Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Документированная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, - это анкета ребенка, оставшегося без попечения родителей. 10 глава

В заключение несколько слов о детях, лишенных попечения родителей и находящихся в силу этого на государственном обеспечении. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком (ст. 20 Конвенции о правах ребенка). В силу положений этой Конвенции ребенок, лишенный семьи, должен передаваться на воспитание прежде всего другим лицам (семье) и лишь при отсутствии такой возможности - в учреждения, предназначенные для детей.

В России приоритетной формой семейного устройства детей признается приемная семья, т.е. опека либо попечительство над ребенком или детьми, осуществляемые по договору за вознаграждение, при ежемесячной выплате денежных средств на содержание детей. Однако далеко не все регионы могут достойно оплатить труд приемных родителей, что приводит к отказу от приемных детей. В настоящее время создание приемных и патронатных семей превратилось в кампанию. Вопросы определения детей в замещающую семью должны быть в большей мере урегулированы на федеральном уровне. Необходимо обязательно учитывать психологическую ориентированность кандидатов в приемные родители на интересы детей. Так, руководитель проекта "Новая семья" благотворительного фонда "Приют детства" А.Г. Рудов отмечает, что часто в намерении создать приемную семью нет духовной составляющей: "Приходят люди, которые видят в ребенке исключительно средство производства. Но так долго продолжаться не может, ребенок - человек, он прекрасно чувствует, что происходит в семье, и в 14 - 15 лет приходится возвращать его в детское учреждение, потому что в этой семье он жить не может" <15>.



--------------------------------

<15> URL: http://www.journaldetskidom.ru/magazine/?act=moreid=530.

 

Во многих регионах реализация идеи семейного устройства детей, лишенных попечения родителей, привела к сокращению числа детских домов, и прежде всего малокомплектных, где условия воспитания в большей мере приближены к семейным. "Детей переселяют из маленьких детских учреждений в большие, продолжая наполнять эти казармы, которые давно признаны самыми проблемными учреждениями для сирот. Что происходит с детьми, как они чувствуют себя после этих перемен - мало кого волнует. Вот это перемещение детей, как чемоданов, стало большой бедой", - считает А.Г. Рудов <16>. М.Э. Юрданова, сотрудник аппарата уполномоченного по правам человека Калужской области, высказывает мнение этой службы о том, что детские дома искусственно закрывать нельзя. Она напоминает, что недавно политика государства была построена на том, чтобы предельная численность детей в детских домах составляла не более 40 - 50 человек, а сейчас закрываются именно такие дома. Так, при ликвидации Обнинской школы-интерната для детей-сирот дети из нее были переданы в пять других учреждений, что привело к увеличению численности в них. Помимо прочих отрицательных последствий таких решений, немаловажно и то, что при переводе детей в другую местность родственники теряют возможность их посещать. По мнению М.Э. Юрдановой, у ребенка, достигшего 10-летнего возраста, необходимо спрашивать, хотел бы он перейти в другое образовательное учреждение или нет <17>. Очевидно, что проблемы социального обеспечения детей, лишенных попечения родителей, весьма серьезны и также нуждаются в самостоятельном фундаментальном исследовании.

--------------------------------

<16> Там же.

<17> Там же.

 

Библиографический список

 

Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы. М., 2012.

Баранов А.А., Лапин Ю.Е. Концепция законопроекта "Об охране здоровья детей в Российской Федерации" // Медицинское право и этика. 2003. N 3.

Владыкина Т. Если у Вас нет жены // Российская газета. 2012. 13 сент.

Герасимов В.Н. Новые гуманитарно-правовые технологии решения проблемы воспитания детей в неблагополучных семьях // Семейное и жилищное право. 2011. N 5.

Герасимов В.Н. Правовая и социальная поддержка семей с детьми-инвалидами // Социальное и пенсионное право. 2011. N 3.

Герасимов В.Н. Проблемы современных многодетных семей в России: сравнительный анализ с законодательством стран ЕС // Российская юстиция. 2011. N 2.

