Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Документированная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, - это анкета ребенка, оставшегося без попечения родителей. 7 глава

 

Для расширения доступности образования для детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в национальным проекте "Образование" предусмотрено развитие их дистанционного обучения: создание в каждом регионе центра дистанционного образования детей-инвалидов; подготовка педагогов и обучение родителей; оснащение детей-инвалидов по месту их проживания специальным компьютерным, телекоммуникационным, учебным оборудованием и программным обеспечением, а также предоставление им доступа в Интернет. По итогам 2010 г. на дому по дистанционной форме обучалось 12,8 тыс. детей-инвалидов.

Значимой, но нерешенной проблемой для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является получение профессионального образования.

Во многих учреждениях требует улучшения материальная база для проведения коррекционно-реабилитационной работы с обучающимися, воспитанниками, их психологической и медицинской реабилитации, обеспечения специальных условий их обучения и проживания в учреждении в соответствии с установленными нормами <1>.

--------------------------------

<1> См.: Государственный доклад Минздравсоцразвития России.

 

Таким образом, многие проблемы, важнейшие для детей-инвалидов и семей, их воспитывающих, только ставятся и для подавляющего большинства далеки от разрешения.

Ребенок-инвалид с правовой точки зрения - такой же, как и другие дети, самостоятельный субъект права. Он не только член семьи, но и член общества, гражданин государства, имеющий неотъемлемое право на жизнь и на социальное обеспечение. Однако в силу особенностей состояния здоровья блага социального обеспечения требуются ему в большем объеме и более сложной структуры, а предоставление этих благ сопряжено со значительными финансовыми средствами, организационными усилиями, наличием специализированных услуг. Кроме того, ребенку-инвалиду в большей мере, чем здоровым детям, нужны индивидуальное внимание и забота, семейное окружение и понимание.



Как пишет С.А. Сошинский, дети-инвалиды не абстрактные единицы, а реальные дети, имеющие лицо и характер. В тяжелых условиях, порой катастрофической инвалидности, как бы на иссушенной почве, они живут свою единственную и неповторимую жизнь. Их тело в случае серьезных множественных нарушений развития способно своим видом вызывать отторжение у здоровых людей; душа, живущая в предельной скудости возможностей, зачаточный интеллект (если речь идет о детях с серьезными нарушениями) - все это единственное, чем они владеют, что им дано, что они знают - с первого дня и до конца жизни <1>.

--------------------------------

<1> См.: http://www.pravmir.ru/deti-invalidy-socialnye-problemy-i-neozhidannye-otkrytiya.

 

Родители детей-инвалидов как их законные представители находятся в сложном положении. В силу особого состояния ребенка, к которому они не были готовы до его рождения, они не располагают достаточным знаниями о его потребностях, способах и возможностях их удовлетворения, прогнозах развития его заболевания и даже жизнеспособности. С другой стороны, их обязанности многократно возрастают по сравнению с обязанностями родителей обычных детей. Забота о ребенке требует не только больших материальных затрат, но и физического и психологического напряжения, иногда запредельного. Как правило, родители испытывают чувство вины и перед ребенком, и перед близкими людьми, и перед обществом за то, что он не такой, как все. Ко всему этому добавляются настойчивые предложения медицинских, социальных и педагогических работников, а также ближайшего окружения передать его на попечение закрытого медико-социального учреждения. В отношении детей-инвалидов как никаких других детей преобладает традиционно российский взгляд, что их проблемы - это проблемы семьи. И она с благодарностью должна относиться к любой, пусть минимальной и недостаточной, помощи извне.

Проблемы детей-инвалидов - далеко не только российские. Как пишет Д. Кэмерон, жизнь родителей с больным ребенком достаточно тяжела, чтобы им еще и прыгать через сотни бюрократических барьеров. После потрясения от поставленного диагноза вы погружаетесь в боль от действий чиновников. Диагностика и помощь вашему ребенку сопровождаются хождением по кругу с одними и теми же вопросами, вас погребают под снежным комом бюрократических форм, вы проводите часы и дни в ожидании ответов. Д. Кэмерон считает необходимым применить в Британии опыт Австрии, где для семей с детьми-инвалидами выделяется команда экспертов - врач, сестра и физиотерапевт, которые занимаются этим ребенком на постоянной основе и знают про него все <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кэмерон Д. Пять вещей, которые я узнал как отец ребенка-инвалида и которые собираюсь претворить на практике // Индепендент. 2009 г. 1 июля.

