Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Документированная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, - это анкета ребенка, оставшегося без попечения родителей. 11 глава

Одним из принципов семейного законодательства назван приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии. Его сущность отчетливо проявляется при выборе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Среди семейных форм устройства детей особое место занимает усыновление (удочерение), которое рассматривается в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 124 СК РФ).

На сегодня в России более 700 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <11>. Дети сами по себе уязвимы и нуждаются в заботе и защите, а дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, особенно.

--------------------------------

<11> URL: http:// www.unicef.ru/ press/ _news?rid= 24199&oo= 1&fnid= 68&newWin= 0&apage= 13&nm= 82810&fxsl= view.xsl.

 

Дети - будущее государства и общества. Если невозможно создать условия для полноценного развития ребенка в родной семье, необходимо создать такие условия в семье усыновителей, опекунов, попечителей и постепенно свести на нет размещение и воспитание детей в государственных учреждениях и организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В случае если не представляется возможным устроить ребенка на воспитание в приемную семью на родине, существует возможность усыновления ребенка иностранными гражданами.



Усыновление детей гражданами другого государства широко распространено во всем мире. Статья 21 Конвенции о правах ребенка гласит: "Усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения является невозможным".

После окончания Второй мировой войны международное усыновление превратилось в масштабное явление. Вынужденная, или скорее насильственная, миграция в ходе военных действий и сразу после их окончания привела к интернационализации усыновления.

Следующий этап развития защиты прав детей приходится на окончание войны в Северной Корее, отличавшейся традиционной многодетностью. Корея, разделенная на два враждебных друг другу государства, продемонстрировала два разных подхода к решению проблемы сиротства. Северная Корея начала создавать все новые и новые сиротские учреждения, а Южная Корея, не отказываясь от строительства приютов, одновременно проводила большую работу по устройству детей в семьи. Многие ехали в Корею, чтобы усыновить детей, некоторые прибегали к помощи посредников, в качестве которых выступали сначала корейские граждане, а затем все чаще граждане США. Были созданы первые в мире специализированные агентства по организации усыновления детей-иностранцев. В середине 60-х гг. XX в. специализированные агентства по усыновлению стали появляться в странах, освободившихся от колониальной зависимости.

К концу 80-х гг. XX в. усыновление в большинстве стран мира стало обычной практикой. В этот период начинает широко использоваться термин "международное усыновление", объединяющий понятия "усыновление детей-иностранцев" и "усыновление детей иностранцами".

Международная общественность проявляла озабоченность, вызванную многочисленными нарушениями норм права и морали при проведении международных усыновлений. 25 мая 1993 г. была принята Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления. Российская Федерация подписала Конвенцию 8 сентября 2000 г., но до сих пор не ратифицировала ее. В подготовке и обсуждении Конвенции принимали участие представители 67 государств (в том числе и России), 17 межправительственных и неправительственных организаций. В декабре 1994 г. ее ратифицировали 17 государств <12>. Усыновляемый ребенок должен быть "квалифицированным" сиротой, т.е. его правовая "пригодность" для усыновления должна быть бесспорной, чтобы избежать нарушения интересов и законных прав как самого ребенка, так и его родителей или иных лиц, имеющих в соответствии с законом право на его истребование от всякого третьего лица.

--------------------------------

<12> См.: Терещенко Е.Э. Усыновление как одна из форм реализации права ребенка жить и воспитываться в семье: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 47.

 

В первой половине XX в. чаще усыновляли детей в возрасте четырех-шести лет, так как с точки зрения психологии считалось, что в этом возрасте уже виден характер ребенка и уровень его интеллекта. В 50-х гг. XX в., напротив, именно новорожденные стали объектом пристального внимания усыновителей, так как психологические исследования показали всю важность первых лет жизни и значимость эмоциональной привязанности, возникающей в как можно более ранний период жизни ребенка <13>.

--------------------------------

<13> См.: Борминская Д.С. Усыновление (удочерение) в странах Европы: влияние "альтернативных форм семейной жизни" и практика Европейского союза по правам человека // Семейное и жилищное право. 2010. N 1. С. 13.

