Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Документированная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, - это анкета ребенка, оставшегося без попечения родителей. 18 глава

Утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации Положение о приемной семье во многом разрешило ранее существовавшие проблемы: определены статус ребенка после достижения им совершеннолетия, гражданско-правовые отношения приемных родителей с ребенком, права и обязанности приемных родителей ребенка. В 2008 г. в 787 таких семьях воспитывалось 2,4 тыс. детей (включая родных детей) [9]. И определяющими должны быть не возраст и даже не состояние здоровья детей (чтобы лечить ребенка, не обязательно держать его до четырех-пяти лет в государственном медицинском учреждении), а их реальные интересы. А интерес любого ребенка - иметь семью, близких людей. Значит, единственно правильным и главным сегодня в деле устройства детей, оставшихся без попечения родителей, должно стать развитие системы семейного устройства в разнообразных видах и типах. Реформирование органов опеки и попечительства, расширение не только их функций, но и возможностей - одна из задач органов управления всех уровней. Ее решение связано с обновлением нормативно-правовой базы и формированием позитивного отношения общества к проблеме обеспечения права детей жить и воспитываться в семье.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.

Современное российское законодательство (Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях) по отношению к неблагополучной семье применяет жесткие меры, активно применяя статьи о лишении родительских прав и ограничении в них и фактически игнорируя возможности их восстановления вследствие отсутствия соответствующих структур.



На сегодняшний день не сформирована система социальной защиты и помощи семье, находящейся в сложной жизненной ситуации, не созданы условия для стабилизации ситуации в семье, мобилизации внутренних ресурсов семьи для повышения ответственности родителей за воспитание и содержание своих детей.

Не созданы службы сопровождения семьи при органах опеки и попечительства, направленные на предотвращение вторичного сиротства, отказа от усыновленных и опекаемых детей.

Не функционируют службы, на которые были бы возложены обязанности по отбору, обследованию, обучению кандидатов на любую из форм устройства детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, а также их дальнейшее психолого-педагогическое сопровождение.

Не созданы при органах социальной защиты службы постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23 лет, с целью активной социализации и привития им навыков самостоятельной жизни.

 

Литература

 

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) // Сб. междунар. договоров СССР. 1993. Вып. 46.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 января. N 7.

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Статья 5.35. М.: Юрайт, 2008. С. 44.

4. Семейный кодекс РФ. Статья 72. М.: Юрайт, 2008. С. 30.

5. Уголовный кодекс РФ. Статья 156. М.: Юрайт, 2010.

6. ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 17.12.2009 N 315-ФЗ).

7. ФЗ от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Российская газета. 1998. 5 августа.

8. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента России Владимира Путина // Российская газета. 2007. 27 апреля.

9. "Дети в России". 2009: Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ "Статистика России", 2009. 108 с.

10. Миронов Н.Е. Принципы охраны психического здоровья детей и подростков в специальных образовательных учреждениях // Рос. педиатрический журнал. 2008. N 1. С. 12.

11. Осипова И.И. Патронат - межведомственная система профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних. Кострома, 2005. 172 с.

12. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства // Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 224 с.

 

ыть не возраст и даже не состояние здоровья детей (чтобы лечить ребенка, не обязательно держать его до четырех-пяти

 

{Статья: Правовые аспекты социального сиротства (Алламярова Н.В., Алексеева В.М.) ("Медицинское право", 2011, N 2) {КонсультантПлюс}}

 

Документ предоставлен КонсультантПлюс

 

 

ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

 

А.Н. ЛЕВУШКИН

 

--------------------------------

<*> Levushkin A.N. Juridical peculiarities and legal nature of foster family in the Russian Federation.

 

Левушкин Анатолий Николаевич, доцент кафедры гражданского процесса юридического факультета Ульяновского государственного университета, кандидат юридических наук.

 

В статье исследован институт приемной семьи в России: особенности и правовая природа. Автор рассматривает правоотношения, складывающиеся при помещении несовершеннолетнего в приемную семью в РФ. Правовым основанием приемной семьи считается договор о передаче ребенка на воспитание в семью. В статье анализируются сущность и правовая природа данного договора.

