Как оценить степень физиологической готовности ребенка к школьному обучению? Показателем для оценки физиологической зрелости служат данные о соответствии длины и массы тела возрастным нормативам, начало смены молочных зубов на постоянные, а также данные об изменениях в пропорциях тела ребенка в сторону свойственных школьному возрасту. Рост детей 6-7 лет в норме достигает 120 см и более, вес превышает 20 кг.
Готовность организма к выполнению длительных и постоянных школьных нагрузок можно определить через пробу: филиппинский тест. Его показатель положителен, когда ребенок пальцами правой руки, положенной сверху на голову в ее вертикальном удержании, может полностью закрыть ладонью ушную раковину до мочки.
Тест на задержку дыхания позволяет оценить выносливости организма и волю ребенка. Проводится индивидуально. Для проведения теста необходим секундомер или часы с секундной стрелкой.
Инструкция. Покажи, какой ты сильный. Положи руку чуть выше живота. По моему слову вдохни как обычно и задержи дыхание. Постарайся не выдыхать как можно дольше. Постарайся, ведь ты сильный. Раз, два, не дыши! … Молодец, ты очень сильный!
Секундомер следует включить, как только ребенок задержит дыхание. В момент начала выдох, секундомер останавливают. В норме задержка дыхания составляет 18-22 секунды. Если показатель ниже 18 секунд, то ребенок будет сильно уставать от школьных нагрузок, что может негативно сказаться на его здоровье. Для таких детей целесообразнее выбирать школы с минимальной учебной нагрузкой. Если показатель выше – это свидетельствует о достаточно хорошей готовности к школе, в том числе и физической.
На основании проведенной диагностики заполняется диагностическая карта, являющаяся основой проектирования работы на год.
Как проектировать работу на год?
Необходимо выделить приоритетные задачи для данной группы. Они определяются выявленными проблемами и наличием устойчивых позитивных проявлений большинства детей. С этой целью анализируются вертикальные столбцы таблицы. В нашем примере к задачам, требующим особого внимания, следует отнести формирование самооценки и самоконтроля, развитие произвольного внимания, развитие интереса к школе.
Далее анализируются горизонтальные линии и выявляются особенности готовности к школе каждого ребенка.
Что проектировать, если выявлено много проблем?
Если у ребенка много показателей оценено как недостаточно развитые, следует выделить наиболее важные из них и проектировать работу по их развитию. Приоритет следует отдавать развитию показателей, характеризующих готовность ребенка принять роль школьника. Особое внимание обращать на детей, испытывающих разного рода проблемы в общении со взрослыми и сверстниками.
Если выявлена неготовность к принятию роли ученика:
Воспитывайте интерес к школе: через проведение экскурсий, рассказы о школе, просмотр фильмов и пр. развивайте познавательные интересы через экспериментирование, исследовательскую деятельность. Используйте систему игр, способствующих развитию произвольного поведения (это игры с правилами на сдерживание, на запрет). Организуя продуктивные виды деятельности, активно используйте «пошаговые модели», которые помогают ребенку самому организовать процесс деятельности.
Вам помогут книги:
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментирование в детском саду. – СПб., 2007.
Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы/Под ред. И.В. Дубровиной.- М., 1999.
Если выявлена неготовность к взаимодействию с новым окружением.
Развивайте умение общаться, вступать в контакт, договариваться. Вам помогут книги:
Пазухина И.А. Давай познакомимся! СПб., 2004.
Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. – М., 2005.
Если выявлена неготовность к освоению учебной деятельности
Используйте игры на развитие психических процессов. Развивайте исследовательскую деятельность ребенка. Вам помогут книги:
Гатанов Ю.М. Развиваем логику и сообразительность.- М., 2001.
Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. – М., - СПб., 2004.
Если выявлена физиологическая неготовность.
Возможно, ребенок еще мал по возрасту. Для ускорения физиологического созревания прежде всего требуются: правильная пища (без консервантов, химических добавок), правильный режим (прогулки, полноценный сон), физическая активность. Можно рекомендовать посещение бассейна.