 

Однако исключением являются страны, где законодатель счел нужным установить максимально возможный возраст для усыновления (удочерения) ребенка. Так, в Ирландии ребенок не должен быть старше семи лет. В Нидерландах в случае межгосударственного усыновления возраст ребенка не должен превышать шести лет <14>.

--------------------------------

<14> См.: Vonk M.J. Tensions Between Legal, Biological and Social Conceptions of Parenthood in Dutch Family Law // Electronic Journal of Comparative Law. Vol. 11. 1 (May 2007). P. 17.

 

Для того чтобы усыновление было успешным, усыновители должны проявить терпение и быть готовыми приспосабливаться к новым условиям. Поэтому законодатель стремится установить определенные возрастные границы, позволяющие учитывать естественную разницу в возрасте между родителями и детьми, и добиваться взвешенного, разумного подхода к усыновлению, в то же время ограждая ребенка от возможных негативных последствий.

В большинстве стран критерий возраста рассматривается двояко: кроме требования достижения определенного возраста кандидата в усыновители требуется наличие разницы в возрасте между ним и ребенком. Так, в Испании и Дании она должна составлять 14 лет, в Бельгии и Франции - 15 лет, в Швейцарии - 16 лет, в Австрии, Италии, Нидерландах - 18 лет <15>.

--------------------------------

<15> См.: Борминская Д.С. Указ. соч. С. 14.

 

В России разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее 16 лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена (п. 1 ст. 128 СК РФ).

Вплоть до 1990 г. в России не было необходимости усовершенствовать законодательство по международному усыновлению, поскольку такие усыновления были редкостью.

Однако за последние 20 лет усыновление (удочерение) российских детей иностранными гражданами или лицами без гражданства стало распространенным явлением. Так, если в 1994 - 1995 гг. было зарегистрировано 3693 подобных факта, что составило около 2,5% общего количества случаев передачи детей на усыновление и под опеку или попечительство (148 390) <16>, то в 1997 - 1999 гг. в семьи иностранных граждан передано на усыновление уже 17 605 российских детей, или более 6% общего количества случаев передачи детей на усыновление и под опеку или попечительство (287 694) в целом по Российской Федерации <17>. В 2000 - 2001 гг. каждый четвертый усыновленный российский ребенок усыновлен иностранными гражданами (6,29 тыс. из 24,16 тыс. в 2000 г. и 5,8 тыс. из 23,2 тыс. в 2001 г.) <18>.

--------------------------------

<16> См.: Уровень жизни населения России. Статистический сборник. М., 1996. С. 145; Российский статистический ежегодник. М., 1996. С. 156.

<17> См.: Положение детей-сирот // Вестник образования. 1999. N 8. С. 4 - 5; Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. 3-е изд. С. 662 - 663; Аналитический материал по выявлению и устройству детей, оставшихся без родительского попечения // Вестник образования. 2000. N 16. С. 12.

<18> См.: Аналитический материал по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник образования. 2001. N 16. С. 4; Выявление и устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в 2001 г. Аналитическая справка // Вестник образования. 2002. N 16. С. 12.

 

Начиная с 1991 г. иностранными гражданами в России усыновлено свыше 60 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно статистике, в 2009 г. российских детей чаще всего усыновляли граждане США (1513 детей за 2009 г.), на втором месте - граждане Испании (865 детей за 2009 г.) и Италии (782 ребенка в 2009 г.), на третьем - граждане Франции (282 ребенка) и Германии (165 детей) <19>. Большинство усыновленных детей успешно адаптировались в новых семьях. Однако имеют место случаи неустройства детей в новые семьи, жестокого обращения с усыновленными детьми и даже их гибели. За период с 1991 г. зафиксировано 17 случаев насильственной гибели российских детей, усыновленных гражданами США, по вине усыновителей <20>. Случаи жестокого обращения с усыновленными детьми зафиксированы и в других странах.

--------------------------------

<19> URL: http://www.usynovite.ru/statistics/2009/7/.

<20> На что уполномочен? Павел Астахов предлагает приостановить усыновление наших детей иностранцами // Российская газета. 2011. 26 янв.