 

Таким образом, несмотря на внимание, уделяемое семьям с детьми-инвалидами и детям-инвалидам законодательной и исполнительной властью, их материальное и моральное положение остается крайне тяжелым. Особенно наглядно об этом можно судить на конкретных примерах. Известная модель Н. Водянова рассказывает, что до семи лет у нее было идеальное детство. Она жила с мамой, отчимом, бабушкой и дедушкой в четырехкомнатной квартире в центре Нижнего Новгорода. Все изменилось, когда родилась сестра с ДЦП. В родильном доме матери настоятельно советовали отказаться от дочери, но она не отказалась. Отец из-за этого оставил семью. Бабушка с дедушкой предложили разъехаться. Девочки с матерью оказались в маленькой однокомнатной квартирке на окраине города. Наталья была единственной помощницей матери. Пенсии сестры хватало, чтобы 3 раза сходить в магазин. Ни квалифицированной медицинской помощи, ни кинезотерапии она не получала, не было детского центра, где бы ее можно было оставить на несколько часов или дней. Особенно Наталью возмущает тот факт, что на содержание детей в детских домах выделяют в 5 раз больше средств, чем на детей, которые живут в семье <1>.

--------------------------------

<1> См.: Водянова Н. Поделись детством // Огонек. 2011. N 45. С. 32, 33.

 

Как пишет А.М. Розбаум, синдром Дауна не приговор, а генетическая особенность. На самом деле такие дети обладают уникальной индивидуальностью. В семье они погружены в атмосферу любви со стороны родственников, получают необходимое образование, медицинское обслуживание. Однако в нашей стране жизнь людей с синдромом Дауна до сих пор окружена массой заблуждений и предрассудков. Их считают глубоко отсталыми, необучаемыми, агрессивными; они не рассматриваются как личности. Семьи, воспитывающие таких детей, постоянно сталкиваются с несоблюдением, нарушением прав, а главное, с дискриминацией со стороны окружающих. С подобным брезгливым, иногда равнодушным отношением семьям приходится жить, сопротивляясь и надеясь на лучшее. Такие дети могут и должны жить как полноценные члены общества. Это утверждение уже привычно для Европы, но не для России. 80% родителей отказываются забирать из роддома ребенка с синдромом Дауна <1>.

--------------------------------

<1> См.: Розбаум М.А. Проблема социально-правовой защищенности детей с синдромом Дауна // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. N 6. С. 8, 9.

 

В Интернете на сайте, посвященном семьям с детьми-инвалидами, так описывается их нынешнее положение в России: появление ребенка-инвалида становится приговором для всей семьи. Такие семьи становятся изгоями, а дети с выраженными внешними признаками заболевания отталкивают от себя окружающих. Ситуация складывается так, чтобы подтолкнуть семью отказаться от больного ребенка. Социальные услуги оказываются только одиноким инвалидам, а ребенок-инвалид, живущий в семье, по определению не одинок, значит, ни сиделка, ни обеспечение продуктами питания на дому ему не нужны. Об этом должны позаботиться его родители. Они же должны заботиться о том, чтобы заработать денег, добиться получения ребенком медицинских услуг. Причем он пользуется такими услугами, но не получает медицинского ухода. Из-за того, что у родителей уже нет возможности полноценно работать, материальный уровень семьи падает и граничит с нищетой. Ребенок-инвалид требует гораздо больших материальных затрат (дорогостоящие лекарства и операции, прием у врачей, медицинские исследования, платная реабилитация, платные услуги специальных педагогов, платное образование, не секрет, что и медицина платная, а еще технические средства реабилитации, систематические услуги социального или обычного такси необходимы на протяжении многих лет, нужны памперсы, специальная и дорогостоящая обувь, очки, которые очень быстро ломаются, и многое другое).

