Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Основные федеральные налоги РФ.

Налоги как инструмент государственного регулирования экономики.

 

 

Налоги в экономической системе общества

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора дохода в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.

 

Сущность налогов

В широком смысле под налогомпонимается взимаемый с организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц обязательный ,безвозмездный платеж.

В современной литературе о налогах приводится большое количе­ство различного рода определений налогов. При этом во всех опреде­лениях неизменно подчеркивается, что налог — платеж обязатель­ный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

Налоги являются теми платежами, которые осуществляются без­возмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров.



В отдельных определениях налога указывается, что налоги — это платежи, взимаемые в установленном законом порядке. Это справед­ливо в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанности по уплате налогов должны устанавливаться законом. Однако включение в определение слов «платежи, взимаемые в установленном законом по­рядке» сильно ограничивает значение термина «налог». В ряде совре­менных государств налоги могут вводиться постановлениями выс­шей исполнительной власти. Иначе говоря, от того, что обязанность по внесению какого-либо платежа не была установлена законодатель­ной властью, соответствующий платеж не теряет своего налогового характера.

Налоги — один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образо­вания различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходи­мость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

В Российской Федерации в 1990-е гг. велись острые дискуссии, сле­дует ли относить к налогам платежи в государственные социальные внебюджетные фонды. Если считать, что к налогам относятся только платежи, суммы по которым зачисляются в государственные бюджеты и бюджеты органов местного самоуправления, то платежи в государ­ственные социальные внебюджетные фонды следует исключать из числа платежей налогового характера. Государство вправе самостоя­тельно устанавливать, куда будут зачисляться суммы тех или иных платежей. Аналогичные выплаты в США зачисляются в федеральный бюджет, а во Франции — во внебюджетные фонды. Природа этих пла­тежей не изменяется в зависимости от адресности их зачисления. Ана­логичная ситуация возникает с платежами в государственные целевые внебюджетные фонды (например, дорожные).

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природ­ными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости' национального дохода в пользу общегосударственных потребностей Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридиче­ских лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

 

Принципы налогообложения

Принципы налогообложения — это базовые идеи и положе­ния, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложе­ния можно выделить экономические, юридические и организаци­онные принципы.

Экономические принципы впервые были сформулированы А. Смитом. Эти принципы присущи налогу как объективной эко­номической категории вне зависимости от конкретного государства и времени, поэтому их иногда называют фундаментальными принципами. В настоящее время экономические принципы претер­пели некоторые изменения. Они именуются иначе и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.

 

ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ:

Экономические

· Принцип хозяйственной независимости

· Принцип справедливости

· Принцип соразмерности

· Принцип учета интересов

· Принцип экономичности

Юридические

· Принцип нейтральности (равного налогового бремени)

· Принцип установления налогов законами

· Принцип приоритета налогового закона над неналоговым

· Принцип отрицания обратной силы налогового закона

· Принцип наличия в законе существенных элементов налога

· Принцип сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений

Организационные

· Принцип единства налоговой системы

· Принцип подвижности налогообложения

· Принцип стабильности налоговой системы

· Принцип множественности налогов

· Принцип исчерпывающего перечня налогов

Принцип справедливости (равенства налогообложения). Со­гласно этому принципу каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Две центральные идеи — 1) сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика; 2) кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить в виде налогов.

Принцип соразмерности. Предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета.

Прин­цип соразмерности характеризуется кривой Лэффера, показыва­ющей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени. Эффект кривой состоит в росте поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка до 50%, и в падении поступлений, если ставка более 50%. Данная концепция получила признание в 70—80-е годы XX в.

Итак, кривая Лаффэра оказывает изменения поступлений в бюджет в зависимости от размера налоговых ставок (исчисляемых в сопоставимых ценах). Эта кривая блестяще иллюстрирует, как при суммарном повышении ставок налога и иных обязательных платежей выше 37—40% происходит резкое снижение поступлений в бюджет. Вызвано это не столько уклонением от уплаты налогов, сколько простым обнищанием плательщиков налогов и фактическим уменьшением их числа. В этом случае уклонение от уплаты налогов начинает совпадать со стремлением сохранения деловой активности в предпринимательской среде. То есть законодатели, запуская механизм подавления налогами деловой активности, выпускают из бутылки нескольких джиннов: стремление предпринимателей жить одним днем, формирование параллельной экономики — экономики "черного нала", крыш, разборок. Подавление же активности некоммерческого сектора разрушает возможность решения проблем общества силами граждан и увеличивает нагрузку на бюджет.

Принцип учета интересов налогоплательщиков. Рассматрива­ется через призму двух принципов А. Смита, а именно: принципа определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику) и принципа удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые представля­ют наибольшие удобства для плательщика). Проявлением этого принципа является также простота исчисления и уплаты налога.

Принцип экономичности. Базируется еще на одном принципе А. Смита, согласно которому «каждый налог должен быть так ус­троен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно мень­ше сверх того, что поступает в кассы государства». По своей сути принцип экономичности (эффективности) означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны, превышать затраты на его обслуживание, причем — в несколько раз.

Юридические принципы налогообложения — это общие и спе­циальные принципы налогового права, ибо налогообложение есть смена форм собственности. Суть юридических принципов раскры­вается в гл. 4 настоящего пособия.

Организационные принципы налогообложения — положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов.

Функции налогов

Социально-экономическая сущность и роль налогов проявляет­ся в их функциях, т.е. в основных направлениях воздействия на­логов па развитие общества и государства. Функции налогов яв­ляются способом выражения их различных свойств. Функции показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения го­сударственных доходов.