 

В ряде стран (в их числе Таджикистан) законом установлен запрет усыновления детей гражданами иностранных государств <21>.

--------------------------------

<21> См.: Шершень Т.В. О праве на семью и принципе приоритета семейного воспитания детей // Семейное и жилищное право. 2010. N 2. С. 11.

 

Некоторые страны (Италия, Дания, Швеция, Греция и др.) устанавливают в законодательстве требование об оформлении международного усыновления только через компетентные органы соответствующих государств либо через уполномоченные ими аккредитованные органы <22>. На таком принципе основаны много- и двусторонние договоры государств в области международного усыновления детей.

--------------------------------

<22> См.: Лапшова Е.В. Особенности усыновления иностранцами детей - российских граждан // Вестник Московского университета МВД России. 2011. N 1. С. 96.

 

Каждый раз, когда обнаруживается факт жестокого обращения с российским ребенком, усыновленным иностранным гражданином, или его гибели, поднимается вопрос о временном приостановлении или запрете усыновления российских детей иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Но запретить иностранцам усыновлять детей без внесения изменений в законодательство невозможно, да и ввести мораторий на межгосударственное усыновление было бы неправильным с точки зрения обеспечения интересов ребенка. Учитывая, что ратификация Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения) 1993 г. займет довольно длительное время, в первую очередь следовало бы временно приостановить усыновление российских детей гражданами тех стран, в которых зафиксированы многочисленные случаи жестокого обращения и гибели детей, до тех пор, пока не будут заключены договоры о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей с иностранными государствами. В 2008 г. Россия и Италия подписали договор о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей <23>. Сегодня ведутся переговоры о заключении такого договора между Россией и США. В будущем планируется подписание соглашений с Великобританией, Францией и Германией.

--------------------------------

<23> См.: Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 258-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей".

 

Почему заключение международных договоров представляет такую важность? Международный договор - главная форма реализации мер по обеспечению взятых сторонами обязательств. С его помощью государства могут на согласованной основе полно и точно выразить свои намерения относительно защиты определенного международно-правового обязательства <24>. Для Российской Федерации и США это особенно актуально (США не является государством - участником Конвенции о правах ребенка 1989 г., а Россия не ратифицировала Конвенцию о защите детей 1993 г.), так как на данный момент государства в рамках сотрудничества руководствуются общими принципами и нормами международного права.

--------------------------------

<24> См.: Тиунов О.И. Международно-правовые гарантии как средство обеспечения международных договоров // Журнал российского права. 2011. N 4. С. 85.

 

Из вышесказанного следует, что российские граждане в настоящий момент не могут чувствовать себя в полной мере защищенными. Представляется необходимым внести в семейное законодательство изменения, согласно которым усыновление детей иностранными гражданами может быть разрешено только при условии заключения международного договора.

 

Библиографический список

 

Jayawickerama N. Hong Kong and the International Protection of Human Rights // Human Rights in Hong Kong. 1992.

Vonk M.J. Tensions Between Legal, Biological and Social Conceptions of Parenthood in Dutch Family Law // Electronic Journal of Comparative Law. Vol. 11. 1 (May 2007).

Абрамова С.А. Защита прав и интересов детей - граждан России при их усыновлении иностранными гражданами и лицами без гражданства по законодательству Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

Аналитический материал по выявлению и устройству детей, оставшихся без родительского попечения // Вестник образования. 2000. N 16.

Аналитический материал по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник образования. 2001. N 16.

Борминская Д.С. Усыновление (удочерение) в странах Европы: влияние "альтернативных форм семейной жизни" и практика Европейского союза по правам человека // Семейное и жилищное право. 2010. N 1.

Выявление и устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в 2001 г. Аналитическая справка // Вестник образования. 2002. N 16.

Гаген В. Охрана детства. Первый международный конгресс по охране детей в г. Брюсселе в 1913 году. СПб., 1913. N 5.

Лапшова Е.В. Особенности усыновления иностранцами детей - российских граждан // Вестник Московского университета МВД России. 2011. N 1.

Международное гуманитарное право: Учебник / Под ред. А.Я. Капустина. М., 2009.

