье, если его у него нет.

• Менее жесткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий, не требуются справки об отсутствии судимости.

• Ребенок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна.

• Не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребенка.

• Нет тайны передачи ребенка под опеку и контакты с кровными родственниками ребенка возможны.

• Смена фамилии ребенка сильно затруднена, изменение даты рождения и запись опекуна в свидетельстве о рождении в качестве родителя невозможно.

Приемная семья – форма воспитания ребенка (детей) в семье (на дому) у «приемного родителя»- воспитателя. Такая семья заменяет пребывание ребенка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создается на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки. По отношению к ребенку Приемные родители являются ему опекунами. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, например для воспитания в одной семье 2-3 и более детей братьев или сестер. Срок помещения ребенка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приемных семьях может воспитываться от одного до 8 детей. На содержание ребенка регулярно выплачивается средства, согласно установленному в регионе нормативу. Кроме того Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Это - высокий, хотя и не полный уровень ответственности за судьбу ребенка.

Особенности:

• Возможно передать в семью детей, не имеющих статуса для усыновления, детей изъятых из многодетных семей или осужденных родителей и, в ином случае, обречённых жить в детском доме.

• Менее жесткие требования к кандидатам – примерно такие же, как и при опеке.

• Ребенку выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами.

• По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жилье, если его у него нет.

• Постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.

• Сложнее оформить, т.к. требуется оформлять договор о передаче ребенка на воспитание и трудовой договор (или договор об оказании возмездных услуг, или контракт).

• Возможны сложности при оформлении ребенка, проживающего в другом районе или городе, т.к. выплаты приёмной семье ведутся из местного бюджета.

• Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребенка.

Патронат – форма воспитания ребенка (детей) в профессиональной замещающей семье на условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Под патронат передаются дети, которым временно требуется заменяющая семья или необходимо создать особые условия поддержки и сопровождения ребенка в семье. Основная цель данной формы устройства – социализация ребенка, получение им необходимого опыта жизни в семье, замена пребывания его в приюте. Патронат часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению, после получения ребенком соответствующего статуса. Срок помещения ребенка под патронат может быть разным, и зависит от ситуации. Ответственность разделена между патронатным воспитателем, учреждением, родителями ребёнка и территориальными органами опеки. На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу. Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Особенности: • Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребенка, которому временно требуется заменяющая семья или не имеющего статуса, позволяющего передать его под постоянную опеку или на усыновление и, в ином случае, обреченного попасть в приют, детский дом. • Менее жесткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жесткие, чем при опеке.

• На содержание ребенка выплачиваются средства, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью. По исполнении 18 лет патронируемому выделяется жилье, если у него такового нет.

• Стороны в договоре, представляющие государство, организуют обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывает помощь в воспитании, в решении сложных проблем. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п.

• Патронатный воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение).

• Работа по планам, устанавливаемых органом опеки и учреждением по патронату, постоянный контроль и отчётность за воспитание и расходование выплачиваемых на содержание ребенка средств.

• Ребенок может быть изъят из семьи воспитателя момент по решению сторон договора. Контакты с родителями и родственниками ребенка, как правило, обязательны и их регламент определяется по согласованию сторон.