 

Ключевые слова: приемная семья, дети, приемные родители, семейное воспитание, опека, договор о приемной семье.

 

In article the institute of a reception family in Russia is investigated: features and the legal nature. The author considers Legal relations, developing, at a premise of the minor in a reception family in the Russian Federation. The legal ground of a reception family considers the contract on transfer of the child on education in a family. In article the essence and the legal nature of the given contract is analyzed.

 

Key words: the Reception family, children, reception parents, family education, guardianship, the contract on a reception family.

 

Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не только не утрачивает актуальности, но и приобретает особую остроту, проявляясь в специфических своих формах. В частности, для современной России не чужд феномен социального сиротства - 90% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, являются социальными сиротами, т.е. сиротами при живых родителях <1>.

--------------------------------

<1> Лазаренко А.М. Приемная семья и патронат как семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Право и образование. 2010. N 7. С. 143 - 149.

 

Конвенция ООН о правах ребенка <2>, Семейный кодекс Российской Федерации (далее - СК РФ) <3> закрепляют за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. В установленных случаях государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы.

--------------------------------

<2> Конвенция ООН "О правах ребенка" // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. N 45.

<3> Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (в ред. от 04.05.2011 N 98-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 16; Собрание законодательства РФ. 2011. N 19. Ст. 2715.

 

В разделе VI СК РФ предусмотрены три формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. Приоритет в отношении устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесспорно, отдается усыновлению (удочерению). Иные индивидуальные формы семейного воспитания, в том числе приемная и патронатная семья, носят срочный характер и являются временным устройством детей.

Уникальность современной правовой модели приемной семьи, впитавшей в себя передовой опыт дореволюционной России в вопросах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, проявляется в том, что модернизация данной договорной конструкции оказывает существенное влияние на развитие не только отношений по устройству детей (опека, попечительство, патронат), но и активно применяется в целях эффективной защиты прав и интересов пожилых людей и инвалидов (совершеннолетних и дееспособных), находящихся в трудной жизненной ситуации. К сожалению, данные отношения в законодательстве субъектов РФ рассматриваются как форма социального обслуживания <4>, составляющего предмет права социального обеспечения, что противоречит их цивилистической природе. Разрозненность и противоречивость регионального законодательства, определяющего правовые основы организации приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов, отсутствие четкого представления о правовой природе этой уникальной юридической конструкции тормозят развитие настоящих договорных отношений и обусловливают необходимость дальнейших научно-теоретических исследований в данной сфере <5>.

--------------------------------

<4> См., например: Областной закон Самарской области от 10 ноября 2008 г. N 121-ГД "Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Самарской области" // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".

<5> Барков А.В. Институт приемной семьи в частном праве России: некоторые тенденции и перспективы развития // Гражданское право. 2010. N 3. С. 43 - 47.

 

Приемная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает их право на семейное воспитание. Дети, воспитывающиеся в приемной семье, имеют все права, которые принадлежат детям, находящимся под опекой или попечительством.

Современная правовая модель приемной семьи вобрала в себя лучший опыт дореволюционной России в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, обладает всеми признаками семьи как таковой, поскольку общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотрена семейным законодательством, а с другой - имеет только ей присущие особенности.

Законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием СК РФ. Правовым основанием возникновения приемной семьи и ее деятельности служат ст. 151 - 155 Кодекса, которые конкретизируются Положением о приемной семье, утвержденным Постановлением Правительства РФ <6>. Этими документами определены особенности приемной семьи, отличающие ее от усыновления и опеки (попечительства) как формы семейного воспитания:

--------------------------------

<6> Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 N 829 "О приемной семье" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 31. Ст. 3721.

 

- приемная семья основывается на договоре, который заключается в письменной форме по просьбе лиц, желающих воспитывать ребенка в своей семье;

- сторонами в данном договоре являются эти лица и органы опеки и попечительства;

- лица (лицо), заключившие договор, именуются родителями-воспитателями; труд родителей-воспитателей в приемной семье оплачивается в зависимости от количества взятых на воспитание детей в соответствии с законами субъектов РФ; повышенную оплату имеют семьи, взявшие на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов, а также больного ребенка;

- воспитанникам приемных семей ежемесячно выплачиваются денежные средства на их содержание за счет бюджетных средств органов местного самоуправления соответственно фактически сложившимся в данном регионе ценам;

- приемная семья пользуется различного рода льготами в соответствии с принимаемыми органами местного самоуправления решениями.