Гусева Т.С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы. Пенза, 2011.

Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве). М., 2013.

Корсаненкова Ю.Б. Правовая защита семьи, материнства и детства в социальном обеспечении России // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. N 6.

Корсаненкова Ю.Б. Проблемы совершенствования законодательства о ежемесячных пособиях на ребенка // Трудовое право. 2008. N 3.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 458.

Сидорова Т. Кому и зачем нужны наши дети // Правда. 2012. 26 апр.

 

для дет

 

{Статья: Социальное обеспечение и правовая защита детей (Азарова Е.Г.) ("Журнал российского права", 2013, N 3) {КонсультантПлюс}}

 

Документ предоставлен КонсультантПлюс

 

 

ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

А. МЕЗЕНЦЕВА, М. АНОСОВ

 

Мезенцева Алина, юрист, г. Москва.

 

Аносов Михаил, газета "ЭЖ-Юрист".

 

Государственная политика в отношении детей с выраженными аномалиями развития до сих пор была построена на приоритете изъятия их из общества и содержания в закрытых стационарных учреждениях. По сей день на поддержание интернатной системы расходуются значительные государственные средства. Рассмотрим, каким образом в этих домах-интернатах проходит процесс реабилитации и адаптации детей-инвалидов.

 

Государство финансирует!

 

Инвалидность - это большая беда для любого человека. Дети-инвалиды - беда вдвойне: вместе с детьми страдают их родители. Самое страшное, что родителям чаще всего совершенно невозможно получить для своих детей, имеющих серьезные психоневрологические нарушения, коррекционно-педагогические услуги и иную помощь. Им очень трудно противостоять настойчивым рекомендациям психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) и сотрудников органов социальной защиты передать больного ребенка на попечение государства. В результате многие из них, не выдержав, соглашаются.

Российское государство упорно продолжает выделять гораздо больше средств на интернаты, чем на поддержку семьи или на альтернативное семейное устройство детей.

Кроме того, детей-инвалидов с расстройствами психики и нервной системы, а также с множественными врожденными нарушениями не принимают в детские сады, в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, им отказывают в предоставлении услуг в центрах и отделениях социального обслуживания. Несмотря на развитие таких центров и отделений, призванных оказывать услуги по реабилитации и адаптации детей-инвалидов, число их заведомо недостаточно, а нормативные документы, регулирующие их работу, ориентированы на помощь детям с минимальными нарушениями. Дети с более тяжелыми формами инвалидности туда не попадают. Им остается только интернат. Хорошо еще, если родители не отказываются от ребенка, навещают его и борются за его здоровье. Но, к сожалению, большинство детей-инвалидов становятся сиротами при живых родителях.

 

Ситуация меняется?

 

Если у здоровых детей-сирот еще есть надежда на достойное будущее, то дети-инвалиды, которые стали сиротами или остались без попечения родителей, часто этого лишены, особенно если они - умственно отсталые. Большой проблемой является и то, что устроить такого ребенка в приемную семью крайне сложно.

Усыновление, как и другие формы устройства детей, - само по себе непростое дело. Это большой труд, требующий прежде всего больших душевных затрат (а к ребенку-инвалиду, безусловно, требуется особое отношение). Поэтому число таких детей не уменьшается, а жить и воспитываться они вынуждены в особых интернатах.

Следует отметить, что раньше все задачи сводились только к тому, чтобы поддерживать жизнедеятельность таких детей - государство не было в них заинтересовано. Сегодня ситуация начала меняться. Ведь многие дети, которым поставлен страшный диагноз, совсем небезнадежны, а при правильном лечении и индивидуальном подходе к воспитанию способны вести нормальную жизнь, хотя и с определенными ограничениями.

 

Для улучшения качества жизни

 

В России начиная с 90-х годов прошлого века было принято более 300 нормативно-правовых актов, направленных на защиту интересов детей-инвалидов. После принятия Конституции РФ эти права были закреплены в Семейном кодексе РФ, а также в Федеральном законе от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в ред. от 03.12.2011), в Федеральном законе от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (в ред. от 23.07.2008), в Федеральном законе от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в ред. от 01.07.2011) и других. Особое значение имеет Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. от 30.11.2011), определяющий государственную политику, в том числе в области социальной защиты детей-инвалидов, а также Постановление Минтруда России от 08.08.2002 N 54.

