Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Документированная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, - это анкета ребенка, оставшегося без попечения родителей. 8 глава

Одним из последних было посещение жилища инвалида - юноши, с детства сраженного тяжелой формой церебрального паралича. Делегаты увидели человека, который, будучи прикованным к коляске, живет совершенно полнокровной жизнью. Через своего ассистента и переводчика он со смехом рассказывал про свое прошлогоднее турне по тихоокеанскому побережью США - Сан-Франциско - Лос-Анжелес - Лас-Вегас - и как в одном из казино сначала выиграл, а потом проиграл кучу денег. Раньше работал в детском саду для собак и приобрел там множество друзей... "Впрочем, - пишет автор, - точнее будет сказать - мы общались с двумя счастливыми людьми. Потому что ассистент - статный, неглупый парень - обожает свою работу и считает своего подопечного частью своей семьи". В P.S. автор пишет: "Никто не виноват. Что делать? Выводы из всего изложенного каждый волен делать сам. От "нам бы так" до "тоже мне, сравнил...". Но, как представляется, дело не только в деньгах, в "шведском социализме" или "диком капитализме" по-украински. Ведь, заметьте: все эти, казалось бы, невероятные гарантии и виды помощи неизменно начинались с осознаний их необходимости самим обществом. Не правительство, не политики - рядовые граждане, налогоплательщики понимали, что их жизнь не может считаться нормальной, пока люди с ограниченными способностями не получат все возможное для полноценного существования. А потом принимались четко прописанные законы. После чего столь же четко и неукоснительно исполнялись.

Рецепт для нас на самом деле столь же прост: пока не поймем, что наши обездоленные, ограниченные в своих возможностях сограждане имеют столь же равные права на все, чем пользуемся мы, и на нашу постоянную заботу, - не будет и у нас, здоровых и сильных, того будущего, о котором мечтаем. Когда же тем, кого мы привыкли называть инвалидами, будет хорошо - тогда и у нас появится право на радость" <1>.



--------------------------------

<1> См.: http://neprekasaemie.ru/socialnaya_rabota_v_shvecii.

 

Если судить по общим данным о положении российских инвалидов, создается довольно благостная картина. В общем, делается немало. Так, в России система учреждений социального обслуживания включает в себя 260 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями и 686 отделений реабилитации на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей и детских домов-интернатов. В 2010 г. в учреждениях социального обслуживания семьи и детей социальная помощь была оказана 362,4 тыс. семей с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (в 2009 г. - 332,8 тыс. семей).

Особенностью деятельности большинства реабилитационных учреждений для детей-инвалидов является их многопрофильность, позволяющая оказывать реабилитационные услуги детям-инвалидам с различной патологией, предоставлять широкий спектр услуг социальной, медицинской, психолого-педагогической и трудовой направленности. В реабилитационных центрах для детей-инвалидов существуют дневная и круглосуточная стационарные формы обслуживания.

Приоритетным направлением работы реабилитационных центров является выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с ними. Своевременное оказание необходимой психолого-медикопедагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

В реабилитационных учреждениях для детей-инвалидов разрабатываются авторские программы и методики, которые помогают в реабилитационном процессе. Результатами развития и укрепления системы специализированных учреждений для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья становятся их территориальная доступность, увеличение численности обслуживаемых в них детей-инвалидов, повышение качества предоставляемых реабилитационных, социальных и медицинских услуг.

В учреждениях социального обслуживания семьи и детей Свердловской области реализуется программа раннего вмешательства, которая предполагает работу с детьми и их семьями междисциплинарной команды специалистов в составе: педиатр развития, детский психолог, специальный педагог (дефектолог или логопед) - специалист по ранней коммуникации, физиотерапевт - специалист по двигательному развитию (невролог, врач ЛФК). Раннее социальное психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, позволяет если не полностью исключить, то значительно ослабить степень ограничений жизнедеятельности, получить в лице семьи надежного союзника в процессе дальнейшей реабилитации ребенка.