При тяжелой материальной нагрузке становится понятно, что вытянуть ребенка нереально. Семья встает перед выбором: полноценно жить, отказавшись от него, или влачить жалкое существование. Со взрослением ребенка ком проблем, подталкивающих родителей передать его органам опеки, увеличивается. Да еще присоединяются проблемы с его реабилитацией и образованием. И здесь стена, и новый диагноз: необучаем. Безусловно, это проще, чем выкладываться педагогу перед больным ребенком, которому практически невозможно объяснить, казалось бы, элементарные вещи. Большинство семей сталкиваются с предложениями отказаться от ребенка, якобы тогда он наконец-то получит полный спектр реабилитации, им вплотную будут заниматься специалисты... Неслучайно по статистике 60% детей-инвалидов попадает в интернаты в шести-, восьмилетнем возрасте, когда их семьи приходят в отчаяние и выбора у них не остается. Невозможно винить этих людей, винить нужно тех, кто не организовал поддержку в реабилитации и лечении детей-инвалидов, воспитывающихся в семьях... Такие дети остаются лишь в самых стойких семьях. Люди, сохраняющие ребенка-инвалида в семье, - заложники собственной порядочности; они изгои, запертые в четырех стенах <1>. Как пишет Ю.А. Сабурова, одно из главных, на что может рассчитывать инвалид, - это индивидуальная программа реабилитации (далее - ИПР), комплекс оптимальных реабилитационных мероприятий, позволяющих человеку вести полноценную независимую жизнь <2>. Карта ИПР содержит разделы о медицинской, социальной, профессиональной реабилитации, для детей - также психолого-педагогической. В разделе "Социальная реабилитация" предусмотрены информирование и консультирование по вопросам реабилитации; оказание юридической помощи; социально-психологический и социально-культурный патронаж семей, имеющих инвалидов; адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности; технические средства реабилитации; социокультурная реабилитация.

--------------------------------

<1> См.: http://neprekasaemie.ru/internat_dlya_detey-invalidov.

<2> Приказом Минздравсоцразвития России от 29 ноября 2004 г. N 287 утверждена форма карты ИПР.

 

В Положении о признании лица инвалидом сказано, что ИПР должна быть разработана в 30-дневный срок после установления инвалидности автоматически, без всяких заявлений. Однако на практике для получения ИПР инвалиду необходимо обратиться к лечащему врачу с просьбой дать направление в бюро медико-социальной экспертизы. ИПР имеет рекомендательный характер, после ее подписания человек может не обращаться в организации, которые предоставляют включенные в ИПР реабилитационные услуги. Так, например, проходя производственную практику в Управлении социальной защиты населения Слободо-Туринского района Свердловской области (далее - УСЗН), автор узнала, что в течение 2007 г. в УСЗН с картой ИПР в целях осуществления мер социальной реабилитации обратилось всего 144 из 1298 человек, имеющих инвалидность. Практика показывает, что инвалиды, получая карту ИПР, просто-напросто не знают, что с ней делать и к кому обращаться. Кроме того, механизм реализации ИПР на настоящий момент не отработан, поэтому на практике препятствия возникают на каждом шагу - от момента составления ИПР до процедуры ее исполнения, в том числе связанной с компенсацией расходов на реабилитацию инвалидов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Сабурова Ю.А. Индивидуальная программа реабилитации инвалида: проблемное нововведение // Социальное и пенсионное право. 2010. N 1.