Таким образом, приемную семью можно определить как платную (со стороны государства) опеку (попечительство) над ребенком (детьми), которая осуществляется по срочному договору. Основным отличием приемной семьи от "классической" опеки является специфическое основание ее возникновения - договор о создании приемной семьи. Разница между приемной семьей и опекой по действующему законодательству проявляется в правовом статусе лица, на которое возложена обязанность заботиться о ребенке, - приемные родители делают это за плату. Кроме того, во всех случаях они имеют право на возмещение расходов, связанных с исполнением ими своих обязанностей, хотя в соответствии с ГК РФ "обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом". Обязанности органа опеки и попечительства по материальному обеспечению приемной семьи определяются разделом IV Положения о приемной семье.

Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ были внесены изменения в ст. 153 СК РФ, заключающиеся в том, что в ней появились отсылки к ГК РФ, Закону об опеке и попечительстве <7> и ст. 146 СК РФ. Последняя содержит требования к личности опекуна и попечителя, касающиеся его дееспособности, нравственных и личных качеств, состояния здоровья. Все эти требования распространяются и на приемных родителей.

--------------------------------

<7> Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ (в ред. от 18.07.2009) "Об опеке и попечительстве" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 17. Ст. 1755; Собрание законодательства РФ. 2009. N 29. Ст. 3615.

 

Несомненно, подбор приемных родителей очень важен. Основу приемной семьи составляют супруги, чаще всего уже имеющие своих детей и пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность своей роли как приемных родителей.

Взаимоотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моделью семьи для приемного ребенка. Приемные дети с первых минут проживания в приемной семье на примере приемных родителей и их детей учатся строить свои взаимоотношения как со взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют. А для обездоленного ребенка чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать такое обращение к себе, как "сынок" или "доченька". При таком обращении и проявлении иных знаков внимания и любви "замерзшая" от невзгод душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно для его физического и душевного здоровья, а также для всей последующей жизни.

Для каждого человека, особенно для несовершеннолетнего, важно иметь свой дом, где его любят и всегда ждут. Проживая в семье, дети быстрее развиваются и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу друг о друге и помогать друг другу. Такие качества очень важны в жизни ребенка. Отметим, что они во многих случаях отсутствуют у ребенка, воспитывающегося в родной семье, но не имеющего братьев или сестер.

В соответствии с Положением о приемной семье общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать восьми человек. Эта норма обусловлена необходимостью создать детям условия, приближенные к семейным. При воспитании в приемной семье большего количества детей возникает риск ненадлежащего исполнения приемными родителями своих обязанностей по договору.

Орган опеки и попечительства вправе контролировать исполнение приемными родителями обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей). Так, в соответствии с Положением о приемной семье органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества, в том числе жилого помещения ребенка (детей), обеспечивают контроль за его использованием и сохранностью, а приемные родители ведут учет расходов по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей).

Вместе с тем указанное Положение не закрепляет каких-либо правил контроля за исполнением приемными родителями обязанностей по воспитанию детей, в частности, не определены периодичность проверок и их содержание. Соответствующие нормы, к сожалению, отсутствуют и в общих положениях об опеке и попечительстве, закрепленных в действующем гражданском, а также семейном законодательстве. В п. 35 Типового положения об образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <8>, установлено, что администрация учреждения имеет право в исключительных случаях разрешить временно (до одного года) бесплатное проживание и питание в учреждении своим воспитанникам до их трудоустройства или дальнейшего обучения. Приемным же родителям даже такого права не дано, хотя часто они продолжают делить со своими воспитанниками и хлеб, и кров. Между ними практически складываются родственные отношения, и препятствовать этому было бы неправильно. Поэтому следует узаконить эти отношения, предусмотреть права и обязанности уже взрослых приемных детей и престарелых приемных родителей. Необходимо было бы предусмотреть при определенных условиях обязанность бывших приемных детей содержать нетрудоспособных и нуждающихся в заботе приемных родителей, если бывший воспитанник в состоянии оказывать материальную помощь.