Особенно эффективно ведется в этом регионе информационно-просветительская работа специалистов с родителями, направленная на преодоление и недопущение дальнейшего развития нарушений у детей раннего возраста, по профилактике отказов от новорожденных, в том числе имеющих генетические аномалии в развитии, реализуются программы "Рождение в радости", "Школа будущих родителей". Лучший опыт профилактической работы обобщается и распространяется на семинарах, организуемых Министерством социальной защиты населения Свердловской области. Технология "раннего вмешательства" заслуживает внимания как комплексная социальная услуга, создающая реальные предпосылки решения важной социальной проблемы - профилактики нарушений развития детей в раннем возрасте.

В субъектах РФ имеется опыт организации досуга, отдыха и оздоровления детей-инвалидов, в том числе организации тематических летних лагерей, городских лагерей с дневным пребыванием, специализированных оздоровительно-развивающих программ в летний период.

В ряде регионов успешно функционируют учреждения дополнительного образования спортивно-туристской направленности, реализующие программы дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Детско-юношеские спортивные школы организуют и проводят региональные соревнования среди детей и подростков, которые охватывают детей-инвалидов.

В Республике Марий Эл детско-юношеский центр "Роза ветров" на протяжении 15 лет ежегодно проводит туристские слеты для слепых и глухонемых детей, в июне 2010 г. были проведены учебно-тренировочные занятия по туризму для слабослышащих и слабовидящих детей.

В октябре 2010 г. на туристской базе Благотворительного оздоровительного фонда "Клуб "Приключение" в Республике Карелия был проведен межрегиональный профильный оздоровительно-реабилитационный слет с использованием оригинальных методик тренингов, базирующихся на водном и велосипедном туризме, пеших походах с животными - ездовыми собаками <1>.

--------------------------------

<1> Здесь и далее см.: Государственный доклад Минздравсоцразвития России "О положении детей в Российской Федерации. 2010 год" // СПС КонсультантПлюс.

 

Как уже отмечалось, значительное число детей-инвалидов находятся в интернатных учреждениях. Из общего числа воспитанников 227 домов ребенка они составляли в 2010 г. 25%.

Число школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья незначительно сократилось - с 1272 учреждений в 2009 г. до 1267 учреждений в 2010 г. (2008 г. - 1327 учреждений). Численность воспитанников в них также уменьшилась и составила в 2010 г. 141,7 тыс. человек (в 2009 г. - 142,4 тыс. человек, в 2008 г. - 148,2 тыс. человек).

На 1 января 2010 г. действовало 148 детских стационарных учреждений социального обслуживания, из них: 140 учреждений для умственно отсталых детей на 27162 места (проживали 21769 детей) и 8 учреждений для детей с физическими недостатками на 712 мест (проживали 486 детей).

На постоянном постельном режиме в этих учреждениях соответственно находилось 5256 человек (24,1%) и 55 человек (11,3%); 6299 детей (28,9%), проживающих в учреждениях для умственно отсталых детей, признаны в установленном законом порядке недееспособными.

Подводя итог, можно сказать, как и в отношении других категорий детей, нуждающихся в особой заботе государства, что на уровне законодательства, по статистическим данным о количестве детей и семей, получающих необходимую помощь, а также по объему направляемых на это финансовых средств, дети-инвалиды и семьи с такими детьми не обделены вниманием. Однако эти общие данные резко контрастируют с данными о положении многих конкретных семей и детей. Очевидно, что социальное обеспечение этой категории детей можно будет признать эффективным, когда будут удовлетворятся жизненно важные потребности каждого без исключения ребенка и каждой семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.

 

 

ЧУЖИХ ДЕТЕЙ НЕ БЫВАЕТ

 

А. МИХАЙЛОВА, Д. КОСИХИН

 

Анна Михайлова, юрист, г. Москва.

 

Дмитрий Косихин, "ЭЖ-Юрист".

 

Сегодня общество и государство прикладывают много усилий, чтобы решить проблему сиротства. Наиболее эффективным способом в этом случае является усыновление. Потенциальным усыновителям следует прислушаться к советам юриста и ознакомиться с законодательными основами этой формы семейного устройства оставшихся без попечения родителей детей.