Создание дома-интерната для умственно отсталых детей осуществляется в целях:

- предоставления в стационарных условиях социальных услуг умственно отсталым детям (далее - детям-инвалидам), частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе;

- обеспечения создания соответствующих возрасту и состоянию здоровья детей-инвалидов условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питания и ухода;

- организации посильной трудовой деятельности детей-инвалидов, их отдыха и досуга.

 

Защита прав и законных интересов

 

Помимо предоставления социальных услуг детям-инвалидам в доме-интернате реализуются индивидуальные программы их реабилитации. Также там проводятся мероприятия по социально-трудовой реабилитации детей с ограниченными возможностями в целях восстановления или компенсации утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности, интеграции их в общество. Кроме того, организуется досуг таких детей. Большое внимание в интернате уделяется физическому воспитанию детей-инвалидов с учетом возраста и состояния здоровья, позволяющего развить их способности в пределах максимальных возможностей.

Воспитанникам интерната оказывается защита их прав и законных интересов в порядке, предусмотренном законодательством РФ, а также осуществляется их обучение с учетом физических возможностей и умственных способностей.

Обычно в интернате для детей-инвалидов создаются: отделение медико-социальной реабилитации, отделение психолого-педагогической помощи, отделение социально-трудовой реабилитации, отделение социально-консультативной помощи, отделение милосердия, группа дневного пребывания и другие отделения, которые необходимы для жизнедеятельности детского дома. Каждое из этих отделений создано с определенной целью и направлено на улучшение качества жизни детей-инвалидов.

 

Медико-социальная и психолого-педагогическая реабилитация

 

В частности, Отделение медико-социальной реабилитации предназначено:

- для освоения и использования традиционных и новых эффективных методик и технологий в проведении реабилитационных мероприятий;

- направления детей-инвалидов при необходимости и по согласованию с органами здравоохранения в медицинские учреждения для получения специализированной медицинской помощи;

- обеспечения взаимодействия специалистов отделения с родителями и законными представителями (если таковые имеются) детей-инвалидов ради достижения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации детей-инвалидов в семье, осуществления обучения родителей либо законных представителей детей-инвалидов основам медико-психологических и медико-социальных знаний, навыкам и умениям для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях;

- проведения лечебных и физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми-инвалидами.

Отделение психолого-педагогической помощи создается в целях:

- оказания практической помощи в организации обучения детей-инвалидов, разработки образовательных программ исходя из особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;

- проведения психолого-коррекционной работы с детьми-инвалидами;

- подготовки и проведения мероприятий по организации досуга детей-инвалидов вместе с их родителями (законными представителями), проведения медико-социального патронажа семей, имеющих детей-инвалидов;

- обучения детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, а также навыкам общения и другим приемам бытовой адаптации;

- организации игротерапии детей-инвалидов;

- проведения развернутой диагностики психического развития детей-инвалидов в целях определения форм и методов психокоррекционной работы.

 

Консультации и индивидуальные программы

 

Отделение социально-трудовой реабилитации необходимо:

- для проведения мероприятий по оказанию психолого-профориентационных услуг детям-инвалидам;

- проведения мероприятий, способствующих развитию и освоению детьми-инвалидами профессиональных навыков и умений;

- организации трудотерапии и предпрофессионального трудового обучения детей-инвалидов на базе учебно-производственных мастерских исходя из местных условий;

- решения вопросов будущего трудоустройства детей-инвалидов на специализированные предприятия для инвалидов в установленном порядке.

Отделение социально-консультативной помощи проводит консультирование родителей (законных представителей) по психолого-педагогическим вопросам семейного воспитания и развития личности детей-инвалидов, а также оказывает социально-консультативную помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов, по вопросам социально-правовой защиты и обеспечения их жизнедеятельности.