Мейер Д.И. Русское гражданское право / Под ред. А.И. Вицина. М., 1915.

На что уполномочен? Павел Астахов предлагает приостановить усыновление наших детей иностранцами // Российская газета. 2011. 26 янв.

Нечаева А.М. Защита интересов ребенка: семейно-правовые предпосылки // Государство и право. 2010. N 6.

Нечаева А.М. Семейное право: Учебник. 3-е изд. М., 2008.

Положение детей-сирот // Вестник образования. 1999. N 8.

Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. 3-е изд. М., 2005.

Российский статистический ежегодник. М., 1996.

Терещенко Е.Э. Усыновление как одна из форм реализации права ребенка жить и воспитываться в семье: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.

Тиунов О.И. Международно-правовые гарантии как средство обеспечения международных договоров // Журнал российского права. 2001. N 4.

Тиунов О.И. Международное гуманитарное право: Учебник. 2-е изд. М., 2009.

Тихомиров Ю.А. Государство: преемственность и новизна: Науч. изд. М., 2011.

Уровень жизни населения России. Статистический сборник. М., 1996.

Шершень Т.В. О праве на семью и принципе приоритета семейного воспитания детей // Семейное и жилищное право. 2010. N 2.

 

при

 

{Статья: Реализация международно-правовых норм в сфере защиты прав детей (Макеева А.А.) ("Журнал российского права", 2011, N 9) {КонсультантПлюс}}

 

Документ предоставлен КонсультантПлюс

 

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПАТРОНАТА КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ (КОНСТИТУЦИОННЫЙ АСПЕКТ) <*>

 

Т.Н. МАТЮШЕВА

 

--------------------------------

<*> Matyusheva T.N. Legal regulation of patronage as a means of optimization of education of children-orphans (constitutional aspect).

 

Матюшева Татьяна Николаевна, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского филиала Российской академии правосудия, кандидат юридических наук (г. Краснодар).

 

Отношения в области образования в период проведения его реформирования отличаются появлением субъектов с особым правовым статусом. Данная статья посвящена исследованию проблем патроната, формирования нормативно-правовой базы образования. В этой связи целью статьи является обобщение как отечественного, так и международного опыта развития законодательства о патронате, определение наиболее эффективной модели его функционирования.

 

Ключевые слова: патронат; образовательное право; дети-инвалиды; образование; нормативно-правовая база; субъекты сферы образования.

 

The relations in the field of education during its [fields] reformation are notable for brining in new types and sorts of educational institutions. The topic of this article is about the research of foster care, the problems of formation of the normative and legislative base of Education. The objective of the article is to generalize both Russian and foreign experience development of foster care, to determine the most effective model of its functioning.

 

Key words: foster care; educational law; children-invalid; education; normative and legislative base; subjects of the educational sphere.

 

Нормативную ориентацию деятельности по обеспечению условий реализации права на образование детьми-сиротами в Российской Федерации дают конституционные принципы социальной справедливости, равенства. Государство создает соответствующие гарантии (условия и средства) и устанавливает юридические механизмы осуществления (реализации) прав и свобод человека и гражданина. Патронат способствует созданию улучшенных по сравнению с детскими домами условий проживания и образования детей.

Патронат над детьми, оставшимися без попечения родителей, осуществлялся и в дореволюционной России <1>, и в СССР путем их передачи на воспитание в семьи на добровольных началах. Он был предусмотрен как довоенным союзным законодательством <2>, так и нормативными актами военного времени <3>.

--------------------------------

<1> См.: Беляева Л.И. Патронат в России (XIX в. - начало XX в.). М., 1996. С. 41 - 78.

<2> Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28 мая 1928 г. "О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках" // СУ РСФСР. 1928. N 64. Ст. 462; Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 1 апреля 1936 г. "О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся" // СУ РСФСР. 1936. N 9. Ст. 49.