 

Выбери меня!

 

Основной задачей потенциального усыновителя является выбор ребенка, хотя во многих случаях еще до начала процедуры усыновления они уже знают, кого хотят усыновить. Для получения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, граждане имеют право обратиться в органы опеки и попечительства или к оператору регионального банка данных о детях. При этом нужно предъявить паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность, и представить заявление о желании принять ребенка на воспитание в свою семью с просьбой ознакомить с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о соответствующих пожеланиям детях. Требуется заполнить анкету, содержащую следующую информацию:

- фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, гражданство, семейное положение, место жительства и (или) место пребывания, номер контактного телефона и реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в семью;

- реквизиты заключения об условиях жизни и возможности иностранного гражданина быть усыновителем, соответствующего законодательству государства, гражданином которого является иностранец, желающий усыновить ребенка;

- информацию о ребенке, которого гражданин желал бы принять на воспитание в свою семью.

Если гражданин обращается за информацией напрямую к оператору, то ему необходимо представить заключение органов опеки и попечительства о его возможности быть усыновителем.

Соответствующий оператор рассматривает заявление и представленные документы в 10-дневный срок со дня их получения.

 

Первая встреча

 

При согласии гражданина усыновить предложенного ребенка ему выдается направление на посещение этого ребенка. Оно действительно в течение 10 дней с даты выдачи. При наличии оснований, препятствующих гражданину посетить ребенка в установленный срок (болезнь, служебная командировка и др.) срок действия такого направления может быть продлен. Отметим, что сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, на посещение которого выдано направление одному гражданину, не могут быть одновременно сообщены другому гражданину <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ 04.04.2002 N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2005 N 123, от 11.04.2006 N 210).

 

При отказе гражданина от приема на воспитание в свою семью предложенного ему ребенка он имеет право получить направление на посещение другого выбранного им ребенка.

Гражданин обязан в установленный для посещения оставшегося без попечения родителей ребенка срок проинформировать органы опеки и попечительства или оператора банка данных о детях о результатах посещения этого ребенка и принятом им решении в письменной форме (в соответствии с Административным регламентом Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдачи предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством РФ, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 12.11.2008 N 347).

 

Особое производство

 

После того как ребенок выбран, кандидаты в усыновители имеют право получить подробную информацию о нем, включая сведения о наличии у него родственников, а также обратиться в медучреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок.

Конечно, при усыновлении прежде всего учитываются пожелания кандидатов в усыновители, но мнение ребенка (если он не очень маленький) также очень важно. Установления личного контакта между возможным усыновителем и усыновляемым требует и законодательство. В частности, согласно СК РФ для усыновления ребенка необходимо заключение органов опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей с усыновляемым ребенком (п. 2 ст. 125 СК РФ).

Далее необходимо получить судебное решение, для чего следует обратиться в суд с соответствующим иском, так как усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка (п. 1 ст. 125 СК РФ). Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. Обычно гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления (ч. 1 ст. 154 ГПК РФ). А суд, рассмотрев заявление об усыновлении, принимает решение, которым удовлетворяет просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка или отказывает в ее удовлетворении (ч. 1 ст. 274 ГПК РФ).

 

Все по закону

 

При удовлетворении просьбы об усыновлении суд признает ребенка усыновленным конкретными лицами (лицом) и указывает в своем решении все данные об усыновленном и усыновителях (усыновителе), необходимые для государственной регистрации усыновления в органах записи актов гражданского состояния.

Копия решения суда об усыновлении ребенка направляется судом в течение трех дней со дня его вступления в законную силу в орган записи актов гражданского состояния по месту принятия решения суда для государственной регистрации усыновления ребенка (ч. 3 ст. 274 ГПК РФ).

Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния и производится органом записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения суда об усыновлении ребенка или по месту жительства усыновителей <2>.

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

 

Основанием для госрегистрации усыновления или удочерения является решение суда об установлении усыновления ребенка, вступившее в законную силу.

Усыновители обязаны лично забрать ребенка по месту его жительства (нахождения) по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность, и решения суда <3>.