 

Еще в более тяжелом положении оказываются дети, переданные на попечение государства. Их жизнь в интернатах описывается в Интернете под заголовком "В России официально действуют концлагеря для маленьких инвалидов" <1>. Там говорится, что в нашем обществе существовала и продолжает существовать доктрина изъятия ребенка-инвалида из семьи и социума и помещения его в особые условия, в изоляцию, в интернат. Родители ребенка с явной патологией уже в роддоме подвергаются уговорам отказаться от ребенка. В России живут около 25% детей-инвалидов, лишенных родительской опеки и оказавшихся в интернатах <2>. Их положение, по словам правозащитников, ужасающее. Зачастую на двух детей приходится всего один комплект теплой одежды, так что гулять приходится по очереди. Конечно, интернат интернату рознь, но в среднем его плохо переносят даже обычные дети.

--------------------------------

<1> См.: http://neprekasaemie.ru/internat_dlya_detey-invalidov.

<2> Эта цифра расходится с приведенной в Госдокладе Минздравсоцразвития России, но названные в нем 13%, по данным некоторых публикаций, представляются существенно заниженными.

 

По официальной статистике, в интернатных учреждениях дети болеют больше, чем в семье. Из детей-даунят, попавших из роддомов в дома ребенка, по оценкам специалистов Центра лечебной педагогики в Москве, 40% детей умирают на первом же году жизни; до взрослого возраста доживает едва ли каждый 10-й. В одном подмосковном интернате дети перестали умирать, когда за ними стали ухаживать добровольцы из Красного креста. Как ни странно, этот факт плохо отразился на карьере директора интерната, так как прекратилось "движение детей" - это такой специальный термин, означающий, что дети умирают постоянно и их место занимают новые дети. Директору досталось за то, что он не обеспечил свободных мест для размещения новых воспитанников.

Сначала дети попадают в дом ребенка, где содержатся до трех - четырех лет. Дальше комиссия решает, кто из них может учиться, а кто - нет. Первые попадают в интернаты Минобразования. А дети с тяжелыми нарушениями развития, получив клеймо "необучаемые", - в интернаты системы соцзащиты. Им не положены педагоги. Ужасно, но среди них оказываются дети с высоким интеллектом - те же аутисты, которые просто не умеют общаться. Самое тяжелое положение у детей с множественными нарушениями. Как правило, с ними не занимаются ни педагоги, ни психологи. А на несколько десятков детей полагается одна - две санитарки. Они должны успеть всех перепеленать, переодеть, покормить, вымыть пол в отделении... Но это нереально, и частью работы приходится жертвовать, например кормлением. Моют детей в лучшем случае раз в неделю. Чтобы не задохнуться от тошнотворного запаха, санитарки открывают форточки в любую погоду. Бесчеловечная система ломает даже самых ранимых людей: они становятся бесчувственными к детской боли <1>.

--------------------------------

<1> См.: http://neprekasaemie.ru/internat_dlya_detey-invalidov.

 

На тех же сайтах, предназначенных для родителей тяжело больных детей, приводится зарубежный опыт, разительно отличающийся от российского. Корреспондент украинской газеты "День" в составе небольшой украинской делегации посетил столицу Швеции и сделал вывод: шведский опыт заботы об инвалидах должен стать примером для Украины и России. В течение трех дней делегация посетила множество структур, как государственных, так и созданных общественными инициативами. Большинство гарантий и преференций для людей с ограниченными возможностями узаконены в королевстве именно благодаря активности снизу, инициативе рядовых граждан - самих инвалидов и их родственников. Массовый характер это движение приобрело в середине 1960-х гг. Ныне таких негосударственных организаций (НГО) 50, каждая курирует определенный вид функциональных расстройств. Влияние НГО очень сильно, они обладают массой информации по всем видам инвалидности. В свое время подобная организация начала дотировать оплату услуг такси для родителей, которые забирали детей из школ или детских садов. В конечном счете эту льготу взяло на себя государство, и теперь все инвалиды в Швеции пользуются такси бесплатно. НГО оказывают постоянное и открытое давление на власть, получая при этом от нее же стабильную финансовую помощь. В королевстве три уровня власти: общенациональный, региональный (таких регионов всего 21) и муниципальный. Чуть ли не единственная функция региональных властей - здравоохранение, куда входят реабилитационные программы и вспомогательные средства помощи инвалидам. Муниципалитеты отвечают за жилье, технические средства помощи, за детсады и школьное образование, но ответственность везде одинаковая. Если говорить собственно о детях, есть негласный, но твердый принцип: ни один ребенок не может быть и не будет оставлен. Иными словами, шведы своих детей не бросают - ни на улице, ни в интернате. Последних в стране просто не существует: они были постепенно закрыты в 1980 - 1990-е гг.