--------------------------------

<8> Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 10.03.2009) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 28. Ст. 2693; Собрание законодательства РФ. 2009. N 12. Ст. 1427.

 

На воспитание в приемную семью могут быть переданы дети в возрасте до восемнадцати лет, оставшиеся по различным причинам без попечения единственного или обоих родителей: дети-сироты; дети, родители которых неизвестны; дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими; дети, родители которых объявлены в судебном порядке умершими; дети, родители которых осуждены и отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; дети, родители которых находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; дети, родители которых уклоняются от их воспитания или от защиты их прав и интересов; дети, родители которых отказались взять их из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений; дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях (ст. 121 СК РФ; ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <9>).

--------------------------------

<9> Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 17.12.2009 N 315-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 52. Ст. 5880; Собрание законодательства РФ. 2009. N 51. Ст. 6152.

 

В приемную семью можно передавать сразу несколько детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети, которые в приемной семье чувствуют себя родными друг другу. Однако при передаче в приемную семью не допускается разъединение братьев и сестер, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам. Следуя ст. 57 СК РФ, законодатель закрепил в ст. 154 положение о праве ребенка выражать свое мнение при передаче его в приемную семью. Ребенок (дети), достигший возраста 10 лет, может быть передан в приемную семью только с его согласия.

На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, администрация учреждения (либо лицо, у которого находится ребенок) представляет в орган опеки и попечительства следующие документы: свидетельство о рождении ребенка; документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, ограничении родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут, и др.); заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией в установленном порядке.

Пунктом 2 ст. 154 СК РФ установлено, что предварительный выбор ребенка (детей) для передачи в приемную семью осуществляется лицами, желающими принять ребенка в семью, по согласованию с органом опеки и попечительства. При подборе ребенка (детей) из воспитательных учреждений (других аналогичных учреждений) администрация воспитательных учреждений обязана ознакомить лиц, желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. При этом администрация учреждения несет ответственность в установленном законом порядке за достоверность представляемых сведений о ребенке. Передача на воспитание в приемную семью ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, а также ребенка-инвалида возможна только по желанию лиц, имеющих для этого необходимые условия, главным образом финансового и материально-бытового характера. В заключении органа опеки и попечительства о возможности конкретных лиц быть приемными родителями должно быть подтверждено наличие у приемных родителей необходимых для этого условий.

На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация воспитательного, другого аналогичного учреждения передают приемным родителям следующие документы: свидетельство о рождении; выписку из истории развития ребенка (истории новорожденного) о состоянии здоровья; справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения лечебно-профилактического учреждения); документ об образовании (для детей школьного возраста); документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей); справку о наличии и местонахождении братьев и сестер; опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; документы о закреплении ранее занимаемой жилой площади за несовершеннолетним; копию решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионную книжку ребенка, получающего пенсию, документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении. Указанные документы передаются непосредственно приемным родителям не позднее двухнедельного срока после заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

Приемным родителям представляется медицинское заключение экспертной медицинской комиссии о состоянии здоровья ребенка. При необходимости они имеют право на независимую экспертизу состояния его здоровья, но только в медицинских учреждениях, имеющих соответствующую лицензию. Независимое медицинское освидетельствование детей, передаваемых на воспитание в семью, могут осуществлять государственные лечебно-профилактические учреждения республиканского, краевого и областного уровня, клиники медицинских и научно-исследовательских институтов. Однако такое освидетельствование осуществляется при обязательном участии медицинского работника учреждения, из которого ребенок передается на воспитание в семью. При расхождении диагнозов государственного и независимого медицинских освидетельствований в течение трех дней со дня поступления заключения медицинские документы ребенка направляются в Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

В п. 4 ст. 154 СК РФ установлено, что ребенок, передаваемый в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию и другие социальные выплаты и компенсации. Так, Законом о трудовых пенсиях в Российской Федерации <10> предусмотрено, что на детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе переданных в приемную семью), может быть назначена трудовая пенсия по случаю потери кормильца или при полном отсутствии у умершего кормильца трудового стажа или в случае наступления его смерти вследствие совершенного им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, социальная пенсия в связи со смертью кормильца.