--------------------------------

<3> Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" (с изменениями и дополнениями).

 

В целях защиты прав и законных интересов усыновленных детей органы опеки и попечительства по месту жительства усыновленного ребенка осуществляют контроль за условиями его жизни и воспитания.

Контрольное обследование проводится специалистом по охране детства органов опеки и попечительства ежегодно, в течение первых трех лет после усыновления.

Усыновителю необходимо помнить: в связи с тем, что ребенок на законных основаниях стал жить в их - теперь общей - семье (решение суда вступило в законную силу), у обеих сторон возникают права и обязанности (п. 3 ст. 125 СК РФ).

Так, усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению (п. 1 ст. 137 СК РФ).

 

Права личные и имущественные

 

Основные права несовершеннолетних детей в России закреплены в законодательных актах Конституции РФ, СК РФ (главе 11), ГК РФ (ч. 1 ст. 26, ч. 1 ст. 28), Федеральном законе от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 03.12.2011), Законе РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 28.02.2012).

Ребенок в России имеет личные и имущественные права (отметим, что в соответствии со ст. 1 Конвенции о правах ребенка "ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее" <4>.

--------------------------------

<4> Конвенция о правах ребенка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990.

 

К его личным правам относятся:

- право жить и воспитываться в семье;

- права на общение с родителями и другими родственниками, на защиту своих прав и законных интересов, на образование, на свободу мысли, совести и религии (также право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства);

- права на имя, отчество, фамилию и на приобретение гражданства;

- право на защиту от всех форм физического или психологического насилия;

- право на соблюдение его этнических, религиозных, культурных, социальных и языковых обычаев;

- права на отдых и досуг, на участие в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободное участие в культурной жизни и занятие искусством;

- право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;

- право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

К имущественным правам ребенка относятся:

- право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;

- право собственности на полученные им доходы, на имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое имущество, приобретенное на его средства.

 

Сделки несовершеннолетних

 

Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется ГК РФ (ст. 26). Так, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;

2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

4) совершать мелкие бытовые сделки, а также сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации, и сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Все остальные сделки несовершеннолетние указанного возраста совершают с письменного согласия своих законных представителей - родителей или заменяющих их лиц.

За несовершеннолетних детей, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны (ст. 28 ГК РФ), за исключением тех, которые малолетние вправе совершать самостоятельно:

- мелкие бытовые сделки;

- сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

- сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

 

Усыновители-родители

 

Усыновители уравнены в правах с родителями. Так, родители имеют равные права и несут равные обязанности (п. 1 ст. 61 СК РФ) в отношении своих детей (родительские права), а также имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст. 63 СК РФ).

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, и обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей (п. 1 ст. 65 СК РФ). Кроме того, все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом их мнения.

Основные права и обязанности родителей закреплены в гл. 12 СК РФ.

Так, родители имеют право и обязаны:

- воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;

- обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования;

- выбрать образовательное учреждение для детей и форму получения ими образования (с учетом их мнения);

- выступать в защиту прав и интересов детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий;

- требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона либо судебного решения, а в случае возникновения спора - обратиться в суд за защитой своих прав.

При этом родители не имеют права:

- представлять интересы своих детей, если органами опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия;

- причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

Также усыновители не могут отказывать близким родственникам в общении с ребенком.

Помимо вышесказанного, каждому родителю следует помнить, что способы воспитания должны исключать эксплуатацию детей, а также пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, оскорбительное обращение.

 

Основно

 

Статья: Чужих детей не бывает (Михайлова А., Косихин Д.) ("ЭЖ-Юрист", 2012, N 13) {КонсультантПлюс}

 

Документ предоставлен КонсультантПлюс

 

 

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ

 

Е.Г. АЗАРОВА

 

Азарова Елена Герасимовна, ведущий научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении ИЗиСП, кандидат юридических наук.

 

Изучаются проблемы развития законодательства в целях повышения благосостояния детей и семей с детьми. О необходимости удовлетворения их потребностей в конкретных благах социального обеспечения говорится с учетом международных и конституционных требований. Анализируются причины, затрудняющие оптимальное развитие законодательства в интересах детей.

