Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Формирования внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические подходы изучения процесса внимания у детей старшего дошкольного возраста.

1.1 Понятие, виды, свойства внимания.

 

1.2 Формирование внимания у детей старшего дошкольного возраста.

 

1.3 Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста.

 

ГЛАВА 2. Исследование процесса внимания у детей старшего дошкольного возраста.

2.1 Методики изучения внимания у детей старшего дошкольного возраста.

2.2 Результаты исследования внимания у детей старшего дошкольного возраста

2.3 Программа на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Заключение.

Использованная литература и интернет ресурсы.

 

 

Введение

Актуальность работы обусловлена тем, что внимание – это психическое состояние человека, от характеристики которого зависит успешность учебной деятельности дошкольника. Внимание занимает одно из главных значений в восприятии и усвоении дошкольниками, изучаемого на занятиях материала. Многие проблемы, возникающие в процессе обучения, непосредственно связаны с недостатком развития внимания.

Изучение психолого-педагогической литературы позволило выявить противоречие между необходимостью развития внимания у детей дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной разработкой психологических средств его коррекции у детей дошкольного возраста.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая состоит в изучении особенностей развития внимания у детей дошкольного возраста.

Цель работы – изучить особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, разработать программу, направленную на формирование внимания, выявить результаты исследования внимания у детей старшего дошкольного возраста.



Объект исследования – внимание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования − особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: состоит в том, что своевременная диагностика уровня развития внимания у детей в ДОУ позволит на основе данных разработать программу на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть состояние проблемы изучения особенностей формирования внимания у детей старшего дошкольного возраста;

2. Охарактеризовать особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста;

3. Подобрать методики изучения внимания у детей старшего дошкольного возраста;

4. Разработать программу, направленную на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста.

База исследования: учреждение ГБДОУ №61 Калининского района. В исследовании приняли участие воспитанники старшей группы в количестве 20 человек из них 11 девочек и 9 мальчиков.

 

ГЛАВА 1. Теоретические подходы изучения процесса внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Понятие, виды т свойства внимания.

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует само по себе - вне какого-либо вида деятельности. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу, поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной деятельности и работы органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. До сих пор продолжаются споры о природе внимания. Одни учения утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

Внимание – важная сторона познавательной деятельности. Воспитателю детского сада необходимо знать особенности его формирования. «Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка» [] см. ниже (http://refdb.ru/look/2456018-pall.html)

Внимание − очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом − ее качественное выполнение.

Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались следующие ученые: Л.С. Выготский, О.Е. Смирнова, Н.Ф. Добрынин, С.Я. Рубинштейн и многие другие.

(где имя отчество ученого?) Рубинштейн в своих трудах отмечал, что возбуждает интерес и привлекает внимание только то, что свежо, ново, и только при том условии, если оно как-то связано с прежним, знакомым. Эта связь с прежним опытом личности, так же как связь с чувствами, означает связь интересов и зависимость внимания от личности в целом, ее конкретной направленностью, обусловленной всем ходом развития личности.

Л.С. Выготский писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка [здесь должна быть ссылка на источник, например 2, а в литературе под этой цифрой написано автор учебника и все выходящие данные] .

В психологической литературе выделяются 3 вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное (пассивное) внимание – это внимание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий.

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека.

Произвольное (преднамеренное, активное) внимание - это целенаправленное сосредоточение состояния сознания, поддержание определенного уровня которого связано с наличием волевых усилий.

В отличие от непроизвольного внимания главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным.

Выделяют следующие свойства внимания: (свойства внимания описываем, а не констатируем, никаких точек и выделений)

· Концентрация –этостепень сосредоточенности сознания на определенном объекте или деятельности при одновременном отключении от всего остального.

· Распределение - это способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно.

· Устойчивость – это способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией, а также внешними условиями деятельности человека.

· Объем — это количество однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у ребенка не более 2-3).

· Переключение - возможность легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому.

 

Формирования внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои этапы развития. И дальше ты описываешь, что появляется у детей в процессе формирования внимания. Никаках выделений и цифр 1, 2 и т.д.