--------------------------------

<10> Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ (в ред. от 27.07.2010 N 227-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4920; Собрание законодательства РФ. 2010. N 31. Ст. 4196.

 

При передаче в приемную семью за ребенком сохраняется право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением (п. 4 ст. 154 СК РФ). Собственником жилого помещения (квартира, часть квартиры, жилой дом) ребенок мог стать на основании его наследования по закону или по завещанию, приватизации, получения в дар, купли-продажи.

Передача в приемную семью несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей, не влечет за собой прекращение права собственности на принадлежащее ему имущество, в том числе и на жилое помещение. В таких случаях осуществляется регистрация места пребывания ребенка в жилом помещении, занимаемом приемной семьей. Основанием для этого являются документы, удостоверяющие личность приемных родителей и ребенка и подтверждающие факт передачи ребенка в приемную семью.

Последующее снятие ребенка с регистрационного учета возможно только с разрешения органа опеки и попечительства.

Если дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в приемной семье, не имеют закрепленного жилого помещения, то по окончании пребывания в приемной семье они имеют право получить вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ <11> и п. 1 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

--------------------------------

<11> Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (в ред. от 30.11.2010) // Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 14; Собрание законодательства РФ. 2010. N 49. Ст. 6424.

 

Обязанность обеспечивать контроль за использованием и сохранностью жилого помещения или иного имущества ребенка возложена на органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества.

Нельзя не обратить внимание на то, что законодатель ничего не говорит о возможности одностороннего отказа участников договора от его исполнения без указания причин, как это существует в отношении договора об опеке и попечительстве. Таким образом, существует противоречие между общими положениями об опеке и попечительстве и нормами о приемной семье. Очевидно, нормы, касающиеся договора о приемной семье, следует рассматривать как специальные по отношению к общим положениям договора об опеке и попечительстве. В данном случае эти нормы будут иметь преимущество.

Таким образом, можно сделать вывод, что правоотношения, связанные с правовым режимом приемной семьи, имеют многогранный характер и регулируются нормами различных отраслей права. Правовым основанием приемной семьи считается договор о передаче ребенка на воспитание в семью. Как определил законодатель в ст. 151 СК, приемная семья образуется на основании указанного договора, который может быть заключен между определенными субъектами. Заключение таких договоров входит в компетенцию органов опеки и попечительства. Они выступают в качестве одной стороны договора, а другой стороной - приемные родители, готовые в полном объеме нести родительские права и обязанности. Аналогичный договор в законодательстве Украины носит название договора о патронате (ст. 252 СК Украины) <12>. Цель приемной семьи, как считает Т.И. Дружинина, заключается в создании таких условий, чтобы приемный ребенок находился как можно дольше в отношениях с приемными родителями, не менял этих родителей и тем самым имел надежду, что существующие связи сохранятся в будущем, по достижении им совершеннолетия <13>. Р.А. Шукуров цель приемной семьи как формы воспитания детей в семье и основное назначение приемной семьи видит в подготовке приемных детей к самостоятельной жизни <14>. На воспитание ребенка как "специфическое назначение приемной семьи", которое "влечет за собой особые правовые последствия", указывает в своем исследовании Л.Ю. Михеева <15>. По мнению Н.Ф. Звенигородской, ученые в данном случае говорят о цели приемной семьи как форме устройства детей, так как воспитание ребенка в приемной семье будет целью приемной семьи именно как формы устройства детей. Целью же договора о приемной семье как юридического факта, порождающего права и обязанности сторон в правоотношении, является создание и деятельность приемной семьи. А правоотношение, возникающее из договора о приемной семье, имеет своей целью устройство приемного ребенка на воспитание в семью. Изложенный взгляд на проблему приемной семьи базируется на рассмотрении нами договора о приемной семье, как и других семейно-правовых договоров, с различных позиций <16>.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.