В задачи Отделения милосердия входит организация реабилитационных групп, объединяющих детей-инвалидов с учетом их возраста и тяжести заболевания, и обеспечение деятельности таких групп на основе индивидуальных программ реабилитации.

В группе дневного пребывания реализуются индивидуальные программы медико-социальной, психолого-социальной, социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов. А также обеспечивается режим временного содержания детей-инвалидов с учетом их семейных обстоятельств и интересов.

 

Принимаются на проживание

 

В интернат для детей-инвалидов принимаются дети от 4 до 18 лет с отклонениями в умственном развитии, нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе, бытовом обслуживании, медицинской помощи, социальной и трудовой реабилитации, обучении и воспитании и находящиеся в иной трудной жизненной ситуации. Дети-инвалиды принимаются на постоянное, временное (на срок до шести месяцев), пятидневное в неделю проживание и дневное пребывание. Социально-реабилитационная работа с родителями (законными представителями) проводится в течение всего срока проживания или пребывания детей-инвалидов в интернате.

Основанием для помещения в такой детский дом является путевка, выданная органом социальной защиты населения субъекта РФ или органом местного самоуправления. Путевка для помещения ребенка-инвалида может выдаваться и на основании заявления его родителей (законных представителей). На каждого проживающего в интернате заводится личное дело, в котором хранятся путевка, история болезни, к которой приобщается медицинская карта, справка из учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы, индивидуальная программа реабилитации, амбулаторная карта, поступившая из медицинского учреждения, все медицинские и другие документы со времени нахождения ребенка-инвалида в данном учреждении.

Не принимаются в такой детский дом дети-инвалиды, страдающие по заключению медицинских учреждений психическими, онкологическими, кожно-венерологическими и другими формами инфекционных заболеваний, требующих лечения в специализированных стационарных медицинских учреждениях.

 

На платной основе

 

Стационарное обслуживание детей-инвалидов осуществляется на платной основе, включающей затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.04.2002 N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов".

Плата производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между родителями ребенка-инвалида (законными представителями) и домом-интернатом в соответствии с Положением о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, а также Формой примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденными Постановлением Минтруда России от 17.05.2002 N 35 (зарегистрировано в Минюсте России 13.06.2002, рег. N 3511).

Детям-инвалидам за счет денежных средств их родителей (законных представителей) могут предоставляться дополнительные платные или частично оплачиваемые услуги по индивидуальному уходу, питанию, лечению и другие, перечень и стоимость которых утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

 

Выписан на время

 

Временное выбытие ребенка-инвалида из детского дома осуществляется только по заявлению родителей (законных представителей) и с согласия его директора на срок не более трех месяцев или на период каникул.

При выписке из интерната выдаются личные вещи ребенка-инвалида и ценности, хранившиеся в нем, а также справка с указанием времени пребывания в детском доме, медицинские и другие документы, имеющиеся в личном деле ребенка-инвалида и не подлежащие дальнейшему хранению.

Отметим в заключение, что, каким бы хорошим ни был детский дом, это все-таки казенное учреждение. А любому ребенку, здоровому либо страдающему каким-либо заболеванием, очень важно иметь семью.

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье (ст. 54 Семейного кодекса РФ).

Разумеется, данное право распространяется и на лишенных попечения родителей детей-инвалидов.

Таким образом, если родная семья отказалась от ребенка-инвалида, задачей государственной важности становится найти ему добрых, сильных и чутких родителей, способных бороться за его жизнь и здоровье.

 

зав

 

Статья: Дети-инвалиды в казенных учреждениях (Мезенцева А., Аносов М.) ("ЭЖ-Юрист", 2012, N 25) {КонсультантПлюс}

 

Документ предоставлен КонсультантПлюс

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ

В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ

 

А.А. МАКЕЕВА

 

Макеева Анна Андреевна, аспирантка отдела международного публичного права ИЗиСП.