Например: У детей первого месяца жизни проявляются ориентировочные рефлексы, которые являются непроизвольными признаками врожденного внимания. Возникновение ориентирововочно-исследовательской деятельности возникает формируется к концу первого года жизни у ребенка. Начинают проявляться зачатки произвольного внимания. (по тексту выбираешь, то что относится к возрасту и описываешь). Ит.д…..

1. Первые месяцы жизни -появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни -возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни -обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

4. Второй-третий год жизни - достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.

5. Четыре-пять лет - появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.

6. Пять-шесть лет -возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).

7. Школьный возраст - дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.

В первые месяцы жизни ребенок обладает только непроизвольным вниманием.

Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого — началу второго года жизни. Формирование произвольного внимания неразрывно связан с процессом воспитания ребенка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать. По мнению Н. Ф. Добрынина, в результате воспитания дети вынуждены обращать внимание на требуемое от них действие, и постепенно у них начинает проявляться сознательность. Одновременно с произвольным вниманием развивается и непроизвольное внимание. Знакомство все с большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших взаимоотношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, взаимодействие с игрушками и другими предметами — все это пополняет опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание.

Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально, — он еще плохо владеет своими чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно и сосредоточено. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием.

В старшем дошкольном возрасте детей, несмотря на преобладание роли эмоций, существенно возрастает способность связывать свою деятельность с речевой инструкцией. У детей старшего дошкольного возраста непроизвольное внимание все еще преобладает над произвольным. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослого, а затем, по мере овладения речью, - в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции. Произвольное внимание во многом опирается на внутреннюю речь. От развития речи и уровня восприятия у ребенка дошкольного возраста, напрямую зависит формирование произвольное внимание. В итоге, в дошкольном возрасте преобладающим остается непроизвольное внимание, но к шести годам можно наблюдать постепенное развитие произвольного внимания, ребенок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредоточиваться на чем-либо важном и нужном.

В младшем дошкольном возрасте будущему ученику становится доступно внимательное рассмотрение и достаточно ясное восприятие последовательно двух-четырех объектов. Результат становится выше, если взрослый комментирует изображения, сравнивает их, ищет причинно-следственные связи между изображениями, привлекает к этому процессу ребенка. В старшем дошкольном возрасте увеличивается количество объектов, которые ребенок способен одновременно воспринимать и изменяется круг предметов, которые привлекают его внимание. Если в три-четыре года внимание ребенка привлекали яркие, необычные предметы, то в шестилетнем возрасте - мало примечательные объекты. Интерес ребенка все чаще может вызвать загадка, вопрос, речевой оборот. В объектах, привлекавших внимание ребенка раньше, он начинает замечать что-то новое. Часто бывает так, что занятия, которые раньше требовали волевых усилий для сосредоточения внимания, становятся более интересными и увлекают ребенка сами по себе.

С возрастом увеличивается не только объем, но и устойчивость внимания. Это проявляется в увеличивающейся продолжительности детских игр. Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 минут, то в старшем дошкольном возрасте длительность игры возрастает от часа и выше. Это можно объяснить тем, что в их игре воспроизводятся более сложные действия, и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. При организации процесса обучения детей старшего дошкольного возраста важно учитывать, что дети способны продуктивно заниматься одним и тем же занятием не более 10-15 минут. В дошкольном возрасте концентрация внимания у детей невелика, так же как переключение и распределение внимания, которые крайне необходимо развивать для дальнейшего успешного обучения.

У каждого ребенка процесс развития внимания может проходить по-разному, но свойства внимания можно и нужно развивать. И главная роль принадлежит взрослым – родителям и педагогам , рядом с которым растет и развивается ребенок. Для развития непроизвольного внимания необходимо постоянно расширять интересы ребенка. Однако строить процесс обучение только на непроизвольном внимании неправильно, необходимо развивать оба вида внимания параллельно.

Развитие внимания непосредственно зависит от позиции взрослого в общении с дошкольником, а так же от того, как он организует деятельность ребенка.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.