 

Ключевые слова: ребенок, дети, право на жизнь, Конвенция о правах ребенка, блага социального обеспечения, пособия по беременности, пособия по уходу за ребенком, ежемесячные пособия на детей, услуги детских дошкольных учреждений.

 

Social provision and legal protection of children

E.G. Azarova

 

Problems of development of the legislation with a view of increase of well-being of children and families with children are considered. About necessity of satisfaction of their requirements for the concrete blessings of social security it is spoken taking into account the international and constitutional requirements. The reasons complicating optimum development of the legislation in interests of children are analyzed.

 

Key words: the child, children, the right to a life, the Convention on the Rights of the Child, the blessing of social security, the grant on pregnancy, grants on care of the child, monthly children's allowances, services of preschool institutions.

 

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг. (далее - Стратегия 2012 - 2017 гг.), утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761, дана объемная картина положения детей в современной России. В частности, отмечается, что масштабы и острота существующих проблем еще далеки от окончательного решения, а интересы будущего страны требуют принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты. В полной мере сказанное относится и к социальному обеспечению.

Основным международным актом, посвященным детям, является Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Для целей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее (ст. 1). Во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка (ч. 1 ст. 3 названной Конвенции). Государственная поддержка и защита семьи, материнства, отцовства и детства признаются конституционными ценностями России как социального государства. Конституция РФ в ст. 39 гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законом.

Подчеркнем, что в Стратегии 2012 - 2017 гг., как в Конвенции о правах ребенка и в Конституции РФ, сделан акцент на необходимости решений и действий в отношении именно каждого ребенка, нуждающегося в конкретном благе. Это требование не допускает установления очередности получения социальных благ, возможности их предоставления в избирательном порядке, например в процентном отношении ко всем нуждающимся, в зависимости от финансовых возможностей страны или региона, путем выделения квот и др. Согласно международным и конституционным требованиям каждый ребенок вправе своевременно получать все необходимые для него блага социального обеспечения, которые сами по себе либо в совокупности со средствами родителей (семьи) достаточны для удовлетворения его жизненных потребностей. При этом меры социального обеспечения должны гармонично сочетаться с развитием в интересах детей и лиц с семейными обязанностями многих других отраслей законодательства.

Представляется очевидным, что права детей в сфере социального обеспечения следует рассматривать не только как безотносительную ценность, но и как одну из гарантий реализации их права на жизнь. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь (ч. 1 ст. 6 Конвенции о правах ребенка). Они обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ч. 2 ст. 6 названной Конвенции). Как уже отмечалось, Конвенция называет ребенком человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста. Там же говорится, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения. Поэтому необходимо учитывать потребности и интересы также и не родившегося человеческого существа. При таком понимании ребенка его правовая защита и социальное обеспечение начинаются, как требует Конвенция, задолго до его рождения - в виде предоставления необходимых благ беременной женщине и, более того, в виде охраны труда и здоровья не только женщин и мужчин, но и детей - как потенциальных родителей. В современной медицине диагностические и лечебные методы могут применяться и применяются непосредственно на организме плода. Поэтому, как полагают представители медицинской науки, разногласия специалистов по вопросу, является ли плод (ребенок до рождения) человеком, должны быть преодолены в пользу "плода-ребенка-человека". Предлагается законодательно определить понятие плода-пациента, установить для него научно обоснованные гарантии права на адекватную медицинскую помощь, закрепить право родителей (матери) быть законными представителями такого пациента в осуществлении его прав <1>. Очевидно, что предлагаемый подход плодотворен не только с точки зрения правовой защиты человеческого существа как пациента. Речь могла бы идти также и о претензиях со стороны общества и семьи к беременной женщине, не соблюдающей рациональный режим вынашивания ребенка и тем самым нарушающей его право на жизнь и охрану здоровья; к организации, где она работает, не обеспечивающей охрану ее труда; к органам социальной защиты, не предоставляющим беременным женщинам необходимых социальных услуг, например в виде их помещения в кризисный центр, и т.п.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.