• Эта форма до сих пор используется не во всех регионах. Некоторые обоснованные возражения против чрезмерного увлечения патронатом. Е.О. Лебедева, детский психиатр, сотрудничающая с несколькими сиротскими учреждениями, считает[1]: «Бесспорно, что ребенку лучше всего расти в гармоничной любящей семье. Но попытка раздать всех сирот по семьям в стране, где сам институт семьи переживает кризис (на каждые 1000 браков приходится 800 разводов) и призыв разрушить (деинституциализировать) детдома и интернаты в момент, когда Россия переживает третью волну сиротства, похожи на безумие. Логичнее было бы направить все силы на восстановление института семьи, на воссоздание нравственных семейных ценностей, а потом уже объявлять семейные формы устройства приоритетными. Ратующих только за семейные формы устройства детей-сирот необходимо предупредить, что основным и очевидным недостатком патронажа, “передачи ребенка из приюта в семью для вскармливания и воспитания”, еще при Екатерине II, при Марии Федоровне и в конце XIX века было превращение его в простой «деревенский промысел», который общественность также назвала “позорным промыслом”». То есть, чаще всего взять к себе на воспитание ребенка за вознаграждение хотели беднейшие россияне, для которых «пятирублевое подспорье» было ощутимой помощью. А обеспеченные люди не отказывались от сирот, но предпочитали усыновление. Потому патронатные дети росли в очень бедных условиях и часто подвергались эксплуатации. Интересную точку зрения на патронат высказывают[2]78 эксперты общественной организации «Прикосновение»: «В патронате временная замещающая семья является не целью, а инструментом. Тогда как целью будет возврат ребенка в его кровную семью. Итак, патронат – это форма для временного кризисного размещения ребенка, а не панацея для решения проблемы сиротства в нашем государстве. И уж совершенно неэтично пребывание ребенка на патронате до 18 лет (если он попал в новую семью не в старшем подростковом возрасте). Что возьмет за модель будущих отношений в семье ребенок, выросший в условиях разграничения прав относительно его воспитания между патронатными воспитателями и учреждением. С каким учреждением он сам, став родителем, разделит права относительно своих детей?» Близкая позиция и у эксперта программы ARO Галины Тростанецкой79 . Она также видит основную задачу в восстановлении и укреплении института семьи, который в России сейчас действительно находится в плачевном состоянии. Примечание: при разных формах устройства предъявляются одинаковые требования к состоянию здоровья лиц, принимающих ребенка в семью. Также законом предусматривается, что они не должны быть прежде лишены родительских прав или ограниченны в родительских правах, не отстранялись от обязанностей опекуна или усыновление не было отменено по вине взрослых. Наставничество (гостевой режим, семья выходного дня) - форма помощи ребенку, без оформления его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок, на правах гостя, посещает и кратковременно проживает в семье наставника. Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать как функционирует семья: понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу. Наставничество дает возможность ребенку получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у наставника, но и во время его нахождения в учреждении и будущей жизни, - обычно между ними возникает переписка, телефонные контакты. Таким образом, ребенка появляется «родственник» и друг, что делает ребенка не столь одиноким, повышает самооценку ребенка и уровень его иерархии среди детей в учреждении. Часто наставники помогают детям с лечением, обеспечением и выбором одежды, профессиональной ориентацией, дают полезные советы, как поступать в тех или иных ситуациях.

Особенности:

• Как правило, более простое оформление, не требующее прохождения полного медицинского освидетельствования и сбора кучи справок.

• Возможно взять ребенка/детей изъятых из многодетных семей или у осужденных родителей, которым крайне сложно найти постоянную семью и, в ином случае, - обречённых жить в детском доме.

• Если наставничество предполагается как переходной этап перед опекой, усыновлением, то это хороший способ присмотреться ребенку и семье друг к другу, позволяет понять принято ли верное решение.

• При переходе на постоянные формы устройства будет проще пережить адаптацию, т.к. опыт жизни в семье у ребенка уже есть.

• Законодательно не установленная форма. Не существует утвержденных норм, правил, требуемого перечня документов - все требования устанавливаются государственным опекуном ребенка - директором детского учреждения.