Дети с особыми потребностями растут с родителями. При этом и отец, и мать имеют возможность работать полный рабочий день - очень развито дошкольное воспитание. Ребенок может ходить и к муниципальным "дневным мамам", которые, имея своих маленьких детей, берутся присматривать еще за несколькими и получают за это зарплату. Это в полной мере касается и детей с ограничениями; при этом они посещают те же сады, что и обычные "дошколята", а для особо тяжелых случаев предусмотрена особая группа, но также в обычном садике. Сироту пристраивают в специально подготовленные и финансируемые социальные семьи - это не усыновление, а особый вид помощи.

Перечень видов поддержки людей с особыми потребностями стоит привести целиком.

1. Консультационные услуги и поддержка, что подразумевает реабилитацию как психологическую, так и физическую (лечебная гимнастика). Ребенок получает помощь от группы профессионалов. Отвечает за это региональный совет, где есть все необходимые специалисты.

2. Персональный ассистент для человека, который не справляется с необходимыми функциями. Это особая гордость шведской системы социальных гарантий. Финансируется муниципалитетом (если помощь требуется менее 20 часов в неделю) или страховой кассой (более 20 часов или даже круглосуточно). На эти деньги можно нанять как государственного, так и частного ассистента, оговорить, что он конкретно будет делать. При наиболее тяжелых отклонениях могут предоставить сразу нескольких ассистентов. Такую услугу получают более 4 тыс. человек. Деятельность ассистента - нечто действительно особое, скорее призвание, чем работа. Ведь, по сути, это член семьи. Многие персональные ассистенты, сами здоровые люди с массой возможностей и талантов, заботятся о своих подопечных десятки лет, становятся очень близкими для них людьми. Персональный ассистент может вместе с подопечным переехать на новое место жительства.

3. Сопровождающий. В некоторых случаях функциональные расстройства касаются только способности к самостоятельному передвижению. Таким опекаемым могут предоставить на несколько часов в неделю сопровождающего, также оплачиваемого муниципалитетом.

4. Контактное лицо. Это сотрудник по найму, который исполняет роль друга. Услуга возникла, когда инвалиды еще жили в интернатах и чувствовали себя изолированно. Тогда и ввели институт друзей за плату. Они получают небольшое вознаграждение, чтобы сходить со своим подопечным, например, в кино. Подбирают таких людей по интересам. Для подростков - прекрасный способ и подзаработать, и развлечься, например сходить со сверстником-инвалидом на футбол и еще получить за это вознаграждение.

5. Служба замещения родственников. Нечто вроде приходящей няни, только от муниципалитета: сотрудник замещает родителей, если их по тем или иными причинам нет дома или они заняты с другими детьми. Однако этой услугой мало кто пользуется.

6. Краткосрочное проживание вне дома. Ребенка или подростка перевозят или в специальный дом для краткосрочного проживания, как правило, на выходные или раз в месяц, а летом - в лагерь.

7. Продленный день. На него остаются все дети, но для инвалидов как в школе-десятилетке, так и потом в четырехлетней гимназии это особо важная услуга: родители не обязаны уходить с работы раньше времени.

8. Проживание в социальных семьях или домах. Тут забота и о родителях: они могут уехать на выходные или в отпуск; также хороший способ помочь тем родителям, которые не справляются с уходом за инвалидом. Социальный дом или семья предоставляются и ребенку, который учится в другом городе.