Сводная таблица готовности детей к школе
№
П№ п/п
| Фамилия,
имя,
возраст ребенка
| Готовность к освоению новой социальной роли ученика
| Готовность к взаимодействию с новым социальным окружением
| Готовность к освоению учебной деятельности
| Физиологическая готовность
| Самооценка и самоконтроль
| Произвольность поведения
| Мотивация
| Взаимоотношения со взрослыми
| Взаимоотношения со сверстниками
| Ориентация в правилах школьной жизни
| Готовность руки
к письму
| Кругозор
| Принятие учебной задачи
| Связная речь и фонематический слух
| Мышление
| Память
| Внимание
| Смена зубов
| Филиппинский тест
| Тест на задержку дыхания
| Оценивает себя позитивно. Самостоятельно находит и исправляет большинство допущенных ошибок
| Контролирует свое поведение, подчиняется правилам
| Комплексная при ведущем познавательном либо социальном, либо нравственном мотиве
| Контактен, доброжелателен, ненавязчив, соблюдает правила общения с учителем
| Контактен, доброжелателен, может работать в паре, группе
| Знает правила поведения в разных ситуациях
| Может успешно выполнять точные движения, в т. ч. с инструментами
| Широкий, выходит за рамки личного опыта
| Принимает и выполняет учебную задачу
| Может понятно и связно изложить свои мысли Различает звуки, их количество, последовательность
| Умеет сравнивать, обобщать, устанавливать связи
| Помнит большую часть изучаемого содержания
| Устойчивое, не менее 7-10 минут
| Появление 2-4 постоянных зубов
| Выполняет
| Высокие адаптивные возможности организма – 18 -22 секунды
| | Иванова Настя 6.0
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| | Макаров Паша 6.0
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| | Звонкин Илья 6.2
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| | Давыдова Оля 5.11
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| | Стебель Диана 5.9
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲
| ▲- зеленый цвет, показатель проявляется стабильно ▲ - желтый цвет, показатель проявляется нестабильно
▲ - красный цвет, показатель проявляется редко или не проявляется
Приложение 1.
Для выявления отношения детей к предстоящему обучению воспитатель использует беседы о школе. Они включают вопросы, позволяющие выявить отношение и знания о школе, мотивацию школьного обучения, источники знаний о школе. Примерное содержание вопросов следующее:
1. Хочешь ли ты учиться в школе? Почему? (Вопрос выявляет желание поступить учиться в школу и его мотивировку.)
2. Расскажи, что ты знаешь о школе? (Вопрос выявляет объем сведений о школьной действительности, которыми располагают дети.)
3. От кого ты узнал о школе и школьниках? (Вопрос выявляет источники информации о школе.)
4. Как ты готовишься к школе? (Вопрос направлен на выявление представлений детей о содержании подготовки к школе.)
5. Как ты будешь учиться в школе? Почему ты так думаешь? (Вопрос выявляет осознание детьми своих возможностей с позиции готовности к предстоящему школьному обучению.)
(Бабаева Т.И. «Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду», Л., 1990, С. 77)
Приложение 2.
Хочу ли я в школу
Тест для дошкольников из книги «Скоро в школу!» (С.К. Нартова-Бочавер, Е.А. Мухоротова, М., 1995, С.11-13)
1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у нас будут уроки
3. Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс.
4. Мне бы хотелось, чтобы урок длился дольше, чем перемена.
5. Интересно, что в школе предлагают на завтрак?
6. Когда я пойду в школу, то буду хорошо учиться.
7. Самое лучшее в школьной жизни – это каникулы.
8. Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детском саду.
9. Мне хочется в школу, потому, что многие ребята из моего дома уже учатся.
10. Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году.
Обратитесь к ребенку: «Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет с этими словами?» - и зафиксируйте его ответы в таблице. Если он согласится с высказыванием, поставьте после косой черты крестик (1 балл), если нет – оставьте пустое место.
1/
| 2/
| 3/
| 4/
| 5/
| 6/
| 7/
| 8/
| 9/
| 10/
|
Подсчет результатов.
1-3 балла – Ваш ребенок полагает, что неплохо живет и без школы. Следует задуматься!
4-8 баллов – да, хочется идти в школу. Только уточним, для чего? Если больше баллов в первой строке, то Ваш ребенок в основном мечтает о новых играх и друзьях. Если же больше баллов во второй строке, то он вполне представляет себе основное предназначение школы, и оно не вызывает пока отвращения.
9-10 баллов – прекрасно, если Ваш ребенок сохранит свое отношение к школе на последующие 11 лет!
Приложение 3.
|