<3> Инструкция Наркомпроса РСФСР, Наркомздрава РСФСР и Наркомюста РСФСР "Об утверждении Инструкции Наркомпроса РСФСР, Наркомздрава РСФСР, Наркомюста РСФСР о патронировании, опеке и усыновлении детей, оставшихся без родителей", утв. Постановлением СНК РСФСР от 8 апреля 1943 г. // СП РСФСР. 1943. N 3. Ст. 24.

 

К началу 90-х годов встал вопрос о необходимости создания новой системы работы по опеке и попечительству и о введении новых форм устройства и защиты прав детей. Отметим, что введенная в 1996 г. форма устройства в приемные семьи не позволила решить проблему, так как одновременно не были созданы службы по устройству в семьи (отсутствовал механизм создания этих служб), а приемные родители юридически являлись законными представителями ребенка (т.е. в эти семьи можно было помещать только детей с установленным статусом), и не был разработан механизм влияния на процесс развития ребенка, помещенного в эти семьи (контроля).

Существовавшие формы устройства ребенка в семью (усыновление, опека и попечительство, приемная семья) предполагают наличие установленного юридического статуса ребенка; процесс его установления длителен. Это приводит к отказам от усыновлений, фактическому отсутствию контроля над опекунами, к пренебрежению интересами детей в опекунских и приемных семьях.

Патронат (аналогичная форма устройства в развитых странах называется foster care) реализуется в ряде регионов России: в Москве, Архангельской, Владимирской, Калининградской, Курганской, Московской, Новгородской, Пермской, Читинской областях, в Республиках Карелия, Башкортостане и других субъектах РФ.

Патронатное воспитание - новая форма устройства ребенка в семью. Правовая основа ее осуществления строится на разграничении прав и обязанностей по защите прав ребенка между службой по устройству (уполномоченным учреждением органа опеки) и патронатным воспитателем (часть прав передается семье, часть прав и обязанностей остается у службы органа опеки). Происходит разделение функции законного представителя ребенка; они имеются и у семьи, и у службы, передавшей ребенка в семью, - уполномоченной службы органа опеки и попечительства.

Общие характеристики формы устройства: гибкость, которая позволяет устроить в семью абсолютно любого ребенка; возможность оказания профессиональной помощи специалистами любому ребенку в течение всего времени нахождения в патронатной семье вне зависимости от его возраста, здоровья, наличия или отсутствия у него документов; постоянная индивидуализация работы с патронатной семьей. Исследуемая форма имеет черты надомной работы по воспитанию ребенка, лишенного семьи.

Как известно, прогноз М. Зурабова: "Государство кардинально меняет политику в отношении сирот... в 2007 году примерно 85 тысяч детей из 200 тысяч детдомовцев должны быть переданы на воспитание в семьи" <4> - оправдался не во всех субъектах Российской Федерации.

--------------------------------

<4> Ефременко Т. Год усыновления // Российская газета. 2007. 19 января. С. 8.

 

Занимая первостепенное место в современном демократическом обществе, права и свободы человека, в том числе право на образование субъектов со специальным образовательно-правовым статусом в Российской Федерации, обязательно должны находиться в гармонии с общественными, публичными (государственными) интересами. Права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности уполномоченной службы (организации) по патронату, родителей (законных представителей) ребенка, патронатного воспитателя определяются в договоре о патронатном воспитании в соответствии с действующим законодательством и (если он используется) планом по защите прав ребенка, издаваемым органом опеки и попечительства. Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со ст. 26, 28, 37 Гражданского кодекса РФ определяется в договоре о патронатном воспитании. Особенности правового статуса патронатных воспитателей в совокупности свойственны только им и позволяют выделить их в число субъектов, имеющих особый образовательно-правовой статус.

Патронатные воспитатели, совершеннолетние граждане РФ обоего пола, имеют право на получение профессиональных консультаций психологов, врачей, юристов и социальных педагогов по вопросам воспитания детей; после прихода ребенка в семью патронатные воспитатели становятся сотрудниками уполномоченной организации (детского дома). Патронатные воспитатели несут ответственность за обеспечение безопасности ребенка, сохранение его жизни и здоровья; вопросы о выборе формы обучения ребенка могут решаться как самостоятельно воспитателем, так и совместно с профессиональной службой по устройству детей.