9. Групповые жилища или жилища с предоставлением услуг. Форма проживания, заменившая бывшие интернаты. Чаще всего практикуется для людей с тяжелыми ограничениями. Обычно в таком доме живут четыре - пять человек, каждый из которых имеет свою маленькую полноценную квартиру, но есть и помещение, где постоянно находятся сотрудники, где можно и проводить совместные трапезы, и общаться. Приватное же пространство неприкосновенно: инвалид может и находиться у себя в квартире, там есть все необходимое. Любопытная деталь: когда интернаты только начали ликвидировать, родственники опасались, что общение прервется вовсе, но, напротив, теперь, когда люди с ограничениями имеют собственные квартиры, посещать их стали гораздо чаще.

10. Дневное времяпрепровождение. По сути, реализация права на работу для людей со сниженными способностями, многие из которых, хотя и получают пенсию, имеют силы и желание что-либо делать. Ранее инвалиды могли себе найти простую работу, сейчас, увы, таковой просто не осталось. Взамен созданы специальные центры дневных занятий.

Внимание к потребностям инвалидов действительно огромное. Например, при диагностировании у ребенка церебрального паралича с семьей немедленно связывается соответствующий реабилитационный центр. При муниципалитетах есть также специальные службы, консультирующие по всем аспектам законодательства, относящимся к инвалидам. Все эти услуги бесплатные и обеспечиваются, естественно, очень высокими налогами, которые собираются исправно, но при этом общество всегда знает, на что тратятся его деньги. Но и семьи, со своей стороны, очень хорошо подготовлены и зачастую, приходя к специалистам по лечебной гимнастике, могут дать им массу вполне профессиональных советов (а не наоборот!).

Другой важный аспект - вспомогательные средства (коляски и костыли - лишь малая их часть). В Закон о здравоохранении вписана отдельная глава, обязывающая в том числе муниципалитеты предоставлять все необходимые средства. Работники региональных советов, посещая инвалидов, обязаны вести журнал пациента, где записываются все его нужды.

Делегация побывала в одном из центров вспомогательных средств, обслуживающих Стокгольм. Это настоящее высокотехнологичное предприятие с массой мастерских, но не только. При центре есть, например, целый штат консультантов-держателей рецептов: они выписывают направление, по которому инвалид может приобрести себе то или иное оборудование, причем по максимально низкой цене. Есть также и трудотерапевты, специалисты по лечебной гимнастике - всего 3 тыс. человек. Они работают и в больницах, и в социальных домах - везде, где есть люди с особыми потребностями.

Закон о реабилитации предписывает для каждого ребенка с ограничениями создать целую группу, в которую обязательно входят специалист по лечебной гимнастике, логопед, педагог, трудотерапевт, психолог; а в отдельном центре для незрячих имеются оптики, окулисты, специалисты по изменению окружающей среды для людей со сниженным зрением. Ежегодно в центр поступает более 83 тыс. заказов (из них 14% для детей), но только малая часть - при личном обращении клиентов, все остальные - по почте. Услуги по эксплуатации вспомогательных средств оказываются с максимальным удобством, т.е. сотрудники выезжают к клиенту или берут то, что нужно починить, в центр. По разряду вспомогательных средств проходят и упомянутые выше дома краткосрочного пребывания. Ведь закон защищает не только инвалидов, но и их семьи, которые имеют право отдохнуть от нелегких хлопот.

Пользователи не владеют своими средствами, это нечто вроде долгосрочного проката. Поэтому ежегодно работники центра проводят технический осмотр всех средств. То, что вышло из строя, заменяется или ремонтируется, то, в чем уже нет необходимости, дарят по благотворительной линии в другие страны. Путем адаптации, подгонки в мастерских можно, по сути, создать новое средство; но вообще те же коляски закупаются самые разные, для всех видов осложнений. Держатель рецептов общается с ребенком, оценивает его способности, обговаривает все вопросы с родителями, с представителями школы. После назначения средства специалист может тренировать ребенка пользоваться той же коляской - для этого при центре существуют тренировочные комнаты.