 

Проблема защиты прав ребенка всегда была актуальной для России и международного сообщества. Сегодня одним из наиболее острых является вопрос регулирования межгосударственного усыновления. Автор изучает практику международного усыновления в иностранных государствах и предлагает способы защиты российских детей, усыновленных иностранными гражданами, в частности путем заключения договоров о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей с иностранными государствами.

 

Ключевые слова: права детей-сирот, международное право, международное усыновление, практика усыновления в иностранных государствах, международный договор.

 

Realization of international law norms in the field of protection of children

A.A. Makeeva

 

The problem of protection of the rights of the child has always been actual for Russia and the international community. Today one of most acute problems is the regulation of international adoption. The author of this article studies the practice of the international adoption in the foreign states and offers the ways of protection of Russian children adopted by foreign citizens, particularly by entering into agreements about cooperation in the field of adoption of children with the foreign states.

 

Key words: the rights of orphan children, international law, international adoption, practice of adoption in the foreign states, international agreement.

 

В последние годы проблеме защиты прав ребенка мировое сообщество уделяет все большее внимание. Интересы несовершеннолетнего носят сложный характер, поскольку затрагивают интересы государства, родителей, самого ребенка. Цели государства, достижению которых подчинена его деятельность, находят выражение в направлениях и содержании государственной деятельности <1>. Государства должны принимать все необходимые меры для наилучшего обеспечения интересов ребенка.

--------------------------------

<1> См.: Тихомиров Ю.А. Государство: преемственность и новизна: Науч. изд. М., 2011. С. 11.

 

В международных актах, посвященных правам ребенка, в качестве главной задачи называется его развитие. В части 2 ст. 6 Конвенции о правах ребенка 1989 г. говорится: "Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и развитие ребенка". На всемирной встрече на высшем уровне, состоявшейся в Нью-Йорке 30 сентября 1990 г., была принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, где сказано о существовании для множества детей во всем мире опасностей, препятствующих их росту и развитию. Именно развитие несовершеннолетних составляет государственный интерес. Указывая в общих чертах направления этого развития, создавая предпосылки для формирования потенциально прочной семьи, защиты прав, интересов ребенка, государство тем самым защищает свой интерес <2>.

--------------------------------

<2> См.: Нечаева А.М. Защита интересов ребенка: семейно-правовые предпосылки // Государство и право. 2010. N 6. С. 77.

 

В аспекте вопросов защиты прав ребенка выделим две категории детей: дети, воспитывающиеся в семьях с родителями; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и воспитывающиеся в семьях усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, в учреждениях для детей.

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет длинную историю в России. Усыновление как "искусственное сыновство", как прием "стороннего" в состав семьи совершалось в Древней Руси еще во времена язычества. Когда на смену язычеству пришло христианство, усыновление осуществлялось церковью посредством особого акта, исходящего от церковной власти. Долгое время правила, касающиеся усыновления, не подвергались существенным изменениям и не отличались большим разнообразием. Но по мере укрепления частнособственнических начал в семейных отношениях все большее значение стало иметь предписание: нельзя усыновлять своих незаконных детей. В период реформ Петра I, так же как и в эпоху царствования Екатерины II, усыновлению внимания не уделялось. Законодательство, посвященное этой проблеме, стало развиваться в XIX в. 11 октября 1803 г. был издан Указ, позволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников "через передачу им при жизни фамилии и герба". С середины XIX в. стали появляться правила по усыновлению, в том числе те, которые позволяли усыновлять не только сирот. Но в случае если родители ребенка были живы, требовалось их согласие на усыновление <3>.

--------------------------------

<3> См.: Нечаева А.М. Семейное право: Учебник. 3-е изд. М., 2008. С. 263 - 266.