Налоги используются всеми рыночными государствами как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного (через систему льгот и санкций) воздействия па производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относитель­ное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необхо­димых для их удовлетворения, через налоги обеспечивается раци­ональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вред­ных производств. Посредством налогов государство решает эко­номические, социальные и другие общественные проблемы.

С этих позиций налоги выполняют четыре важнейшие функ­ции, каждая из которых реализует то или иное практическое на­значение налогов.

Фискальная функция (от слова «фиск» — казна, хранилище денег или совокупность финансовых ресурсов государства) обес­печивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Эта функция проявляется через формирова­ние доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Расходование бюджетных средств произ­водится на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддерж­ку внешней политики и безопасности, на административно-управ­ленческие расходы и платежи по государственному долгу.

Перераспределение средств с помощью фискальной функции, с одной стороны, должно обеспечить реализацию государственных программ, с другой — не нарушить нормальный ход воспроизвод­ства. За счет фискальной функции налогов достигается перерас­пределение части ВВП в территориальном, отраслевом и социаль­ном разрезах.

Социальная функция реализуется через систему особых меро­приятий, направленных на вмешательство государства в ход эко­номического и социального развития общества, в частности с по­мощью неравного налогообложения разных сумм доходов. Данная функция позволяет также перераспределять доходы между различ­ными категориями населения. Примерами реализации распреде­лительной (социальной) функции являются: прогрессивная шка­ла налогообложения прибыли и яичных доходов, налоговые скид­ки, акцизы на предметы роскоши.

Регулирующая функция налогов проявляется через систему осо­бых мероприятий в сфере налогообложения, направленных на вме­шательство государства в экономические процессы. Эта функция предполагает влияние налогов на разные стороны общественного развития, в том числе: инвестиционный процесс; слад или рост производства, а также его структуру; научно-технический прогресс; распределение и перераспределение национального дохода; спрос и предложение; объем доходов и сбережений населения и др.

Контрольная функция позволяет государству отслеживать свое­временность и полноту поступления в бюджет налоговых плате­жей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость рефор­мирования налоговой системы и бюджетной политики.

 

Классификация налогов

Поскольку в XVII в. стала появляться острая нужда государств Европы в налогах, среди ученых началась дискуссия, какие налоги лучше — прямые или косвенные. Этим было заложено одно из важных оснований для современной классификации налогов. По мере развития систем налогообложения изменялся характер клас­сификации налогов, появлялись новые признаки, характеризующие : ту или иную налоговую систему.

В первую очередь различают прямые и косвенные налоги, и в основе такого деления могут лежать различные подходы и принципы (перелагаемость налога, способ обложения и взимания, пла­тежеспособность). В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные связано в основном с подоходно-расходным принци­пом, установленным финансистами в начале XX в.

По способу взиманияразличают:

· прямые налоги,которые взимаются непосредственно с иму­щества или доходов налогоплательщика. Окончательным платель­щиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода).

· косвенные налогивключаются в цену товаров и услуг. Окон­чательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара.

В зависимости от органа, который устанавливает ииме­ет право изменять и конкретизировать налоги,последние под­разделяются на:

· федеральные (общегосударственные) налоги,элементы ко­торых определяются законодательством страны и являются еди­ными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган. Однако эти налоги могут зачис­ляться в бюджеты различных уровней;

· региональные налоги,отличительной чертой которых являет­ся то, что элементы налога устанавливаются в соответствии с за­конодательством страны законодательными органами ее субъектов;

· местные налоги,которые вводятся в соответствии с законода­тельством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты.

В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:

· налоги, взимаемые с физических лиц;

· налоги, взимаемые с организаций;

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый пла­теж, различают:

· закрепленные налоги,которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или 'внебюджетный фонд;

· регулирующие налоги— разноуровневые, т.е. налоговые пла­тежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропор­ции, принятой согласно бюджетному законодательству.

Для хозяйствующих субъектов последний признак классифика­ции является едва ли не важнейшим. Согласно нормативным пред­писаниям расходы по одной группе налогов включаются полнос­тью или частично в себестоимость продукции (работ, услуг), рас­ходы по второй группе относятся на финансовый результат, расходы по третьей группе можно финансировать лишь за счет чистой прибыли предприятия. Определяя порядок отнесения на­логовых платежей на те или иные статьи расходов, формируют финансовый результат деятельности предприятия.

 

Структура налогов

Налогоплательщик обязан платить лишь законно установлен­ные налоги (ст. 57 Конституции РФ). В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволил бы конкретно выявить: а) обязанное лицо, размер обя­зательства и порядок его исполнения; б) границы требований го­сударства в отношении имущества плательщика. Другими слова­ми, в законе должны быть определены основные характеристики данного налога и порядок его взимания — элементы налога.

Неполнота, нечеткость или двусмысленность закона о налоге может привести к возможности уклонения от уплаты налога на за­конных основаниях или к нарушениям со стороны налоговых ор­ганов, т.е. к расширительному толкованию положений закона. Если законодатель не установил или не определил хотя бы один из эле­ментов, то налогоплательщик имеет право не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом.

Согласно российскому законодательству налог считается уста­новленным лишь в том случае, когда определены следующие эле­менты налогообложения (ст. 7 Кодекса):

налогоплательщики;

· объект налогообложения;

· налоговая база;

· налоговый период;

· налоговая ставка;

· порядок исчисления налога;

· порядок и сроки уплаты налога.

Представительные органы власти субъектов Российской Феде­рации (местного самоуправления), устанавливая региональные (местные) налоги и сборы, определяют в нормативных правовых актах как обязательные, так и факультативные элементы налого­обложения. Согласно ст. 2 Кодекса к таким элементам относятся:

· налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, предусмот­ренных Кодексом;

· порядок и сроки уплаты налога и сбора;

· форма отчетности по этим налогам;

· налоговые льготы.

Основные федеральные налоги РФ.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.