С 1968 г. все дети получили равные права на образование, и все инвалиды пошли в школы. В пригороде Стокгольма в школе для детей с интеллектуальными расстройствами у большинства из них более одного расстройства. На 120 учеников здесь приходится 35 учителей и 25 помощников. Задача школы - подготовить детей к самостоятельной жизни. Такие школы открываются только с разрешения министерства образования после обязательной проверки. А затраты на обучение каждого ребенка-инвалида родителям компенсирует муниципалитет - согласно закону, принятому в 1994 г. Каждый ребенок проходит четыре теста (физический, психологический, медицинские). Затем - трехнедельный испытательный срок, по истечении которого ребенок может выбрать - оставаться в этой школе или перейти в другую, а учителя делают выводы о его потребностях. Каждому подыскивают дело: забота о природе или окружающей среде, работа в кафе, медиа, спорт.

Подбирается программа развития. Для большинства есть общенациональные программы, для некоторых (это чаще всего дети с аутизмом) разрабатывается индивидуальный курс. Есть узкоспециальные программы по моторике, коммуникации. Родители также выбирают, чего бы они хотели достичь за эти четыре года: чтобы ребенок смог научиться есть без посторонней помощи или самостоятельно ездить по городу; все исходя из личных потребностей.

Для каждого ученика разрабатывается индивидуальный план развития, который пересматривается и при необходимости дополняется в конце семестра. Дети и родители принимают в этом непосредственное участие. Учителя, кроме педагогического образования, имеют еще дополнительные знания по отдельным расстройствам. При школе есть обязательные курсы для всех новых учителей и их помощников. Персонал проверяют очень тщательно, и на 95% это - по определению директора школы - "очень хорошие люди". Однако новичков не сразу берут на полную ставку - испытательный срок позволяет отсеять те самые пять неподходящих процентов.

Школа есть школа - конечно, столь ухоженными и благоустроенными у нас бывают только богатые частные гимназии. Однако в этой школе совсем иные дети. Природа отказала им в том, что мы получили от рождения; некоторые из них не могли даже двигаться самостоятельно, просто никак не реагировали на постороннее присутствие. При этом, казалось, они принимали участие во всеобщем непрерывном фестивале: слушали музыку, пели, рисовали, вышивали, играли в футбол или в более затейливые игры. А главное, были совершенно счастливы.

Очень запоминающимся выдался визит в организацию JAG (со шведского это слово переводится как наше местоимение "Я"; также эта аббревиатура расшифровывается как "равноправие", "помощь", "сотрудничество"), которая занимается подбором персональных ассистентов. Способ создания этой организации типичен для развитого гражданского общества: все началось в 1992 г. по инициативе небольшой группы людей со значительными функциональными ограничениями. Ныне это наиболее крупная из 100 подобных организаций: она предоставляет услуги более чем 2 тыс. ассистентов при общем их числе в стране 50 тыс. JAG опирается в своей деятельности и на НГО, с которой все собственно начиналось, и на помощь государства. Правление также составляют люди с ограниченными возможностями. Собственно, такие организации стали появляться благодаря движению за права инвалидов "Independent living" (буквально "независимое проживание"), развернувшемуся в США в бунтарские 1960-е. Его базовые принципы, среди всего прочего, - отказ от дискриминации (когда к инвалиду не относятся, как к больному) и от всевластия экспертов (в том смысле, что каждый может быть экспертом самого себя, и ни один специалист или чиновник не имеет права указывать человеку с ограничениями, что ему делать).

В Швеции в середине 1970-х это движение приобрело форму протеста родителей инвалидов против изоляции их детей в больницах и интернатах. Совместные усилия привели к тому, что инвалиды получили право голоса, стали не объектами, а субъектами жизни социума и благодаря закону 1994 г. получили право на персональных ассистентов. Ассистент предоставляется только по запросу. Кто именно - решается совместно с будущим подопечным. Сначала можно взять родителя или родственника. При подборе учитывается и тип ограничений - имеют ли они физическую, психологическую, интеллектуальную природу. У некоторых подопечных может быть по 10 - 12 ассистентов. Важно, что ассистенты не решают, как жить, а помогают жить, как хочешь. Услуги помощника оплачивает в качестве работодателя кооператив JAG, он же устраивает курсы для ассистентов.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.