 

Законодательство 1830 - 1846 гг. уже предусматривало более широкие возможности: усыновлять могли не только российские подданные, но и иностранцы. В 1839 г. право усыновлять подкидышей или не помнящих своего родства было предоставлено российским подданным мещанского и сельского звания. Иностранцам разрешалось усыновлять только определенных детей: подкидышей, т.е. брошенных детей, от которых отказались родители; детей, не помнящих своего родства (в эту группу могли попадать дети, которые при каких-то чрезвычайных ситуациях потеряли родителей, дети, страдавшие психическими расстройствами). Важно подчеркнуть, что в качестве обязательного устанавливалось требование сохранения усыновленными российского подданства и греко-российского вероисповедания. Таким образом государство защищало своего маленького гражданина, оставляя ему гарантию на возвращение в свое государство <4>. Правила удостоверения судом соглашения частных лиц об усыновлении были введены в Устав гражданского судопроизводства Законом от 12 марта 1891 г. и применялись вплоть до 20-х гг. XX в. <5>.

--------------------------------

<4> См.: Мейер Д.И. Русское гражданское право / Под ред. А.И. Вицина. М., 1915. С. 374, 380.

<5> См.: Абрамова С.А. Защита прав и интересов детей - граждан России при их усыновлении иностранными гражданами и лицами без гражданства по законодательству Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 18 - 19.

 

Первый Семейный кодекс России послеоктябрьского периода не предусматривал усыновления. Главной причиной невозможности правового регулирования отношений по усыновлению было стремление устранить всякую попытку эксплуатации труда малолетних. Осиротевших детей устраивали в различные детские учреждения, однако их продолжали брать в семью, используя главным образом правила, касающиеся опеки (попечительства). Необходимость возрождения института усыновления становилась все более очевидной. Незадолго до принятия нового Семейного кодекса появился Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 г. "Об изменении Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве", которым вводилась новая глава, посвященная усыновлению.

Усыновление детей в годы Великой Отечественной войны приняло массовый характер независимо от национальной принадлежности усыновителя и усыновляемого. В целях усовершенствования законодательства по усыновлению в 1943 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об усыновлении". Но только в 1969 г. Кодекс о браке и семье РСФСР подробно регламентировал отношения, связанные с усыновлением <6>.

--------------------------------

<6> См.: Нечаева А.М. Семейное право. С. 268 - 269.

 

Вопросы защиты прав человека (а значит, и детей) регулировались исключительно внутригосударственным правом до начала XX в. <7>.

--------------------------------

<7> См.: Международное гуманитарное право: Учебник / Под ред. А.Я. Капустина. М., 2009. С. 16.

 

Отправной точкой в решении проблемы защиты прав детей-сирот можно считать Международный конгресс по охране детей, проходивший с 23 по 26 июля 1913 г. в г. Брюсселе. Важность этого конгресса заключается в том, что впервые государства собрались с целью обсудить проблемы, связанные с защитой детей. Ребенка признали существом, нуждающимся в особой охране и заботе <8>.

--------------------------------

<8> См.: Гаген В. Охрана детства. Первый международный конгресс по охране детей в г. Брюсселе в 1913 году. СПб., 1913. N 5. С. 5, 6.

 

Следующим шагом стало принятие Лигой наций в 1924 г. Женевской декларации прав ребенка. Во второй половине XX в. были приняты такие важнейшие международные акты, как Декларация прав ребенка (1959), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) и Международный пакт о гражданских и политических правах (1966). Следует упомянуть и такой важный документ, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Ее положения стали восприниматься в качестве правовых эталонов, которым должно следовать национальное законодательство. В одном из исследований подчеркивается, что "не менее чем 90 национальных конституций, принятых после 1948 г., содержат перечень фундаментальных прав, которые или воспроизводят положения Декларации, или включены в них под ее влиянием" <9>. И наконец, в 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка, в которой нашли закрепление как права любого человека применительно к ребенку, так и специальные права ребенка <10>.

--------------------------------

<9> Jayawickerama N. Hong Kong and the International Protection of Human Rights // Human Rights in Hong Kong. 1992. P. 160.

<10> Конвенция о правах ребенка вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.

 

В России новый этап защиты прав детей-сирот начался с принятия Конституции РФ в 1993 г., занимающей главное место в правовой системе нашего государства, и Семейного кодекса РФ в 1995 г.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.