• Директор не обязан разрешать брать ребенка. • Крайне нежелательно, а часто и невозможно брать в гости детей младше 7-8 лет, поскольку они не понимают, почему их берут, а затем – возвращают. Они еще не понимают, что могут быть не только родители, но и «родственники». • Эта форма крайне редко поддерживается властями финансово. Известны лишь отдельные случаи и регионы, в частности, такой опыт был в Смоленской, Ульяновской и Кемеровской областях[3]. Описанные схемы работают, если люди, желающие усыновить детей, знают, кого именно они хотят усыновить. Как они могут познакомиться со своими будущими детьми? Усыновители (опекуны, патронатные родители и т.д.) могут получить информацию о ребенке из Федерального или регионального банка данных или с сайтов учреждений для сирот. Здесь есть, однако, ряд проблем. Е.Альшанская, президент БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», участвовавшая в опросе экспертов, отметила: «Единственная вертикаль – федеральный банк данных при Минобразования. И если в федеральном Минобразования люди адекватные (Левитская, департамент воспитания и социализации детей в Минобразовании), то на местах ситуация разнится. В некоторых местах региональные банки данных «съели» опеку. Сначала любой ребенок – отказник, или изъятый из семьи – попадает в больницу. И там его могут держать до одного месяца без медицинских показаний. А так – до полугода (обследование, лечение). На практике зачастую детей держат в больницах годами, придерживая их для иностранных усыновителей, зарабатывая на этом деньги. Прямая корреляция между усыновлением за границу и коррупцией. В связи с тем, что у потенциальных усыновителей ограничен доступ в информации. Банки данных – держатели этой информации, она только у них. И они практически ей торгуют». Другой эксперт, О.Ерома, Исполнительный директор Благотворительного фонда социальной помощи детям «Расправь крылья», сказал: «Если вы хотите посмотреть ребенка и вообще как-то попасть в учреждения, у администрации есть масса вполне легальных вещей, чтобы вам отказать. Начиная с того, что «мы волнуемся за состояние ребенка»… и масса других аргументов». Как происходит поиск ребенка? Кто-то находит ребёнка, листая папки в региональном банке данных, кто-то — в интернете, например, на сайте usynovite.ru. Иногда ребёнка активно «пиарят» волонтёры, рассказывая о нём на своих сайтах. Кроме того, сайты сейчас появляются у многих опек и детских учреждений. В целом, поиск ребёнка не является проблемой — к сожалению, детей в детских домах много, хватит на всех. «Устройством» ребёнка с точки зрения закона считается назначение ему постоянного опекуна, то есть директора детского дома, например. Конечно, семейное устройство приоритетно, но никаких механизмов реализации этого приоритета сейчас не существует. – говорит Л. Петрановская[4] . - Органы опеки не очень заинтересованы в работе с потенциальными усыновителями. Поставьте себя на место сотрудника опеки. В данный момент всё устроено так, что работа с вами — их дополнительная нагрузка, головная боль, лишняя ответственность. Пока ребёнок в учреждении, за него отвечает директор учреждения. Как только вы возьмёте его в свою семью — за него начнут нести ответственность сотрудники отдела опеки. При этом их никто никогда не учил работать с приёмными родителями, они мало знают о детях. Вот и реагируют напряжённо. Таким образом, возможность для потенциальных усыновителей познакомиться со своими приемными детьми – огромное поле деятельности для НКО и, следует сказать, многие НКО уже занимаются этой темой. Например, Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья» возит будущих родителей бесплатно в отдаленные регионы, где фонд наладил хороший контакт с местными администрациями, что позволяет легче привозить взрослых в детские дома и оперативно решать проблемы усыновления в суде. Процедура оформления усыновления Первое, что должен сделать человек, решивший стать усыновителем - познакомиться с сотрудниками органов опеки по месту своего жительства заявителя и подать заявление с просьбой о выдаче Заключения о возможности быть усыновителем и о регистрации в качестве кандидата. Далее происходит следующее: 1. Обход врачей, сбор справок и подготовка документов для получения Заключения органов опеки о возможности быть усыновителем. 2. Подача собранных документов в органы опеки, рассмотрение документов специалистом опеки и обследование комиссией органов опеки жилищных условий заявителя. 3. Получение Заключения о возможности быть усыновителями и направления на знакомство с ребенком. 4. Поиск ребенка, знакомство с ним, медицинское обследование, проверка решимости стать усыновителем. 5. Контакт с органами опеки по месту проживания ребенка, подготовка ими Заключения о целесообразности усыновления конкретного ребёнка и получение из учреждения, где находится ребёнок, документов на ребёнка для суда. 6. Подача заявления в суд, ожидание суда. 7. Рассмотрение заявления судом. Получение копии решения суда на руки. 8. Получение в ЗАГСе Свидетельства об усыновлении, нового Свидетельства о рождении, внесение записи о ребенке в паспорт. Регистрация ребенка по месту проживания усыновителей. В некоторых городах, например в Санкт-Петербурге, Ярославле, Красноярске, созданы специальные Центры усыновления, оказывающие помощь в оформлении бумаг, помощь в поиске ребенка, прохождении медицинских комиссий. По максимуму все собрано в одном месте, что существенно упрощает и ускоряет всю процедуру. Рис.14 (а) Схема взаимодействия акторов в процессе семейного устройства сирот. 81

"Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: Монография" (Азарова Е.Г.) ("КОНТРАКТ", 2012) {КонсультантПлюс}






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.