При опеке и усыновлении для усыновителей и опекунов необходимо выполнение формальных критериев, подтвержденных документально (официальный доход на члена семьи, жилищные нормативы в соответствии с пропиской, возрастной ценз для усыновителей, предпочтение полных семей неполным, требование официальной регистрации брака и пр.), при патронатном воспитании выполнение данных критериев не предусмотрено. Круг лиц, которые могут стать патронатным воспитателем, устанавливается в законах субъектов РФ, где определяется перечень требований. В требованиях к личности патронатного воспитателя существует ряд стандартных ограничений, способствующих охране прав ребенка. Установлен перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью. В законах ряда субъектов установлено, что на патронатного воспитателя не может быть возложено решение вопроса о выезде ребенка за пределы Российской Федерации, в том числе на учебу, что также является особенностями не только просто правового, но уже и конституционно-правового статуса патронатного воспитателя.

Патронатное воспитание существует только при наличии службы, профессионально занимающейся патронатным воспитанием. Ее образовательно-правовой статус включает в себя обязанности по организации и проведению реабилитационно-воспитательной работы с ребенком, оставшимся без попечения родителей. Служба проводит работу по отбору и подготовке граждан, желающих взять детей на воспитание в семью. Технологии сопровождения и поддержки ребенка и семьи после помещения ребенка на патронатное воспитание, оценки, целенаправленного вмешательства и изменений в кровной семье такого ребенка с целью сохранения семьи являются инновационными, связанными в единый педагогический процесс деятельности по опеке и попечительству. Общая цель не может быть достигнута при удалении из названной совокупности какого-либо ее элемента. Особенности статуса уполномоченных служб: реабилитационная служба (в нее входят воспитатели, педагоги, психологи, врач, логопед, педагог, дефектолог и другие специалисты) несет ответственность за здоровье и образование ребенка. В ее обязанность входит оказание помощи ребенку пережить потерю родной семьи, создание условий для передачи в новую, помощь ребенку в адаптации в новой семье. Служба защиты прав детей занимается всеми юридическими делами ребенка (определение статуса ребенка, в том числе как субъекта сферы образования, решение квартирного вопроса, вопросов наследства и пр.). Служба социального патроната несет обязанности по решению проблем родной семьи ребенка, пытается помочь ей вернуться к нормальному образу жизни <5>. В определенной мере можно говорить о ряде особенностей реализации ст. 38 Конституции РФ, посвященной вопросам семьи и детей.

--------------------------------

<5> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 апреля 2006 г. N 98 "О мерах по совершенствованию деятельности региональных операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, по выявлению, учету и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // СПС "Гарант".

 

Специалисты службы патронатного воспитания детского дома (социальный педагог, психолог, врач, учитель-дефектолог, логопед) несут обязанность по сопровождению семьи, в которой воспитывается ребенок, оказанию помощи и поддержки в трудных ситуациях, обследованию ребенка. Функции опекуна (попечителя) ребенка уполномоченная служба обязана исполнять не полностью, а в соответствии с перечнем прав и обязанностей, установленных в договоре о патронатном воспитании и плане по защите прав ребенка.

Ребенок, переданный на патронатное воспитание в семью, обладает как теми правами и льготами, которые установлены для воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и особенными правами и льготами. Особенности статуса ребенка, живущего в патронатной семье: при достижении ребенком десятилетнего возраста с самим ребенком должен согласовываться в обязательном порядке план по защите его прав; дети могут посещать детские сады и школы, а также различные кружки и секции; ребенок помещается на воспитание в семью патронатного воспитателя при сохранении части обязанностей опекуна в отношении ребенка у органа опеки и попечительства: ребенок числится за детским домом, а живет и воспитывается в семье патронатного воспитателя; на данную форму воспитания может быть оформлен ребенок, не имеющий социального статуса; живет в патронатной семье и расценивает ее как свою; ребенок не теряет связь с кровной семьей: сохраняется возможность для каждого ребенка поддержания отношений с кровными родителями (если они не лишены родительских прав и не представляют для него опасности), с его братьями, сестрами и другими значимыми для ребенка людьми из его прошлого.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.